Заседание № 46

18.09.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 370325-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся рекламы товаров медицинского назначения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4587 по 4696 из 6265
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О рекламе". Докладывает Елена Николаевна Сенаторова.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕНАТОРОВА Е. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги - депутаты Государственной       
Думы! На ваше рассмотрение представляется законопроект, внесённый моими         
земляками - депутатами Белгородской областной Думы. Подготовка                  
представленного законопроекта обусловлена следующими обстоятельства. По         
мнению авторов, в настоящее время реклама лекарственных средств, медицинской    
техники и медицинских услуг, в том числе и методов лечения, биологически        
активных добавок и пищевых добавок, просто переполняет теле- и                  
радиопрограммы, а также периодические печатные издания. Ну чего греха таить,    
включая тот или иной телеканал, мы видим сегодня и колдунов, и ясновидящих, и   
рекламу тех или иных лекарственных препаратов, причём даётся реклама только     
положительного воздействия на организм, но о побочном действии мы, конечно,     
не услышим в теле- и радиопрограммах. Потребление лекарств, других видов        
перечисленной продукции, а также использование различных видов медицинских      
услуг и методов лечения населением растут неуклонно, большими темпами, однако   
законодательство в сфере рекламы не в полной мере позволяет обеспечить          
потребителям безопасность использования указанной продукции и услуг, в ряде     
случаев их реклама является недостоверной, вводит потенциального потребителя    
в заблуждение, меняет его ценностные ориентации, подвергает риску его жизнь и   
здоровье, в том числе здоровье маленьких детей.                                 
                                                                                
По мнению авторов законопроекта, моих земляков, согласно Федеральному закону    
"О рекламе" контроль за соблюдением законодательства о рекламе возложен на      
антимонопольный орган, который предупреждает, выявляет и пресекает нарушения    
физических и юридических лиц в сфере рекламы. При этом механизм использования   
предупредительных мер законодательством практически не регламентирован.         
Фактически антимонопольная служба возбуждает дела по признакам нарушения        
законодательства о рекламе лишь после её распространения, то есть уже после     
того, как оказано влияние какое-то на население, а вы знаете, очень сильное     
влияние оказывается именно на наше престарелое население, которое покупает      
буквально все эти лекарства.                                                    
                                                                                
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается установить предупредительный   
механизм в отношении рекламы лекарственных средств, медицинской техники,        
медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок   
и пищевых добавок, закрепив необходимость согласования рекламодателем           
соответствующих рекламных материалов до их распространения с антимонопольным    
органом. Указанный механизм будет служить своеобразным фильтром рекламы         
наименованных объектов рекламирования, и авторы полагают, что он станет более   
действенной мерой, направленной на защиту наиболее важных ценностей - жизни и   
здоровья нашего населения.                                                      
                                                                                
Нужно сказать, что в официальном отзыве правительства рекомендуется             
законопроект отклонить, вместе с тем в этом отзыве сказано, что положения       
законопроекта в части введения предварительного контроля за распространяемой    
информацией требует дополнительного обсуждения. Отзыв комитета - тоже на        
отклонение этот законопроект.                                                   
                                                                                
Я предлагаю вам рассмотреть законопроект и сделать свои заключения, уважаемые   
коллеги-депутаты.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Фридрихович Звагельский.                                                 
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный   
закон "О рекламе", установив, что рекламные материалы, содержащие рекламу       
лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения,    
а также содержащие рекламу биологически активных добавок до их                  
распространения подлежат согласованию с антимонопольным органом в Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба в соответствии с           
Федеральным законом "О рекламе" осуществляет госконтроль за соблюдением         
законодательства о рекламе, пресекает факты ненадлежащей рекламы и применяет    
соответствующие меры ответственности к лицам, совершившим административные      
правонарушения. Таким образом, законодательство Российской Федерации            
предусматривает госконтроль за содержанием рекламы лекарственных средств,       
медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в     
том числе и методов лечения, а также биологически активных добавок и            
продуктов детского питания. В связи с этим предложение о введении               
предварительного контроля со стороны антимонопольного органа за                 
распространяемой рекламной информацией представляется нецелесообразным.         
                                                                                
Если говорить о мнении комитета по поводу того, как это надо делать, то надо    
сказать, что можно работать по принципу, который мы в своё время, в прошлом     
созыве, использовали, когда в закон "О рекламе" вносили изменения по            
запрещению рекламы абортов. Мы говорим о том, что мы запрещаем только           
основания, по которым доступность тех или иных медицинских препаратов и их      
безболезненность является рекламным носителем, приводящим к заблуждению         
потенциальных потребителей, то есть вводящим их в заблуждение, поэтому это      
должно пресекаться. В данном случае это является дублированием функций          
федерального антимонопольного органа.                                           
                                                                                
На этом основании комитет считает, что данный законопроект надо отклонить в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Давайте запишемся.                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Трое.                                                                           
                                                                                
Время - 16 часов 58 минут. Давайте проголосуем, а потом вернёмся к обсуждению   
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5094 по 5235 из 6265
Продолжаем обсуждение 19-го пункта повестки дня. Виталий Сергеевич              
Золочевский, ваш вопрос докладчику или содокладчику.                            
                                                                                
ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Снимается, спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимается.                                                
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский задаёт вопрос.                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос Виктору Фридриховичу. Виктор Фридрихович, вот    
вы объясните мне как депутат депутату, что предосудительного в том, если        
реклама на такие жизненно важные товары, как товары медицинского назначения,    
будет предварительно проходить согласование в антимонопольном комитете? Что,    
от этого будет подрываться здоровье наших граждан, или разорятся мошенники,     
которые используют - уже сколько примеров! - недобросовестную рекламу, или      
что-то ещё произойдёт - остановится вся экономическая жизнь в стране? Ведь      
этот вопрос касается миллионов наших людей, а реклама, вы согласитесь, у нас    
сейчас очень агрессивная, и очень многие, тысячи и тысячи людей уже попались    
на эту агрессивную недобросовестную рекламу. Так вот объясните мне простым      
языком, что изменится, если мы введём?.. (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский.                           
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Сергей Николаевич, я вам как депутат депутату отвечу          
вопросом на вопрос: зачем?                                                      
                                                                                
Ну хорошо, отвечу сразу. Значит, на самом деле мы говорим об избыточности       
данной нормы. Федеральная антимонопольная служба сейчас у нас надзирает         
именно за тем, будет реклама надлежащей или нет, содержит ли она признаки       
агрессивности, обмана и так далее, это их прямая работа. Кроме как              
дополнительной коррупциогенности... Когда мы будем этой службе направлять       
рекламу на какое-то предварительное заключение, вы понимаете, здесь уже будет   
работать человеческий фактор, здесь будет не так, как когда реклама в виде      
билборда размещена и многие люди видят, что она собой представляет. Здесь       
реклама будет изначально в виде какого-то проекта кулуарно приходить в          
федеральный антимонопольный орган, и уже как они будут это решать, не имея      
при этом сегодня механизмов, как они это будут запрещать... Это всё сложно.     
Так что это, во-первых, избыточно.                                              
                                                                                
Во-вторых, кто, как не вы, больше всех всё время об этом говорит и много        
делает в плане борьбы с коррупцией? Так вот вы должны понимать, что это         
прямая коррупциогенная норма, она абсолютно лишняя в данном случае.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Николаевич Абалаков. Снял вопрос. Спасибо.                            
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                    
                                                                                
Поразительно: такой серьёзный вопрос - а серьёзным я считаю его потому, что     
присутствующие в этом зале, все без исключения, пользуются медицинскими         
препаратами и товарами медицинского назначения, - и как-то мы к нему легко      
подходим.                                                                       
                                                                                
Если вы хотя бы периодически смотрите наше российское телевидение, то знаете,   
что у нас время от времени появляются примеры, факты, когда рекламой            
завлекают и пожилых, и среднего возраста людей, агитируют их покупать           
ненужные, а то и вредные, какие-то надуманные медицинские товары, и суммы       
доходят чуть ли не до десятков, а то и сотен тысяч рублей, после через          
какое-то время реагируют наши правоохранительные органы, антимонопольный        
комитет и так далее.                                                            
                                                                                
Я считаю, что мы к этому серьёзному вопросу должны и подходить серьёзно.        
Очень хорошая инициатива наших белгородских коллег, депутатов Белгородской      
областной Думы, - прежде чем размещать какую-то рекламу, не проект рекламы      
идти где-то согласовывать, а уже свёрстанную и готовую рекламу, надо её         
утвердить в антимонопольном органе. Так у нас записано в законе "О рекламе" -   
что антимонопольный орган этим занимается.                                      
                                                                                
Касается это всего без исключения нашего населения, потому что, вы прекрасно    
знаете, в больном обществе здоровых людей не бывает, все пользуются этими       
товарами, все их используют. Я не зря задал уважаемому Виктору Фридриховичу     
вопрос. Если это сделать, что, от этого ухудшится здоровье наших граждан? Или   
граждане сразу поголовно начнут болеть? Или, может быть, те мошенники,          
которые навязывают эту агрессивную рекламу, обманывая наших граждан, будут      
разоряться? Или, может, антимонопольный орган будет вовремя пресекать эту       
преступную деятельность? Она же преступная, ну согласитесь, в конце-то          
концов, что с жизнью человека нельзя так обращаться, нельзя на жизнях людей     
делать кому-то своё состояние или прибыль получать и так далее.                 
                                                                                
Вот Виктор Фридрихович мне говорит: это избыточная норма, она коррупциогенная   
и так далее. Но вы хоть один пример приведите тогда, что она коррупциогенная    
и что в антимонопольных комитетах только и ждут, когда придут рекламодатели     
согласовывать, чтобы содрать с них деньги и получить какую-то мзду.             
                                                                                
Я полагаю, в первом чтении... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Сокращу своё выступление, раз уж так предупредили, хотя я от   
фракции должен выступать.                                                       
                                                                                
Я полагаю, что в первом чтении этот законопроект надо принимать, потому что     
он направлен на сохранение здоровья наших граждан. Это первое. Второе: он       
направлен на сохранение их социального благополучия, финансового                
благополучия. Ещё раз говорю, в этом созыве Думы мы принимали, по-моему, в      
прошлой сессии или в позапрошлой сессии какое-то обращение по поводу того,      
что на десятки и сотни тысяч рублей вот этой рекламой обманывают наших          
пожилых людей, ветеранов и так далее. Ко второму чтению, если есть какие-то     
замечания, кроме упрёка в избыточности нормы, давайте этот законопроект         
доработаем.                                                                     
                                                                                
Я не понимаю вот такого отношения к здоровью наших граждан со стороны, в        
общем-то, нужного комитета в нашей Государственной Думе. Я думаю, что           
профильным комитетом должен был быть Комитет по охране здоровья, в первую       
очередь его мнение надо учитывать, а я полагаю, что этот комитет поддерживает   
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Наша фракция обязательно поддержит его в первом чтении при голосовании. И       
призываю всех поддержать его, для того чтобы дальше вместе с коллегами из       
Белгородской областной Думы доработать его, если кто-то ещё находит какие-то    
в нём неясности и непонятные, избыточные нормы.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не выступают. Докладчик и             
содокладчик? Нет. Ставлю на голосование данный законопроект.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              144 чел.32,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    144 чел.                                          
Не голосовало                 306 чел.68,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.