Заседание № 250
О проекте федерального закона № 371869-8 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в части уточнения условий жилищного обеспечения военнослужащих - граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу по контракту в качестве граждан иностранного государства; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Докладывает Андрей Валериевич Картаполов. Андрей Валериевич, мы вас ждём, ваш законопроект, 9-й вопрос. КАРТАПОЛОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я прошу прощения, не мог не ответить нашему другу. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 13 июля. Напомню, законопроект направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2022 года. Им предлагается урегулировать жилищное обеспечение военнослужащих - граждан Российской Федерации, которые ранее проходили службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также в пограничных органах и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации в качестве граждан иностранного государства. К законопроекту поступили две поправки, подготовленные Правительством Российской Федерации. Этими поправками предусматривается порядок обеспечения жильём военнослужащих, проходивших службу по контракту и являвшихся в определённый период прохождения службы иностранными гражданами, а также порядок и определение общей продолжительности военной службы указанными военнослужащими для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, определяется порядок включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы таких военнослужащих, которые заключили первый контракт после 1 января 2005 года. Данные поправки включены в таблицу поправок № 1 и предлагаются комитетом к принятию. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 35 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 58 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Андрей Валериевич, вам слово. КАРТАПОЛОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет по обороне рекомендует рассмотреть законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 41 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 139
О проекте федерального закона № 371869-8 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в части уточнения условий жилищного обеспечения военнослужащих - граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу по контракту в качестве граждан иностранного государства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Докладывает Леонид Эдуардович Слуцкий. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на введение порядка предоставления жилья для военнослужащих-иностранцев, для тех, кто не имеет гражданства Российской Федерации, поскольку в силу своей неопределённости действующие нормы нарушают де-факто, да и де-юре, о чём есть специальное решение Конституционного Суда, право на жилище и принцип равенства перед законом и судом. Я предлагаю в данном случае закон № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" дополнить положениями, регулирующими условия обеспечения жилыми помещениями либо субсидией для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащих - граждан Российской Федерации, ранее проходивших военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также в пограничных органах ФСБ России в качестве граждан иностранного государства. Проект разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда по делу о проверке конституционности соответствующего закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Артура Степаняна, наши юристы хорошо это помнят. В данном случае по его жалобе вынесено решение Конституционным Судом, соответствующие пункты закона, статьи закона, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования закон "О статусе военнослужащих" не обеспечивает решение вопроса о порядке и условиях предоставления предусмотренных законом гарантий в жилищной сфере гражданину Российской Федерации, проходившему военную службу по контракту, являвшемуся в определённый период этой службы гражданином другого государства. Судьи указали, что, закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что бесплатно или за доступную плату жилище предоставляется только гражданам Российской Федерации, при этом особый статус военнослужащих, отдающих воинский долг, в свою очередь, предопределяет обязанность государства предусмотреть правовые гарантии их социальной защиты, в том числе в жилищной сфере. Что касается военнослужащих-иностранцев, российское законодательство не препятствует, дорогие коллеги, гражданам служить в Российской армии. Их становится всё больше. И хотя обязанность защищать Отечество, нашу страну на этих военнослужащих - граждан иностранного государства не возложена, они всё равно такую деятельность осуществляют, и мы её относим к выполнению конституционно значимых функций для Российской Федерации. Дорогие коллеги, ситуация, на наш взгляд, очевидна. Хочу поблагодарить всех авторов, в основном это депутаты нашей фракции, но присоединились депутаты и других фракций, Андрея Валериевича Картаполова и коллег из Комитета по обороне за тесное сотрудничество. И безусловно, прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. С содокладом выступает Андрей Валериевич Картаполов. КАРТАПОЛОВ А. В. председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как отметил Леонид Эдуардович, законопроект разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2022 года № 44-П. Комитет по обороне концепцию законопроекта поддерживает. Вместе с тем обращаю внимание, что данная редакция законопроекта не учитывает положения постановления Конституционного Суда в части исключения возможности двойного предоставления жилищной субсидии или жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, получившим гражданство Российской Федерации в период военной службы и обеспеченным жилым помещением либо денежными средствами на приобретение или строительство таких помещений от иностранного государства, гражданами которого они являлись. Это первое. Второе. Комитет по обороне также отмечает, что в настоящее время военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". В связи с этим, по нашему мнению, необходимо проработать вопрос о включении военнослужащих - граждан Российской Федерации, заключивших первый контракт о прохождении военной службы в Вооружённых Силах после 1 января 2005 года, являющихся на дату заключения указанного контракта гражданами иностранного государства, в реестр участников накопительно-ипотечной системы, ну и, соответственно, определить порядок расчёта им накопительных взносов за период службы, в который они, проходя службу, являлись гражданами иностранных государств, то есть соблюсти их социальные права. Указанные замечания, по нашему мнению, не носят концептуального характера и могут быть учтены в процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по тексту не имеет. Учитывая изложенное, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валериевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня к Андрею Валериевичу вопрос. Андрей Валериевич, я так понимаю, ранее иностранные граждане, заключившие контракт, в военную накопительно-ипотечную систему не вступали и необходимых средств на их включение законопроектом не предусмотрено. О каком количестве граждан приблизительно идёт речь, то есть сколько тех, кто стал гражданином Российской Федерации за этот период, и о какой дополнительной сумме, необходимой для финансирования этой системы, идёт речь, и откуда эти средства возьмутся? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАРТАПОЛОВ А. В. Алексей Владимирович, вы абсолютно правы, ранее они не являлись участниками накопительно-ипотечной системы. На сегодняшний день количество таких военнослужащих - порядка 1,5 тысячи человек. Дополнительного выделения денежных средств Министерству обороны на это не требуется, всё это может быть решено в пределах того финансирования, которое Минобороны имеет сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Леониду Эдуардовичу. Я, конечно, немножко в шоке, потому что есть решение Конституционного Суда, мы должны в первоочередном порядке предоставлять жильё многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, просто инвалидам, но на это мы как-то не реагируем, а здесь вот иностранные государства... В законопроекте не говорится, гражданином какого иностранного государства он был, когда заключал контракт. Может быть, это недружественные совершенно страны, которые сейчас нас окружают. Вот если бы мы так бились за российских граждан, которые всю жизнь живут, мучаются и не могут получить жильё! Всё-таки чем это было обусловлено? И к каким государствам они принадлежали? Жуть какая-то! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леониду Эдуардовичу Слуцкому включите микрофон. СЛУЦКИЙ Л. Э. Так, дорогая Ольга Николаевна, с глубоким уважением к вам отношусь, никакой жути нет. Начну со второй части вашего вопроса. Гражданин может являться гражданином, пардон за тавтологию, недружественного в целом государства, но он отдаёт свою жизнь за Россию. Такие примеры есть, когда в целом руководство той или иной страны занимает пока деструктивную позицию, но отдельные граждане, здравые, порядочные и абсолютно пророссийские, воюют в рядах Вооружённых Сил, их немного, но они есть, и их интересы должны учитываться в полной мере, так же как интересы граждан России. Что касается первой части вопроса. Давайте посмотрим, что было несколько лет назад, даже на начало нынешнего созыва, и чего удалось добиться сегодня, в первую очередь нашему Комитету по обороне. Не стоит переживать, поскольку соответствующие выплаты целиком отлажены. Ольга Николаевна, можем с вами это обсудить в рабочем порядке, здесь переживать и тем более быть шокированной никаких оснований нет. За каждого, кто отдаёт свою жизнь, готов отдать жизнь за Россию, мы несём равную ответственность перед законом, перед судом, это заложено в Конституции. Поэтому, Ольга Николаевна, решение Конституционного Суда по жалобе Артура Степаняна считаем абсолютно обоснованным, равно как и сегодняшний законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Валериевич, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 33 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.