Заседание № 236
15.06.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 369837-4 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части предоставления отпусков ветеранам труда; внесён Самарской Губернской Думой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4656 по 4907 из 5399
Пункт 27.1. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Республики Татарстан Татьяны Павловны Водопьяновой. Пожалуйста, Татьяна Павловна. ВОДОПЬЯНОВА Т. П., представитель Государственного Совета Республики Татарстан. Уважаемые депутаты Государственной Думы, 1 января 2005 года при вступлении в силу новой редакции статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" ветераны труда утратили право на отпуск без сохранения заработной платы сроком до тридцати рабочих дней в году. Трудовой кодекс Российской Федерации решение этого вопроса относит к компетенции федерального законодательства либо коллективного договора. Действующая редакция статьи 22 закона "О ветеранах" предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К настоящему времени указанная норма не реализована в большинстве субъектов Российской Федерации. Таким образом, ни Трудовым кодексом, ни законами субъектов Российской Федерации такая мера социальной поддержки ветеранов труда, как предоставление отпуска без сохранения заработной платы, не установлена. При этом отпуск без сохранения заработной платы, на наш взгляд, нужно рассматривать не только как особую форму социальных гарантий для ветеранов труда и обязанность работодателя предоставлять данный отпуск работнику. Ведь сегодня реально и то, что государство испытывает растущий дефицит трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров в промышленности, и здесь видится дополнительный стимул к труду для работников из числа ветеранов. Кроме того, данная категория работников заслужила право на разумное сочетание труда и отдыха, и здесь налицо объединение интересов государства и гражданина. В отличие от ежегодного отпуска отпуск без сохранения заработной платы предоставляется без учёта трудового стажа и не оплачивается работодателем, поэтому и дополнительных финансовых средств не потребуется. Данная законодательная инициатива нашего Государственного Совета была поддержана законодательными органами государственной власти двадцати трёх субъектов Российской Федерации, при этом семь субъектов Российской Федерации поддержали его в лице комитетов по социальной политике. Эта поддержка, на наш взгляд, означает то, что есть понимание, что люди, которые честно и добросовестно отработали на благо своей страны, имеют право на восстановление той льготы, которой они пользовались долгие годы в рамках действовавшего ранее законодательства. И в этом отношении, на наш взгляд, было бы разумным поддержать законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока присаживайтесь. У нас два альтернативных законопроекта. Есть ещё законопроект Самарской Губернской Думы, которая просит рассмотреть его без своего представителя. Содоклад по двум законопроектам сделает Анатолий Семёнович Иванов. Пожалуйста. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, Комитет по труду и социальной политике рассмотрел законопроекты, внесённые Государственным Советом Республики Татарстан и Самарской Губернской Думой, и отмечает следующее. Во-первых, законопроектом, внесённым Государственным Советом Республики Татарстан, предлагается дополнить статью 128 Трудового кодекса положением о предоставлении ветеранам труда отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до тридцати календарных дней в году. Законопроектом, внесённым Самарской Губернской Думой, предлагается дать право ветеранам труда на указанный отпуск продолжительностью до тридцати пяти календарных дней в году, а также на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время. В этом отличие двух законопроектов. Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с этим предлагаемые изменения в Трудовой кодекс будут противоречить Федеральному закону "О ветеранах". В-третьих, как следует из пояснительной записки Государственного Совета Республики Татарстан, его предложение будет стимулировать ветеранов труда к продолжению трудовой деятельности в условиях дефицита трудовых ресурсов. Однако по прогнозу правительства в ближайшие годы ожидается рост уровня безработицы, в связи с чем реализация законопроектов приведёт к снижению конкурентоспособности указанной категории работников. В связи с этим предлагаемые меры социальной поддержки ветеранам труда следовало бы устанавливать законами субъектов Российской Федерации с учётом социально-экономической ситуации в регионе, для чего, правда, следует внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс, но это должно быть осуществлено другим законом. Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть один вопрос, у Бориса Григорьевича Кибирева. Пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. У меня вопрос к Анатолию Семёновичу. Уважаемый Анатолий Семёнович, вот я держу в руке второй законопроект, самарский. Ветераны труда из числа лиц, указанных в статье 7 федерального закона и так далее... ну ветераны труда. Я хочу уточнить. У ветерана труда два статуса, это у того, который получил удостоверение. Он получает звание "ветеран труда" тогда, когда у него появился стаж, достаточный для выхода на пенсию, плюс соответствующие заслуги, а пользоваться этими льготами он начнёт тогда, когда уйдёт на пенсию. Так вот, к какой части, так сказать, владения корочками "Ветеран труда" относится этот законопроект - когда он получил звание или когда ушёл на пенсию? ИВАНОВ А. С. В данном случае мы ведь не говорим о реализации данного законопроекта. Мы говорим о том, что этот законопроект будет противоречить законодательству, закону "О ветеранах", и это будет касаться всех вопросов, всех категорий ветеранов труда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Анатолий Семёнович. Есть ли желающие выступить? Коллеги, я просто тогда объявлю, что до 16 часов у нас будет перерыв, и в 16 часов мы тогда придём дорабатывать два законопроекта. Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. Три минуты. КИБИРЕВ Б. Г. Фракция Компартии Российской Федерации поддерживает оба эти законопроекта. Я прокомментирую нашу позицию на примере законопроекта Самарской Губернской Думы. Чего хочет Самарская Губернская Дума? Она хочет организовать принятие федерального закона, который давал бы возможность ветеранам труда получать право на отпуск в удобное для них время или на отпуск без содержания. Нам кажется, что у Самарской Губернской Думы для постановки такого вопроса есть три основания. Первое - ветеранов труда, как и всех заслуженных людей, надо уважать и создавать им определённые льготы. Это право у ветеранов труда существовало в соответствии со старым законом о ветеранах, то есть до принятия 122-го федерального закона, которым были внесены поправки и это право было отменено. А у нас есть Конституция Российской Федерации, в которой записано: не допускается принятие законов, которые умаляют, или уменьшают, права граждан Российской Федерации. И ещё одно основание - это то, что на законопроект откликнулись двадцать два субъекта, двадцать один из которых, практически все, этот законопроект поддерживают. Таким образом, это свидетельствует о том, что есть у них для этого основания. А кто оппонент у этого закона, кто против? Ну, правительство против, не буду его комментировать, а вот позицию Комитета по труду и социальной политике хочу прокомментировать. Можно взять записку с заключением комитета и посмотреть прямо абзацы и так далее, вот я называю. Комитет пишет, что в 2007-2009 годах у нас ожидается рост безработицы, поэтому наличие ветеранов на производстве будет эту ситуацию усугублять. Но откуда вы взяли, дорогие мои, рост безработицы? Вы же послушайте президента, послушайте других больших руководителей России: у нас всё хорошо и с каждым днём становится всё лучше! А если будет расти безработица, то давайте создавать рабочие места, тем более что Владимир Владимирович Путин заявил о том, что нам крайне необходимо предоставлять право ветеранам, пенсионерам продолжать свою работу. А вы хотите их с работы отправить! Следующее: нельзя принимать федеральный закон об отпуске без содержания, поскольку у ветеранов снизятся доходы. Уважаемые мои, да чего вы об этом заботитесь? Надо заботиться о повышении пенсий, других выплат ветеранам, что им там положено. А если ветеран нашёл возможность по каким-то причинам уважительным получить отпуск без содержания, надо ему в этом поспособствовать. И третье: нельзя принимать федеральный закон, касающийся ветеранов труда, потому что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Борис Григорьевич озвучил то, что я хотел сказать, поскольку большего цинизма и насмешки над авторами законопроекта и ветеранами, чем то, что написано со стороны Комитета по труду и социальной политике, предусмотреть, наверное, сложно. Так заботятся, примерно как в одной из русских пословиц: "Пожалел волк кобылу - оставил хвост да гриву". Написали, что и безработица будет, - значит, надо заботиться о ветеранах, поскольку останутся без работы, и заработок у них упадёт, и так далее. Лучше бы ничего не писали, а написали бы только, что комитет против, правительство против. Мы предлагаем поддержать эти два законопроекта, хоть они и альтернативные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не хотели бы высказаться? Требуется ли заключительное слово докладчику и содокладчику? Содокладчик, пожалуйста, Анатолий Семёнович Иванов. С места. Включите микрофон. ИВАНОВ А. С. Уважаемые коллеги, два было выступающих. Конечно, с точки зрения политической с ними можно согласиться, я же представлял законопроект с точки зрения профессиональной. В той редакции, в какой была представлена эта идея, - а она имеет право на существование - она не может быть реализована. Если бы был более профессиональный подход, наверное, авторы могли бы поступить по-другому, и выход из этой ситуации есть. Например, группой депутатов, в том числе и мною, был подготовлен и внесён законопроект, которым предусматривается увеличение периода продолжительности отпуска без сохранения заработной платы не только ветеранам труда, но и всем пенсионерам, и это как раз учитывает соответствующее положение послания президента. Поэтому вот это будет профессиональный подход. В данном же случае речь идёт только о том, что этот законопроект не соответствует тем требованиям, которые предусмотрены при принятии законов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, законопроекты альтернативные, поэтому сейчас будет рейтинговое голосование. На голосование ставится законопроект из пункта 27.1, предложенный Государственным Советом Республики Татарстан. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) И на голосование ставится законопроект из пункта 27.2, это проект Самарской Губернской Думы. Кто за принятие этого законопроекта в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Прошу показать результаты голосования по пункту 27.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 10 сек.) Проголосовало за 69 чел.15,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 69 чел. Не голосовало 381 чел.84,7% Шестьдесят девять. Прошу показать результаты голосования по пункту 27.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 42 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8% Семьдесят три человека за. Ещё раз ставится на голосование пункт 27.2. Прошу определиться голосованием по принятию законопроекта в первом чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 48 мин. 24 сек.) Проголосовало за 82 чел.18,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 82 чел. Не голосовало 368 чел.81,8% Результат: не принято Не принято.