Заседание № 178
О проекте федерального закона № 370297-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении уголовной ответственности за передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания, средств мобильной связи и коммуникации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина Александровна Панькина. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Это взаимосвязанные законопроекты. Данный законопроект также подготовлен комитетом к рассмотрению в третьем чтении, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 53 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 143
О проекте федерального закона № 370297-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об установлении уголовной ответственности за передачу лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания, средств мобильной связи и коммуникации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 46, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Александра Евсеевича Хинштейна. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я просил бы только, чтобы мы объединили 46-й и 47-й вопросы, поскольку речь идёт о смежных и напрямую связанных законопроектах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один доклад будет и один содоклад? ХИНШТЕЙН А. Е. Да, один доклад и один содоклад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Нет. Тогда я и 47-й зачитаю. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, по двум вопросам. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит обсудить более чем злободневную и актуальную тему. Честно говоря, разговор этот, конечно, следовало вести ещё раньше. На протяжении целого ряда лет мы работали над этой проблемой и вот наконец выносим на рассмотрение два законопроекта, которые вносят изменения в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс. Речь идёт о нелегальном обороте средств связи в местах лишения свободы. Тема всем понятна и, боюсь, знакома. Телефоны за решёткой - это по определению зло, коллеги. В местах лишения свободы телефоны в руках у осуждённых или арестованных - это новые преступления, это в первую очередь так называемые кол-центры, это мошеннические звонки, жертвами которых становится огромное число людей в нашей стране, это координация действий сообщников на свободе, это организация новых преступлений. IT-преступность сегодня, коллеги, бьёт все рекорды: каждое четвёртое преступление в стране совершается с использованием информтехнологий - 26,5 процента, более трети таких преступлений именно телефонные мошенничества, каждое второе IT-преступление совершается с использованием средств мобильной связи. И повторяю вновь, телефоны, находящиеся там, за решёткой, за колючей проволокой, вносят свою существенную лепту в рост этой общей кривой преступности. За последние три года в местах лишения свободы, в учреждениях уголовно-исполнительной системы было изъято в общей сложности почти 140 тысяч средств мобильной связи, при их передаче было задержано без малого 6,5 тысячи человек. Эта цифра не охватывает коррумпированных сотрудников ФСИН, которые несут уголовную ответственность за коррупционные преступления. Используются самые разные способы, ухищрения и средства для доставки телефонов в колонии и в следственные изоляторы. Я специально попросил у коллег из ФСИН образцы того, что они изымают, - я думаю, многим будет интересно на это посмотреть. Вот, коллеги, такие миниатюрные, похожие на брелоки телефоны попадают сегодня за решётку, их целенаправленно доставляют туда, для того чтобы можно было совершать преступные, мошеннические и тому подобные звонки. Даже беспилотники сегодня активно задействуются: за последние три года органами ФСИН было перехвачено 142 беспилотных летательных аппарата, которые несли на своём борту преимущественно телефоны и комплектующие к ним. Какую ответственность законодатель предусмотрел за эти очевидно крайне опасные общественные деяния? Административную ответственность. Максимальная санкция сегодня 5 тысяч рублей, безотносительно к тому, во второй ли, в третий или в четвёртый раз тебя поймали, - 5 тысяч рублей. Один переброс стоит гораздо дороже. Цифры по задержаниям есть, они представлены в пояснительных записках: за три года судами к административной ответственности было привлечено 8,5 тысячи человек. Наши законопроекты позволяют вывести эти правонарушения, преступления на совершенно иной уровень и действительно установить адекватную, а не смехотворную и издевательскую ответственность за это. Что, коллеги, предлагается? Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и установить специальный состав, подняв одновременно санкцию. Как я сказал, сегодня за незаконную передачу запрещённых к обороту в местах лишения свободы предметов ответственность только 5 тысяч рублей. Мы предлагаем в действующем составе статьи 19.12 КоАП предусмотреть часть 2 с ответственностью именно за передачу средств мобильной связи и комплектующих, и здесь санкция уже должна быть совершенно другой - от 25 тысяч до 50 тысяч рублей. В случае повторного совершения этого деяния наступает уже уголовная ответственность. И для этого мы предлагаем внести новый вид уголовного преступления, новый состав в Уголовный кодекс - статью 321-1. Максимальная санкция по этому составу - до двух лет лишения свободы. По нашему мнению, такие санкции позволят, ну, конечно же, не победить полностью это зло, мы должны это понимать, но значительно сократить его масштабы. При этом хочу, коллеги, напомнить, что этой проблемой мы с вами не только давно занимаемся, но и каких-то результатов за это время сумели достичь. Действует новая норма, которая позволяет блокировать номера, выявленные на территориях учреждений. Это делается оперативно-техническим путём, и это действительно сегодня серьёзно изменило ситуацию. Большинство мошеннических звонков сейчас идёт уже посредством так называемых мессенджеров. Нелегальная коррупционная стоимость услуги возрастает на глазах. Повторю вновь, было бы наивно полагать, что мы сумеем искоренить подобное зло как явление, но в том, что мы в состоянии его обуздать, сократить, нет никаких сомнений. Я уверен, уважаемые коллеги, что наша инициатива найдёт поддержку у всех, потому что касается каждого и потому что всем понятно, насколько опасно это явление. В завершение. Я не раз слышал в качестве контраргумента: ну а как же жертвы произвола - они оказались за решёткой, у них нет возможности позвонить, связаться с родными, с адвокатом? Сегодня законодательство даёт возможность легального соединения, звонков и осуждённых, и следственно-арестованных, но при соблюдении ими правил распорядка и, конечно же, под контролем администрации. Объяснять какие-либо извращения, нарушения и ошибки и пытаться легализовать это через возможность нелегального доступа телефонов за решётку считаю абсолютно недопустимым и аморальным. Сегодня, коллеги, телефон является основным источником наполнения так называемого преступного воровского общака, и все телефоны (будь то маленький, который я вам показал, или обычный), которые оказываются там, возвращаются снова, но уже в виде денег и в виде новых преступлений. Спасибо за внимание. И рассчитываю на поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад также по двум вопросам сделает Ирина Александровна Панькина. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Александр Евсеевич, как главный идеолог данной законодательной инициативы, довольно подробно рассказал в целом о проблематике и о концепции законопроекта. Длительность работы над законопроектом свидетельствует не о том, что тенденция к снижению, а как раз о том, что градус опасности, наоборот, нарастает. Что предлагается пакетными законопроектами? Установить административную преюдицию, одномоментно повысив административные штрафы, и установить уголовную ответственность путём дополнения Уголовного кодекса новой статьёй. Как уже здесь было сказано, мы надеемся, что данный законодательный шаг будет направлен на создание упредительных механизмов, на соблюдение принципа общей превенции и послужит, станет очередным шагом, действенной мерой в большом комплексе законодательных, а также профилактических мер, направленных на противодействие преступности в сфере IT-преступлений. Комитет, конечно, предлагает поддержать концепцию данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Александр Евсеевич, два вопроса. Первый - о практике работы предыдущих наших мер. Какое количество номеров удалось заглушить и почему не работают сегодня специальные средства, которые должны были быть включены для прекращения связи на соответствующих, скажем так, территориях? И второй вопрос: нужна ли здесь преюдиция? Мы системно выступаем против административной преюдиции. Не стоит ли сразу вводить уголовную ответственность, без всяких промежуточных этапов? Опасность огромная, количество подобных эксцессов растёт с каждым разом, ущерб нашим гражданам тоже ясен - зачем придумывать административную ответственность? Зачем в преступном сообществе формировать систему, когда один совершил, уходит в тень, потом следующий приходит, будет бросать или перевозить эти же телефоны? Сразу установить уголовную ответственность и, что называется, уже на корню пресекать подобные преступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Алексей Владимирович, спасибо за вопросы. Я прямо сейчас не готов вам назвать цифры по заблокированным номерам, сделаю это чуть позже, и вам информацию мы предоставим. Что касается системы преюдиции. Я здесь разделяю вашу позицию, но скажу вам честно: очень долго мы шли к сегодняшнему обсуждению. Я поднял старые документы - "круглый стол" на тему противодействия использованию средств связи в местах лишения свободы мы провели ещё в 2015 году. И сегодня, когда получены наконец положительные заключения Верховного Суда и правительства, я считаю, нам надо начать хотя бы с этого. Что касается того, работают или не работают технические средства, или, проще говоря, глушилки. Ну, надо сказать, что и раньше никто из нас не заявлял о том, что полностью все учреждения будут заблокированы. Вы разумный человек и понимаете, что это и сделать-то невозможно. Это невозможно сделать финансово одномоментно во всех учреждениях, а их, по памяти, у нас более 700. Это невозможно сделать технически, потому что территории учреждений неравномерны, есть большие учреждения с производственными зонами по несколько гектаров. У нас проблема с нахождением следственных изоляторов в центрах городов - пожалуйста, "Бутырка", "Лефортово" - поставить, извините за выражение, глушилки так, чтобы они укладывались в квадрат здания или в квадрат территории, крайне сложно. Эта работа ведётся, к этому надо стремиться, и в целом вопрос обеспечения безопасности системы ФСИН, конечно, нужно решать на государственном уровне. Но одно не мешает другому, наша норма необходима. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос Александру Евсеевичу. У меня в принципе вопросы, которые коррелируют с вопросами предыдущего коллеги-депутата. Всё-таки хочу понять, какая сегодня ситуация с использованием телефонов в исправительных учреждениях, учитывая то, что мы с вами уже принимали закон. Я напомню, что это была ваша инициатива - блокировать телефоны во всех исправительных учреждениях. Мы на что-то же рассчитывали, когда принимали такой закон - о том, чтобы блокировать? Или не закладывали финансирование? В чём причина? ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос, Михаил Сергеевич. Причина в том, что мы принимаем сейчас один закон, а вы меня спрашиваете про другой закон. Я ответил Алексею Владимировичу, но, видимо, невнятно сформулировал свои мысли. Отвечу вновь вам: сейчас я закончу общение, мы завершим с этим вопросом, и я вам предоставлю итоговую цифру, сколько было заблокировано за это время телефонов. Финансирование этой услуги или, точнее, этой опции действительно государством не предоставлялось. И повторяю, одно с другим напрямую никак не связано, потому что у нас не только эти нормы были приняты, но и целый ряд других норм в этом же направлении, в том числе, кстати, право учреждений уголовно-исполнительной системы пресекать полёты беспилотников. Когда мы принимали эту норму в 2019 году, я говорил с этой трибуны о том, что в первую очередь она нужна для недопущения туда телефонов. Что касается изъятия, я эти цифры называл: за три последних года в общей сложности было изъято 140 тысяч, почти 140 тысяч средств мобильной связи. Если мы говорим про прошлый год, то в 2022 году было изъято в общей сложности 24 674 единицы средств мобильной связи. Надо сказать, что это с учётом ограничений, введённых из-за пандемии. Для справки: в 2021 году эта цифра была более 48 тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемые коллеги, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что данный состав сформулирован специальным образом: передача любым способом, - здесь речь немножко о другом, здесь идёт речь о физических действиях, которые непосредственно влекут передачу средств мобильной связи, здесь принципиальное отличие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Ну, Александр Евсеевич, проблема есть, её надо решать, в том числе усилением ответственности за подобные вещи. В пояснительной записке сказано, что, по данным МВД, большинство телефонных мошенничеств совершается находящимися в местах лишения свободы. Но ещё в 2021 году глава ФСИН утверждал, что совместно с Федеральной службой безопасности была проведена проверка, и было официально заявлено, что кол-центров на территориях подобных учреждений не имеется. Здесь вопрос такой: как говорится, кому верить - официальным лицам либо статистике? Либо это просто яркий пример того, как ведомства друг на друга пытаются переложить ответственность за подобные безобразия? ХИНШТЕЙН А. Е. Ну, справедливости ради, в пояснительной записке не сказано, что большинство телефонных мошенничеств, а сказано: "...значительная доля телефонных мошенничеств совершается лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы... и в следственных изоляторах". Я подтверждаю, что МВД России такую оценку действительно даёт, и всё, что написано в пояснительной записке, подтверждено официальными документами. Относительно заявления бывшего, хочу подчеркнуть, директора ФСИН о полном уничтожении всех так называемых кол-центров на территории его системы. При всём уважении, я боюсь, что говорить о полном уничтожении не приходится, но надо при этом честно признать, что количество такого рода преступлений, совершаемых находящимися в местах лишения свободы, действительно сократилось. И значительную часть этих преступлений на себя забрали приграничные страны, в первую очередь Украина, где эта деятельность идёт под контролем спецслужб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Евсеевич, безусловно, закон нужный и мы его должны принять. Но я вам предлагаю подойти к этой проблеме с другой стороны: ужесточить условия продажи сим-карт, обязать операторов следить за тем, чтобы продажа сим-карт была персональной, тогда станет понятно, кому продано и кто звонит. Как вы на это смотрите? ХИНШТЕЙН А. Е. Валерий Степанович, я смотрю на это глазами практика. Сегодня закон "О связи" уже устанавливает обязанность гражданина или юридического лица заключать именной договор на оказание услуг связи, и каждый оператор связи знает, кому принадлежит номер, это норма закона. Вы мне на это скажете, что можно купить сим-карту у метро. Да, к сожалению, можно, и мы понимаем, как это происходит, поэтому целый ряд конкретных мер был государством за последний период принят, чтобы снизить нелегальный оборот. Ну, в частности, мы обязали юрлиц представлять информацию обо всех владельцах карт: одна из существующих сегодня схем - это когда юрлицо заключает договор, берёт, условно, 100 корпоративных симок, а у кого эти 100, 1 тысяча или 5 тысяч симок находятся, операторы не знают, так вот сегодня эта информация представляется. Целый ряд других мер и шагов были сделаны и ещё будут сделаны. Но даже при том, что мы будем продавать сим-карты каждому по паспорту, по биометрии, ещё и под конвоем автоматчика и с отпечатками пальцев, механизмы, пути доставки телефонов в зоны, к сожалению, не исчезнут. Я говорил с трибуны и повторяю вновь: телефон в зонах - это основной способ пополнения воровского общака, а там, где есть такого рода суммы и интересы... К сожалению, нам приходится с этим бороться очень и очень серьёзно. Словом, не бывает лёгких решений сложных проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 46. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 55 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 47. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 29 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.