Заседание № 163
01.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 372345-8 "О гарантировании прав по договорам страхования жизни в целях защиты интересов физических лиц".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2495 по 2701 из 4391
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О гарантировании прав по договорам страхования жизни в целях защиты интересов физических лиц". Докладывает Николай Григорьевич Цед. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень важный и нужный законопроект предлагается вашему вниманию. В какой-то мере это аналог закона о защите вкладов наших граждан в банках Российской Федерации. Законопроект предусматривает лимит, который будет выплачиваться при наступлении страхового случая. При страховании жизни и здоровья это 2,8 миллиона рублей, при страховании риска смерти лимит определяется в 10 миллионов рублей. Оператором по данному законопроекту будет выступать Агентство по страхованию вкладов. Выплаты будут производиться через фонд гарантирования прав наших граждан при заключении договоров страхования жизни. Надзорную деятельность будет вести Центральный банк Российской Федерации, и он же будет координировать эту деятельность. По законопроекту поступили замечания по линии Правительства Российской Федерации и от Государственно-правового управления президента. Они, конечно же, будут рассмотрены и учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Комитет поддерживает данный законопроект и просит проголосовать за него. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Николай Григорьевич, мы не так часто обсуждаем законы, для вступления которых в силу требуется достаточно длительное время - два года с момента официального опубликования. Есть перечень актов федерального законодательства, которые подлежат принятию, изменению и так далее, - насколько я понимаю, в этом перечне нет никаких нормативных правовых документов, которые необходимо разработать или принять для того, чтобы этот закон вступил в силу. Скажите, пожалуйста, почему у нас два года, такой срок большой? ЦЕД Н. Г. Абсолютно верно говорите, два года - это как раз тот срок, который необходим для внесения изменений в законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О страховании вкладов..." и "Об организации страхового дела...". Поэтому и требуется два года, для того чтобы эти изменения внести и закон вступил в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Николай Григорьевич, первое, как вам всё время удаётся в обход правительства вносить такие законопроекты? Обычно то, что требует денег, каких-то согласований дополнительных, вносится их представителями через ваш Комитет по финансовому рынку, через депутатов. И второй вопрос. Требуются ли какие-то дополнительные расходы с точки зрения и потенциальных страхователей, и докапитализации, возможно, Агентства по страхованию вкладов вот по прошествии этих двух лет? Может быть, это как-нибудь отразится на ставках страхования для всех, а не только для тех, кто страхует свою жизнь и здоровье? ЦЕД Н. Г. На самом деле дополнительные расходы не потребуются, поскольку законопроект предусматривает как раз ежеквартальные взносы, которые будут перечисляться страховыми компаниями в Агентство по страхованию вкладов, как раз из этих взносов, которые будут регулярно вноситься, и будут осуществляться выплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Григорьевич, складывается такое впечатление, что за данной инициативой стоит задача создания очередной монополии в сфере страхования в интересах заказчиков. Непонятно, как вы поднимете уровень доверия граждан, если в рамках законопроекта не обозначены конкретные проблемы, которые вы предлагаете решить. Вопрос: чем вас не устраивает существующая система гарантирования прав и законных интересов страхователей? Обозначьте конкретные проблемы. ЦЕД Н. Г. Я абсолютно с вами не согласен. Проблему вы сами обозначили: гражданин при заключении договоров страхования жизни и рисков смерти на текущий момент не защищён. Так вот для того, чтобы было гарантировано право на его защиту, и разработан данный законопроект, который предлагается к принятию. Вот, если коротко, ответ на вопрос, который вы подняли. Сегодня, ещё раз повторяю, гражданин не защищён, для этого и нужен закон. Я уже об этом говорил. Это аналог закона о защите вкладов наших граждан в банках Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Григорьевич, у меня вопрос перекликается с вопросом Алексея Владимировича. Функция оператора системы гарантирования возлагается на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов". Не повлечёт ли это за собой увеличения, например, штатной численности этой конторы? Повлечёт ли дополнительные расходы? Хотя вы сказали, что не повлечёт, но имеется в виду конкретно в связи с увеличением штатной численности. ЦЕД Н. Г. Корпорация "Агентство по страхованию вкладов" как раз и существует для того, чтобы осуществлять подобную деятельность. И конечно, кроме страхования вкладов они будут проводить работу, касающуюся страхования жизни. На мой взгляд, конечно, это не повлечёт за собой существенных расходов по штатному расписанию, но сейчас сложно сказать. Когда агентство начнёт работу, может быть, и будут какие-то изменения в штате. Хочу повторить, что агентство существует не само по себе - надзор за агентством осуществляет Центральный банк Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яровая Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Николай Григорьевич, ну вот ключевым здесь является добровольное страхование жизни. А мы ранее внесли в законодательство важнейшую норму, которая обеспечивает защиту граждан от необоснованных премий в адрес страхователя, для того чтобы при заключении договора вы, как гражданин, знали, сколько пойдёт на посредников, на тех, кто никакого отношения к выплатам по договору вам, как гражданину, не имеет. Вот сейчас вы предлагаете новую систему, и, возможно, она в целеполагании неплохая, но каким образом возрастут ваши вклады, как гражданина, в это страхование, сколько вы будете тратить на содержание ещё дополнительно посредников через эту систему или как вы будете защищены от таких рисков? ЦЕД Н. Г. Уважаемая Ирина Анатольевна, я не понимаю, о каких посредниках идёт речь, поскольку гражданин заключает договор страхования жизни, и как раз законом, проект которого мы предлагаем, он и будет защищён. Что касается выплат. Если, допустим, произошёл страховой случай, гражданин получит страховую премию. Если страховая компания, допустим, обанкротилась, если страховая компания лишена лицензии, то как раз Агентство по страхованию вкладов и будет возмещать ущерб. Если мы говорим о риске смерти и последующих выплатах, то, понятно, пропорционально наследуемым эти выплаты будут осуществляться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Николай Григорьевич, абсолютно согласен с предыдущими депутатами, которые задавали вопросы. Всё-таки ответьте чётко, вот каково ваше мнение: произойдёт ли удорожание стоимости, это во-первых, а во-вторых, так как будет удорожание стоимости, а оно, возможно, будет, не потеряет ли доступность данный вид услуги? И ещё. Не думаете ли вы, что введение системы финансовой гарантии приведёт к снижению финансовой дисциплины страховщиков? Они просто переложат свои риски на данное агентство. ЦЕД Н. Г. Что касается тех выплат, которые будут осуществлять страховые компании, ну, есть предварительный расчёт - будет 0,003 ежеквартально отчисляться в Агентство по страхованию вкладов. Ещё раз хочу повторить, что данный законопроект, и я в этом абсолютно убеждён, направлен на защиту наших граждан. Я не думаю, что это - вот вы вопрос поднимаете - повлияет на определённую тарификацию и, соответственно, приведёт к удорожанию тарифа по страхованию. Я не думаю, что будут какие-то существенные величины. Но хочу повторить, это принципиально: законопроект очень важен, он нужен, потому что мы должны защитить наших граждан в этой части, так же как мы защищаем их вклады. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, я действительно по ведению. У нас в повестке дня под пунктом 18 значится законопроект о льготном приёме инвалидов в средние профучебные заведения, по определённой квоте. К сожалению, мы имели отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. Я обсудил эту тему с министром просвещения Сергеем Сергеевичем Кравцовым - он готов поддержать этот законопроект, но, возможно, в несколько изменённой редакции. У меня большая просьба, коллеги, перенести этот законопроект на более позднее время и рассмотреть по обычной процедуре, когда мы сможем, я надеюсь, согласовать его с Министерством просвещения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений - 18-й вопрос перенести, сегодня не рассматривать? Решение принято. Николай Григорьевич, спасибо, присаживайтесь, вопросы все. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 02 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно законопроект.