Заседание № 41

09.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 371290-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" ( в части изменения порядка опробования и клеймения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов; внесен депутатами Государственной Думы В. Н. Басыгысовым, А. В. Чуевым, В. А. Язевым, депутатом Государственной Думы третьего созыва В. А. Буткеевым и А. Д. Жуковым в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6116 по 6323 из 7278
Пункт 31, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Доклад         
депутата Государственной Думы Виталия Николаевича Басыгысова. Пожалуйста.       
                                                                                
БАСЫГЫСОВ В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! При обсуждении повестки дня я хотел отложить              
рассмотрение этого вопроса до осени.                                            
                                                                                
В чем вопрос заключается? Вопрос заключается в том, что мы предлагаем дать      
Правительству Российской Федерации полномочия, чтобы оно могло разрешить        
отдельным ювелирным фабрикам ставить государственное клеймо, оснащая            
специально отведенные для этих целей технологические линии. Дело в том, что     
объем производства ювелирной промышленности за прошедшие годы увеличился        
более чем в 2,5 раза, и сегодня не производство ювелирных изделий стало         
сдерживающим фактором, ювелирные изделия лежат, а затор образовался в           
пробирной палате. И сегодня в магазинах, по оценкам специалистов, примерно 30   
процентов контрабандной продукции, и пробирная палата практически не            
занимается контролем этих магазинов, он осуществляется в десять лет один раз.   
Для того чтобы пробирная палата могла оперативно, не сдерживая рост             
производства ювелирной промышленности, защитить ювелирную промышленность        
Российской Федерации от контрабандной продукции, чтобы все высвободившиеся      
силы пробирной палаты могли заниматься этим вопросом, так называемая            
ювелирная общественность Российской Федерации хочет еще раз обсудить с          
Правительством Российской Федерации этот вопрос и просит отложить принятие      
решения до осени.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАСЫГЫСОВ В. Н. Да, есть ассоциация "Гильдия ювелиров России", которая          
занимается проблемами ювелирной промышленности Российской Федерации. Не надо    
тут смеяться.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Николаевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад члена Комитета по природным ресурсам и природопользованию Виктора      
Владимировича Ситнова.                                                          
                                                                                
СИТНОВ В. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, внесение данного законопроекта, по сути, отменяет            
монополию государства на контроль и производство ювелирных изделий.             
                                                                                
Комитет по природным ресурсам рассмотрел данный вопрос и предлагает его не      
рассматривать в первом чтении, снять. Более того, есть заключение               
правительства, и было заключение Главного государственно-правового управления   
Президента Российской Федерации еще в прошлом году.                             
                                                                                
От себя добавлю, что это лоббистский закон. Он позволит, наоборот, насытить     
рынок поддельными ювелирными изделиями, причем труд тех людей, которые будут    
работать на предприятиях, будет хорошо оплачиваться.                            
                                                                                
На сегодняшний день ювелирная промышленность производит более 50 миллионов      
штук ювелирных изделий. Пробирная палата обслуживает 38 процентов, остальные    
ювелирные изделия находятся в резерве. Если говорить о наших магазинах, то      
через магазины, как правило, реализация идет всего на 10-15 процентов.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович.                             
                                                                                
Будут ли вопросы? Вопрос, Владимир Вольфович, да? Жириновский, пожалуйста.      
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос, Виктор Владимирович. Ну, Виталий Николаевич    
утром просил снять законопроект. Сейчас мы тоже... По-моему, мы никогда так     
не делали. Если автор отзывает, снимает, то мы из повестки дня исключаем.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он не отзывает.                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Но он сказал, что утром пытался снять, ему не дали            
возможность.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не снять, а перенести.                                    
                                                                                
СИТНОВ В. В. Он пытался перенести его.                                          
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну пусть бы перенес. Он же автор! Чего мы мешаем ему?         
Почему мы ставим такие жесткие условия? Только сегодня, вот в 17.05... Что у    
нас происходит? Кто, так сказать, на нас давит? Автор просит перенести, и       
нужно было пойти навстречу.                                                     
                                                                                
А теперь по существу. Наоборот, я бы хотел, чтобы комитет занялся наведением    
порядка в этой отрасли, потому что здесь бардак у нас. У нас недобор денег в    
бюджет страны - 3 миллиарда долларов в год. Вот драгметаллы, эту отрасль,       
комитет должен взять под особый контроль. Здесь не только не нужно разрешать    
дополнительное клеймо ставить, так сказать, в свободном режиме, но надо         
посмотреть вообще, как так случилось, что самая доходная отрасль... Это же      
самое лучшее! У нас больше всего алмазов, больше всего в мире! Могли бы         
обрушить... (Микрофон отключен.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос задан. Пожалуйста, Виктор Владимирович.            
                                                                                
СИТНОВ В. В. Я отвечаю, Владимир Вольфович. Я профессионал, я занимался         
золотой промышленностью, я металлург, и этого золота переварил этими руками     
за двадцать лет очень много. Вопрос в другом. Двенадцать-тринадцать             
предприятий Российской Федерации вообще не имеют товарного знака. Для примера   
могу сказать: Красноярский завод цветных металлов, который производит сегодня   
ювелирные изделия, имеет товарный знак, который прошел все юридические          
регистрации, в том числе и геральдику. И у них нет проблем сегодня с            
пробирной палатой. А вот предприятия, которые пытаются реализовать продукцию    
из бериллиевой бронзы, или из золота с большим процентным содержанием меди,     
или, может, просто из бронзы, - вот они пытаются сегодня получить эти вещи.     
Это неправильно. Еще раз подчеркиваю: всего 15 процентов продукции ювелирных    
изделий проходит через наши магазины. Вы сами ходите в магазин? Вы не часто     
покупаете ювелирные изделия...                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть еще вопросы? Есть. Алкснис Виктор Имантович, пожалуйста.                   
                                                                                
АЛКСНИС В. И. Виктор Владимирович, ну, может быть, он не впрямую относится к    
этому законопроекту. Но вот я член комитета по природным ресурсам, как и вы.    
И вот такая информация: производство бриллиантов - это крайне выгодная вещь,    
ну вообще производство драгоценностей. Во всем мире где-то на 8 миллиардов      
долларов добывается сырых алмазов, неограненных, а на производство              
драгоценностей приходится 70 миллиардов. В России соотношение обратное: на 2    
миллиарда долларов - добыча сырых алмазов, а производство драгоценностей -      
всего лишь на миллиард. И дело всё в том, что в России не производится          
практически огранка бриллиантов, всё вывозится за границу. Почему мы здесь, в   
России, не принимаем меры, чтобы гранить наши алмазы здесь, в России, чтобы     
всё это продавалось за рубеж - не сырые, неограненные алмазы, а                 
драгоценности? Почему мы здесь, в Госдуме, скажем, не сделаем по примеру        
Канады, где запрещен вывоз неограненных алмазов за пределы страны?              
                                                                                
СИТНОВ В. В. Отвечаю на вопрос. Если мы с вами вспомним историю, вспомним       
деятельность нашего Гохрана и господина Бычкова - помните, да? - не буду        
дальше вам рассказывать... Была такая ситуация, когда с "АЛРОСОЙ" пытались      
договориться, но не ввели никакого процента обработки алмазов у нас на          
территории России, всё это обрабатывается до сих пор в Африке и, к слову, в     
Канаде.                                                                         
                                                                                
Вот наша, законодателя, задача на сегодняшний день - разработать закон о        
товарных знаках, дать возможность нашему производителю заниматься огранкой      
здесь, на территории Российской Федерации, чтобы бриллиант был не только в      
золоте, но, может быть, и в серебре. Вот это наша с вами задача. Сегодня        
такого законопроекта пока еще нет, и это задача нашего комитета, где мы с       
вами работаем.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савченко Олег Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ТРЕПОВ Е. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Депутат Трепов по карточке Савченко.                                            
                                                                                
Мне хотелось бы поддержать Басыгысова Виталия Николаевича в чем? Я знаю по      
опыту Костромской области - у нас очень большое количество ювелирных            
предприятий, - что до двадцати одного дня задерживаются ювелирные изделия на    
стадии, скажем, клеймения. Это, во-первых, отвлекает средства бешеные у         
предприятий из оборота и, во-вторых, замедляет процесс оборачиваемости. И еще   
мне бы хотелось провести параллель. Нам же, государству, ничто не помешало      
сделать таможенные акцизные посты на акцизных складах, и никто не усомнился,    
так скажем, в честности сотрудников, которые находятся на предприятиях          
акцизных и занимаются контролем этой деятельности. Я думаю, что можно пойти     
по такому же пути и в отношении ювелиров.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но это выступление было, а не вопрос.            
                                                                                
Хотите прокомментировать? Пожалуйста, Виктор Владимирович.                      
                                                                                
СИТНОВ В. В. Я просто могу объяснить. Вы говорите о других предприятиях, а я    
вам скажу, что произведенные ювелирные изделия поступают в реализацию после     
клеймения пробирной палатой. Во всех нормативных инструкциях на предприятиях,   
которые занимаются "ювелиркой", реализация происходит через тридцать два дня,   
то есть двадцать один день ничего не решает для предприятия.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли еще желающие выступить? Нет. Полномочный представитель правительства?   
Президента? Нет. Ставится на голосование в первом...                            
                                                                                
Заключительное слово. Пожалуйста, Виталий Николаевич Басыгысов.                 
                                                                                
БАСЫГЫСОВ В. Н. Тут происходит какое-то смешение понятий. Товарный знак - это   
не клеймо пробирной палаты, товарный знак - это товарный знак любой фирмы, и    
он не имеет никакого отношения к клейму пробирной палаты. Идет разговор не о    
замене товарным знаком пробирного клейма, а о том, чтобы разрешить ставить      
государственное пробирное клеймо крупным фирмам - таких заводов в Российской    
Федерации около десяти, - чтобы увеличивающиеся объемы производства не          
сдерживались Российской государственной пробирной палатой. Не снимается, а,     
наоборот, усиливается ответственность этих предприятий: под наблюдением         
пробирной палаты будет ставиться государственное клеймо и за это предприятия    
будут дополнительно платить.                                                    
                                                                                
Ну а насчет алмазов. Сегодня Российская Федерация продолжает наращивать         
объемы огранки алмазов внутри страны. Сегодня они составляют уже около 80       
процентов, а в дальнейшем алмазно-бриллиантовым комплексом Российской           
Федерации ставится стратегическая задача всё, что добывается в Российской       
Федерации, гранить внутри Российской Федерации. Спасибо.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Николаевич.                              
                                                                                
Ставится на голосование законопроект в первом чтении.                           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               52 чел.11,6%                                     
Проголосовало против           27 чел.6,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     79 чел.                                          
Не голосовало                 371 чел.82,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.