Заседание № 309
О проекте федерального закона № 371615-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" (в части уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 47 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 308
О проекте федерального закона № 371615-6 "О внесении изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
69-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации "О недрах". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект предусматривает рациональное использование техногенных залежей, то есть того, что у нас образовалось за многие годы использования недр. Мы провели ко второму чтению соответствующие слушания и отработали вместе с Министерством природных ресурсов и экологии, с ГПУ, с нашим Правовым управлением данный законопроект и предлагаем принять таблицу № 1, в которую включены четыре поправки, и четыре поправки, которые розданы непосредственно в зале. Все они касаются рационального использования и техногенных залежей, и проявлений полезных ископаемых, включая металлы платиновой группы. Речь идёт о тех небольших проявлениях, которые содержатся на участках, чтобы было понятно, относящихся к федеральным, а этими поправками мы в данном случае исключаем эти участки из числа федеральных. Прошу проголосовать по таблице поправок № 1 и по четырём поправкам, которые розданы непосредственно в зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1, содержащей четыре поправки? Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 04 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Таблица № 2 содержит две поправки, предложенные комитетом к отклонению. Есть ли замечания по таблице № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 37 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Владимир Иванович, комментарий по четырём розданным поправкам. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, из четырёх розданных поправок три технического характера, четвёртая поправка касается сути, в ней говорится об использовании твёрдых полезных ископаемых, которые сопутствуют при разработке многокомпонентных полезных ископаемых. Прошу поддержать эти четыре поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 1 из дополнительно розданных. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 29 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Поправка принимается. Ставлю на голосование поправку 2 из дополнительно розданных. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 53 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Поправка принимается. Ставлю на голосование поправку 3 из дополнительно розданных. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 19 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Поправка принимается. И ставлю на голосование поправку 4 из дополнительно розданных. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 44 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8 % Результат: принято И эта поправка также принимается. Пожалуйста, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, в случае принятия законопроекта во втором чтении просьба завтра поставить данную законодательную инициативу на рассмотрение в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
69-й вопрос, проект федерального закона голосуется с новым наименованием: "О внесении изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации "О недрах", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 08 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 436 чел. Не голосовало 14 чел.3,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 371615-6 "О внесении изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации "О недрах" (в части уточнения критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
На фиксированное время поставлен 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Закона Российской Федерации "О недрах". Доклад официального представителя правительства заместителя министра природных ресурсов и экологии Дениса Геннадьевича Храмова. ХРАМОВ Д. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", направленных на уточнение критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения. К участкам недр федерального значения предлагается относить, в частности, участки, содержащие запасы коренных месторождений алмазов и металлов платиновой группы. Законом к участкам недр федерального значения относятся сейчас участки, на которых запасы полезных ископаемых ещё не зарегистрированы, но есть перспективы их обнаружения. Это серьёзно затягивает процедуру предоставления таких участков в пользование для целей геологического изучения, поскольку для каждой лицензии требуется издание отдельного распоряжения правительства. Начиная с 2008 года мы выдали всего восемь лицензий, что, конечно, серьёзно сдерживает геологоразведку на удалённых территориях. Кроме того, сейчас к участкам недр федерального значения относятся все месторождения этих полезных ископаемых, и коренные, и россыпные, в то время как россыпные объекты золота, алмазов и металлов платиновой группы характеризуются, как правило, небольшими запасами, частично отработанными в прошлые годы, и в основном не представляют интереса для крупных инвесторов, но очень интересны для артелей и старателей. Таким образом, если эти участки утратят статус участков недр федерального значения, их лицензирование будет значительно активизировано. Принятие законопроекта позволит повысить геологическую изученность территории России, обеспечить воспроизводство минерально-сырьевой базы и будет способствовать решению социально-экономических вопросов на Дальнем Востоке. Принятие законопроекта не предполагает увеличения расходов федерального бюджета. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ивана Игнатьевича Никитчука. Пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён Правительством Российской Федерации, концепция его очень проста - предлагается лишить статуса участков недр федерального значения те участки, где имеются запасы алмазов, металлов платиновой группы (я просто напомню, что это за металлы: рутений, родий, палладий, осмий, иридий и сама платина), к участкам недр федерального значения предлагается относить только те участки, где есть коренные месторождения этих полезных ископаемых. Такой подход позволит, во-первых, упростить для малых и средних недропользователей процедуру получения права пользования участками недр, содержащими проявления указанных полезных ископаемых, и, во-вторых, повысить эффективность использования минерально-сырьевой базы за счёт вовлечения в процесс лицензирования большего количества объектов лицензирования и большего количества недропользователей. Шесть субъектов Российской Федерации законопроект поддержали, остальные субъекты Российской Федерации своё отношение не высказали. Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию концепцию законопроекта поддержал. Правовое управление Аппарата Государственной Думы и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеют. Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Игнатьевич. Вопросы есть? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Поздняков Владимир Георгиевич. ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ. Денис Геннадьевич, у меня к вам вопрос. Я депутат от Забайкальского края, там значительное время занимаются вопросом создания национального парка "Чикой", на территории будущего парка есть разведанные неразработанные месторождения, поэтому существуют некоторые проблемы. Как вы думаете, принятие этого закона улучшит ситуацию с созданием парка "Чикой" или нет? ХРАМОВ Д. Г. Решение по парку "Чикой" уже практически принято, границы парка были скорректированы таким образом, чтобы интересные для будущего недропользования объекты можно было бы изъять и вовлечь в разработку без влияния на окружающую среду. По результатам проведённой экспертизы это на создание парка не повлияет, поэтому здесь мы видим очень чёткий баланс интересов тех, кто занимается охраной окружающей среды, с одной стороны, и, с другой стороны, интересов населения, которое занимается старательским и артельным бизнесом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Денис Геннадьевич, маленькая нестыковочка, может быть, вы поясните. Вы говорите о том, что этот закон позволит участвовать предприятиям малого бизнеса в геологоразведке и в добыче данных полезных ископаемых, но мы знаем, что геологоразведкой сегодня занимаются только крупные компании, то есть только их капиталы сегодня позволяют её проводить, ну а что касается разработки таких месторождений, уж точно малый бизнес не сможет участвовать в этом - где логика, может быть, какое-то другое надо было придумать обоснование? ХРАМОВ Д. Г. В чём специфика этого законопроекта? В том, что сейчас будут вовлечены в геологическое изучение и, соответственно, в разработку именно россыпные месторождения. Россыпные месторождения тем и интересны, что они могут являться предметом разработки со стороны артелей, со стороны малых компаний, даже со стороны старателей-одиночек. По большому счёту, это уже отработанные и полученные после драги отвалы, на эти участки может прийти человек с лотком, даже зарегистрированный, например, как индивидуальный предприниматель, ведь для этого ничего не нужно, либо артель из десяти - пятнадцати человек, оформившая соответствующим образом лицензию и имеющая из основных средств только бульдозер и гидроприбор, при помощи которого они намывают золото. Сейчас они просто отсечены от работы на россыпях, а когда мы, то есть вы, этот закон примете, то достаточно много трудовых коллективов, которые уже работают на исчерпанных месторождениях, и даже деревень, смогут получить вторую жизнь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня тоже вопрос к Денису Геннадьевичу. Он вам, может быть, покажется некорректным, а может быть, покажется, что это не по теме данного законопроекта, но я не могу не сказать об этом. Мне кажется, что основным недропользователем в нашей стране является, должен являться весь народ, но мы уже видели, как недропользователи наши - нефтяники, газовики... Что мы теперь имеем? Они имеют свои большие капиталы, а народ имеет огромные цены на всё и мучается. Я думаю, что и наши алмазы точно так же уходят в "Де Бирс" и в другие фирмы, а мы с вами имеем то, что имеем. Скажите, не задумывалось ли правительство над тем, чтобы всё-таки национализировать данные копи? ХРАМОВ Д. Г. Спасибо. Минерально-сырьевой сектор - это и нефтянка, и алмазы, и драгоценные металлы - формирует больше половины доходов федерального бюджета, это, по большому счёту, основной источник доходов, поступлений в федеральный бюджет. Сейчас ответственность разделена между государством и бизнесом, именно так работает система. Если бы государство целиком и полностью национализировало недра, то пришлось бы именно за счёт федерального бюджета проводить не только первичное геологическое изучение, как это осуществляется сейчас (это стоит порядка 40 миллиардов рублей), но и все другие работы по геологическому изучению, по разработке, а это несоизмеримо большие затраты. В этом плане действующая система представляется оптимальной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Денис Геннадьевич, посыл, с которым вы пришли в Государственную Думу, понятен: вы хотите переложить бремя по поиску, по разработке запасов на частный бизнес, немножко отстранить, так сказать, государство от этих вопросов - это то, что вы сказали. Вместе с тем, даже приняв этот закон, мы сегодня не сможем реализовать его при наличии более одного участника. То есть вы что, предполагаете, что будет только один заявитель? Мы в прошлом году, в мае, приняли закон, и до сих пор правительство не утвердило порядок определения сбора за участие в аукционах - вот если больше двух участников будет заявлено, аукцион провести невозможно. Скажите, пожалуйста, когда же документ более понятный и простой - для этого не нужно участие депутатов - выйдет из министерства? ХРАМОВ Д. Г. Спасибо. Порядок определения сбора за участие в аукционе зарегистрирован в Минюсте, опубликован и вступит в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. Семиминутный режим включите, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Конечно, это просто - освободить государство от каких-то затратных обязанностей и переложить на бизнес, это решение вопроса, ведь, как вы говорите, концепция у нас сейчас поменялась, ресурсов у государства нет. Но если мы посмотрим даже вашу аналитическую записку, то увидим, что доля вот этих россыпных, скажем так, участков, которые сегодня учтены в фонде недр как общие запасы, составляет менее одной десятой процента. Вообще, я смутно представляю, что частный бизнес начнёт исследовать территорию России для выявления этих россыпей. Так что то, что вы сегодня предлагаете, ну, это, так сказать, комариный укус, который ситуацию в целом не ухудшит, поэтому, я думаю, мы поддержим этот законопроект, но сказать, что мы от этого получим какие-то дополнительные рабочие места или какие-то дополнительные доходы - вряд ли. Может быть, мы получим больше красоты в нашем законодательстве. А вот что касается участия государства - об этом сегодня вам задавали вопросы - в определении таких участков и выставлении их на аукционы - исключать государство из этой сферы нельзя. Я вот вам не случайно же задал вопрос по поводу документа, который называется "Порядок определения суммы сбора...". Вот смотрите, в мае будет ровно год, как принят закон, - за год в субъектах не провели ни одного аукциона! Ну, я говорю про субъекты, значит, речь идёт об участках недр местного значения, соответственно здесь вы делегируете полномочия территориальным органам Роснедр, но они-то в случае наличия заявок от двух субъектов тоже не смогут их проводить! Этот документ, который мы уже год ждём, не требует участия депутатов, он не требует, скажем так, каких-то споров внутри правительства, потому что посыл того закона о недрах, который мы приняли в мае, и заключается в том, что необходимо делегировать полномочия на местный уровень и дать субъектам возможность проводить эти аукционы. Но если мы год ждём документ, который ни у кого не вызывает вопросов, но без которого невозможно работать, у меня вопрос к правительству, в частности, к министерству: как вы можете это объяснить? Если вы будете выступать с заключительным словом, я хотел бы услышать это, ведь субъекты всё это время, во-первых, не имеют дополнительных доходов, во-вторых, они не смогли запланировать аукционы на 2014 год, потому что нет документа, и в-третьих, вот уж здесь-то как раз будут рабочие места, здесь участвует наша строительная отрасль, здесь ПГС, глина, песок, а мы ничего не можем сделать! Это вот один момент. Раз уж мы начали говорить о работе министерства, обсуждая этот законопроект, следующий момент - трактовка в новом законе понятия "участки недр местного значения". Ну вот опять никто не спорит, что в реестр участков недр местного значения необходимо включать те участки, которые будут планироваться к разработке. Вы посмотрите, на местах наши субъектовые министерства погрязли в судах, и это суды не только областные, уже пошли кассационные жалобы в высшие суды, вся прокуратура на ногах, предприниматели не работают... Я не пойму позицию вашего министерства: ну неужели нельзя внести в закон изменения, после запятой дописать, включить в перечень участки, которые планируется раздать? Вот для чего вы заставили всю страну судиться?! И вот мы переписываемся, чтобы узнать, как в Оренбуржье, как в Екатеринбурге, как решит Челябинск. Вы представляете, всех заставили, да, вы нас всех заставили работать! И очень интересен ваш ответ: а мы всё равно победим. Ну, надо уважать, наверное, своих коллег в субъектах, вы же понимаете, что там идёт борьба. Это касается, в частности, тех, кому в течение трёх лет Роснедра выдавали лицензии, а сегодня они вообще в подвешенном состоянии - это не может ни субъект решить, ни Роснедра. Давайте так: раз вы за - я готов внести законопроект прямо завтра, но только у меня просьба, чтобы вы дали положительное заключение, а то у нас как дойдёт до правительства, там говорят, что сами начнут работать. И ещё один момент, касающийся изменений... Это я говорил о статье 2-3, а если говорить об ответственности (помните, недавно выходили с предложением о сроке давности при нарушении лесного законодательства), сегодня в Кодексе об административных правонарушениях имеется статья 4.5, где тоже срок два месяца предусмотрен, так же как в отношении законодательства о лесах. Для того чтобы нарушение в отношении законодательства о недрах определить, конечно, нужно больше времени, чем два месяца, за два месяца это сделать невозможно, плюс, если судебное решение не в пользу власти, нужно ещё успеть опротестовать и так далее. С учётом изложенного я хотел бы обратиться к вам с просьбой (ну, если этот порядок уже определили, дай бог, значит, тогда на будущее): хотелось бы, чтобы документы, которые готовятся правительством, которые не зависят от депутатов и по которым нет споров, выходили в разумные сроки. Дело в том, что срок согласования в течение года у вас является нормой. Совсем недавно вышел другой порядок согласования списков по участкам недр местного значения: его тоже практически, ну, десять месяцев, что ли, вы согласовывали. В этом плане наведите порядок - готовьте и выдавайте хотя бы в течение двух месяцев после внесения изменений в закон! Что касается внесения изменений в законодательство, я готов на этой неделе внести два законопроекта: о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях по срокам и о внесении изменений по реестру местных полезных ископаемых - дайте, пожалуйста, положительное заключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василенко Александр Борисович. С места. Включите микрофон. ВАСИЛЕНКО А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ещё раз подчеркну, что законопроектом предлагается изменить статус участков недр федерального значения в отношении участков недр, содержащих месторождения и проявления алмазов и металлов платиновой группы, и учитывать при отнесении к участкам недр федерального значения исключительно запасы коренных месторождений этих полезных ископаемых. Законопроект, как было подчёркнуто, направлен на повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы за счёт вовлечения в процесс лицензирования большего количества объектов и недропользователей, в том числе мелких и средних. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать этот законопроект, призываю всех депутатов поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Денис Геннадьевич, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. ХРАМОВ Д. Г. Спасибо, буквально несколько слов. Основные инициативы, которые здесь были названы, очень внимательно прорабатываются. В рамках текущего законотворческого процесса предлагаю объединить усилия и посмотреть всё это очень внимательно: не исключено, что часть ваших предложений уже учтена в наших поправках. Что касается ускорения процесса подготовки подзаконных актов, критику восприняли, будем исправлять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич Никитчук. Включите микрофон. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, я всё-таки хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы рассматриваем совершенно конкретный законопроект с совершенно конкретной концепцией, поэтому просто выходить и говорить обо всём, что вспомнил... Ну, это, наверное, хорошо, трибуна позволяет, но всё-таки давайте обсуждать то, что мы принимаем, а не проблемы в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2-1 Закона Российской Федерации "О недрах", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 57 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.