Заседание № 147

14.02.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 372318-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу об ограничении избирательных прав граждан Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2590 по 2788 из 6964
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович     
Иванов.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, все присутствующие! История с данным            
законопроектом является ярким примером того, что в нашей родной                 
Государственной Думе действует принцип: если нельзя, но очень хочется, то       
можно. Сегодня в третьем чтении мы с вами будем принимать, ну, голосовать,      
так скажем, за аналогичный законопроект, который, как доложил представитель     
комитета, был внесён во исполнение решения Конституционного Суда, трали-вали    
и тому подобное. Напомню вкратце смысл.                                         
                                                                                
Как вы помните, Конституционный Суд указал, что у нас, слава богу, не средние   
века и лишенцев в стране не должно быть, а также не должно быть никакого        
избирательного ценза, кроме возрастного ограничения, поэтому то ограничение,    
которое парламентское большинство приняло, практически пожизненно лишив         
избирательных прав лиц, когда-то судимых, Конституционный Суд посчитал          
несостоятельным и предложил определиться с тем, каким будет порядок. Ну вот     
мы и определились, вернее, не мы, а те, кто внёс законопроект, который сейчас   
в третьем чтении будет рассматриваться, как я уже говорил: человек, который     
был осуждён за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, после того    
как отсидел, прошли сроки, судимость погашена, после этого он ещё               
соответственно десять или пятнадцать лет будет поражён в правах.                
                                                                                
Фракция ЛДПР посчитала, что это абсолютно неправильный подход. Поверьте,        
коллеги, мы не за то, чтобы ужасно аморальные лица шли во власть, но мы за      
то, чтобы исполнялась Конституция, а в Конституции всё написано просто, чётко   
и ясно: "Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом   
недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору".   
Две категории - всё! В результате мы в соответствии с решением                  
Конституционного Суда внесли свой законопроект (кстати, заметьте, коллеги:      
внесли всего на три дня позже, чем был внесён законопроект, нашими уважаемыми   
коллегами из фракции, составляющей большинство в Государственной Думе),         
которым предлагается, чтобы все лица, которые отбыли своё наказание, имели      
право быть избранными, но при этом чтобы и избиратель имел право знать, что     
эти лица были осуждены, соответственно, в избирательных бюллетенях и в          
информационных материалах эта информация в обязательном порядке должна быть.    
А дальше уже избиратель имеет полное право сделать свой выбор, достоин этот     
человек быть избранным в органы власти или не достоин.                          
                                                                                
Ну, к сожалению, комитет посчитал, что это не альтернативный законопроект,      
хотя предмет ведения законопроектов один и тот же, свой протолкнул вперёд,      
наш забыл, и вот сегодня я имею честь вам о нём доложить. Опять же нам сейчас   
будут говорить, что он абсолютно неправильный, что он не соответствует          
действительности, но тех, кто сейчас будет нажимать кнопку, я хочу спросить:    
скажите, пожалуйста, почему, по вашему мнению, человек, если его можно          
назвать человеком, изнасиловавший тринадцатилетнего ребёнка, не имеет права     
избираться, а человек, изнасиловавший четырнадцатилетнего ребёнка, имеет        
право избираться?! Вот когда вы ответите себе на этот вопрос, тогда вы с        
чистой совестью сможете нажать кнопку! (Шум в зале.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Конституционный    
Суд Российской Федерации не в одном, а в нескольких постановлениях отмечал,     
что ограничения пассивного избирательного права, ограничения активного          
избирательного права могут быть установлены федеральным законом и могут быть    
несколько шире, чем те ограничения, которые установлены соответствующей         
статьёй Конституции Российской Федерации.                                       
                                                                                
Что касается данного законопроекта.                                             
                                                                                
Мы считаем, что та концепция, которую, надеюсь, мы сегодня поддержим, - в       
части выборов депутатов Государственной Думы и в части установления             
ограничений пассивного избирательного права в законе "Об основных гарантиях     
избирательных прав...", то есть в 67-м законе, базовом, - более верно и точно   
отражает положения постановления Конституционного Суда, которое было            
провозглашено 10 октября прошлого года и которым было установлено, во-первых,   
что ограничения могут быть, они могут быть установлены федеральным законом,     
во-вторых, что они не должны носить пожизненный характер, должны иметь          
определённый срок. И Конституционный Суд особо отметил, что в ряде случаев,     
когда человек был осуждён за совершение особо тяжких, тяжких преступлений,      
срок ограничения пассивного избирательного права может превышать сроки          
судимости.                                                                      
                                                                                
В точном соответствии с текстом постановления Конституционного Суда от 10       
октября прошлого года мы подготовили законопроект, который направлен на         
исполнение постановления Конституционного Суда, и сегодня он будет              
рассматриваться в третьем чтении, концептуально он абсолютно иной. Тем          
законопроектом, который предложен нашим коллегой и который мы сейчас            
обсуждаем, вообще снимаются все ограничения пассивного избирательного права -   
не только вновь предлагаемые, но и те, которые уже установлены                  
законодательством и действуют, - у нас иная концепция, поэтому признать эти     
законопроекты альтернативными, конечно же, невозможно, здесь два абсолютно      
разных концептуальных подхода.                                                  
                                                                                
Мы предлагаем данный законопроект отклонить в связи с тем, что поддерживаем     
иную концепцию подхода к установлению ограничений пассивного избирательного     
права, ту, о которой я вскользь упомянул.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Сергею Владимировичу Иванову.                    
                                                                                
Может быть, не очень чётко в документах прописано у вас, но, согласитесь,       
преступление преступлению рознь: один украл, скажем, мешок сахара, потому что   
он давно безработный и дома есть нечего, а другой украл 2 миллиарда рублей,     
как это было в Министерстве обороны. И наверное, в первом случае                
действительно, вы правы, можно простить и дать возможность избираться, а во     
втором случае, мне кажется, надо пожизненно запретить избираться, а то те,      
кто ворует миллиарды, обычно, если даже их посадят, через полгода выходят,      
потому что их адвокаты подведут под какую-то статью амнистии, а ещё через год   
оказываются в наших рядах, в рядах депутатов Государственной Думы, имея за      
плечами 3-5 украденных миллиардов, и ведут совершенно другую политику. Может    
быть, действительно, если закон пройдёт - хотя я в этом сомневаюсь, - ко        
второму чтению какую-то градацию по степени тяжести преступлений всё-таки       
сделать? Одно дело - тысяча рублей, а другое дело - миллиард.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Владимир Николаевич, Конституция запрещает устанавливать           
подобные ограничения, это во-первых. А во-вторых, тех, кто ворует миллиарды,    
обычно не избирают, их назначают, переводят из одного министерства в другое,    
из третьего в четвёртое и так далее.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Депутат Мархаев.                  
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, безотносительно к предлагаемому законопроекту хотел          
отметить, что мы с вами почти каждую сессию рассматриваем какое-нибудь          
изменение избирательного законодательства. В связи с этим мне хотелось бы       
обратить ваше внимание, особенно коллег из профильного комитета, на то, что     
избирательное законодательство в демократическом правовом государстве должно    
отличаться крайней степенью стабильности. Очень жаль, что в нашей               
отечественной Конституции не закреплена отдельная глава, посвящённая            
избирательным гарантиям, однако я призываю вас пересмотреть скорость            
штамповки изменений в 67-й федеральный закон. Обратите внимание хотя бы на      
норму, введённую в 2012 году, не позволяющую избираться гражданам, когда-либо   
осуждённым за тяжкие или особо тяжкие преступления: хорошо, что                 
Конституционный Суд признал её не соответствующей Конституции, тем не менее     
эта норма успела поставить заградительный барьер многим достойнейшим            
кандидатам на выборах в 2013 году. И речь здесь не о том, что преступники       
должны быть во власти, а о том, чтобы граждане Российской Федерации,            
способные и желающие помогать народу, имели право быть избранными.              
                                                                                
Ещё раз обращаю внимание на то, что конституционное право избирать и быть       
избранным подразумевает стабильность и предсказуемость в правилах игры, а       
постоянное внесение изменений в правила игры в зависимости от градуса           
политической активности тех или иных групп или личностей подрывает сам          
демократический, правовой и конституционный институт выборов. Обращаю на это    
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не      
поддерживает предлагаемые законопроектом изменения федеральных законов "Об      
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и    
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской      
Федерации", исключающие положения о лицах, которым запрещено избираться в       
органы государственной власти и органы местного самоуправления, за              
исключением указанных в части 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации      
граждан, признанных судом недееспособными, и граждан, содержащихся в местах     
лишения свободы по приговору суда.                                              
                                                                                
Автор законопроекта полагает, что введённые дополнительные ограничения          
пассивного избирательного права противоречат Конституции Российской             
Федерации. По-видимому, автором не учтено другое положение Конституции,         
закреплённое в части 3 статьи 55, в соответствии с которым права и свободы      
человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в   
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,               
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения     
обороны страны и безопасности государства.                                      
                                                                                
Следует отметить, что и Конституционный Суд Российской Федерации в своём        
постановлении от 10 октября 2013 года сформулировал правовую позицию, в         
соответствии с которой не исключается возможность ограничения пассивного        
избирательного права федеральным законом, так как право быть избранным в        
органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно       
связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять          
политическую власть. При этом правовая демократия должна быть устойчивой,       
располагать эффективными правовыми механизмами, способными охранять её от       
злоупотреблений и криминализации публичной власти. В связи с этим введение      
ограничения права быть избранными на публичные должности для определённых       
категорий граждан, устанавливаемое федеральными законами на основе вытекающих   
из Конституции Российской Федерации критериев, представляется вполне            
обоснованным и закономерным.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Законопроект выносим на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5977 по 5993 из 6964
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые        
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              115 чел.25,6 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    120 чел.                                          
Не голосовало                 330 чел.73,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён.