Заседание № 59
14.11.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 37275-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части возложения на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации полномочий по учёту и уточнению сведений в списках избирателей, участников референдума).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5693 по 6035 из 7174
16-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Уважаемые коллеги, целесообразно законодательно утвердить передачу органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену паспортов, не реже чем один раз в месяц сведений о фактах регистрации, снятия с регистрационного учёта по месту жительства граждан, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации с указанием следующих персональных данных гражданина: фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, пола, гражданства, адреса места жительства, вида документа, удостоверяющего личность, серии и номера этого документа, наименования или кода органа, выдавшего документ, даты выдачи документа - непосредственно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума. В действующем законодательстве существует норма, при которой не реже чем один раз в три месяца органы, осуществляющие воинский учёт, сообщают о гражданах Российской Федерации, призванных и уволенных с военной службы, поступивших по контракту на военную службу, а органы уголовно-исполнительной системы - о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, сведения главе местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения. Для избирательной системы уточнение списков избирателей в течение трёх месяцев - огромный срок, при этом в списках избирателей будут большие неточности. В случае сокращения срока передачи персональных данных с трёх до одного месяца в несколько раз уменьшится число неточностей в списках избирателей, что приведёт к чистоте избирательной системы в целом. Также в данном пункте предлагается напрямую, без участия третьих лиц, передавать персональные данные в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Для консолидации законодательства о регистрации (учёте) избирателей, участников референдума, для установления численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума, осуществляемых в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учёта) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, необходимо в федеральный закон внести соответствующие изменения. Основной идеей данного законопроекта является недопущение подделки списков избирателей. О подделках списков свидетельствуют обращения от избирателей, которые сообщают, что в их квартирах, домах якобы прописаны незнакомые люди, которые имеют право голоса и пользуются этим во время избирательной кампании. Законопроектом предлагается опубликовывать персональные данные всех избирателей в сети Интернет, при этом каждый избиратель будет иметь возможность, не тратя времени на хождение в избирательную комиссию, проверить точность списков избирателей в отношении себя и своих близких. При данной норме мошенники от избирательного законодательства не будут иметь возможности заниматься фальсификацией списков избирателей. Необходимо отметить, что данная инициатива подпадает под действие Федерального закона "О персональных данных", но, если перед избирателями поставить вопрос о том, что они выбирают - открытость их персональных данных (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, число, месяц, год рождения) или возможность незаконного вписывания людей для фальсификации выборов, ответ будет однозначным: чистоту избирательной системы. Для того чтобы не был нарушен закон "О персональных данных", законопроектом предлагается на ближайших выборах, которые в России проводятся уже каждый год, членам участковых избирательных комиссий брать у избирателей согласие на опубликование их персональных данных в сети Интернет на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Также предлагается закрепить работу по ведению учёта избирателей, участников референдума в социальных сетях Интернет и размещению данной информации на официальных сайтах избирательных комиссий в субъектах за избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Законопроектом также предлагается внесение соответствующих изменений, с тем чтобы избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при выявлении факта незаконного включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках до передачи списков избирателей имели возможность самостоятельно проводить работу по устранению ошибок или неточностей в указанных списках. В действующем законодательстве закреплена норма, в соответствии с которой первый экземпляр списка избирателей подписывается председателем и секретарём комиссии, - получается, что информация является закрытой для всех членов комиссии, а они имеют равные права. К тому же это может привести к различным искажениям. В связи с этим предлагается внести изменение в статью федерального закона, которой регламентируется порядок подписания первого экземпляра списков избирателей, и установить, что первый экземпляр списка подписывается всеми членами избирательной комиссии, присутствующими в момент составления списка избирателей. Поскольку часто возникают ситуации, позволяющие критиковать избирательную систему, необходимо серьёзным образом реформировать избирательное законодательство. Прошу депутатов всех фракций поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу. Сразу скажу, что по данному законопроекту, если вы внимательно посмотрите все прилагаемые документы, имеются достаточно подробные и обоснованные замечания, которые содержатся в заключении Государственно-правового управления, в заключении комитета. Можно их воспроизвести, но я буквально вкратце остановлюсь на двух следующих положениях, к которым сводятся основные замечания. Первое. Предлагаемые изменения будут вносить определённую неразбериху в порядок ведения учёта избирателей, которое предполагается возложить на избирательные комиссии. В то же время избирательные комиссии уже осуществляют определённые полномочия, в том числе у них есть право внесения изменений в списки избирателей. Отмена действующего порядка, при котором главы муниципалитетов осуществляют учёт избирателей, может повлечь определённые сложности при формировании информации, которая требуется для решения иных вопросов местного значения, так или иначе главы муниципалитетов должны обладать информацией о проживающих на территории того или иного муниципального образования. Кроме того, опубликование в открытом доступе, в сети Интернет, персональных данных избирателей без их согласия нарушает положения закона "О персональных данных", и, естественно, мы можем предположить, что далеко не все граждане согласятся с тем, чтобы их персональные данные были опубликованы в открытом доступе. Вот вкратце эти аргументы. На основании изложенного комитет рекомендует данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, всё понятно, аргументы ясны, но мы прекрасно знаем, что в реальной жизни действительно любой человек с улицы имеет право зарегистрироваться во время голосования, и это ненадуманная история. По ряду выборов в Нижегородской области мы лично, так сказать, зафиксировали подобные случаи нарушений, когда человек на один участок приходит и регистрируется, на второй, на третий. И так можно ходить и голосовать, что, собственно, и делают, используя административный ресурс. Поэтому проблема, как говорится, имеет место, и необходимо вносить изменения. Что касается нарушения прав наших граждан с точки зрения персональных данных, то вы правы, - наверное, в Интернете размещать нельзя, а вот отменить норму о том, что в день голосования прийти, зарегистрироваться и проголосовать - это, конечно, необходимо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Ну, вопроса как бы не прозвучало, тем не менее... Уважаемый Николай Фёдорович, те проблемы, которые вы обозначили, всё-таки должны решаться в несколько ином порядке, и уж точно они не имеют отношения к рассматриваемому нами законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виталий Александрович Южилин. АФОНСКИЙ В. И. Сергей Евгеньевич, Афонский Владимир Игорьевич по карточке Южилина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. АФОНСКИЙ В. И. Уважаемый Ян Викторович, хотелось бы задать вот такой вопрос: а какие исследования вы проводили перед тем, как сделали вывод о том, что большинство граждан готовы опубликовать свои персональные данные в сети Интернет? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Яну Викторовичу Зелинскому микрофон включите. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Благодарю за вопрос. Вы знаете, в последние десять лет я работал в разных избирательных комиссиях, разных уровней: участковой, территориальной, областной - а до этого являлся координатором регионального отделения и в силу своей профессиональной деятельности очень много общался с избирателями. И поверьте, 99 процентов избирателей, с которыми я общался, готовы выкладывать свои данные, тем более что это данные... Я уже говорил, какие нужно будет указывать данные, это три вида данных - фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес регистрации, чтобы проверить, что в данной квартире никого не прописали, никакого подлога нет. И люди соглашаются с этим, наши люди хотят честных, чистых выборов и для этого готовы даже пожертвовать своими персональными данными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Мы, безусловно, поддержим этот законопроект, потому что это наш законопроект - наш депутат его внёс. Он не лишён, конечно, каких-то недостатков, но, по нашему мнению, они вполне устранимы ко второму чтению. Вопрос о том, какие будут опубликованы персональные данные, - это вопрос обсуждения, можно было бы договориться и о других, может быть, это будут фамилия, имя, отчество и, грубо говоря, только название улицы, чтобы они не были настолько персонифицированы, чтобы можно было человека по адресу найти. Всё это можно обсуждать, например, можно было бы ограничиться улицей или микрорайоном - это было бы вполне логично и ничьих прав не ущемляло бы. Но вопрос даже не в персональных данных, не в их защите, вопрос в другом. Хотелось бы обратить внимание коллег-депутатов на то, как называется закон, по которому все мы избраны, - Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав...". По нашему мнению, фракции ЛДПР, нет никаких серьёзных, существенных гарантий избирательных прав граждан, в частности гарантий того, что голос избирателя будет сохранён и действительно будет отражён в мандатах тех или иных политических сил, представленных в законодательных собраниях, на уровне местного самоуправления, глав муниципальных образований, что это найдёт своё выражение. Вопрос в том, Дмитрий Фёдорович, что проблемы несовершенства избирательного законодательства в отношении списков избирателей открывают возможности для такого способа фальсификации, или, так скажем, такой избирательной технологии, как "карусель". Это известный способ, кому-то он известен, так сказать, с хорошей стороны, кому-то - с плохой. Таким образом, пока не будет чёткого контроля, чёткого учёта и гарантий невмешательства в эти списки со стороны кого бы то ни было: членов участковых избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий - до тех пор подобная технология будет применяться. Если вы считаете, что здесь нет причинно-следственной связи, то я вас разуверю. Вот буквально недавно, меньше месяца назад, 28 октября текущего года прошли выборы в Верховную Раду Украины. Я не берусь говорить, что они были более демократичны или что у них там лучше ситуация с демократическими институтами и с гражданским обществом. Скорее всего, это не так, но тем не менее вот в качестве наблюдателя я не увидел никаких манипуляций со списками избирателей - никаких "каруселей", никаких голосований на дому. Всё-таки это очень приятно, вызывает уважение и развеивает, может быть, какие-то сомнения, так сказать, в недостаточной легитимности выбора украинцами депутатов своего парламента, поскольку на дому там проголосовали, например, не более 2 процентов, а где-то этот показатель был менее 1 процента. Но когда в некоторых наших регионах... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Николаевич, вам добавить ещё несколько минут? Четыре. ДИДЕНКО А. Н. В некоторых наших регионах голосовали на дому порядка четверти избирателей. Ну, понятно и совершенно очевидно, что, если целенаправленно штаб кандидата или политической партии задолго до дня голосования не ведёт эту работу, невозможно добиться таких показателей. Все знают, что эти списки составляют собесы, что с этих людей, которые вполне в состоянии прийти на избирательный участок в день голосования, а может быть, они этого даже хотят, заранее собираются заявки, и затем с переносной урной к ним приходят. Конечно, там уже, на дому, никакой агитации нет - сейчас, слава богу, политическим партиям удаётся перекрывать этот способ фальсификации, - но с ними уже поработали заранее, и понятно, за каких кандидатов они ставят галочку в избирательном бюллетене. То же самое со списками избирателей. По закону о выборах на Украине невозможно внести изменения в список избирателей за три дня до дня голосования: они прошиты, пронумерованы, проштампованы, и ничего с ними сделать уже нельзя. Безусловно, в день голосования у партии меньше возможностей и ресурсов для того, чтобы проконтролировать то или иное нарушение, тем более в такой ситуации, когда против оппозиционных партий работает весь механизм местной администрации или аппарат местного, регионального правительства. Поэтому если у нас будут голосовать на дому менее 2 процентов избирателей и граждане и члены избирательных комиссий, наблюдатели будут уверены в том, что уже неделю к спискам избирателей никто не прикасался, а то, что они видели на участке, будет сохранено и в день голосования никаких лишних фамилий, никаких дополнительных списков там не появится, то и результаты голосования не будут вызывать ни у каких политических сил каких-то сомнений. У нас всё далеко не так гладко со списками избирателей. Я напомню, что по результатам выборов в Государственную Думу было принято решение создать комиссию, межфракционную группу по совершенствованию избирательного законодательства. Но, Дмитрий Фёдорович, по-моему, она ни разу так и не собиралась, а если собиралась, то один раз, чтобы определить план работы, наметить какие-то рубежи, но больше никто никого не собирал. Практически все оппозиционные фракции за этот год вносили неоднократно законопроекты по вопросам усовершенствования избирательного законодательства, или, как любит Геннадий Андреевич говорить, по ремонту избирательной системы, - ни разу на эти законопроекты положительного заключения комитета не было. Поэтому всё-таки хотелось бы на самом деле искренне какой-то продуктивной работы. И поверьте, не всё совершенно в избирательном законодательстве, может быть, где-то порой оппозиционные партии перегибают и слишком революционные идеи предлагают, но оно в дальнейшей корректировке и реформировании, поверьте, нуждается. И наши избиратели об этом уже не то что говорят, а кричат, потому что явка в 12 или 15 процентов на уровне центра субъекта муниципального образования - это просто яркая, вот лучше не придумаешь, демонстрация отношения наших избирателей к существующей избирательной системе: подавляющее количество избирателей в неё не верят и в этих выборах участвовать не хотят. Поэтому от нас с вами зависит, насколько мы сможем людей переубедить, для того чтобы достигать хотя бы тех результатов, которые были, 30-40 процентов явки на тех или иных выборах. Спасибо за понимание. Я надеюсь, что законопроект коллеги по фракции ЛДПР будет в первом чтении принят, а ко второму все замечания и поправки наших коллег будут учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И. Мнение фракции таково: мы можем вести долгие философские дискуссии, как это предлагает сделать уважаемый коллега Алексей Николаевич Диденко, но, к сожалению, истина состоит в том, что по поводу порядка обеспечения точности учёта избирателей и участников референдума, а также достоверности списков избирателей... На самом деле истина очень проста: мы не можем принимать федеральный закон, который противоречит другому федеральному закону, в данном случае Федеральному закону "О персональных данных". Фракция против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Буду очень краток. Довожу до сведения коллег, и в частности Яна Викторовича, что около двух лет назад проводили исследования, было опрошено около тысячи респондентов, и более 60 процентов из них не желают размещать свои персональные данные в сети Интернет, однозначно за размещение - плюс-минус 15-16 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович, будете выступать ещё? Нет? Дмитрий Фёдорович? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 41 сек.) Проголосовало за 197 чел.43,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.