Заседание № 209
06.05.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 371469-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения дополнительных государственных гарантий реализации права на получение дошкольного образования".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3806 по 4332 из 4967
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения дополнительных государственных гарантий реализации права на получение дошкольного образования". Приоритетный проект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...". Доклад Олега Анатольевича Нилова. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В Год семьи вот как раз, как яичко к Христову дню, подоспел наш законопроект об обеспечении гарантий нашим родителям, тем, которые услышали призывы, многократные призывы и президента, и наши с вами, и стали родителями в первый, во второй раз. Особенно молодым родителям нужна поддержка в этих семьях. В чём поддержка нужна? Да в том, чтобы ребёночка-то в ясли или в садик отправить. Это первая потребность. Мы решаем эти проблемы годами. Президент говорит "углубить", "расширить", "увеличить", а статистика вещь такая, печальная во многих регионах. Я вам могу сказать, что, например, в Тыве, в Адыгее, в Дагестане, в Тюмени на 140-130 детей приходится 100 мест в детских садах. Представляете, какая катастрофа для молодых семей, когда 30-40 процентов детей не имеют гарантии получения вот этого дошкольного образования в яслях и в детском саду? Да, проблемы, да, дорого, да, долго строить ясли и детские сады - а при чём здесь семьи, при чём здесь дети? Что мы предлагаем? Вот такую монетизацию, которую государство уже много раз предлагало, использовало, отрабатывало, - давайте монетизируем это право. Нет места в детском саду - по нашему закону будьте любезны, ну, хотя бы МРОТ детский дайте родителям, а родители на эти небольшие денежки, может быть, бабушку уговорят посидеть с внуком, может быть такое решение проблемы, может быть, найдут поблизости частный детский сад. Сегодня в частные детские сады 2 процента наших детей всё-таки попадает, но для большинства молодых небогатых семей это недоступно, и поэтому не востребована эта форма частного бизнеса. А если появятся вот эти денежки, то, я вас уверяю, увеличится количество вот таких возможностей. Ну и ещё какой плюс? Нам нужны рабочие руки. Мамы готовы работать, приносить пользу государству, пополнять семейный бюджет, выводить из бедности семьи с детьми, но мама повязана. Посмотрите, сколько аргументов, и я не понимаю, коллеги, как вы можете не поддерживать это предложение. Это предложение по справедливости. Теперь давайте по деньгам посмотрим. Мы тут навели справочки. Сегодня МРОТ государство тратит только на заработную плату на ребёнка, который ходит в детский сад и в ясли, только на заработную плату МРОТ утекает из бюджетов, а расходы на ЖКХ, прочие расходы на строительство, на инфраструктуру - это в разы большие деньги. Уважаемые коллеги, ну сведите вот эти цифры в голове и получится, что сегодня государству выгоднее предоставить нескольким процентам семей право получать вот такую небольшую плату, если она их устраивает, а не тратить миллиарды и миллиарды на то, чтобы возводить новые детские сады и ясли, где нужно оплачивать и заработную плату, и всё остальное. Получается, что проблему можно решить сегодня, вот сейчас проблема может быть решена, потому что семьи, которые выберут эту форму, ну, такой монетизации платы за ясли, детский сад, может быть, освободят даже свои места в тех детских садах, куда им, может быть, неудобно возить, может быть, некому возить, и проблема будет решаться пусть не на 100 процентов, но, я уверен, очень сильно будет решаться. Поэтому, коллеги, просьба поддержать и действительно сделать шаг к решению больнейшей проблемы, тем более в Год семьи. Вот есть такое предложение, готовы выслушать аргументы против, если нет аргументов против, значит, надо голосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ларисы Николаевны Тутовой. ТУТОВА Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Олег Анатольевич подробно раскрыл суть законопроекта, и я остановлюсь на решении и мнении комитета. В комитете мы подробнейшим образом рассмотрели этот законопроект и приняли решение не поддерживать его в первом чтении по следующим основаниям. Комитет регулярно отмечает, что одна из главных задач государственной политики Российской Федерации - создание условий для получения детьми дошкольного образования. Каждый ребёнок имеет право на его получение, это гарантируется нашей Конституцией, а механизм государственной поддержки родителей в части оплаты содержания детей в детских садах уже закреплён действующим законодательством. Так, Федеральным законом № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлено, что средства или часть средств материнского капитала (семейного капитала) направляются на получение образования ребёнком или детьми в любой организации на территории Российской Федерации, которая имеет лицензию на образовательную деятельность, также эти деньги могут использоваться и на детские сады в форме ИП, где есть такая лицензия. Авторы в своей пояснительной записке приводят данные о том, что дети от трёх до семи лет, согласно официальной статистике, полностью обеспечены местами только в 70 субъектах Российской Федерации, что только треть регионов может обеспечить дошкольным образованием всех детей в возрасте от нуля до трёх лет, а оставшиеся две трети не могут обеспечить. Однако комитет обращает внимание, что в постановлении правительства "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" указано, что доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет по состоянию на 1 января 2023 года составила 99,66 процента. Да, действительно, остаётся актуальным вопрос об обеспечении доступности дошкольного образования для детей раннего возраста, но, коллеги, не от нуля до трёх лет, а от двух месяцев до трёх лет. И по состоянию на 1 января 2023 года эта цифра, доступность дошкольного образования, составила 98,09 процента. Таким образом, комитет считает, что статистические данные, которые приведены коллегами в пояснительной записке к законопроекту, ну, нуждаются в уточнении, буквально, наверное, в актуализации. Не указаны также источники публикаций статистических обзоров: в документе написано "согласно официальной статистике", а какие конкретно документы использовались, не поясняется. Тезис о том, что, по некоторым данным, каждая третья мать дошкольника не выходит на работу, а сидит дома с ребёнком, тоже нуждается в уточнении. Почему не работает? Нет места в детском саду, а может, нет места, где мама может работать? То есть комитет считает, что, приводя такие данные в пояснительной записке... в общем-то, наверное, информация подаётся не совсем корректно. Указанное обстоятельство не позволяет нам оценить достоверность таких данных. Комитет считает, что исходя из текста законопроекта нет понимания, какой орган уполномочен предоставлять указанную выплату, на какой период предоставляется выплата, каков механизм контроля за её целевым использованием, порядок прекращения получения выплаты в связи с переменой места жительства, устройством ребёнка в дошкольную образовательную организацию. То есть, мы считаем, данный законопроект, ну, требует доработки, если авторы будут настаивать. Он не проработан в части механизма дальнейшей реализации. Комитет обращает внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления..." организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам местного значения муниципальных районов, муниципальных, городских округов. То есть у нас обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного образования является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Есть субъекты, где указанное право используется, например Ленинградская область и Республика Башкортостан. Комитет акцентирует внимание на том, что согласно пояснительной записке реализация предлагаемых изменений потребует софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление указанных выплат из федерального бюджета в объёме, необходимом для их исполнения. Комитет обращает внимание на то, что финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит необходимых расчётов, и мы не можем оценить ежегодную потребность в средствах региональных и федерального бюджетов на реализацию предлагаемых изменений... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Новичков Николай Владимирович. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, у меня вопрос к содокладчику. Вы обозначили опыт Ленинградской области и Башкортостана. А вы знаете, что опыт выплат мамам, которые не отдают детей в садики, в учреждения дошкольного образования, более широкий в России, это не только два субъекта Федерации, изучали вы этот вопрос? И понимаете, что как бы это же сделано и это работало и работает? Может быть, в регионах тоже не дураки сидят? ТУТОВА Л. Н. Николай Владимирович, спасибо большое... Вы сейчас сами противоречите тому, что и спрашиваете. Действительно, такой опыт есть и в других регионах, я просто для краткости назвала два региона. Это хорошая практика. И ведь дошкольное образование - это у нас полномочие субъекта, у них есть такое право, и, если есть возможность в субъектах, они могут этим правом пользоваться и помогать, вот такую компенсационную помощь родителям оказывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Олегу Анатольевичу. Олег Анатольевич, ну, аргументов против нет, конечно, и быть не может, поэтому будем поддерживать законопроект. Но ведь родители тоже бывают разные - скажите, пожалуйста, не находите ли вы необходимым ко второму чтению поправить этот законопроект, чтобы не в натуральной форме выделялись эти деньги, а в виде сертификата? Ну вот, предположим, как сертификат на маткапитал, чтобы не было соблазна, с одной стороны, а с другой стороны, был механизм контроля за тем, что эти деньги пойдут по назначению. НИЛОВ О. А. Ну и да, и нет. Понимаете? Вот сертификат, как я понимаю, может быть положительно воспринят как раз частными детскими садами или какими-то частными образовательными учреждениями, где этот сертификат, так скажем, принимают и превращают в платёж, в платёжное средство. Ну а в том случае, про который я как раз говорил, родная бабушка, или ещё какой-то родственник, или сама мама вместо работы, вместо заработка получит эти деньги как компенсацию права на получение дошкольного образования ребёнком, которое государство не предоставляет. Я считаю, что, да, должен быть контроль, но вот настолько не доверять родителям... тогда нужно ставить вопрос вообще об их правах, если они деньги, которые им государство выдаст как часть компенсации на дошкольное образование, используют иначе. Таких случаев может быть много, но они исключение должны составлять. Поэтому, на мой взгляд, этого не следует делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне, пожалуйста, включите микрофон. ТУТОВА Л. Н. Нина Александровна, я тоже хочу ответить на ваш вопрос и немножко добавить к тому, что сказал Олег Анатольевич. У родителей есть право открывать семейные детские сады, и родители, имеющие двух и более детей, могут вот такую дошкольную группу создать у себя дома, тогда они получат трудовую книжку, получат определённые средства. Просто надо внимательно изучить, Олег Анатольевич, такая практика есть, кстати, в Москве тоже есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Лариса Николаевна, вот 99,66 - аж такой огромный процент! - откуда эти данные? Ну просто из практики знаю, что многие не могут привести ребёнка. Понятно, что муниципальное образование, вот пять сёл, и в одном из этих сёл есть детский садик. Говорят, давайте водите, у вас такая возможность есть, до него 20 километров или 15 - можете привозить. Поэтому, видимо, такой процент и формируется. Другой момент. Что плохого, собственно, в той идее, которая предложена? Для муниципалитета выгоднее и дешевле будет создавать дошкольные места, чем выплачивать компенсацию. Это в определённой степени даже стимуляция будет для них, для того чтобы они побыстрее, может быть, работали и семейные детские сады создавали и ещё какие-то, для того чтобы дошкольное образование было доступно сегодня для детишек. Что плохого?.. Доработать надо законопроект - да, там много есть моментов спорных - и в таком варианте внести. Я напомню, что совсем недавно мы похожим образом решали проблему с предоставлением земельных участков многодетным семьям: когда не получалось предоставить, ну вот выплатами заменяли... (Микрофон отключён.) ТУТОВА Л. Н. Спасибо большое за вопрос, Алексей Владимирович. Я думаю, что вот вы, наверное, и дали авторам законопроекта, ну, такое решение на будущее. Они внимательно послушали и те вопросы, которые звучали в зале, и то мнение, которое имеет комитет, и, возможно, доработают... ну, уже не доработают, а, наверное, предложат новую форму, новый формат, новый законопроект с учётом того, что сегодня здесь было сказано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Олег Анатольевич, скажите, пожалуйста, в случае принятия федерального закона о каких средствах будет идти речь? Сколько потребуется на его реализацию? Поскольку в финансово-экономическом обосновании я этих цифр не увидел. Есть ли статданные на этот счёт или другие аналитические материалы, которые можно было бы принять за основу проектируемых новелл? А главное, есть ли эти средства в соответствующих бюджетах? НИЛОВ О. А. Ну, прежде всего, не в соответствующих бюджетах - мы предлагаем эти средства найти в федеральном бюджете. Понятно, что в регионах, где эта проблема наиболее острая, причина кроется как раз в том, что регионы не имеют достаточно собственных средств и им недостаточно помощи из федерального бюджета. Для справки вам скажу, что сегодня по России на 106 детей мы имеем 100 мест в детских садах. Вот смотрите, это 6 процентов наших детей, 6 процентов вот той суммы, которая сегодня должна быть государством в обязательном порядке посчитана, предоставлена. Понимаете? Ведь когда мы бюджет принимаем - Александр Дмитриевич, скажите, - мы же его должны рассчитывать: у нас, грубо говоря, 106 детей, а мест 100 в детских садах, но мы должны закладывать сумму на 106 детей. Мы должны закладывать эту сумму, и если на шесть детей нет мест, то деньги в федеральном бюджете должны остаться. И я предлагаю тратить не 50 тысяч и больше в месяц на содержание одного ребёнка, а всего лишь 15 тысяч, поэтому деньги точно в бюджете должны быть заложены на обеспечение гарантий права наших самых маленьких граждан получать дошкольное образование. При представлении бюджета правительство обязано заложить эти деньги, а дальше мы с вами должны решить вместе с регионами: а что делать, если детские сады ещё не построены? Вот что мы должны сделать: мы должны часть этих денег направить в семьи, а часть останутся в бюджете пока невостребованными. И денег на детей, на их образование у нас точно хватает в бюджете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. По ведению или вопрос? СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Вопрос, если можно. Уважаемый Олег Анатольевич, во-первых, я вам хочу напомнить ещё один важный аргумент в пользу вашего законопроекта, который называется "статья 43 Конституции Российской Федерации". В 43-й статье чётко написано, что дошкольное образование в Российской Федерации общедоступно и бесплатно. Во-вторых, уважаемая Лариса Николаевна подвергла сомнению статистику, которую вы привели. А у меня вызывают большое сомнение данные, которые привела Лариса Николаевна, - 99,6 процента. По опыту своего округа я точно знаю, что это не так. Скажите, пожалуйста, где вы взяли статистику, которой пользовались, и верите ли вы в официальную статистику про 99,6 процента? Спасибо. ТУТОВА Л. Н. Спасибо большое, уважаемый Олег Николаевич. Статистика, которую я представила, которую я предложила, это постановление правительства от декабря 2023 года, и эта информация официальная, в открытом доступе. Она находится в документе, который называется: постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Там эти цифры приводятся в том варианте, в том виде, в котором я вам их представила. Возможно, сейчас они и изменены, но в лучшую сторону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Хотела задать вопрос автору законопроекта. Уважаемый Олег Анатольевич, у нас в Краснодарском крае за последние пять лет построено 37 дошкольных образовательных организаций, 24 находится в стадии строительства, то есть хочешь строить - строй. Вы говорите, что хотите простимулировать муниципалитеты к строительству детских садов, но при этом предлагаете деньги из федерального бюджета. В чём стимул тогда, непонятно: строишь - получаешь из бюджета, не строишь - получаешь из бюджета. А вот когда работают национальные проекты - вот здесь как раз можно поверить Ларисе Николаевне в том, что выпрямляется ситуация и у нас действительно сегодня всё меньше и меньше становится проблем с образовательными организациями. НИЛОВ О. А. Да, стимула не хватает. Только кроме денег иногда в качестве стимула хорошо бы применять и кнут. Вот если бы вы сказали, что через год, через полтора-два проблема будет решена, и голову даю на отсечение или что-нибудь ещё другое... или кто-нибудь вышел бы, чиновник, министр, сказал это, значит, ну, можно было бы как-то соглашаться. Но проблеме уже десятки лет, а мы всё об одном и том же, об одном и том же: вот завтра, послезавтра, может быть, осталось чуть-чуть, полпроцента осталось... Ну так тем более тогда, если полпроцента осталось, это крохи. Я говорю про справедливость, да, и закон, и Конституцию. Если не гарантировано право конституционное и вы сегодня ущемляете права пусть и половины процента маленьких граждан и их родителей, ну так ответьте, ответьте рублём, а не словами, что, мол, мы работаем, вот-вот чуть-чуть ещё - и мы поднажмём, и будет светлое завтра, послезавтра. Когда оно будет? Мы сейчас говорим о том, чтобы демографический рост в России был взрывным, а вы даже сегодняшнюю рождаемость не можете обеспечить на полпроцента или на 6 процентов, как я говорю. Вот эта статистика - лукавая такая девушка власти. Поэтому заплатите деньги сегодня, сейчас родителям и не подвергайте себя опасности быть привлечёнными по суду, ну, я имею в виду власть и тех людей, которые не обеспечивают это право, а иначе я предложил бы родителям вот сейчас идти в суд и требовать равенства прав вот таким образом. И можно требовать не просто МРОТ, как я предлагаю, а полную стоимость, которую государство должно потратить на обеспечение этого места в детском саду. Пока строите, платите ему компенсацию - вот и всё, о чём я говорю. Или тогда давайте менять Конституцию, где это написано, попробуйте, если у вас получится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Тутова Лариса Николаевна, пожалуйста. ТУТОВА Л. Н. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласна с решением комитета не поддерживать данный законопроект в первом чтении. Бесплатность и доступность дошкольного образования - это наш приоритет, это прописано, записано в нашей Конституции. Принимая бюджет, мы вместе с вами выделяли средства на создание дополнительных мест в детских садах, на строительство и ремонт детских садов. И правильно, и спасибо, Олег Анатольевич... Олег Николаевич, простите, сказал, что, действительно, сейчас дошкольное образование - это уровень образования, это государственные стандарты, это программы, это достойное образование, воспитание и развитие, и именно это наш приоритет. Мы вместе с вами, уважаемые коллеги, принимали решение о том, что наш приоритет - это создание новых, дополнительных мест в детских садах. Это наш стратегический ориентир, который мы последовательно реализуем. И, Олег Анатольевич, в пояснительной записке вы пишете о том, что вот эта временная компенсационная мера поддержки не позволит нам заменить конституционную обязанность государства по обеспечению доступного и бесплатного дошкольного образования. Так что в своих решениях, наверное, нам нужно быть последовательными. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ двое записалось. По три минуты. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Мы просим поддержать этот законопроект, и вот наши основные аргументы. Первое - это, естественно, дефицит мест в детских дошкольных учреждениях. Коллеги, я напомню вам историю, которая случилась с бюджетом на 2021 год. Тогда президент в послании 2020 года сказал, что нужно создать в России 257 тысяч детских мест в дошкольных учреждениях, однако в пояснительной записке к бюджету правительство нам сообщило, что такой проблемы не существует. Вот вам и разница в статистике. Аргумент второй - естественно, нам нужны рабочие руки. По разным оценкам, дефицит рабочих рук в стране от 1,5 миллиона до 3 миллионов. Аргумент третий - стимулирование рождаемости. Напомню прогноз, официальный прогноз Росстата на 2045 год, согласно которому, если всё пойдет так же, нескольких миллионов человек мы недосчитаемся. Аргумент четвёртый - логика. Да, мы сейчас говорим, что должно быть обеспечено право на образование в государственных детсадах, в частных детсадах, поэтому логично было бы обеспечить и семейное воспитание, скажем, наём няни, хотя бы в тех пределах, о которых говорит Олег Анатольевич, хотя на самом деле выплачивать надо по нормативу, а не по прожиточному минимуму или МРОТ. Пятое. Коллеги, нам предлагают использовать на эти цели материнский капитал, но тогда одни будут получать образование за госсчёт, а другие фактически за собственный. Это действительно неравенство и вопрос для Конституционного Суда. Ну и хочу напомнить, уважаемые коллеги, что недавно в Государственной Думе была дискуссия по поводу того, как строятся и сокращаются детские сады. Я тогда допустил ошибку, сказал, что в послесоветское время при том, что было построено 7 тысяч детских садов, было закрыто 40 тысяч, - неправильно: было закрыто 54 тысячи детских садов. Просим поддержать этот законопроект, проблема остаётся актуальной. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, если и можно согласиться с сомнениями комитета, которые он высказал в своём заключении, по поводу достоверности и статистики, то отношение, доверие самого комитета к статданным, которые представляются официально, в том числе и профильным министерством, вот мне кажется, чрезмерно оптимистичное. Всякий раз минпрос, отчитываясь в нашем комитете, когда мы задаём вопрос об обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях, говорит, что даже не 99 процентов, коллеги из профильного комитета, - 100 процентов. Но давайте спросим у родителей: вот эти 100 процентов могут фактически обеспечить местами детей в детских садах, особенно в спальных микрорайонах, где нет инфраструктуры? Есть многодетные семьи, Олег Анатольевич, не только молодые семьи, где трое детей, и мама в одно место отвозит ребёнка, на другом автобусе отвозит в другое место, в третье отвозит ребёнка и так далее. Ну даже если она и находится в отпуске и не работает... Поэтому вот эта лукавая статистика - 99-процентное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях - просто раздражает наших родителей, и молодых, и многодетных родителей, особенно в крупных городах, в мегаполисах. Мне бы очень хотелось, чтобы мы понимали это и сами не упивались статистическими цифрами, не апеллировали к ним, к этим цифрам, потому что, ещё раз говорю, они не означают фактического обеспечения местами в детских садах детей. Ну а кроме того, далеко не каждая семья отважится направить малолетнего ребёнка в ясельки или в детский сад из-за состояния здоровья этого ребёнка. Существует практика, и международная практика, и сейчас приводятся в пример наши регионы: уже реализуется право получения таких средств в денежном выражении. Что мешает нам действительно хотя бы для дотационных регионов, хотя бы для отдельной категории многодетных семей рассмотреть вопрос о выделении таких средств из федерального бюджета в виде окрашенных денег как субвенций нашим региональным бюджетам, потому что понятно, что это полномочие субъекта Федерации? Ну даже наши коллеги в пояснительной записке назвали четыре субъекта, где уже сегодня, совершенно очевидно, даже проверять не надо, недостаёт мест в дошкольных образовательных организациях. Как первый шаг в Год семьи, мы должны всё-таки сказать своё слово об изменении государственной политики по отношению к этой самой семье. Ну всё меняется, а нам будто и указ не указ, ничего о нём не знаем и по-прежнему начинаем ссылаться на формальности, какие-то недостоверные статистические данные. Коллеги, просим поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Спасибо, коллеги, за дискуссию. Ну, у меня есть надежда, что вопрос будет решён, и решён именно в этом году. Надеюсь, что новое правительство, которое, кстати, мы скоро будем лицезреть здесь и общаться и во фракции, и премьер, и профильные министры по этому вопросу, ну, вот, может быть, как-то более откровенно и более справедливо будут аргументировать свои ответы. Ну а наши решения будут зависеть от этих ответов. Пока могу сказать, что хотелось бы и от профильных комитетов Думы, вот от фракции большинства, ну, какой-то большей откровенности, уважаемые коллеги. Говорить, что да, право-то у вас есть, дорогие родители и детишечки, но надо подождать... Так мы далеко зайдём. Давайте тогда и на себя посмотрим - какие наши права нужно тоже подождать предъявлять к реализации. Или права крупного бизнеса, банков - вот у них замечательно получается с правами даже сверх плана получать субсидии и поддержку государства. Тогда зачем вот эти призывы справляться с главной угрозой - демографической, зачем Год семьи объявили? Давайте здесь, что называется, тщательнее взвешивать. Иначе я бы, ещё раз говорю, предложил родителям, особенно подготовленным родителям, с юридическим образованием, есть такие, у которых дети сидят дома, жёны и матери сидят дома, обратиться в Конституционный Суд. (Нам самим, ну, довольно-таки сложно обратиться: я не знаю, будет ли поддержка 90 депутатов, для того чтобы я и коллеги - авторы этого проекта обратились.) Мы имеем такие случаи, и тогда Дума исправляет, изменяет своё мнение, свои аргументы сразу засовываются куда подальше, и принимает решение во исполнение решений Конституционного Суда. Вот здесь оно очевидно: я уверен, что при обращении по всей этой судебной цепочке родители будут поддержаны решениями судов. Но это для Думы, знаете, может быть очередной очень печальный результат, когда нас вот так, как несмышлёных, тыкают в Конституцию и в законы и заставляют исправлять ошибки, поэтому давайте лучше сами сделаем работу над ошибками. Или просто вот сделаем доброе дело в течение этого года. Не нравится наш текст - давайте переделаем, вы профильные специалисты, напишите межфракционный законопроект, но эту проблему, я считаю, можно и должно решать именно вот так, как представлено в концепции законопроекта. Спасибо. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения дополнительных государственных гарантий реализации права на получение дошкольного образования", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 38 мин. 52 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2 % Результат: не принято Отклоняется.