Заседание № 192
16.11.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 373471-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао о воздушном сообщении".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1672 по 1913 из 8182
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Вопрос 8. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао о воздушном сообщении". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На рассмотрение Государственной Думы выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао о воздушном сообщении". Соглашение подписано в Макао 21 января 1999 года. Соглашение как международный договор закрепляет порядок назначения и конкретные права авиапредприятий, авиакомпаний договаривающихся сторон, предусматривает решение технических и коммерческих вопросов, касающихся выполнения полётов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях. Соглашением закреплены принципы эксплуатации договорных линий, учитывающие интересы заинтересованных авиапредприятий обеих договаривающихся сторон. Соглашение содержит норму об исключении двойного налогообложения доходов, получаемых авиапредприятиями договаривающихся сторон, то есть содержит правила иные, чем предусмотрены национальным российским законодательством. В связи с этим соглашение подлежит ратификации на основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Ратификация стала возможна лишь в настоящее время, после того как были внесены изменения в Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", которые позволили заключать международные договоры не только с государствами и международными организациями, но и с иными образованиями, обладающими в соответствии с внутренним законодательством правом заключать такие договоры. Макао по законодательству Китая имеет право самостоятельно заключать договоры и имеет полномочия на заключение СВС. Таким образом, решена проблема с СВС с Макао. Реализация данного соглашения не потребует расходов из федерального бюджета, а само соглашение будет являться основой для развития воздушного сообщения между Российской Федерацией и Макао и способствовать укреплению сотрудничества в области воздушного транспорта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад председателя Комитета по транспорту Сергея Николаевича Шишкарёва. Пожалуйста. ШИШКАРЁВ С. Н., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Существо вопроса, связанного с ратификацией Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао о воздушном сообщении, обстоятельно и подробно только что изложил вам статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Не вижу смысла делать дополнительно развёрнутый доклад. Хотел бы вас информировать о том, что Комитет Государственной Думы по международным делам дал своё заключение на этот законопроект и рекомендует его нам принять и ратифицировать соглашение. Правовое управление Аппарата Государственной Думы тоже замечаний по указанному законопроекту не имеет. В связи с изложенным комитет принял решение рекомендовать палате ратифицировать указанное соглашение. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, сразу говорите, кому адресован вопрос. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Мой вопрос докладчику. В пояснительной записке отмечается, что установление воздушного сообщения между Россией и Макао придаст дополнительный импульс развитию экономических и политических связей. Макао известен как азиатский Лас-Вегас, из отраслей экономики там наиболее ярко представлен именно этот туризм. Каким конкретно направлениям экономических связей и политических связей это придаст дополнительный импульс? Можно остановиться более подробно на том, что даёт эта ратификация? АРИСТОВ С. А. На сегодняшний день у нас нет прямого сообщения с Макао. Вы действительно правильно отметили то, что это динамично развивающийся автономный район Китайской Народной Республики. Сегодня в этом направлении наблюдается очень большой туристический поток и поток наших бизнесменов, но они вынуждены добираться туда через промежуточные пункты. Соответственно, прямые связи позволят тесно общаться и бизнесменам, и тем, кто хотел бы посмотреть этот регион Китая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Алфёрова. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ. Сапожников по карточке Алфёрова. У меня вопрос к докладчику. Сергей Алексеевич, а вот когда одиннадцать лет назад заключалось это соглашение, в вашем ведомстве никто не знал, что мы его не можем ратифицировать? То есть что это - превышение полномочий, что ли, ваших работников или как это расценивать? АРИСТОВ С. А. Я хотел бы отметить, что оценка заключению подобного рода договоров даётся не ведомством. Это договор между правительствами, и соответственно правительство полагало возможным подобное толкование закона № 101-ФЗ. Лишь после завершающей разработки и окончательного изучения правовиками было выдвинуто предложение о том, что для чистоты необходимо внести сначала изменения в закон № 101-ФЗ, что и было сделано. У нас аналогичная ситуация складывалась и с Гонконгом, то есть с тем СВС, которое ратифицировалось здесь буквально полтора месяца назад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тепляков Евгений Нодариевич. ТЕПЛЯКОВ Е. Н., фракция ЛДПР. У меня вопросы к Сергею Алексеевичу. Так как Макао - автономная территория, административный район Китайской Народной Республики, почему соглашение заключается, минуя мнение КНР? Или КНР в этом плане даёт свободу всем административным районам, входящим в её состав? И второй вопрос. В пояснительной записке указано, что соглашение подлежит ратификации в соответствии с пунктом "а" статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", но пункт "а" предусматривает ратификацию соглашений, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотрено законом. В изменении действующих законов, видимо, нет необходимости. Тогда какие правила предусмотрены соглашением, если оно требует ратификации? Спасибо. АРИСТОВ С. А. Ответ на первый вопрос. В отношении и Гонконга, который мною упоминался, и Макао имеется специальный закон, закон Китая, разрешающий этим образованиям заключать самостоятельные международные договоры. Соответственно, предварительно, до вынесения на ратификацию, подтверждения Китая о согласии на подобного рода документы нами через Министерство иностранных дел получены. То есть позиция Китая здесь, естественно, учитывается. Второе. Что касается пояснительной записки и оснований для ратификации. Я озвучил основания для ратификации: это связано с тем, что соглашение содержит нормы иные, чем в национальном российском законодательстве, исключение двойного налогообложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Есть ли необходимость кому-то выступить? Один записавшийся - Селезнёв Валерий Сергеевич. Пожалуйста, включите микрофон. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое. Мы так и не услышали каких-то внятных ответов на те вопросы, которые задавала фракция ЛДПР по ратификации данного соглашения. Между тем придётся прояснить истинные, наверное, причины, которые обусловливают необходимость ратификации данного соглашения, и пускай тогда коллеги оценят, насколько необходимо торопиться с ратификацией. В пояснительной записке, как я уже говорил, отмечается, что осуществление воздушного сообщения между Россией и Макао придаёт дополнительный импульс развитию экономических и политических связей. Я задал об этом вопрос - какие именно экономические и политические связи и именно с Макао мы будем развивать, но не услышал на него ответа. Мы, конечно, относимся с уважением к независимым государствам и автономиям. Специальный административный район Макао с населением пятьсот двадцать тысяч человек вызывает симпатию и добрые чувства. Бесспорно, место это приятное во всех отношениях: туризм, развлечения игровые, мягкий климат - такой маленький островок Европы среди огромной величественной Азии. Всё это хорошо, однако не очень понятно, какие именно направления торгово-экономического сотрудничества мы там хотим развивать. Макао славится как центр игровых заведений, азиатский Лас-Вегас. Само слово "макао" стало нарицательным, как одноимённое название азартной игры. Если после закрытия казино в Москве кого-то прельщает именно этот аспект жизнедеятельности Макао, то для доступа к нему не требуется специально открывать через такую ратификацию воздушное сообщение. Непонятно вообще, для чего мы тогда закрывали казино в России, для чего мы сейчас активно пытаемся развивать четыре игровые зоны, хотя мы считаем, что и эти четыре игровые зоны России абсолютно не нужны, пора запретить на всей территории России те игры, которые обкрадывают и без того достаточно бедное население нашей страны. Ну а сейчас мы этим актом заботимся о том, чтобы высокоскоростные суда доставляли побыстрее наших туристов, славящихся своей зависимостью от игромании и имеющих деньги, из России напрямую в Макао, хотя в принципе туда добраться можно через тот же самый Гонконг, ратификацию соглашения, аналогичного данному, мы поддержали несколько месяцев тому назад, в мае этого года. Ещё одна особенность Макао, и докладчик о ней сказал, но только как-то он сказал очень скромно - он сказал об избежании двойного налогообложения. Так вот я рассказываю, что такое на сегодняшний день Макао. В Гонконге его даже называют тихим налоговым конкурентом Гонконга. Здесь нет косвенных налогов, НДС и налога с продаж, нет таможенных пошлин и экспортных сборов, налогов на наследование и дарение также нет. Ставка корпоративного налога, то есть налог на прибыль, ниже, чем в Гонконге. Необлагаемый минимум по налогу на прибыль в 2010 году установлен в размере примерно 760 тысяч рублей для доходов, полученных в предыдущем налоговом году. Резидентство для налоговых целей не имеет значения. То есть, по-русски говоря, эта налоговая система распространяется на всех, в том числе и иностранных - российских - граждан. По сути дела, это оффшор, который был провозглашён 18 октября 1999 года и с 1 ноября заработал в полную мощь. Наверное, таким образом авторы данного законопроекта заботятся о тех, кому не хочется или не удаётся по каким-то причинам попасть в Лондон, для того чтобы там совершать различные операции, легализующие их не совсем законно приобретённые денежные доходы. Ну, кто хочет в Азию - пожалуйста, путём таких ратификаций облегчается путь. Примечательно, что Макао является членом ВТО, а Россию уже много лет обещают туда принять, если она будет себя хорошо вести, прежде всего в отношениях с Грузией. Причём автономия принята в ВТО с 1 января 1995 года, то есть ещё до того, как она перестала быть колонией Португалии. Если представить, что какие-то российские субъекты хозяйственной деятельности стремятся в этот оффшорный рай, то регулярное авиасообщение придётся как раз кстати именно для них, но боюсь, что у них у каждого есть возможность купить чартер и мы не загрузим данные линии желающими там поиграть и спасти свои денежные сбережения. Поэтому, прежде чем наша фракция примет решение о голосовании, всё-таки хотелось бы услышать от докладчиков, ради чего и для чего мы так торопимся ратифицировать такое соглашение, когда у нас нет аналогичных соглашений со странами Африки, где мы имели исторические связи мощные, которые позволяли развивать там и атомную энергетику, и добычу полезных ископаемых, и развитие инфраструктурных проектов. То же самое у нас со странами Латинской Америки. У нас какие-то странные приоритеты. Ну давайте в конце концов определимся со своими приоритетами во внешней политике! И когда Комитет по международным делам, членом которого я являюсь, даёт положительное заключение на такого рода ратификацию... Я, правда, не помню, чтобы мы обсуждали данную ратификацию, может быть, я в силу каких-то уважительных причин пропустил это заседание комитета. Но тем не менее непонятно, почему мы, не думая, даём добро на такого рода ратификации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступление докладчика с заключительным словом. Отказывается. Мы обсудили 8-й вопрос и выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6425 по 6442 из 8182
8-й вопрос. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао о воздушном сообщении". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 03 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Результат: принято Принято.