Заседание № 2
11.01.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 371680-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (по вопросу о предоставлении права пользования участками недр, содержащими общераспространённые полезные ископаемые, по совмещённой лицензии, а также об отмене платы за геологическую информацию для отдельных категорий её пользователей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4618 по 4841 из 6165
Переходим к блоку "Экономическая политика", законопроекты первого чтения. Пункт 17. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Доклад представителя Законодательного собрания Иркутской области члена Совета Федерации Валентина Ефимовича Межевича. Пожалуйста. МЕЖЕВИЧ В. Е., член Совета Федерации. Спасибо, уважаемый Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законодательная инициатива Законодательного собрания Иркутской области - проект закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Статьёй 10-1 Закона Российской Федерации "О недрах" не предусмотрена правовая возможность приобретения права пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки, добычи общераспространённых полезных ископаемых по совмещённой лицензии. В то же время развитие строительной индустрии, расширение сырьевой базы строительных материалов напрямую связано с геологическим изучением участков недр, разведкой и добычей общераспространённых полезных ископаемых. Необходимость оптимизации процедуры предоставления права пользования участками недр для названных целей актуализировалась в связи с расширением дорожного строительства, с реализацией национального проекта "Доступное и комфортное жильё...". Эта задача может быть решена посредством прямого включения в полномочия субъектов Российской Федерации права распоряжения участками недр в случае предоставления на конкурсной или аукционной основе права пользования участками недр для целей разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для целей геологического изучения по совмещённой лицензии. В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в часть первую статьи 13-1 Закона Российской Федерации "О недрах". Второе предложение касается платности геологической информации. Платность геологической информации о недрах является сдерживающим фактором в вопросах реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования. Например, разработка территориальной программы развития и использования минерально-сырьевой базы Иркутской области требует затрат на получение только необходимой геологической информации на сумму 5 миллионов рублей. В условиях остродефицитных бюджетов такие расходы, как правило, особенно из муниципальных бюджетов, финансируются либо по остаточному принципу, либо не финансируются вообще. Освобождение от платы за геологическую информацию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предоставляемую им в связи с осуществлением полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, а также освобождение от платы организаций, исполняющих государственный или муниципальный контракт, заключённый в связи с осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, позволило бы активизировать деятельность уполномоченных органов по развитию и рациональному использованию минерально-сырьевой базы. Концепция законопроекта поддержана комитетом Совета Федерации по природным ресурсам. В официальном отзыве от 12 сентября 2007 года Правительство Российской Федерации полагает возможным поддержать проект федерального закона при условии существенной доработки его при подготовке ко второму чтению, учёта замечаний, касающихся платы за предоставление геологической информации. Замечания действительно существенные, так сказать, но их можно учесть в процессе подготовки ко второму чтению. Прошу коллег поддержать инициативу Законодательного собрания Иркутской области. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Валентин Ефимович. Слово для содоклада я предоставляю члену Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Валерию Владимировичу Прозоровскому. ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Не оспариваю актуальность и необходимость законопроекта, предложенного нашими коллегами из Законодательного собрания Иркутской области, который, как вы поняли, содержит две новеллы. Это, во-первых, включение в полномочия субъектов Российской Федерации права распоряжения участками недр в случае предоставления на конкурсной или аукционной основе права пользования для целей разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи по совмещённой лицензии. И вторая новелла - отмена взимания платы за геологическую информацию о недрах для отдельных категорий её пользователей. Несмотря на актуальность и необходимость данного законопроекта, комитет отмечает, что предлагаемые изменения части первой статьи 13-1 закона являются излишней детализацией данной статьи, так как статьёй 4 Закона "О недрах" уже закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной области. В то же время отмена взимания платы за геологическую информацию о недрах для отдельных категорий её пользователей противоречит статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации и требует внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс. В законопроекте также не решается вопрос не только распределения платы за геологическую информацию, полученную пользователями недр за счёт собственных средств, но и распределения платы за геологическую информацию, полученную за счёт государственных средств, между бюджетами различных уровней в зависимости от источников финансирования. Комитет предлагает отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в первом чтении. В то же время с учётом важности, необходимости принятия данного законопроекта, с учётом того, что и правительство дало относительно положительное заключение на данный законопроект с условием его доработки, считаем необходимым продолжить работу совместно с Законодательным собранием Иркутской области над этим законопроектом. Спасибо, Олег Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Подождите, Валерий Владимирович, тогда не уходите. Депутат Плетнёва. Подводим черту, больше не вижу рук. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Валентину Ефимовичу, который докладывал, представлял законопроект. Я в докладе услышала, что необходимость этого законопроекта вызвана и тем, что у нас есть программы по доступному жилью, промышленному строительству и так далее, но если в связи с промышленным строительством ещё можно понять заинтересованность субъектов права распоряжаться участками недр, то вот доступное жильё при чём тут? Что, у нас эти участки тоже уже застраиваются или я не поняла что-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ на вопрос. По карточке Морозова. МЕЖЕВИЧ В. Е. Общераспространённые полезные ископаемые - это прежде всего строительные материалы, песок, гравий и так далее. И это касается программ и доступного жилья, и дорожного строительства, и промышленного строительства. Считаем, что мы должны оптимизировать процедуру получения права на пользование такими участками и не заставлять платить муниципалитеты, особенно когда им нужны небольшие объёмы для ремонта муниципальной дороги или для строительства площадки под доступное жильё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть, депутат Грачёв и депутат Останина. Как я понимаю, двадцать минут обсуждаем или постараемся короче? Короче, да? Пожалуйста, депутат Грачёв Иван Дмитриевич. ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, если совсем просто, то это закон про песок и глину - имеет ли право регион сам проводить разведку и геологические исследования вот по таким вопросам. Первый пункт. Ныне действующий закон чётко и ясно права принять такое решение не предоставляет региону, ну, и муниципалитету тоже. И второй пункт. В случае если уже есть такая информация о разведке вот такого рода, каковы полномочия региона? Имеет он право у Федерации бесплатно забрать или нет?.. Опять-таки действующий закон не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому Иркутская область предложила, с моей точки зрения, две абсолютно правильные концептуальные идеи, и по первому, и по второму пункту нужно принять положительное решение в части вот таких месторождений общераспространённых полезных ископаемых. Поэтому фракция "Справедливая Россия" определилась однозначно: мы его поддерживаем, хотя технически он действительно нуждается в серьёзной доработке ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Пожалуйста, Останина. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Дмитриевич! Я представляю регион, в котором кроме песка и глины под землёй находятся ещё и такие полезные ископаемые, как каменный уголь. И за идеей права на бесплатное получение геологической информации кроется более глубокая цель - децентрализация вообще управления полезными ископаемыми, распределение лицензий на эти полезные ископаемые. На сегодняшний день это предмет совместного ведения Минприроды и субъекта Федерации и субъект Федерации имеет право проводить конкурсы, аукционы, то есть на сегодня он этим правом уже наделён. Сейчас предполагается изъять у Минприроды право на централизованное распределение участков недр и полностью делегировать это право субъектам Федерации. По сути дела, всё отдаётся на откуп местным князьям, поэтому я считаю, что это очень опасный закон, который ни в коем случае поддерживать нельзя, и прошу проголосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тоже спасибо за лаконичное выступление. Есть ли желание выступить у представителя правительства? У представителя президента? Нет. Докладчик настаивает ли на заключительном слове? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Первое чтение. Комитет возражает. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 23 сек.) Проголосовало за 25 чел.5,6% Проголосовало против 151 чел.33,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 176 чел. Не голосовало 274 чел.60,9% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.