Заседание № 17

02.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 372309-3 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о наделении субъектов Российской Федерации правом принимать законы об установлении административных наказаний в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5703 по 5707 из 6848
Пункт 31 - проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс            
Российской Федерации об административных правонарушениях". Представитель        
Законодательного Собрания Оренбургской области присутствует? Тоже не            
присутствует.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5750 по 5869 из 6848
Пункт 31. Также Законодательное Собрание Оренбургской области попросило         
доложить Когана Александра Борисовича. В зале у нас Александр Борисович? В      
зале. Мы рассматриваем проект федерального закона "О внесении изменения в       
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста.   
                                                                                
КОГАН А. Б., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Проект федерального         
закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об                   
административных правонарушениях" вносится Законодательным Собранием            
Оренбургской области, чтобы предоставить субъектам Российской Федерации право   
своими законами устанавливать административные наказания в виде конфискации     
орудия совершения или предмета административного правонарушения.                
Возникновение данной инициативы связано со сложной ситуацией, сложившейся в     
Оренбургской области в связи со значительным ростом производства, сбыта и       
потребления крепких спиртных напитков домашней выработки, неэффективным         
применением законов в субъектах Федерации, устанавливающих ответственность за   
это, и некоторыми другими правонарушениями без возможности конфискации орудия   
совершения или предмета административного правонарушения. Сегодня в связи с     
ростом цен на легальную алкогольную продукцию увеличение доли самогона в        
употреблении крепких спиртных напитков наблюдается не только на селе, но уже    
намечается и в городе, что может привести к вовлечению в его производство и     
организованной преступности и, как следствие, к взрыву роста числа такого       
вида правонарушений.                                                            
                                                                                
Актуальность данной проблемы... В Думе текущего созыва рассматривается уже      
восьмой законопроект, в котором субъекты Российской Федерации просят внести     
изменения в административный кодекс Российской Федерации по данному виду        
правонарушений.                                                                 
                                                                                
5 марта Государственной Думой был принят парламентский запрос Правительству     
Российской Федерации о мерах по борьбе с изготовлением в целях сбыта и со       
сбытом крепких спиртных напитков домашней выработки. В настоящее время запрос   
рассматривается Правительством Российской Федерации, есть поручения             
соответствующим министрам. Аналитика по нему должна быть готова в начале        
апреля. По результатам его рассмотрения предполагается подготовить              
законодательные инициативы, направленные на комплексное решение указанных       
проблем. В том числе имеет смысл учесть концептуальное предложение              
рассматриваемого законопроекта по применению меры наказания в виде              
конфискации алкогольной продукции домашней выработки и оборудования для ее      
изготовления в качестве дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации.     
Необходимо принимать меры, направленные на дальнейшее усиление роли             
государства в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей       
продукции в целом.                                                              
                                                                                
В представленных заключениях Комитета по конституционному законодательству и    
государственному строительству, Правительства Российской Федерации и            
Правового управления справедливо указывается на противоречие внесенного         
предложения концепции Кодекса об административных правонарушениях. Мы           
понимаем, что единственной реальной перспективой рассмотрения законопроекта в   
данном виде является его отклонение, однако хотим еще раз обратить внимание     
на необходимость скорейшего решения этой задачи и создания эффективного         
механизма для успешной борьбы с незаконным производством и оборотом крепких     
спиртных напитков домашней выработки.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад по данному закону сделает Александр Николаевич Харитонов,              
заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и        
государственному строительству. С места.                                        
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемые товарищи, господа! Речь идет о том, что по            
административному кодексу конфисковать можно только то, что можно обратить в    
доход федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, вернее, не бюджета   
- субъекта Федерации. По крайней мере кастрюли, змеевики и самогонные           
аппараты не могут быть предметом конфискации, также по закону не является       
предметом конфискации сам самогон. Поэтому работу мы по этому вопросу           
продолжаем. И надо сослаться на часть 3 статьи 55 Конституции Российской        
Федерации, в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть       
ограничены только федеральным законом, то есть мы должны менять концепцию       
кодекса. Поэтому комитет предлагает законопроект к отклонению. Отзыв            
правительства - отрицательный.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть у Олега Николаевича Смолина         
вопрос. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! У меня         
вопрос к тому из докладчиков, кто готов ответить. Если следовать этой логике    
- нельзя изымать то, что нельзя реализовать, - тогда и наркотики изымать не     
надо. Они ведь тоже, как правило, подлежат уничтожению. Почему мы спокойно      
изымаем наркотики, но боимся изымать самогон и самогонные аппараты?             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Александр Николаевич Харитонов?              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Мы написали в законе, в Кодексе об административных             
правонарушениях: не является конфискантом то, что я перечислил. Поэтому надо    
менять концептуальную часть кодекса. Я понимаю, что самогон после               
соответствующей экспертизы и принятия по нему решения в установленном порядке   
подлежит уничтожению. Он изымается. Другой вопрос, что для того, чтобы          
эффективно бороться с самогоноварением... Вернемся к Закону "О милиции", на     
основании которого работник милиции, исполняющий функции в связи с              
административными правонарушениями и контролирующий, не имеет права проникать   
в жилище, посещать жилище в целях предотвращения этих административных          
правонарушений. Здесь целая цепь норм, целая серия норм, которые нужно          
менять. Мы к этому готовимся. И я думаю, что в течение апреля - до середины     
мая мы разберемся в этих проблемах.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет. Желающие выступить? Коллеги, кто за то, чтобы         
принять данный проект закона в первом чтении? Мнение комитета - отклонить.      
Прошу определиться голосованием.                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               61 чел.13,6%                                     
Проголосовало против           70 чел.15,6%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    131 чел.                                          
Не голосовало                 319 чел.70,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.