Заседание № 25
12.05.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 37040-3 "О миграции в Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2746 по 3537 из 5995
Проект федерального закона "О миграции в Российской Федерации". Докладывает представитель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Юрий Юнусович Удычак. Пожалуйста, Юрий Юнусович. Здесь у нас докладчик от Адыгеи? Нет. У нас есть доверенность от Законодательного Собрания Краснодарского края, чтобы доложила законопроект Галина Степановна Дорошенко. Галина Степановна, пожалуйста, на трибуну. Сделайте, пожалуйста, доклад по данному закону. ДОРОШЕНКО Г. С., фракция "Единая Россия". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается осуществить комплексное законодательное регулирование различных миграционных процессов, в которые включаются в том числе вопросы выезда из Российской Федерации и въезда в Россию граждан нашей страны, иностранных граждан и лиц без гражданства, также отношений, связанных с режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, и некоторых других вопросов соответствующей тематики. Почему именно Законодательное Собрание Краснодарского края инициировало внесение данного законопроекта в Государственную Думу, наверное, для многих из вас понятно. В последние десять, даже пятнадцать лет в силу своих геополитических и природно-климатических условий Краснодарский край оказался в центре миграционных процессов. За последнее десятилетие на территорию Кубани въехали около миллиона человек, условно можно сказать, что каждый пятый житель Кубани - мигрант. Положительное сальдо миграции в крае в три раза превысило средний российский уровень: сорок пять человек на каждые десять тысяч населения против пятнадцати по стране в целом. Средняя плотность населения составила шестьдесят шесть человек на 1 квадратный километр, что в восемь раз превышает среднюю плотность по России. На фоне сокращения русского населения наблюдается интенсивный рост населения в армянской, грузинской, татарской общинах, что позволяет говорить о постепенной смене этнического состава населения края. За время, истекшее после переписи населения 1989 года, произошел интенсивный рост численности армян (на 38 процентов), курдов (на 85 процентов), ассирийцев (на 64 процента), грузин (на 43 процента), начался процесс возвращения с Украины крымских татар (по пятьсот человек ежегодно). Пустующие хутора на окраинах в юго-восточных районах края стихийно занимаются чеченцами и цыганами. В Краснодарском крае бесконтрольно в течение года находятся свыше пятисот тысяч человек - иностранцев из ближнего зарубежья. Они, реализовав право безвизового въезда в Россию, проживают либо без регистрационного учета, либо регистрировались по месту пребывания, но снятие ограничений на срок регистрации по месту пребывания фактически превратило эту регистрацию в основание для постоянного проживания. Одной из самых острых в крае по-прежнему остается проблема турок-месхетинцев. Законодательное Собрание Краснодарского края на протяжении всего периода своей деятельности уделяло и уделяет серьезное внимание проблеме миграции населения, так как Краснодарский край, как я уже сказала, в силу приграничного расположения, природно-климатических условий традиционно является одним из центров притяжения миграционных потоков. Необходимо отметить, что с момента внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О миграции в Российской Федерации" прошло около трех лет. Конечно, законодательство в сфере регулирования миграции за этот период существенно изменилось: приняты новые федеральные законы "О гражданстве Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесены изменения в федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О беженцах". В той или иной степени, но положения главы II законопроекта "Регулирование внешней миграции" уже нашли свое отражение, закреплены в федеральном законодательстве. Что же касается федеральных законов, затрагивающих вопросы регулирования внутренней миграции, то они практически за это время не претерпели существенных изменений. Например, в Федеральном законе "О вынужденных переселенцах" изменения касались лишь приостановления действия пунктов 2 и 3 статьи 7 "Полномочия федеральных органов исполнительной власти..." по предоставлению семьям вынужденных переселенцев долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство или приобретение жилья. Это лишь ухудшило положение тех граждан, которые уже прибыли на новое место жительства, но не смогли обзавестись жильем. В федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" внесено всего лишь одно изменение - о необходимости подготовки и переподготовки руководителей и других работников органов государственной власти и местного самоуправления к действиям в чрезвычайных ситуациях, которое не выполняется из-за отсутствия финансирования. По-прежнему данный федеральный закон нацелен в основном на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а не на их предупреждение. Полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов, направленных на регулирование миграционных процессов, влияющих в том числе и на развитие чрезвычайных ситуаций, федеральный закон не предусматривает. К великому сожалению, Правительство Российской Федерации отказалось от разработки и принятия очередной федеральной миграционной программы на 2002-2005 годы. А проблемы остаются, и не меньшие, чем были, просто они уходят вглубь. Об этом очень доходчиво и наглядно говорится в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД, ФСБ и ГТК России от 20 января 2004 года о состоянии законности в сфере миграционных правонарушений. На законопроект поступили отрицательные заключения, к сожалению, профильного комитета, Комитета по делам национальностей, и Правительства Российской Федерации. Поэтому, прекрасно понимая, что в таком виде обсуждаемый законопроект "О миграции в Российской Федерации" Государственной Думой не будет поддержан, Законодательное Собрание Краснодарского края просит Государственную Думу не ослаблять внимания к миграционным проблемам и положения законопроекта в части, касающейся регулирования вопросов внутренней миграции, не нашедшие пока отражения в федеральном законодательстве, учесть при обсуждении проекта миграционного кодекса Российской Федерации, разрабатываемого Правительством Российской Федерации. Законодательное Собрание Краснодарского края не претендует на авторство или лидерство в решении проблем миграции, главное, чтобы эти проблемы решались на государственном уровне и комплексно согласно единой государственной миграционной политике. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Присаживайтесь. Содоклад по данному законопроекту сделает председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен предлагаемый вашему вниманию проект закона "О миграции в Российской Федерации", внесенный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея и Законодательным Собранием Краснодарского края. В данном законопроекте предлагается осуществить, как вы уже слышали, комплексное законодательное регулирование различных миграционных процессов, к которым предлагается отнести в том числе вопросы, касающиеся выезда из Российской Федерации и въезда в Россию граждан нашей страны, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также отношения, связанные с режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, и некоторые другие вопросы указанной тематики. Как отмечают авторы представленного законопроекта в пояснительной записке к нему, он направлен на правовое обеспечение регулирования миграционных потоков, на преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, на создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов и в качестве основной цели, по сути, должен установить базовые принципы государственной миграционной политики. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что данный законопроект в первоначальной редакции уже рассматривался Комитетом по государственному строительству Государственной Думы третьего созыва. В соответствии с решением названного комитета в 2001 году субъектам права законодательной инициативы было рекомендовано доработать законопроект до его рассмотрения в первом чтении путем внесения соответствующих изменений в его текст. Новая редакция проекта федерального закона в доработанном варианте, к сожалению, также не изменила предметную сущность данного законопроекта, а также концептуальных подходов авторов - субъектов права законодательной инициативы к перечню и содержательному характеру вопросов, регулирование которых ими предложено осуществить в рамках представленного законопроекта. Я должен сказать, что та статистика, которая здесь приводилась... Я должен отметить, что комитет весьма позитивно оценивает стремление депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края и Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея добиться улучшения далеко не благоприятной миграционной ситуации, сложившейся как в указанных регионах, так и в других областях нашей страны и по всей России в течение последних пятнадцати лет. Комитет поддерживает стремление названных законодателей обеспечить рациональную организацию миграционных процессов в нашей стране для соблюдения прав и законных интересов жителей отдельных регионов Российской Федерации и граждан России, а также для обеспечения стратегических интересов нашей страны в этой сфере в целом. Однако, отмечая безусловную необходимость подготовки специального законодательного акта, посвященного вопросам миграционных отношений, комитет предложенный законопроект не поддерживает, поскольку считает, что его концепция и содержание не отвечают актуальным проблемам законодательного регулирования миграционной тематики, а также вызывают ряд серьезных замечаний общеправового и юридико-технического характера. Я не буду детально останавливаться на всех замечаниях. У вас имеется заключение комитета, есть возможность с ним ознакомиться. Действительно, целый ряд терминов содержательно не раскрыт, содержательно не определен. В предлагаемом законопроекте не учитываются изменения в системе федеральных органов исполнительной власти, не учитываются, естественно, также те законодательные акты, которые были приняты после внесения законопроекта и которыми в целом перекрыты практически все нормы предлагаемого законопроекта, а именно федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Кодекс об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации "О государственной пошлине", Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и некоторые другие законодательные акты. Я должен сказать, что данный законопроект анализировался целым рядом комитетов Государственной Думы, и в принципе все они ту аргументацию, которая предлагалась нами, поддерживают. К сожалению, комитет предлагает данный законопроект отклонить. В то же время я бы еще раз хотел повторить, что мы не можем безразлично относиться к той, к сожалению, большой проблеме, и, наверное, эту проблему можно назвать даже драмой. Но в то же время в рамках встреч, которые проводились в комитете, мы отмечали, что до настоящего времени мы, к сожалению, не сумели по-настоящему исполнять и те законы в области миграционной политики, которые уже приняты. То есть нами не отработана система воздействия на миграционные процессы. В этой связи одна из задач, которые комитет ставит перед собой, - это, видимо, уже осенью этого года провести ряд рабочих встреч и предложить по возможности какую-то стройную систему законодательных актов в области миграционной политики. Я также должен сказать, что проблема миграции - это, может быть, не только проблема законодателя. Проблема миграции - это проблема в том числе понимания задач развития общества в обозримом будущем, и вот сопряжение проблем выработки государственной политики в целом и отражения этой политики в законодательстве будет предметом нашей деятельности. Еще раз хочу отметить: комитет данный законопроект не поддерживает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Пока оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста, запишитесь. Покажите список. Фоменко. Пожалуйста, ваш вопрос. ФОМЕНКО А. В., фракция "Родина". Вопрос задаст Савельев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Владимир Николаевич, кроме вот этих встреч, которые, как вы сказали, предполагаются, у комитета в заделе еще что-то есть, какие-то законопроекты для решения этой проблемы? ПЛИГИН В. Н. Анатолий Евгеньевич, мы действительно с самого начала работы, с 19 января, провели, по-моему, пять встреч по вопросам, касающимся миграционной политики. Мы предложили вашему вниманию, и Государственная Дума утвердила два законопроекта, которые касались повышения административной ответственности в случаях нелегального въезда на территорию Российской Федерации, незаконного, прошу прощения, въезда на территорию Российской Федерации и повышения ответственности работодателя за незаконное использование рабочей силы. В рамках подготовки этих законопроектов мы провели консультации с представителями администрации президента, договорились с представителями МВД (правда, в настоящее время этот государственный орган реформируется) о том, что где-то в сентябре, может быть, нам удастся провести в стенах Государственной Думы "круглый стол" по проблемам миграции. Больше, к сожалению, у нас, вот за исключением того, что я назвал, наработок нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Андрей Николаевич. САВЕЛЬЕВ А. Н., фракция "Родина". Уважаемый Владимир Николаевич, ваш комитет готовился к сегодняшним слушаниям, и в пакете документов каким-то образом не оказалось одного заключения, которое готовил комитет по делам СНГ. Достаточно подробное обсуждение прошло, объемное заключение было подготовлено. Нет ли здесь какого-то стремления к монополии с вашей стороны, со стороны вашего комитета, поскольку в заключении, подготовленном и принятом на заседании комитета по делам СНГ, высказаны несколько иные точки зрения и даны несколько иные оценки тому документу, который предлагается сегодня к рассмотрению? В чем дело, почему у нас в практику в Государственной Думе входят вот такие манипуляции, когда не только не оглашается альтернативная точка зрения, но даже документы, подготовленные и принятые, почему-то не распространяются в зале заседаний? В чем дело? Поясните, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Андрей Николаевич, спасибо, что напомнили об этой проблеме. Я знаю, что Андрей Афанасьевич Кокошин собирается озвучить ту позицию, которая была высказана комитетом. В целом вы поддерживаете, насколько я понимаю из текста, ту же позицию, которая была предложена нашим комитетом, но в то же время обращаете внимание в мотивировочной части на то, что вполне возможно предоставить время авторам законодательной инициативы для дополнительной доработки проекта. Я полагаю, что в том варианте, в котором проект предложен, его крайне сложно доработать, то есть его невозможно доработать, и поэтому я предлагаю, отказавшись от данного законопроекта в том варианте, в котором он есть, сосредоточить усилия на выработке следующего комплексного нормативного акта. Еще раз прошу прощения, видимо, действительно стоило отметить вот этот оттенок, что позиции комитетов не различаются, но вашим комитетом предлагалось в качестве одного из вариантов просить авторов законодательной инициативы попробовать еще раз доработать проект. Я бы хотел отметить, что если говорить серьезно о данной проблеме, то доработка этого проекта может быть результатом взаимодействия целого ряда федеральных структур и академической науки, поскольку миграционные процессы мы не можем рассматривать вне демографических процессов, вне процессов, связанных с развитием производства в Российской Федерации. Поэтому я полагаю, что вынесение данной проблематики на уровень Российской Федерации, сочетание усилий академической науки и усилий ряда федеральных структур может привести, возможно, к выработке какой-то концепции. Мне пришлось прочитать практически все наработки, которые делались в этой области, в том числе Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, которая была одобрена в 2003 году. Целый ряд норм, которые мы до настоящего времени предлагали, носит в известной степени декларативный характер и не имеет правовых механизмов реализации. Как вы понимаете, общая декларация без механизмов принуждения, без санкций реального бюджетирования процесса выдворения за пределы территории Российской Федерации имеет ущербный характер, она демонстрирует в известной степени нашу неспособность реализовать те нормы, которые уже есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ройзман, ваш вопрос. РОЙЗМАН Е. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемый Владимир Николаевич, насколько я понял из вашего выступления, вы согласны с тем, что ситуация в стране с нелегальной миграцией становится угрожающей. Правильно я вас понял? ПЛИГИН В. Н. Евгений Вадимович, по целому ряду регионов, мы должны объективно сказать, ситуация в стране становится угрожающей. Как юристу, мне нужно быть крайне деликатным, но тем не менее скажу о двух аспектах. Я назову эти аспекты без приведения конкретных доказательств, конечно же, сегодня. Первый аспект - это проблема терроризма. Второй аспект - это проблема наркомании, распространения наркотиков. И третий аспект (о нем, слава богу, в настоящее время речь не идет) - это искусственная автономизация районов компактного проживания мигрантов, то есть проблема, которая существует в целом ряде стран, когда на районы компактного проживания мигрантов юрисдикция национальных государств практически не распространяется. И я должен отметить, что такого рода фактическая невозможность юридической машины проникнуть в компактное проживание мигрантов характерна в настоящее время не только для нашей страны, а практически для всех индустриально развитых стран. В частности, это проявилось в рамках встречи, которая у нас была вчера, с руководителями одной из крупнейших европейских стран, где затрагивались столь сложные процессы, когда государственная машина того или иного государства не может воздействовать на миграционные процессы и сложно воздействует на регионы компактного проживания мигрантов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Вопросы закончились, присаживайтесь. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Прошу записаться. Покажите, пожалуйста, список. Андрей Афанасьевич Кокошин, пожалуйста. КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы действительно весьма подробно рассматривали данный законопроект в Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками, исходя из того, что это очень важная, актуальная и, можно сказать, острая проблема для нашего государства и общества, для нас самих как с точки зрения национальных интересов России, интересов нашей национальной безопасности даже, так и с точки зрения интересов взаимодействия между Россией и прежде всего с нашими сопредельными государствами, и в первую голову со странами СНГ. У нас действительно были различные предложения разработаны, в том числе о которых говорил Владимир Николаевич Плигин, связанные с тем, чтобы либо сами авторы этого законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, его отозвали, чтобы его дальше можно было бы доработать, либо отложить его рассмотрение, но эта формула, к сожалению, не реализовалась. Мы очень детально рассмотрели вопросы состояния дел с миграцией, миграционной политики на специально проведенном нашим комитетом "круглом столе", наработан довольно большой материал. Мы договорились с Владимиром Николаевичем Плигиным и с рядом других коллег, в частности с коллегами из Комитета по безопасности, о том, что мы создадим совместную рабочую группу и будем, видимо, готовить свой собственный вариант такого закона с учетом всех наработок. Тема эта исключительно важная, и я считаю, что она должна быть в фокусе внимания всей нашей Государственной Думы. Мы приглашаем к работе над законом, новым уже проектом закона, всех тех депутатов, которые в этом заинтересованы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемые коллеги, я знаете, что подумал? Думаю, как хорошо, что сейчас я не глава администрации края, иначе сердце может и не выдержать, переживая то, что я переживал будучи губернатором в связи с ситуацией с миграционными процессами. Вы сами понимаете, это не краевая проблема. Край пограничный - Краснодарский край, Закавказье. Это ворота Турции, это ворота Закавказья, это теплая территория. Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше, и надо же смотреть, что происходит. Откровенно говоря, я не ждал от Владимира Николаевича чего-то другого. Я знал, будет отвергнуто. Такие же люди, как он, его братья родные, отвергали то, что я вносил, криком души кричал: "Братцы, что происходит? Рванет ведь!" У меня впечатление, Владимир Николаевич, что вы Косова ждете. Вы знаете, оно будет, мне кажется. И я даже представляю, какую речь вы потом с этой трибуны произнесете: кто недосмотрел, кто допустил, почему это получилось? Говорю, потому что это не одного года проблема, и куда зашел уже процесс - одному Богу, как говорится, известно. Мне стыдно за всё, что происходит. По-хорошему, если у государственного деятеля болит душа, он выезжает туда с группой депутатов: изучают, выслушивают, помогают, новый проект вносят, принимают и тогда говорят, что за ненадобностью не принимают проект, внесенный Государственным Советом Адыгеи и Законодательным Собранием Краснодарского края. А так, я понимаю, вы выигрываете время, надо, чтобы процесс усугубился. Что происходило? Когда я работал еще в советское время, руководил краем, было сто семнадцать тысяч армянского населения, сейчас - полмиллиона. И при этом хорошо, если бы расселялись по краю, а то ведь сосредоточились на Черноморском побережье. Кто бывал в Сочи, тот видел, там произошел демографический перекос. Не я изобрел науку демографию, она гласит, что при сильных демографических перекосах общество взрывается. А оно у нас уже взрывалось: серьезные столкновения между диаспорой армянской и диаспорой греческой, она тоже сильная там, - и примирить могут только русские. Согласились руководители диаспор - я, как член Совета Федерации, выезжал туда, - что только русские способны там примирить, если они сцепились и начинают резать друг друга. Кончится, друзья, там очень плохо. Там у нас большая адыго-шабсугская диаспора, на территории края, на побережье, она тоже взволнована происходящими процессами, но, чувствуется, Государственной Думе это не надо, надо затянуть узел потуже. Посмотрите, что было: крымские татары поселились не где-нибудь, а возле Волчьих Ворот на въезде в Новороссийск, перекрыли буквально въезд в Новороссийск, потом дружно, организованно переселяются все в Крым, и при этом в недельный срок сюда прибывают турки-месхетинцы, четко, скоординированно, организованно. Наш человек, из края, был там в то время секретарем обкома, и он звонит: по четыре месяца не мог турок-месхетинец получить вагоны, теперь получает за два часа, захотел переезжать, и все, говорит, в твою сторону, в Краснодарский край. Я подписал на свой страх и риск свой нормативный акт, вернее, постановление, вышвырнул все контейнеры с южного направления, оплатив из кассы крайисполкома, иначе, я понимал, взорвется край - буду отвечать я. Я поступал так и знал, что делал, понимал, что я отвечаю перед населением края и перед Россией, но потом демократы поднялись волной и утвердили турок-месхетинцев, и они так в горах и сидят. Мы знаем, что происходит: Турция там постоянно присутствует, мы знаем, что в горах горы оружия, вы видите, как дышит Кавказ, видите, что на Кавказе происходит, - и Дума безразлична. Я думаю, что пройдет время и будет проклята эта Дума вот с такими подходами, она не нужна как государственный орган, если у нее не болит душа за Отечество свое, за всё, что завтра в нем будет происходить! Ведь руководить - это предвидеть, а не просто штаны протирать, сидеть в серьезном здании государственном. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон депутату Ройзману включите. Я попрошу укладываться в три минуты. РОЙЗМАН Е. В. Да, конечно. Коллеги, я хотел к сказанному добавить. У нас ситуация просто угрожающая: за последние годы официально авиаперевозками, самолетами, прибыло сто восемьдесят тысяч таджиков, обратно улетели только девяносто - это официальные цифры. Область дает официальные цифры: четыреста семьдесят пять таджиков находится на территории области. А на самом деле цифрами не владеет вообще никто. И ситуация угрожающая уже по той причине, что, допустим, вот таджики, которые прилетают, - это мужчины от восемнадцати до сорока пяти лет, многие имеют опыт боевых действий, многие проходили подготовку в лагерях моджахедов в Афганистане. То, что я вам сейчас говорю, - это не моя информация, это официальная информация спецслужб, это ответы на депутатские запросы, в рамках протокольного поручения. На самом деле никто не знает, где эти таджики находятся, чем они занимаются. И на самом деле вот эти сказки о том, что таджики якобы строительные рабочие, - это мифы, очень многие из них вообще не работают. То, что весь героин идет из Таджикистана, ни для кого не секрет. Поэтому Владимир Николаевич Плигин сейчас сказал, что комитет тоже очень озабочен именно этой проблемой. Проблема очень серьезная, и я хотел бы попросить и Владимира Николаевича, и профильный комитет просто заняться разработкой закона. А если от нас какая-то помощь потребуется, информация с "земли" и отовсюду, я готов предоставлять, помогать и участвовать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Савельев Андрей Николаевич. САВЕЛЬЕВ А. Н. У меня просьба дать слово после Харченко, поскольку он выступает от фракции, а я некоторые дополнения сделаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это очень важный закон, мы должны этому особое внимание уделять, и здесь нужно подходить по принципу стран Евросоюза: мы должны квотировать количество приезжающих из какой-то страны, и где они должны находиться, мы должны решать. И здесь Николай Игнатович очень прав: вот такая произвольная миграция может привести к тому, что в определенных местах приезжие будут составлять большинство, будут претендовать на введение своего языка, нарушать, так сказать, устои, обычаи, традиции и в конечном итоге будут рваться и к политической власти, поскольку большинство из них имеют российское гражданство или они его будут получать за счет фиктивных браков, приобретения недвижимости. Эти же потоки усиливают поступление в страну наркотиков и усиливают преступность, потому что половину преступлений по стране совершают они, приезжие. И коррупцию усиливают: у них же есть свободные деньги, и им нужно как-то обустраиваться, поэтому они пускают часть денег на взятки должностным лицам, чтобы получить то, что им нужно для нормального функционирования. Поэтому нам нужно сделать, во-первых... Если нам министры говорят, что нужна обязательно дополнительная рабочая сила, ее не хватает в стране, то нужно ее нанимать на Балканах, сербы, на Украине и так далее - Белоруссия, Восточная Европа. Вот сейчас малые страны Восточной Европы вступают в Евросоюз, и у них резко усилится безработица, будут разоряться фермеры, мелкий и средний бизнес, и можно как раз дать им возможность для продолжения их работы на территории России. То есть нужно вот такой как бы перекос количества приезжающих из Азии нейтрализовать количеством приезжающих из Восточной Европы, в первую очередь с Балкан. Те же болгары с удовольствием поедут, они же при советской власти все работали, целые леспромхозы были болгарские, сами снабжали их питанием, так сказать, обустраивали. Вот такая форма использования зарубежной рабочей силы нам выгодна. Ну, и внутренняя национальная безопасность требует четкой фиксации. Все данные могут дать погранвойска: сколько лиц пересекли границу и сколько обратно уехали. Вот разница и покажет нам количество нелегальных мигрантов, находящихся в нашей стране. Здесь именно этими цифрами и нужно оперировать, потому что многие из них не подлежат учету, они не становятся на учет. Потом приезжающих иностранцев обычно размещают в определенных местах, проверяют их, фильтруют и часть людей отправляют обратно, но на это нужны деньги. Поэтому это тоже может стать обузой для нас: расходы будут большие по их отправлению обратно. Нужно смотреть, где поезда нужно пускать, а где, может быть, прекращать движение поездов (именно на поездах их больше всего едет), где-то, может быть, больше переходить на чартерные авиарейсы, подконтрольные, вместо обычных рейсов, постоянных, где трудно держать под контролем приезжающих. То есть здесь есть проблемы экономические, но есть проблемы и национальной безопасности. Определенные регионы надо уже, может быть, вообще исключить из зон, куда должны приезжать, включая Краснодарский край, курорты, Минводы, - это всё регионы, где уже перебор лиц, приехавших из других стран. И эти все потоки - в одну сторону, в основном в сторону России. И конечно, нужно расселять их, нельзя допускать компактного нахождения нескольких сотен, а то и тысяч человек в одном месте, надо дать какую-то квоту. Допустим, расселять и давать им работу в основном, может быть, на Севере, от Мурманска до Магадана, там есть жилье, есть работа. И они там надолго не задержатся: климат им не особенно подходит. Но они все предпочитают столицу, или курортные места, или портовые города и так далее. Хорошо, что миграционная служба находится в составе МВД, но нужны жесткие меры, иначе нам будут говорить, что мы не создаем, так сказать, правовой базы. Поэтому обязательно должно быть квотирование, обязательно должен быть определенный контроль за всеми этими лицами, которые прибывают к нам. Потому что это большая проблема: у нас может сложиться ситуация, когда в отдельных субъектах Федерации приезжие и местное нерусское население могут составить уже большинство, и пойдут процессы - и межэтнические конфликты, и захват политической власти. Надо все-таки готовить более суровые законы, использовать опыт Евросоюза, ничего не надо выдумывать. Туда просто так никто не может прибыть, и их ориентируют, на каких работах они нужны, в каком месте нужны, есть определенный надзор полиции, определенные правила нахождения в стране, отправка обратно при нарушении этих правил. Вот такой вариант - свободный въезд - может нам нанести большой ущерб. Надо еще посчитать, какую эти лица приносят нам пользу экономическую. В основном они работают в торговой сети, и действительно большую часть наркотиков... Они как бы образуют такую скрытую наркосеть. И мы здесь только проигрываем: у нас открытые границы, поэтому у нас должны быть особые законы здесь. Границу обустроить очень тяжело, мы не сможем потратить огромное количество денег. Ну и потом, они приезжают, минуя границу: они садятся в самолеты, в поезда, и тут сама граница для них не препятствие. Поэтому статус жителей СНГ, для которых у нас безвизовый въезд, надо пересмотреть в будущем и, может быть, все-таки ввести везде визовый въезд. Евросоюз открывается, страны шенгенской зоны, а нам, видимо, придется, наоборот, вводить визовый въезд, но это решение проблемы безопасности. Начать нужно с Краснодарского края, объявив его краем, куда больше никто из СНГ приехать не может. И те, кто там находится нелегально, должны покинуть этот край. Это последний наш выход к Черному морю, и ситуация действительно там критическая. Здесь нужно прислушаться к мнению бывшего губернатора, тем более что он сегодня депутат Госдумы. Они должны это делать, и законы будут соответствовать тем законам, которые уже приняты в Европе. Мы здесь ничего нового не предлагаем. И потом мы вправе добавить что-то свое, исходя из нашей специфики, но нельзя пускать это на самотек, ибо этнические потоки самые опасные. Можно финансы подобрать, можно девальвацию провести, можно деноминацию рубля провести, можно товары завезти, можно дороги построить, но людей мы потом не сможем перебросить из одной части в другую или же отправить обратно на родину, поскольку они укоренятся здесь. Мы получим такой, так сказать, этноядерный взрыв внутри страны. Это нужно знать и понимать. Российская Федерация - это не резиновый такой мешок, который можно накачивать. И я так понимаю, три минуты - и нам отключат микрофон, или я буду говорить полностью? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У вас уже 7 минут 35 секунд, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я заканчиваю, Борис Вячеславович. Я уважаю... Я просто думал, что они будут отключать через три минуты, но, видимо, они вас не поняли. Я заканчиваю. Считаю, что нужно прислушаться к мнению Николая Игнатовича Кондратенко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, от фракции "Родина" - Харченко Иван Николаевич. ХАРЧЕНКО И. Н., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, так получилось, что я один из разработчиков этого законопроекта. Когда я был председателем комитета Законодательного Собрания Краснодарского края, то мы совместно с парламентом Адыгеи три с половиной года назад разработали и внесли этот законопроект на рассмотрение Государственной Думы. Обращаю ваше внимание на срок: три с половиной года под различными предлогами нам рассказывают, что надо проводить "круглые столы", надо что-то перевносить, надо как-то переработать, что-то еще надо с ним сделать. И теперь, на завершающем этапе, когда все-таки этот законопроект дошел до обсуждения, нам говорят: нет, мы не будем его поддерживать, еще давайте проведем кучу "круглых столов" и создадим кучу рабочих групп. У меня создалось впечатление, что вообще никто не хочет осознавать проблему миграции, никто не понимает, насколько это значимо и важно для страны. Я обращаюсь к депутатам фракции "Единая Россия". Сейчас, когда вы будете нажимать кнопки или не будете нажимать кнопки, что фактически будет означать, что вы просто устранились от решения этой проблемы, подумайте над тем, что происходит в ваших регионах, подумайте над тем, что мы обязательно опубликуем результаты этого голосования и те, кто вас избирал, те, кто за вас голосовал, увидят, насколько вы осознаете важность этих процессов для нашей страны. Я твердо уверен, что нет доводов к тому, чтобы сегодня не принять этот законопроект в первом чтении. Его можно принимать, дорабатывать во втором чтении, тем самым показав, что Государственная Дума озабочена этой проблемой. Если мы сегодня его отклоним, я вас уверяю: никакие "круглые столы", никакие созданные новые группы по доработке или разработке ничего не дадут. Это продлится еще три-четыре года, а проблема еще более усугубится. Поэтому я призываю проголосовать за этот законопроект и потом с учетом тех замечаний, которые были высказаны, существенно доработать его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Юрий Павлович, пожалуйста. ИВАНОВ Ю. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня две реплики. Первая реплика. Я не согласен с обвинением в адрес председателя комитета Плигина в том, что он умышленно саботирует принятие этого законопроекта. Это неправильное, облыжное обвинение, скажем так. Но, уважаемые коллеги, я хочу констатировать один факт: Дума не в состоянии принять этот закон в связи с недостаточными профессиональными знаниями, я бы сказал так. Вот у нас в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству нет ни одного специалиста в области миграции, ни одного специалиста в области виз, это из действующих депутатов, и есть лишь один консультант. На мой взгляд, честь и хвала краснодарцам, которые пытались разработать такой монументальный, фундаментальный закон, но это им тоже не под силу. Путь один: президент или правительство - здесь присутствуют их представители, я думаю, они должны, простите за выражение, намотать на ус то, что здесь произошло, - должны создать комплексную группу и в рамках этой группы ускоренными темпами приступить к разработке такого закона. Я бы считал, что по этому закону нужны только в области права специалисты двадцати направлений - визового, жилищного, регистрационного законодательства и так далее, и так далее. Если эту работу не будут координировать представители президента и правительства, законопроект в Думе не пройдет, я вас уверяю, поэтому, на мой взгляд, как бы ни закончилось сейчас голосование по этому законопроекту, руководству Думы надо было бы подготовить (мы могли бы это в рамках нашего комитета сделать) письмо президенту или премьер-министру, чтобы они подверстали, так сказать, под этот закон несколько академических институтов, собрали огромную группу, ограничили ее сроками и, самое главное, открыли бы специальное финансирование под этот закон. Хочу еще раз, коллеги, констатировать: не под силу этот закон ни комитету по делам СНГ, ни комитету по конституционному строительству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Андрей Николаевич, и на этом заканчиваем. САВЕЛЬЕВ А. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы напомнить, что, когда мы голосуем в первом чтении, мы голосуем за концепцию. И возникает вопрос: в тех заключениях, которые были представлены на заседании Думы, имеются ли концептуальные возражения против этого закона? Перебрав все заключения, я обнаружил только одно концептуальное возражение, оно содержится в заключении комитета по конституционному законодательству. Речь идет о том, что будто бы законопроект, который представлен сегодня на обсуждение, противоречит статьям Конституции. В данном случае мы сталкиваемся в очередной раз с превратными трактовками основного закона, когда из него вычленяются отдельная статья, отдельные положения, на них концентрируется внимание и все остальные положения Конституции забываются. И здесь я как раз не могу согласиться с коллегой Плигиным и вижу кардинальное противоречие между заключением его комитета и комитета по делам СНГ. В заключении комитета по делам СНГ (которое, к сожалению, не распространено и не может быть прочитано депутатами, я вынужден процитировать его, имея его на руках) говорится, что авторы представленного законопроекта впервые в отечественной законотворческой практике последнего десятилетия надлежащим образом прочли главу 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации, которая наряду с провозглашением свободы передвижения и выбора места пребывания и жительства, а также свободы выезда и въезда граждан Российской Федерации среди основополагающих принципов и правил закрепляет другие: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В заключении комитета по конституционному законодательству, к сожалению, намечается противоречие между правами и свободами граждан и национальной безопасностью нашей страны. Это противоречие могло бы быть разрешено путем голосования в пользу все-таки национальной безопасности, которая также учитывает права и свободы подавляющего большинства российских граждан. Увы, это и другие подготовленные заключения не учитывают такой возможности, а именно возможности защитить права и свободы граждан в той тяжелейшей ситуации, в которой находится наша страна. Ведь проблема миграции для нас - это проблема жизни и смерти. В кризисном, в демографически кризисном обществе это главнейший закон, а мы с вами прекрасно видим, что в течение многих лет правительство, администрация президента и Государственная Дума игнорируют это и теперь нам снова обещают: через полгодика мы тут быстренько состряпаем целый кодекс. Но не выйдет этого, если мы не будем учитывать то, что наработано уже сейчас, того законопроекта, который внесен. В нем много проблем, много замечаний к нему можно сделать, но это всё проблемы второго чтения. Я думаю, что невысказанное концептуальное замечание состоит в том, что уж больно много работы нужно над этим законопроектом произвести, чтобы довести его до ума. А кому сейчас легко? Надо работать. Если мы отклоняем этот закон, мы фактически отказываемся от работы. И я тоже поддерживаю высказывание о том, что, если мы на сегодняшний день не будем учитывать ту работу, которая произведена, мы просто окажемся у разбитого корыта, в конце концов этнополитические процессы приведут нас к тому, что надо будет принимать чрезвычайные меры, а не миграционные кодексы. Я бы хотел также заметить, что огромная работа по подготовке ко второму чтению уже произведена в тех заключениях, которые представлены, в частности в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, где масса технических поправок, указано, в какие статьи конкретно необходимо внести изменения, - это всё второе чтение. Хотел бы также заметить, что заключение правительства в очередной раз абсолютно непрофессионально подготовлено, как будто одним и тем же почерком одним и тем же человеком, который не желает вдумываться в те законопроекты, которые уже заранее предназначены к отклонению. Я предлагаю поддержать этот законопроект всеми силами, которые у нас найдутся в Государственной Думе, понимая, что отклонение этого законопроекта будет означать движение в сторону смерти нашего государства и будет означать прямое противоречие принципу защиты национальной безопасности, который записан в нашей Конституции. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Есть. Пожалуйста, Владимир Николаевич. С трибуны можно. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, для того, чтобы кого-то критиковать, и для того, чтобы давать какие-то оценки, надо отличаться как минимум любознательностью и уметь читать те тексты и те документы, которые принимались Государственной Думой. Если не особенно останавливаться на вопросах деликатности, я должен сказать, что, для того чтобы критиковать, каждый из критикующих должен был прочитать имеющееся действующее законодательство. Имеющиеся действующие федеральные законы, которые касаются вопросов въезда-выезда, визового режима, правового положения иностранных граждан и тому подобного, перекрывают те положения, которые предлагаются в анализируемом законопроекте. В этой связи и только поэтому мы предлагаем данный законопроект отклонить. Однако я бы еще раз хотел обратить внимание на то - и это в докладе также звучало, - что вопрос миграции оценивается нами как вопрос, связанный с национальной безопасностью. Каждый раз, когда вы произносите то или иное слово или когда вы предлагаете те или иные меры, вы должны понимать, что стоит за этими мерами. Каждый раз, когда вы произносите слово "перекрыть", должны понимать, уметь и знать, как перекрыть, кто будет перекрывать, в каком объеме и откуда вы возьмете деньги на тот или иной процесс. Перекрыть - самое наивное решение данного вопроса. Когда вы затрагиваете ту или иную национальность, нужно думать о том, в каком аспекте вы ее затрагиваете. В частности, господин Кондратенко, мне пришлось работать на территории вашего края в течение полутора лет, и работать достаточно детально, а не демагогически. И поэтому я знаю, что, когда затрагивается проблема армянского народа, надо понимать, что армянский народ оказался одним из самых дееспособных народов, который создал в кратчайшие сроки разумное реальное производство, и он вносит разумный реальный вклад в экономику Российской Федерации. Поэтому каждый раз, когда произносится слово, пожалуйста, если вы находитесь в органе, который занимается законодательной работой, включайте воображение (от слова - до механизма реализации, до механизма санкции), а затем давайте те или иные оценки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, нам надо определиться голосованием по вопросу принятия проекта федерального закона "О миграции в Российской Федерации" в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 56 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 153 чел. Не голосовало 297 чел.66,0% Результат: не принято Не принимается. Уважаемые депутаты, я хотел бы дать поручение трем председателям комитетов - Плигину Владимиру Николаевичу, Кокошину Андрею Афанасьевичу и Васильеву Владимиру Абдуалиевичу - по следующему поводу. Безусловно, обсуждаемый законопроект и ход его обсуждения показывают нам, что проблема очень серьезная, сложная, и те законы, которые приняты, в полной мере не обеспечивают нужный миграционный режим. И я попросил бы трех председателей комитетов подготовить предложения на Совет Государственной Думы о создании рабочей группы по анализу действующих законов и внесению предложений, которые могут быть положены в основу поправок к действующим законам, для того чтобы мы смогли более четко организовать работу по миграционной проблеме в Российской Федерации. Я прошу это подготовить к следующему вторнику, внести на Совет Государственной Думы.