Заседание № 182

17.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 369627-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причинённого Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4425 по 5016 из 6605
22-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причинённого           
Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений".    
Олег Анатольевич Нилов докладывает.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня я представляю вам, пожалуй, самый-самый важный       
закон, который мне удалось за весь созыв написать и предложить. И если все      
остальные, порядка шестидесяти законов, не будут приняты, ничего страшного, -   
я вас прошу: послушайте, по возможности поддержите этот один закон, и вы        
почувствуете, что это действительно важный закон. Настолько важный, что я       
готов всё что угодно сделать для вас ради принятия этого закона, ну, не для     
вас - для страны, для людей. Этот закон о конфискации имущества                 
коррупционеров и казнокрадов - вот в чём основная идея, если коротко. Можно,    
конечно, сказать, что это не совсем мой закон, я признаюсь в этом,              
правильнее было бы называть его законом Путина - Нилова, потому что он на 99    
процентов является аналогом закона президента о конфискации имущества           
террористов (помните, мы его недавно приняли?), поэтому, конечно, нельзя        
говорить о том, что у него только один автор, депутат. Так вот в этом законе    
я предлагаю действительно приравнять к терроризму коррупцию и казнокрадство,    
особенно в крупных размерах.                                                    
                                                                                
Вы, наверное, согласитесь с тем, что от рук террористов в России гибнет не      
так много людей, да, к сожалению, есть жертвы, десятки людей, наверное, но от   
действий казнокрадов и коррупционеров гибнут тысячи людей, десятки тысяч! В     
чём это выражается? Согласитесь, что те огромные средства, многомиллиардные     
средства, которые разворовываются из бюджетов разных уровней и не поступают     
на здравоохранение, на решение социальных вопросов, приводят к нищенству и      
действительно иногда к таким социальным последствиям, когда люди пускаются во   
все тяжкие, - отсюда и алкоголизм, и наркомания, и огромное количество          
самоубийств. Это всё происходит по причине того, что десятки процентов          
средств на каждом уровне бюджета разворовываются. Не говорю уже про то, что     
во время санкций мы с вами, принимая бюджет, будем думать, как сводить концы    
с концами, как даже тот уровень, который нельзя назвать приемлемым и            
удовлетворительным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни тем более   
в социалке, сохранить. Я не говорю, что мы каким-то фискальным образом сможем   
наполнить закрома, хотя это тоже будет существенно, если посчитать и            
посмотреть, сколько казнокрадов и коррупционеров отделались лёгким испугом:     
кто-то отделался условным сроком, кто-то, даже получив срок, потом              
условно-досрочно выходит, откапывает в саду баночки с соответствующим           
содержимым и живёт себе припеваючи. Если бы всё, что нажито незаконным путём,   
было конфисковано, поверьте, не столько бы бюджет наполнился, сколько           
разорвался бы этот порочный круг - каждый следующий уже подумал бы о том, что   
вот поймают его на взятке там в 100-200 тысяч рублей, а потом придут и          
скажут, мол, докажи законность происхождения всех твоих ценностей, особняков,   
вилл и яхт. Если не сможет доказать, - вот так написано в законопроекте - это   
будет конфисковано. Вот на что я надеюсь! Это был бы колоссальный эффект, это   
остановило бы всех, кто уже нажрался, напился, наелся и живёт припеваючи, но    
продолжает по инерции хапать, брать, продолжает творить это самое большое зло   
сегодня в России, - вот их надо остановить! Остановить тюрьмой, как             
показывает практика, не получается, потому что они прекрасно знают, что можно   
выйти условно-досрочно, можно там, за колючей проволокой, себе гнёздышко        
свить, ну, прикупив какую-то пожарную машину, как, например, бывший             
губернатор Дудка, отбывающий сегодня срок: он оборудовал пожарную часть,        
купил машину и, наверное, служит в этой пожарной части. Как служит - всем       
понятно: не сильно утруждаясь.                                                  
                                                                                
Масса примеров! В оборонной отрасли, посмотрите, скандал за скандалом!          
Миллиарды утекают, а коррупционеры, которые наносят такой колоссальный вред     
армии, обороноспособности, у нас считаются мелкими жуликами. Но ничего          
подобного - это враги, враги народа! Это действительно те вредители, которые    
должны быть приравнены к госизменникам, а они отделываются, знаете, домашним    
арестом, условным сроком, выходят по амнистии... Кто возместит эти миллиарды    
казне?!                                                                         
                                                                                
Поэтому моё предложение - принять сегодня вот такое жёсткое решение.            
Наказание должно быть суровое, и именно наказание рублём, который вернётся в    
казну, - вот что для них самое страшное, вот чего боятся сегодня жулики и       
казнокрады! И я тут обращаюсь в том числе и к ним, возможно, они меня сейчас    
слышат: "Граждане мазурики (помните, как в том фильме?), душегубы, ну           
поверьте мне, что это в ваших интересах, потому что, если, не дай бог, мы не    
справимся с этой раковой опухолью России, вы потеряете всё! Если, не дай бог,   
кому-то удастся осуществить какие-то операции (есть "доброжелатели", мир        
сегодня полон "доброжелателей", которые на базе этой коррупции организуют       
какой-то российский майдан), вы потеряете всё! Поэтому остановиться сегодня в   
ваших интересах. Но вам надо помочь, и мы как раз хотим вам помочь этим         
законом, чтобы вы, завтра проснувшись, приняли для себя окончательное решение   
- всё, больше не беру!" И мало того, в законопроекте предусмотрена              
ответственность ещё и ближайшего окружения, и не только родственников, но       
даже иных лиц, водителей, любовниц. Если казнокрад и коррупционер получит       
статью и это будет судом признано, у правоохранительных органов будет           
возможность пригласить в суд лиц из ближайшего окружения вот этого              
конкретного жулика и казнокрада и попросить их доказать законность              
происхождения всего нажитого, и, таким образом, он будет заинтересован в том,   
чтобы и они... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
С содокладом выступает Эрнест Абдулович Валеев.                                 
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Вообще, проблема совершенствования антикоррупционного законодательства          
является сегодня одной из главных проблем государства, и я полностью разделяю   
возмущение Олега Анатольевича распространённостью коррупционных преступлений    
и приветствую попытку поиска путей усиления правовых средств борьбы с этим      
явлением.                                                                       
                                                                                
Следует отметить, что среди мер противодействия коррупции, используемых в       
борьбе с незаконным обогащением, безвозмездное изъятие и обращение в доход      
государства нажитого преступным путём имущества является одним из самых         
эффективных средств. При этом в правовой теории и практике известны два вида    
конфискации: конфискация в уголовном порядке, предполагающая ведение            
уголовного судопроизводства и вынесение обвинительного приговора, и             
конфискация, осуществляемая вне уголовного судопроизводства. Эти виды           
различаются процедурой изъятия и обращения в доход государства незаконно        
добытых активов. Первый применяется в уголовном судопроизводстве, когда         
доказана вина подсудимого и связь между преступлением и полученными доходами,   
и при этом бремя доказывания лежит на государстве (мы помним про презумпцию     
невиновности, закреплённую в Конституции и в Уголовно-процессуальном кодексе    
Российской Федерации). Второй вид конфискации производится вне уголовного       
судопроизводства - это судебное преследование не личности, а имущества, и       
правовым основанием для такого преследования является Гражданский кодекс        
Российской Федерации, согласно которому в собственности может находиться        
только имущество, добытое законным путём, причём конфискация в порядке          
гражданского судопроизводства применяется только тогда, когда в уголовном       
порядке она невозможна, нельзя это применить. Такая конфискация производится,   
повторяю, в порядке гражданского судопроизводства, и бремя доказывания          
законности приобретения собственности лежит на собственнике.                    
                                                                                
В предлагаемом законопроекте предлагается внести изменения в Федеральный        
закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и в Федеральный закон "О           
противодействии коррупции": предлагается возмещение вреда, причинённого в       
результате коррупционного преступления, проводить в порядке гражданского        
судопроизводства. Однако следует отметить, что вопросы возмещения вреда,        
причинённого коррупционными преступлениями, достаточно полно регулируются       
уголовным законодательством. В частности, в статье 73                           
Уголовно-процессуального кодекса закреплено, что обстоятельством, подлежащим    
доказыванию по уголовному делу, является характер и размер вреда,               
причинённого преступлением. Кроме этого, процессуальный закон предусматривает   
возможность наложения ареста и описи имущества, и при этом всё незаконно        
нажитое имущество, то есть нажитое преступным путём, подлежит конфискации       
(безвозмездному изъятию) и обращению в доход государства в порядке уголовного   
судопроизводства. И при этом закон позволяет изымать это имущество не только    
у близких родственников, как предлагается в законопроекте, но и у любых         
других лиц, у которых находится это имущество.                                  
                                                                                
Ссылка на порядок обращения в доход государства имущества родственников лиц,    
совершивших террористические акты, некорректна, потому что там речь идёт не о   
возмещении вреда, причинённого преступлением, а о взыскании незаконного         
обогащения, которое выглядит как вознаграждение за совершение                   
террористического акта. И если бы мы хотели применить предлагаемую в данном     
законопроекте норму, то в этом случае полагалось бы внести изменения в          
Гражданский кодекс, в статью 235 "Основания прекращения права собственности".   
Необходимо также было бы внести изменения в ГПК, в статью 45, которая           
предусматривает полномочия прокурора, и в целом прописать в                     
Уголовно-процессуальном кодексе порядок применения гражданского                 
судопроизводства в рамках уголовного дела. Всё это не сделано, и в связи с      
этим комитет не может поддержать этот законопроект. Законопроект не             
поддерживают также Государственно-правовое управление президента и              
правительство.                                                                  
                                                                                
Фракция законопроект поддерживать не будет. Предлагаю отклонить.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович.                                
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня к Эрнесту Абдуловичу вопрос. Я внимательно прочитал заключение           
комитета. Здесь написано, дословно читаю: "Совершенствование законодательства   
следует вести не по пути создания ещё одного института, а по пути               
совершенствования уже действующих норм УПК РФ и ГК РФ по вопросу возмещения     
вреда, а также по пути дальнейшего совершенствования института конфискации      
имущества, в особенности части 3 статьи 104-1 УК РФ". А вот что всё это время   
делал комитет? Вы соглашаетесь с тем, что надо совершенствовать, - может,       
какие-то нормативные документы уже внесены, которыми это положение              
исправляется, а мы не знаем?                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Такой законопроект совместно рабочей группой комитета и            
Генеральной прокуратурой готовится. Речь идёт о взысканиях в порядке            
гражданского судопроизводства незаконно добытого имущества, когда невозможно    
это сделать в уголовном порядке: речь идёт о лицах, скрывающихся от следствия   
и суда, и о тех случаях, когда дело прекращено в связи со смертью               
подсудимого. В этих случаях по уголовным делам возможно взыскание в порядке     
гражданского судопроизводства. Предлагается также ряд изменений в               
Уголовно-процессуальный кодекс и в Гражданский процессуальный кодекс.           
Документ в работе, в ближайшее время появится.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Иван Иванович.                                            
                                                                                
Вы знаете, уважаемый Олег Анатольевич, я не очень понял, к кому было            
обращение "граждане мазурики", но, если вот продолжать в том же духе, скажу:    
"Вы не бойтесь, мы вас не больно зарежем, чик - и вы на небесах!"               
                                                                                
А вопрос следующего характера. Представьте на секундочку, что ваш закон         
принят и что приходят представители правоохранительных органов к лицу,          
которое было признано виновным в коррупционных преступлениях, к нему или к      
его родственникам, и начинают проверять законность происхождения имущества. И   
одних проверяют хорошо, с пристрастием, других не очень. Ответьте,              
пожалуйста, на древний вопрос: кто будет сторожить сторожей?                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.               
                                                                                
НИЛОВ О. А. Дело в том, что я предлагаю следующий порядок. В случае осуждения   
коррупционера, казнокрада - только в том случае, когда судом уже признана       
вина, назначено наказание, - наступает не собственно проверка, а поступает      
предложение решить вопрос в судебном порядке, в административном суде, и я      
напомню вам, коллеги, что в административном правосудии у нас никакой           
презумпции невиновности нет, у нас действует презумпция вины. И вот именно      
обладателям несметных богатств (речь не идёт о последней квартире, о            
последней машине "жигули", речь идёт об обладателях несметных богатств,         
многомиллионных в долларах и миллиардных в рублях и так далее, и так далее)     
может быть предложено прийти и в судебном порядке, как и законопослушным        
гражданам во всём мире, доказать законность происхождения нажитого имущества.   
Именно такой спор двух сторон представляет собой процесс, который предложен     
моим законопроектом, и если подозреваемая сторона, будь то родственник или      
какой-то близкий человек подсудимого, осуждённого, не сможет доказать           
законность происхождения своих огромных ценностей, то, как и положено в любом   
приличном обществе, и в нашем тоже, это незаконно нажитое имущество             
предлагается изъять в пользу государства.                                       
                                                                                
Вот что мною предложено, а ни в коем случае не то, о чём сказали, то есть       
никто не приходит и не устраивает следствие, и никого за это наказывать иначе   
не предлагается и не предполагается. Никаких других наказаний, кроме            
освобождения, так сказать, от незаконно нажитого имущества, мною не             
предлагается.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Я тоже хотел задать вопрос Олегу Анатольевичу.                                  
                                                                                
Механизм, конечно, можно создать, вот мы все, люди, имеющие некоторое           
образование, понимаем, что любой механизм, который в законе прописан, можно     
создать, но вопрос заключается в том, что он должен быть эффективен, в том      
числе и экономически. То есть можно создать механизм, который потребует         
гораздо больших усилий и больших финансовых средств, чем, собственно, будет     
отдача, какой-то результат. Вот насколько высок КПД этого законопроекта?        
                                                                                
И второй вопрос в связи с этим: а вы, как автор, не думали о какой-то другой    
концепции - с правовой точки зрения, с моральной точки зрения, с партийной      
точки зрения и прочее? Может быть, это будет более эффективно?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нилов, пожалуйста.                                
                                                                                
НИЛОВ О. А. Спасибо. Начну с ответа на второй вопрос.                           
                                                                                
В концепции, предложенной президентом, ещё раз подчёркиваю, в законе с          
аналогичным названием и с аналогичным содержанием, я заменил только слова       
"террорист" и "терроризм" на слова "коррупционер" и "казнокрад" и вот           
соответствующие статьи, всё остальное здесь - один в один как в законе          
президента. Для того чтобы не изобретать разные механизмы (ну, к террористу     
мы одним способом будем обращать взыскание на незаконно нажитое, к              
коррупционеру - другим, к госизменнику - третьим), я считаю, необходимо         
распространить предложенную модель. Преступления, особенно совершаемые          
коррупционерами и казнокрадами в погонах, в мантиях, по своей тяжести должны    
быть приравнены к терроризму, приравнены к госизмене, - я так считаю и          
предлагаю вам так считать, и предлагаю изымать имущество. Да, может быть, это   
не самое эффективное решение, но ещё раз говорю: главное, на что я надеюсь, -   
это на профилактику, на минимизацию зла, конечно же, не на искоренение этого    
зла. Минимизация однозначно будет, когда будет угроза потерять всё, что было    
нажито непосильным трудом за прошедшие десятилетия, и вот на это я надеюсь. А   
то, что сегодняшний КПД закона, сегодняшняя эффективность не даёт никакой       
компенсации бюджету, не останавливает это зло, - это очевидно.                  
                                                                                
Я отталкиваюсь от того, что действующая модель не помогает с этим               
справляться, не помогает останавливать коррупцию, а значит, останавливает всё   
остальное. Неэффективная работа рынка чем объясняется? Отсутствием здоровой     
конкуренции. Как с этим надо бороться? Лечить, резать эту коррупцию. Коллеги,   
мы вечно будем топтаться на месте, у нас вечно не будет хватать денег в         
бюджете, пока мы не разберёмся с коррупцией, не нравится мой слишком жёсткий    
вариант - давайте ваш вариант, но ведь нужно что-то делать! На встречах на      
любом уровне к нам обращаются с одним и тем же вопросом, с одним и тем же       
требованием: что вы намерены делать с коррупцией, как её победить? И простые    
люди, и бизнесмены, и даже те крупные бизнесмены, которые не у кормушки         
находятся, - все они говорят, что невозможно ничего делать, невозможно ничего   
инвестировать, потому что коррупция душит всё! Я уверен, что это не             
единственный и, может быть, даже не главный способ, но очень важный и нужный,   
для того чтобы остановить хотя бы тех, кто не боится тюрьмы, но боится сумы!    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Носов Дмитрий Юрьевич.                                                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Я вопрос хотел задать, но не успел - ну, не нажал.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задавайте.                                    
                                                                                
НОСОВ Д. Ю. Спасибо.                                                            
                                                                                
Олег Анатольевич, вопрос следующий. Вот есть в вашем законе такие понятия,      
как "казнокрадство" и "взяточничество". Мы все понимаем, что это нарушения,     
преступления, но всё-таки они разного характера. Можно понять, когда человек    
по каким-то мотивам - может, что-то случилось или недостаточный заработок -     
один раз взял взятку, которая никак не повлияла на состояние казны Российской   
Федерации, но другое дело, когда действительно разворовываются бюджетные        
средства, о чём вы неоднократно говорили, - как раз это казнокрадством          
называется. Предусмотрено ли в вашем законопроекте разделение понятий           
"казнокрадство" и "взяточничество" и мер ответственности за эти преступления?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Нет, в моём законопроекте не предусмотрено никакой разницы между    
ними, но я с вами согласен: ответственность, может быть, основная               
ответственность в виде того же тюремного срока должна быть разной. И ещё        
больше рад я был бы согласиться с вами, если бы вы сказали, что большая         
разница, конечно, в зависимости от того, кто взял взятку -                      
бабушка-гардеробщица за повешенное пальто или прокурор и судья, которые при     
вынесении приговора взяли взятку и совершили, ну, я считаю, самое страшное      
преступление из тех, что совершают сегодня представители власти. Не так         
опасны даже коррупционеры-чиновники, как опасны оборотни в погонах, оборотни    
с мандатами и тем более в судейских мантиях - вот за это должна наступать, на   
мой взгляд, самая жёстокая ответственность, без всякого условного наказания,    
без условно-досрочного освобождения, на многие годы, гораздо больше должна      
быть для них ответственность, чем для простого, если так можно выразиться,      
коррупционера. А для казнокрада, который ворует у обороны, у армии, -           
конечно, это не просто коррупционер, не просто взяточник, - ответственность     
должна быть ещё больше.                                                         
                                                                                
Что касается конфискации, я ещё раз, коллеги, подчёркиваю: речь не идёт о       
стопроцентной конфискации, как это было когда-то в Уголовном кодексе. Десять    
лет назад из Уголовного кодекса некие лоббисты убрали статью о конфискации,     
поэтому неправду мой оппонент говорит, что якобы и так сегодня в законе всё     
есть, всё прописано, - ничего подобного, сегодня можно конфисковать только      
предмет взятки. То есть если даётся взятка - чемодан денег, только вот этот     
чемодан и можно конфисковать, а прийти к взяточнику в его особняк и             
конфисковать все его машины и яхты нельзя: по закону нужно доказать, что это    
тоже предмет взятки, а если это было десять лет назад - попробуйте докажите!    
Так что это всё лукавство.                                                      
                                                                                
Тем не менее я предлагаю изымать только то, в отношении чего не доказано, что   
это законно приобретено - на те средства, с которых уплачены налоги. То есть    
нужно будет доказать в судебном порядке - не следователю, не прокурору, а       
судье: вот это и вот это всё моё. Ну а то, в отношении чего законность          
приобретения останется недоказанной, будет изъято, но дополнительной            
ответственности за это не возникнет.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Желающие выступить есть?                                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, выступление от фракции.                              
                                                                                
Семь минут поставьте.                                                           
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Я вынужден выразить сожаление и покритиковать всех - и тех, кто участвовал в    
подготовке законопроекта, в том числе одного из авторов - Олега Анатольевича,   
и выступавшего с содокладом, и тех, кто готовил заключение: у меня создалось    
впечатление, что никто из них никогда не ходил на заседания Думы и законов не   
читал! Дело в том, дорогие коллеги, что соответствующий закон был принят нами   
ещё два года назад, и я о нём уже дважды с этой трибуны говорил, - это закон    
от 3 декабря 2012 года "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих    
государственные должности, и иных лиц их доходам". В рассматриваемом            
законопроекте речь идёт о том, чтобы предоставить прокурорам право обращения    
в суд с заявлением об обращении в доход государства имущества, по которому не   
представлены сведения, подтверждающие законность его приобретения. Так вот в    
названном мною законе есть статьи 16 и 17, в которых всё это уже установлено,   
причём нормы ещё шире, - закон, который мы уже приняли, ещё злее этого          
законопроекта: дело в том, что применять тот закон, который мы два года назад   
приняли, - он вступил в силу с 1 января 2013 года - можно не только в случае    
возбуждения уголовного дела, но и без этого. Как говорится в статье 16 этого    
закона, при осуществлении контроля за расходами должностного лица, а также за   
расходами его супруги и несовершеннолетних детей в случае выявления             
обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов должностного лица,   
а также расходов его супруги и детей общему доходу, материалы направляются в    
органы прокуратуры Российской Федерации, а прокурор обращается в суд с          
заявлением об обращении в доход Российской Федерации активов, в отношении       
которых должностное лицо не дало соответствующих объяснений, - то есть всё      
уже существует.                                                                 
                                                                                
Однако закон этот хотя и действует без малого два года, но не работает - об     
этом мы говорили, когда здесь у нас выступал генеральный прокурор с             
соответствующей информацией. Этот закон и сейчас не работает. Почему он не      
работает? Да потому, что не направляются в прокуратуру необходимые материалы.   
Поэтому наша задача сводится к тому, чтобы, во-первых, заставить                
соответствующие контрольные ведомства направлять материалы в прокуратуру, а     
кроме того, предоставить прокурору право и обязать его самого выявлять такие    
материалы. И во-вторых, обращаю внимание на то, что фракцией КПРФ весной        
этого года внесён в Думу законопроект, который предлагает реализовать статью    
20 Конвенции против коррупции. Мы в этом законопроекте предлагаем случаи,       
когда должностное лицо не может объяснить разницу между доходами и расходами,   
считать основанием для возбуждения уголовного дела, то есть сделать это         
самостоятельным основанием, внести соответствующие дополнения в                 
Уголовно-процессуальный кодекс. В случае принятия этого закона мы повернём      
очень многое в деле борьбы с коррупцией, поэтому я предлагаю сосредоточиться    
вот на этих двух моментах и ими заниматься в Думе. Лично я этим занимаюсь, и    
фракция этим занимается.                                                        
                                                                                
Ну, наша фракция может проголосовать за этот законопроект, но не для того,      
чтобы он был принят, - понятно, что он не будет принят, - а для того, чтобы     
продемонстрировать свою позицию.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Юрьевич Носов.                                                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю. Добрый день, уважаемые коллеги!                                     
                                                                                
Олег Анатольевич, мы слушали ваше пламенное выступление, и могу сказать, что    
вы абсолютно правильно мыслите, предлагаете правильную идею, мы её разделяем    
и поддерживаем, считаем, что это, конечно, правильное направление, так и надо   
двигаться, - везде всё время действительно звучат призывы наших избирателей к   
борьбе с коррупцией, и всегда ставят во главу угла именно борьбу с              
коррупцией. К сожалению, коррупцию победить невозможно, ещё никто этого не      
сделал, но свести её к минимальному размеру, к самому малому, который только    
возможен, и является нашей задачей. Ваш законопроект в принципе делает          
очередной шаг к этому, поэтому мы полностью разделяем его идею, но считаем,     
что в нём ещё есть недоработанные пункты. Вот, в частности, тот вопрос,         
который я вам задавал по поводу взяточничества, казнокрадства, мер              
ответственности: действительно, как вы сами подтвердили, существует разная,     
скажем так, степень ответственности - одно дело, какой-нибудь гаишник тысячу    
рублей взял, а другое дело, если из государственного бюджета народные деньги    
разворовываются и на них строятся дачи, покупаются яхты и так далее, которые    
не декларируются.                                                               
                                                                                
Фракция ЛДПР поддерживает ваш законопроект, но с учётом доработки ко второму    
чтению: мы хотели бы, чтобы вот эти замечания были более проработаны, пункты    
об ответственности были более грамотно прописаны, расширены.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Коллеги, конечно, надо быть сумасшедшим, чтобы сказать, что мы,    
дескать, против борьбы с коррупцией! Наша фракция в своё время даже             
предлагала даже клеймить коррупционера - ставить буковку "к". Но ведь           
смотрите, какая интересная ситуация получается: и закон Путина принят, и        
закон Путина - Нилова, как скромно заявил автор, сейчас обсуждается, и Юрий     
Петрович Синельщиков тоже говорил, что, дескать, давным-давно принят такой      
закон и ещё внесён законопроект, - что, получается, мы коррупцию победили,      
да? Всё, нет больше коррупции?! А коррупция-то, коллеги, есть и будет дальше    
процветать, потому что, я уж не знаю, как вы думаете, но вот на мой скромный    
взгляд, обойти этот закон - как два пальца об асфальт, очень даже просто. То    
есть если вдруг - заметьте: вдруг! - прокурор соизволит обратить своё           
внимание на родственника человека, обвинённого и признанного виновным в         
коррупционных деяниях и отправленного отбывать свой срок, и если вдруг          
прокурор захочет обратиться в суд, то в суде этот человек может сказать, что    
вот это, это и это он купил за вот такие-то деньги, поскольку доход у него      
такой-то, а вот этот особняк ему подарил Борис Абрамович Березовский, ныне      
покойный, и пойдите у него поинтересуйтесь, дарил он ему или нет, и докажите,   
что он не дарил, - и всё, ребята! И таких вопросов может быть миллион, а        
ответ может быть один-единственный: дедушка подарил, - и ничего вы не           
докажете абсолютно!                                                             
                                                                                
Коллеги, вот автор говорил, что, мол, надо оборотней ловить, то, сё, но, к      
сожалению, этих оборотней - ни в погонах, ни в высших эшелонах власти, ни с     
корочками и мандатами и так далее - никто не ловит, ловят только мелкую         
рыбёшку, вся остальная живёт нормально и хорошо себя чувствует. И получается,   
что коррупция - это основа жизнедеятельности общества, потому что у нас даже    
в законе об обращениях граждан записано: если жалуетесь, то ни в коем случае    
не надо отправлять жалобу в тот орган, на который жалуетесь, надо в             
вышестоящий. А вышестоящий начальник потирает радостно руки, когда на           
нижестоящего подчинённого пришла телега с компроматом, и он дальше будет        
думать, что ему с ней делать - либо запустить сразу, либо показать этому        
чиновнику и сказать: "Смотри, мил человек, что у меня есть в кармане, и         
попробуй не сделать в следующий раз так, как я скажу, даже если это будет       
трижды незаконно", - и этот человек будет это делать! Именно так вы научились   
управлять государством, по-другому у вас не получается: у нас с коррупцией      
бороться можно только одним путём - провокациями. Этот способ стар как мир,     
всегда так делали: если вы не уверены в человеке - спровоцируйте его. Да,       
потом его, конечно, можно и не убивать, потому что на работу его уже не         
возьмут - чёрную метку поставят, чтобы нигде больше не брали. Вот только этот   
единственный способ и работает! И этот человек не должен знать, проверяете ли   
вы его, даёте ли вы реально ему взятку или это подстава, - только таким         
способом вы сможете избавиться от коррупции. И так сделали в британском         
парламенте, между прочим: журналисты переоделись, назвались                     
предпринимателями, пришли на встречу к члену британского парламента, он им      
сказал, сколько стоят его услуги, они всё записали, и всё прекрасно - он        
попался, его из парламента выгнали и из партии выгнали. А у нас боятся такое    
применять - вдруг скажут, что мы, дескать, искушаем... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Андрей Викторович Руденко.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Уважаемые коллеги, ну, наверное, многие из выступавших не         
читали законопроект, а он довольно короткий. Законопроектом вносятся            
изменения в два закона - в закон № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной              
деятельности" и в закон № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", и если          
изменения предлагаются, значит, эти нормы там не учтены. Многие коллеги         
говорят, что принимался закон в 2012 году, - да, я понимаю, он был принят       
нами, но, к сожалению, он не работает, хотя прошло два года. Наша фракция       
одним из пунктов своей предвыборной кампании поставила вопрос о борьбе с        
коррупцией, и мы будем активно вести эту работу - вот Олег Анатольевич внёс     
данный законопроект, и мы и дальше будем бороться с коррупционерами.            
                                                                                
Хочу вам сказать следующее. Вот Сергей Владимирович привёл пример о том, что,   
допустим, Березовский подарил кому-то имущество, - так это ведь будет видно в   
договоре дарения при регистрации той же недвижимости, и пусть человек           
доказывает, что именно этот человек ему это имущество подарил. Но обратите      
внимание, сколько пенсионеров у нас владеет огромной недвижимостью! Мы сейчас   
только завершаем проведение кадастра (там немножко не сложилось -               
руководитель не тот попался), а когда закончим кадастр всей недвижимости и      
всех земельных участков - поверьте, Росфинмониторингу будет чем заняться:       
пусть посмотрит, почему пенсионер, у которого доход за всю жизнь составил,      
скажем, миллион рублей, владеет собственностью в десятки миллионов, в сотни     
миллионов, в миллиарды рублей, почему, чтобы не платить налог, автомобили       
записаны на инвалидов второй или третьей группы.                                
                                                                                
Если коррупционер проявил себя и уже доказана его вина, надо найти то           
имущество, которое он, так сказать, украл (а у нас есть статья, где очень       
крупный штраф, не помню, какой его размер, может, Владимир Николаевич Плигин    
мне подскажет?.. В размере миллиона, кратно какой-то там взятке, которую он     
брал), надо найти эти деньги, надо обратить их в доход государства. А где их    
найти? У родственников, потому что всё это расписано на родственников, это      
однозначно.                                                                     
                                                                                
Вот я вам приведу пример из жизни. У нас один кандидат в Законодательное        
Собрание Краснодарского края (ну, не очень порядочный) занимался так            
называемой предпринимательской деятельностью, но вроде бы легально, а           
поскольку у него имущества было очень много, то он перед тем как стать          
кандидатом, расписал его на всех подряд: на кухарку, на водителя, на друзей,    
на родственников, на дворника и так далее. Но, к сожалению, человек погиб, и,   
знаете, его супруга не смогла это имущество потом вернуть, вернула только 10    
процентов, потому что всё остальное было оформлено договорами на других лиц.    
                                                                                
Я привёл этот пример не для того, чтобы посочувствовать или порадоваться        
за... (Микрофон отключён.)                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
РУДЕНКО А. В. ...не для того, чтобы порадоваться за этих людей, а для того,     
чтобы ещё раз сказать: если следственные органы или те, кто                     
оперативно-розыскной деятельностью занимается, скажут, что, допустим, у брата   
коррупционера вдруг, неожиданно появился какой-то загородный дом, или           
земельный участок, или яхта, - пусть докажет, что он это заработал, а если      
брат подарил, то, соответственно, это было куплено на деньги брата, которые     
он наворовал у государства, и это должно быть обращено в доход государства,     
это и будет предметом судебного разбирательства. У нас, так сказать,            
презумпция невиновности человека и презумпция закона превыше всего, никто же    
не говорит, что надо сразу отбирать!                                            
                                                                                
Или ещё пример - Сингапур, Китай: вы все знаете прекрасно, как там идёт         
конфискация имущества, какие производятся действия. Мы, конечно, по их          
примеру руки рубить не будем, но бороться с коррупцией, я считаю, надо          
продолжать, и если наши законы не работают, наша фракция будет вносить новые    
законопроекты и таким образом напоминать об этой злободневной теме, чтобы       
коррупционеры всё-таки у нас задумались. Сначала перекроем оффшоры, куда        
угоняют всё имущество, а потом займёмся нашими местными коррупционерами на      
российской земле - тогда, может быть, заживём лучше, потому что тогда у нас     
Фонд национального благосостояния и Резервный фонд будут больше!                
                                                                                
Коллеги, я предлагаю вам всё-таки поддержать концепцию данного законопроекта    
и доработать его всем вместе ко второму чтению.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, вы будете ещё раз выступать? Нет.       
                                                                                
Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста.                                            
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А. Я уже в содокладе дал все правовые основания к отклонению          
законопроекта. Вынужден взять ещё раз слово в связи с тем, что Олег             
Анатольевич в своих ответах на вопросы опять утверждает, что законопроект       
полностью аналогичен закону о борьбе с терроризмом и пункту 9 статьи 235        
Гражданского кодекса Российской Федерации, в которые мы внесли изменения.       
Аналогия здесь совершенно некорректна, потому что в законе о борьбе с           
терроризмом и в пункте 9 статьи 235 Гражданского кодекса мы установили          
ответственность близких родственников террористов за незаконное обогащение,     
связанное с вознаграждением за терроризм, а в законопроекте, который            
предлагает Нилов, речь идёт о возмещении вреда, причинённого коррупционными     
преступлениями, - это совершенно различные институты.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5383 по 5400 из 6605
И 22-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в       
отдельные законодательные акты в части возмещения вреда, причинённого           
Российской Федерации, в результате совершения отдельных видов преступлений".    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.55,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.