Заседание № 64
О проекте федерального закона № 370027-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о предоставлении инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в связи с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, права на получение двух пенсий; внесен Липецким областным Советом депутатов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, мы можем сейчас приступить к рассмотрению 14-го вопроса порядка работы. Здесь два альтернативных законопроекта. По первому проекту докладчиком является Смолин Олег Николаевич. Вопрос 14.1, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Ценя ваше время, я попытаюсь пересказать очень коротко его содержание. Речь идет о том, чтобы предоставить право на вторую пенсию тем инвалидам с детства, которые стали инвалидами в период Великой Отечественной войны в связи с травмой, полученной в результате военных действий или их последствий. Вы можете мне сказать, что эта проблема уже в значительной степени решена известным президентским законом номер 36 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О ветеранах". Но беда заключается в следующем: этот действительно важный закон, который был президентской инициативой и который мы, естественно, приветствуем, принимался Государственной Думой сразу в трех чтениях и, на мой взгляд, остались нерешенными две существенные проблемы. Проблема первая заключается в том, что по этому закону к участникам Великой Отечественной войны приравнены только те дети, которые получили военную травму в период военных действий, но не в результате их последствий. Иначе говоря, если, например, где-нибудь в Смоленской области два молодых парня, несовершеннолетних, пахали колхозное поле и один из них получил военную травму 6 мая, а другой 12 мая, то первый из них будет приравнен к инвалиду Великой Отечественной войны, а второй нет. Вторая проблема, которая осталась, на наш взгляд, неурегулированной в президентском законопроекте, связана со следующим. Дело в том, что согласно законодательству, и российскому, и международному, детьми признаются лица в возрасте до восемнадцати лет. Но в тот период и позднее, то есть достаточно долго, в Советском Союзе группа инвалидности человеку устанавливалась в шестнадцать лет и ребенком-инвалидом признавалось лицо в возрасте только до шестнадцати лет. Получается, что если, скажем, семнадцатилетний парень в 43-м году получил эту самую военную травму, то он не подпадает под действие президентского законопроекта. Для того чтобы помочь тем, кто не подпал под действие президентского законопроекта, и внесен наш законопроект, который мы просим вас поддержать в любом варианте - в нашем варианте или в варианте, предложенном уважаемыми законодателями Липецкого региона. Важно, чтобы мы смогли оказать поддержку не только тем, повторяю, кто получил военную травму непосредственно в период Великой Отечественной войны, но и тем, кто получил ранение в результате последствий этих военных действий. Я на этом заканчиваю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, Олег Николаевич. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Тогда приступаем к рассмотрению пункта 14.2. Этот законопроект внесен Липецким областным Советом депутатов, который просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Для содоклада по этим двум законопроектам слово предоставляется члену Комитета по труду и социальной политике Фариде Исмагиловне Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет в установленном порядке рассмотрел два альтернативных законопроекта представленных нашими коллегами и коллегами из Липецкого областного Совета депутатов, и вносит предложение, к сожалению, отклонить данные законопроекты по следующим основаниям. Законопроекты, как отмечает комитет, были внесены в 2003 году, когда некоторые проблемы, обозначенные как предмет рассмотрения данных законопроектов, не были решены. Напоминаю коллегам: законодательная инициатива президента в мае 2004 года решила одну из проблем и приравняла инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 года, по пенсионному обеспечению к участникам Великой Отечественной войны. Действительно, как изложил коллега Смолин, осталась проблема, связанная с пенсионным обеспечением инвалидов с детства вследствие ранения не в результате военных действий в период Великой Отечественной войны, а ранения, связанного с последствиями военных действий. И законопроектом предлагается приравнять инвалидов с детства, получивших увечье в результате последствий военных действий, к участникам Великой Отечественной войны. Конечно, проще было бы комитету ответить, наверное, что это не предмет данного закона, ибо нужно сначала их отнести к категории участников Великой Отечественной войны, что является предметом закона "О ветеранах". Тем не менее законодательная инициатива проявлена, и в связи с этим комитет отмечает, что пенсионное обеспечение, право на получение двух пенсий, связано для этих лиц всё же с военной службой или с военными действиями в период Великой Отечественной войны, но не с их последствиями. Для сведения же сообщаю коллегам, что при реформировании пенсионного законодательства, учитывая эту категорию людей, в действующем пенсионном законодательстве было сохранено повышение пенсий гражданам из числа инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в Великой Отечественной войне и с их последствиями, то есть их расчетный пенсионный капитал был увеличен на 185 рублей. Заключение правительства, как и на предыдущий текст законопроекта, отрицательное. Правовое управление Аппарата Государственной Думы также отмечает недостатки, в том числе связанные с термином "последствия боевых действий". И более того, инициаторы законопроекта не указали источники финансирования, уважаемые коллеги, а при дефиците средств Пенсионного фонда на 2005 год выделение дополнительных средств тоже является проблематичным. Комитет поручил мне отметить также, что проблема пенсионного обеспечения граждан этой категории остается нерешенной. Более того, Комитет по труду и социальной политике в ближайшее время выступит с инициативой провести "правительственный час" и заслушать оргкомитет "Победа" по вопросу о ходе подготовки к празднованию 60-летия Победы, что связано с разрешением социально-бытовых проблем как участников Великой Отечественной войны, так и тружеников тыла, ветеранов труда. С учетом сказанного комитет предлагает отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Есть ли вопросы к содокладчику? Нет вопросов. Есть ли необходимость выступить? Нет. Уважаемые депутаты, два альтернативных законопроекта по очереди будут поставлены на голосование. Пункт 14.1 порядка работы. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона? Прошу голосовать. Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо. Теперь надо определиться по пункту 14.2. Ставится на голосование проект федерального закона. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. (Идет голосование.) Спасибо. Пожалуйста, покажите результаты голосования по пункту 14.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 27 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4% За проголосовало 96 депутатов. Покажите результаты голосования по пункту 14.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 02 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1% За проголосовало 90 депутатов. В соответствии с Регламентом ставится на голосование законопроект, набравший большее количество голосов, пункт 14.1 порядка работы. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 10 сек.) Проголосовало за 110 чел.24,4% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 118 чел. Не голосовало 332 чел.73,8% Результат: не принято Не принимается. Оба законопроекта отклонены.