Заседание № 261
17.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 369594-3 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (о создании законодательных основ поступления иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождения ими военной службы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3346 по 4701 из 8694
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, у меня действительно по ведению, по пункту 15. Все-таки то, что раздал господин Гребенников, не выдерживает никакой критики. На самом деле Александр Алексеевич, являясь заслуженным юристом, прекрасно знает, что юридическим основанием для отмены Конституционным Судом закона является и нарушение при принятии его. В статье 110, часть 2, говорится о том, что нельзя принимать к рассмотрению законопроекты, если по указанному вопросу уже принят закон. Поэтому у меня предложение какое? Можно предложение президента принять поправками к закону, который мы приняли в мае, и сегодня принять в целом. Вот выход из ситуации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас я дам слово Александру Алексеевичу Котенкову по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве...", он и по этой теме скажет. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Приходится начать свое выступление с ответа депутату Коломейцеву. Уважаемый Николай Васильевич, Конституционный Суд вправе, действительно, признать неконституционным закон, принятый с нарушением конституционной процедуры, имея в виду семь положений Конституции, которые прямо прописаны в Конституции и нарушение одного из которых может повлечь признание принятого закона неконституционным по процедуре принятия. Регламентные нормы, о которых вы говорите, к конституционным процедурам не относятся. Итак, уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы, Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Немного предыстории. Вы прекрасно знаете, что после принятия закона "О гражданстве Российской Федерации" в 2002 году прошло более года. Практика применения этого закона показала определенные недостатки этого закона, которые, по мнению как депутатов, так и президента, привели к необоснованному ущемлению прав большого числа граждан, в связи с чем Президент Российской Федерации, основываясь на опыте правоприменительной практики, и внес представляемый законопроект. Проект указанного закона направлен на упрощение порядка приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями лиц, прежде всего гражданами бывшего СССР, проживавшими и проживающими в государствах, входивших в состав СССР. Указанные граждане, переехавшие в Российскую Федерацию на постоянное жительство, были зарегистрированы по месту жительства и пользовались всеми социальными и экономическими правами. Они также могли участвовать в выборах в органы местного самоуправления, проводимых на территории Российской Федерации. Значительное число таких граждан в настоящее время не имеет вида на жительство, поскольку ранее действовавшим законодательством на них был распространен режим пребывания и проживания на территории Российской Федерации, установленный для российских граждан. Принятый в 2002 году Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не в полной мере учел эту ситуацию, в результате чего приобретение российского гражданства лицами, имевшими гражданство СССР и не один год законно проживавшими на территории Российской Федерации, необоснованно затруднено. В целях либерализации действующего порядка законопроектом предусматривается, что граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают российское гражданство не в общем, а в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 федерального закона. Одновременно предлагается установить переходный период, в течение которого бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике средств к существованию и владении русским языком, а также без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я еще раз обращаю ваше внимание на то, что в очередной раз устанавливается переходный период, и вы, как депутаты, приняв этот закон, должны будете довести до своих избирателей, что, мол, уважаемые граждане, страна не может вечно жить с открытыми границами. Я напомню, что мы трижды продлевали сроки предоставления гражданства Российской Федерации и продлевали сроки упрощенного предоставления гражданства. Сейчас в очередной раз данный законопроект продлевает этот срок до 2006 года. И я очень прошу вас, позаботьтесь о том, чтобы ваши избиратели, которые до сих пор не получили гражданства Российской Федерации, об этом знали, чтобы в 2007 году не произошло то же, что происходит сейчас: оказывается, кто-то не знал, кто-то не слышал, кто-то забыл. Еще раз говорю: страна не может всю жизнь жить с открытыми границами. Прием в российское гражданство без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство предусматривается и для нетрудоспособных лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации до 1 июля 2002 года. В упрощенном, а не в общем порядке, как это установлено в настоящее время, предлагается принимать в российское гражданство лиц, проживающих в Российской Федерации, которые не менее трех лет состоят в браке с гражданами Российской Федерации либо являются нетрудоспособными лицами, имеющими совершеннолетних и дееспособных детей - граждан Российской Федерации. Вы помните, что эта проблема также стояла достаточно остро в случаях переезда родителей из государств - бывших республик СССР в Российскую Федерацию к своим детям. Эта проблема решается данным законопроектом. В целях создания условий для притока в Российскую Федерацию квалифицированных специалистов упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается и для лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в Российской Федерации и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР. Максимально упростить процедуру приобретения российского гражданства предлагается для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта. Предлагаемые изменения затрагивают и общий порядок приема в российское гражданство. Согласно законопроекту иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, могут быть приняты в российское гражданство без представления вида на жительство, а срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации. Законопроектом предусматривается возможность приобретения российского гражданства гражданами государств, входивших в состав СССР, проходящими не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или в органах. Указанные лица вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в общем порядке без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство. Последняя новация предполагает внесение изменений в федеральные законы "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и ряд других федеральных законов в целях создания законодательных основ поступления в Российской Федерации иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождения ими военной службы. Соответствующее предложение, оформленное как проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вместе с данным законопроектом представляется на рассмотрение Государственной Думы. С вашего позволения, я доложу коротко об этом законопроекте сразу же вместе с этим законом, поскольку они взаимосвязаны и второй законопроект фактически носит технический характер, уточняя порядок приема на военную службу по контракту и прохождения военной службы по контракту иностранными гражданами. При подготовке законопроекта учитывались предложения депутатов Государственной Думы, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, иных организаций и отдельных граждан. Внесение указанных изменений и дополнений не повлечет за собой дополнительных расходов средств федерального бюджета. Уважаемые депутаты, с вашего позволения, я несколько слов скажу о втором законопроекте, о котором я только что упоминал. Данный законопроект - "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" - содержит изменения в законы "Об обороне", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Как я уже сказал, данные изменения касаются уточнения порядка поступления на военную службу в Российской Федерации по контракту иностранных граждан. Подчеркиваю, это связано с тем, что таким гражданам, прослужившим не менее трех лет в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных федеральных органах исполнительной власти, имеющих воинские формирования и органы, предоставляется право получить гражданство Российской Федерации без соблюдения сроков проживания на территории Российской Федерации и представления вида на жительство. Уважаемые депутаты, вот вкратце всё, что я хотел бы сказать об этих двух законопроектах. Если у вас будут вопросы после доклада председателя комитета, я готов ответить на вопросы. Просьба обсуждать эти законопроекты совместно и затем проголосовать в порядке очередности оба законопроекта. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Пожалуйста, Валерий Васильевич Гребенников. Вы также по двум законопроектам доложите сразу, чтобы вопросы уже по ним задавали. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В представленном законопроекте, как вы могли уже узнать из розданных вам материалов и подробного доклада полномочного представителя Президента России в Государственной Думе, предлагается установить упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц. Нет смысла повторять еще раз то, что очень детально изложил вам сейчас Александр Алексеевич, поэтому я расскажу только вкратце о процедуре, которую старался соблюсти комитет при рассмотрении этого проекта. Законопроект о внесении изменений в закон "О гражданстве Российской Федерации" поступил в Государственную Думу 24 сентября этого года. Он прошел все необходимые подготовительные процедуры. Мы дважды рассматривали законопроект на заседаниях Комитета по государственному строительству. Материалы были вам розданы и в предварительном порядке, и в дополнение к первоначально розданным в связи с тем, что в проект на стадии его подготовки к первому чтению были внесены отдельные юридико-технические поправки в соответствии со статьей 112 Регламента. И в заключении комитета от 15 октября, которое мы проголосовали единогласно, предлагается Думе, рекомендуется Думе принять законопроект в первом чтении. У нас имеются, как вы видите из розданных вам материалов, все необходимые заключения, в том числе Правового управления, в которых по законопроекту нет никаких замечаний. Есть одно замечание Правового управления по постановлению о порядке принятия этого законопроекта, оно касается процедурного вопроса о том, назначать ли нам заранее, заблаговременно день рассмотрения законопроекта во втором чтении или не назначать. Ну, я думаю, Государственная Дума вполне в состоянии этот вопрос решить. По нашему мнению, этот проект весьма актуален и его следует принять как можно скорее. В этой связи я хотел бы еще раз остановиться на предложении, которое сегодня вносил на рассмотрение Государственной Думы депутат Коломейцев. Мы достаточно много уже этот вопрос обсуждали, поэтому я только повторю краткое резюме. По мнению комитета, - а мы это на самом деле обсуждали на заседании комитета - эти законопроекты нельзя называть альтернативными, потому что в них нет решений, исключающих друг друга. Законопроект, внесенный рядом депутатов, и в частности депутатом Коломейцевым, предполагает решение одного частного вопроса, касающегося одной из категорий граждан. Проект, внесенный Президентом России, предлагает решить вопрос не только в отношении этой категории - причем в проекте, внесенном президентом, предлагается то же решение, что и в проекте депутатов, я обращаю ваше внимание на это, - кроме этой категории в проекте Президента Российской Федерации затрагивается еще ряд других категорий. Поэтому мы с вами не можем называть их альтернативными: по сути дела, эти проекты взаимно дополняют, что ли, друг друга, можно так сказать, поскольку они в какой-то части решают один и тот же вопрос одним и тем же способом. Говорить об альтернативности просто в принципе неверно. Поэтому, я думаю, ссылки Николая Васильевича Коломейцева на Регламент и нарушение его нами, комитетом или палатой, при принятии этого решения, просто несостоятельны. Еще раз прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать мнение комитета и мнение, изложенное в докладе представителя президента, и принять законопроект в первом чтении. Теперь буквально два слова о втором законопроекте, о внесении изменений в ряд законодательных актов в связи с принятием данного законопроекта. На самом деле этот второй акт носит характер дополняющий, характер технический, характер кодификации законодательства в связи с принятием решений по ряду вопросов в принципиальном законодательном акте - в законе "О гражданстве Российской Федерации". И у нас нет возражений против того, что нужно внести эти изменения. Мы и вместе с Правовым управлением, и сами проверяли этот законопроект и не находим в нем противоречий ни Конституции Российской Федерации, ни тому основному законопроекту, который прежде всего является предметом обсуждения на нашем сегодняшнем заседании. И мы рекомендуем Государственной Думе принять и этот законопроект также в первом чтении. Благодарю вас. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику? Один, два, три, четыре. То есть депутаты Никитчук, Коломейцев, Никитин и Надеждин - вот четыре. Пять вопросов? Всё, вижу пятого. Пожалуйста, Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. У меня вопросы к Александру Алексеевичу. Александр Алексеевич, я не понял, а какой смысл в ограничении до 2006 года срока облегченной процедуры оформления гражданства? А если после 2006 года у кого-то из граждан, которые сегодня живут в другой республике, бывшей союзной, возникнет проблема и ему надо будет уехать в Россию, что, надо будет снова сдавать русский язык и так далее? Кстати, и наши парламентарии тоже не всегда правильно по-русски говорят. И второй вопрос. Будет ли это распространяться на всех граждан, то есть я имею в виду Средней Азии, Кавказа, или это будет распространяться только на граждан славянской национальности? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Спасибо. Уважаемые депутаты, ну, начну со второго вопроса. Безусловно, вопросы гражданства не затрагивают вопросов национальностей. У нас в вопросах гражданства не существует национальностей. Если мы сейчас начнем проводить отбор исключительно по славянским национальностям (извините, вот я сейчас просто увидел невольную реакцию одного из депутатов), то как быть с татарами, башкирами и другими? Данные нормы касаются всех граждан, независимо от национальности. Второе. Что будет с теми, кто до 2006 года не воспользуется этим правом? Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что лица, не получившие гражданства других государств и в связи с этим ставшие лицами без гражданства, без ограничения получают российское гражданство в упрощенном порядке. Речь идет об иностранных гражданах, то есть те лица, которые получили гражданство государств - бывших республик СССР и желают стать гражданами Российской Федерации, до 2006 года имеют право сделать это в упрощенном порядке. После 2006 года они будут получать российское гражданство в общем порядке, переезжая в Российскую Федерацию и исполняя все нормы, все предписания закона "О гражданстве...", который сейчас действует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Два вопроса. Первый - Гребенникову. Плохо, что председатель комитета не читает Регламент. Я не говорил об альтернативности, я говорил о том, что если Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект по какому-то вопросу, то она не имеет права принимать по этому вопросу другие законопроекты к рассмотрению, а обязана его вернуть автору, субъекту права законодательной инициативы. Даже если вы этого не знаете, почему вы не пригласили на заседание комитета авторов принятого законопроекта, хотя бы в порядке этики? И Александру Алексеевичу вопрос относительно пункта 4 статьи 13. Вот я, например, служил в Прибалтике, и моя жена там служила, скажем так. Полгода прошло, и меня уволили, я переехал сюда. Ответьте, пожалуйста, подпадаю ли я под действие вашего закона и как обстоит дело с родственниками, с женами например? У нас масса вопросов относительно жен военнослужащих, которые оказались в идиотской ситуации... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Во всем законопроекте то, что относится к военнослужащим, упоминания о военнослужащих, касается только иностранных граждан, проходящих службу по контракту в российских Вооруженных Силах. Все остальные положения - если вы внимательно прочитаете - не имеют никакого отношения ни к бывшим военнослужащим... то есть они не делят военнослужащих и членов их семей, они относятся ко всем гражданам, в том числе и к бывшим военнослужащим, и к членам их семей, все получают гражданство в упрощенном порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Владимир Петрович Никитин. НИКИТИН В. П. Уважаемый Александр Алексеевич, конечно, предложенные поправки во многом исправляют ситуацию, которая сложилась в этой сфере, но, на мой взгляд, не совсем. В частности, у меня вопрос по пункту 3 и пункту 4 новой редакции статьи 14. Здесь речь идет о нетрудоспособных иностранных гражданах и лицах без гражданства и вообще иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые имели гражданство СССР и которые были зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года. Вот этот термин: зарегистрированные по состоянию на 1 июля - трактуется в логике нашего Министерства внутренних дел как прописанные. Но мы-то знаем, что многие люди арендовали жилье, снимали его на кабальных условиях, кто-то вообще жил в каких-то садовых домиках... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. Пожалуйста, Владимир Петрович, вместитесь. НИКИТИН В. П. Поэтому речь идет вот о чем: нельзя ли это дополнить положением и о фактически проживавших, что можно будет доказать через свидетельские показания, через суд? Иначе мы очень многих людей снова обидим вот этой новой редакцией. Можно ли так усовершенствовать новую редакцию статьи 14? Спасибо. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, дело в том, что нельзя закон расширять безмерно. Вы просили убрать вид на жительство, потому что действительно многие граждане понятия не имели о том, что надо получать вид на жительство и так далее, такого понятия не было у нас несколько лет назад. Мы пошли на это, убрали требование обязательного представления вида на жительство. Но как иначе юридически подтвердить факт проживания гражданина на территории Российской Федерации? Поэтому мы пошли только на то, чтобы предоставить это право гражданам, которые имели регистрацию по месту проживания. Только таким образом можно подтвердить факт проживания человека на территории Российской Федерации. Если кто-то, извините меня, бомжевал, жил где-то в садовом домике, как вы говорите, ну откуда это будет известно органам, которые принимают решение о предоставлении гражданства? Извините, но нельзя доводить закон до абсурда. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Надеждин, ваш вопрос. НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил". Вопрос у меня председателю комитета Гребенникову, а суть его в следующем. Я насчитал примерно семь норм, которые президент изменяет или дополняет. Эти нормы были отклонены комитетом и палатой при рассмотрении вопроса о гражданстве во втором чтении два года назад, потом эти же самые нормы были отклонены при рассмотрении законопроекта, внесенного мной, Алкснисом, Чехоевым и рядом других депутатов. Их всего семь, одна из них - это отсчет пятилетнего срока пребывания от даты получения вида на жительство. Я просто напомню, если кто-нибудь забыл. Это была поправка депутата Гребенникова: считать от даты получения вида на жительство. Ее в зале с третьего раза продавили. И таких случаев еще несколько. Вопрос простой: Валерий Васильевич, скажите, что все-таки случилось, почему те самые нормы, которые вы последние два года проваливали, применяя насилие, переголосования, внезапно вами одобрены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Я не очень понимаю, какое значение имеет мое мнение для Бориса Борисовича, который принимал участие в принятии решения комитетом. Комитет принял решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Так, депутат Апатенко Сергей Николаевич, пожалуйста. И последним будет вопрос Шандыбина Василия Ивановича. АПАТЕНКО С. Н., фракция "Единство - Единая Россия". Спасибо большое, Геннадий Николаевич. Уважаемый Александр Алексеевич, вопрос следующий. Эти поправки сегодня ждут миллионы людей. Безусловно, мы сегодня поддерживаем эти поправки, понимаем важность принятия их во втором и в третьем чтениях. Но ответьте, каким образом мы сможем в эту сессию решить эти вопросы, в связи с тем графиком, который сложился в эту сессию? И второе. С июля 2000 года появилась масса людей, которые оказались без гражданства. У них возникли проблемы в том числе и со сменой паспортов. Планирует ли правительство сегодня решить этот вопрос и продлить сроки замены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прежде всего о порядке принятия данного законопроекта. По нашему предложению и по решению комитета вам будет предложено сегодня принять данный законопроект в первом чтении и в целом, поэтому в эту сессию он должен быть принят, одобрен Советом Федерации, подписан президентом и вступить в силу уже в ноябре текущего года. Что касается продления срока обмена паспортов. Этот вопрос обсуждается. Я не готов ответить, что он стопроцентно решен, но этот вопрос обсуждался буквально в понедельник в Кремле. И мы предложили правительству, поскольку это правительственное решение, рассмотреть вопрос о продлении срока обмена паспортов до 1 июля 2004 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Василий Иванович Шандыбин. Потом будет запись на выступления, коллеги. Сейчас завершим с вопросами. ШАНДЫБИН В. И. Уважаемый Александр Алексеевич, мы все знаем, что наши военные служили в других союзных республиках и многие наши военные вступали в брак с лицами другой национальности. И дети от этих браков вот сейчас приходят ко мне на прием и никак не могут получить гражданство: жена другой национальности и дети, родившиеся у них, тоже. Вот как здесь это прописано в законе? КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Василий Иванович, я уже говорил о национальности - данный законопроект не рассматривает людей по национальностям. Это во-первых. Во-вторых, отвечая на вопрос Николая Васильевича Коломейцева, я сказал, что члены семей, прибывающие с бывшими военнослужащими... Кстати, закон не рассматривает бывших военнослужащих отдельно от иных граждан. Любой гражданин, бывший гражданин СССР, проживающий на территории любого государства - бывшей республики СССР, вправе получить в упрощенном порядке (без соблюдения установленных условий, здесь прописано, каких именно) гражданство Российской Федерации, в том числе и члены семей. Внимательно прочитайте законопроект. Никаких разграничений на членов семей военнослужащих, на бывших военнослужащих закон не предусматривает - единые правила для всех: Упрощенный порядок для принятия в гражданство Российской Федерации бывших граждан СССР, проживающих сейчас на территории Российской Федерации и так далее, в том числе и не проживающих. Посмотрите внимательно, там есть отдельное положение о том, что бывшие граждане СССР, проживающие на территории государств - бывших республик СССР... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо. С вопросами закончили. Кто желает выступить? Запишитесь, пожалуйста. Покажите список. Пожалуйста, депутат Чехоев Анатолий Георгиевич. Не отвлекайте, Владимир Николаевич. ЧЕХОЕВ А. Г. Уважаемые коллеги, когда мы рассматривали этот закон, я выступал с альтернативным законопроектом. Я тогда говорил и говорю: единственный недостаток моего закона - это то, что просто-напросто он, видимо, не попал на глаза тем людям, которые принимали решение, какой закон принимать. Но сейчас в принципе я должен сказать, что очень многое из того, что было в моем законопроекте, сегодня нашло отражение в основном законе. И мне думается, этого закона ждут очень. Ждут не только в России, но и в странах СНГ. И он многое упорядочит, и вот с этими поправками мы наконец-то получим единое правовое пространство. Есть закон "О гражданстве...", есть закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", есть закон о государственной поддержке соотечественников за рубежом - вот три закона, сегодня они как-то уже становятся в одно поле. Но вот в этот закон, наверное, лично я мог бы еще внести очень много поправок, потому что, как говорится, совершенствовать закон можно беспредельно. Но я этого не делаю и так же призываю поступать и других коллег: сегодня принять эти поправки, потому что они уже дают возможность работать закону, а уж дальше какие поправки еще возникнут, что еще возникнет - я думаю, мы найдем на это время, умение у нас будет для этого. И поэтому убедительная просьба, я уже сразу вношу предложение: принять сегодня этот законопроект в первом чтении, принять его в целом. Еще раз повторяю: этот закон очень ждут сегодня наши граждане, граждане бывшего Советского Союза. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гвоздева Светлана Николаевна. ГВОЗДЕВА С. Н., фракция "Единство - Единая Россия". Уважаемые коллеги, мы все с вами вместе работали над проблемами 2003 года, одной из проблем был демографический кризис в Российской Федерации. И второй момент есть, он имеет прямое отношение к поправкам к этому закону. Работая в комитете по экономической политике, мы активно сотрудничаем с депутатами, парламентариями. В частности, депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Тирасполя, они тоже обращаются с поправками, аналогичными тем, которые внес Президент Российской Федерации. И я считаю, что и с экономической точки зрения, и с демографической нужно поддержать эти поправки, эти предложения. Я предлагаю принять законопроект в первом, во втором и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Владимирович Игрунов, пожалуйста. ИГРУНОВ В. В., фракция "ЯБЛОКО". Спасибо большое. Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что поправки президента весьма важны, долгожданны и их, безусловно, надо поддержать. Однако я хотел бы отметить следующую вещь. На рассмотрении в Думе находится еще ряд законопроектов, в том числе и мой законопроект - о поправках к закону "О гражданстве...". Сдан он тогда же, когда и закон президента, и очень странно, что они не рассматриваются одновременно. Вместе с тем надо сказать, что поправки, внесенные президентом, содержат некоторые внутренние коллизии и, таким образом, не достигают целей, которые ставил перед собой президент. Я могу привести в качестве примера положение об упрощенном порядке принятия в гражданство для беженцев, где предусмотрена норма о постоянном проживании этих людей на территории России. Но как только беженцы или лица, имеющие временное убежище на территории России, получают право на проживание, они утрачивают статус беженца. Таким образом, в тот момент, когда гражданин намеревается подать прошение об ускоренном принятии в число граждан России, он утрачивает это право по закону. Таких внутренних коллизий здесь содержится некоторое количество. Я мог бы перечислить еще целый ряд категорий граждан, которые из-за неточностей юридических выпадают из поля влияния этого закона, хотя, судя по смыслу, который придает этому президент, должны подпадать под действие этих поправок. Именно поэтому я предлагаю проголосовать его сегодня в первом чтении, назначить фиксированную, достаточно близкую дату его принятия в целом, скажем в ноябре, и учесть технические поправки. Я думаю, что и фракция "ЯБЛОКО" поддерживает такую позицию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Безусловно, никто не будет возражать против того, чтобы принять эти поправки в целом. Но лично меня возмущает то, что гарант Конституции является первым ее нарушителем. Почему? Потому, что благополучие любого государства зиждется на справедливости. Конституция, в разработке которой принимал участие Александр Алексеевич, не делит на первых и последних субъекты права законодательной инициативы. Регламент и правила являются обязательными для любого учреждения, для его стабильной работы. В данной ситуации, с моей точки зрения, председатель Комитета по государственному строительству в очередной раз проявил, вообще-то, я бы сказал, ханжество в отношении субъекта права законодательной инициативы и поступил конъюнктурно и оскорбительно в отношении депутатов. Считаю это недопустимым, и надо поставить вопрос о снятии его с должности. Второе. Я считаю, что Александр Алексеевич должен бы понимать, что, к сожалению, у нас в государстве после разрушения Советского Союза было энное, неопределенное время... (Шум в зале.) Игрунов, не мешай! Ну успокойте... Он не слушает, я ему... Поэтому вы же должны понимать, что, к сожалению, по контракту служили в Советской армии. Российская армия - она ведь не с 1991 года обозначена, понимаете? Человек служил в Прибалтике. После определенных действий, о которых вы знаете, многих вывели в Псков, разместили в палатках или в бывшей тюрьме, где они там... После этого их уволили из Вооруженных Сил, и теперь они непонятно кто: и не граждане, и не военнослужащие, а прописку имеют Латвии, Литвы и Эстонии. Поэтому, с моей точки зрения, неправомерно в этой поправке не учитывается эта особая категория людей, с проблемами которых лично я обращался более пятидесяти раз в органы МВД. Если есть там у вас представитель МВД, пусть даст статистику, сколько у нас жен военнослужащих сегодня обратились за гражданством или за видом на жительство и скольким они предоставлены. Кроме этого, с моей точки зрения, неправомерным является, в общем-то, избирательный, конъюнктурный политический подход, у нас всё большие масштабы приобретает политический плагиат. Я не возражаю против того, чтобы подписывались лидеры четверки под любым законом, это правильно, так и надо их принимать, но нельзя же допускать, чтобы человек отработал законопроект, провел его в первом чтении, а после этого нагло попирались его права и результаты его труда присваивались другими. Это, кстати, уже не первый случай такого рода. И последнее, на чем хотелось бы остановить ваше внимание. Уважаемый Александр Алексеевич, я вам напомню, что проект закона о внесении изменений в закон "О гражданстве..." вносил именно президент, и прискорбно, что его помощники не учли все многочисленные факты попрания прав наших граждан, у которых, кстати, были не только гражданские права, но и политические, потому что они участвовали во всех избирательных кампаниях, проходивших на территории Российской Федерации, и, кстати, были учтены при переписи населения, и никто у них тогда не спросил, есть у них паспорт или прописка или нет. В заключение я предлагаю в целом проголосовать за этот закон, но впредь не попирать права депутатов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Ковалёв Олег Иванович по ведению записался. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прошу Геннадия Николаевича сделать замечание Николаю Васильевичу Коломейцеву, потому что ответ на вопрос, нарушает кто-то Конституцию или не нарушает, вправе давать только Конституционный Суд. А Николая Васильевича я прошу воздерживаться от таких вот... Понимаете, вы нормальный вроде бы человек, так сказать, но когда говорите эти вещи, то поневоле закрадывается сомнение, нормальный ли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Иванович, я делаю и Коломейцеву замечание, и вам. Депутат Мяки. Артур Элденович, пожалуйста. МЯКИ А. Э. Уважаемые коллеги, наша фракция "Союз Правых Сил" с самого начала выступала за такое решение этой проблемы, именно поэтому, из-за отсутствия этих норм, мы голосовали против принятия закона "О гражданстве...", но сегодня, естественно, поддержим его полностью. Но высказываю лично свою позицию по поводу того, что смущает меня и почему я поддерживаю Вячеслава Владимировича Игрунова в том, что не стоит принимать его сегодня в целом. Возьмем процедуру упрощенного получения гражданства. Что больше всего меня смущает - это требование к знанию русского языка. Я считаю, что иностранцы должны получать российское гражданство только при знании русского языка. Иначе что получается? Если, например, женщина в Китае рожает ребенка, а отец его проживает в России, то ребенок может не знать впоследствии русского языка, но претендовать на российское гражданство и получить его по упрощенной процедуре. Я не против того, чтобы люди получали гражданство, но знание языка должно быть обязательным требованием. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Борис Борисович Надеждин. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые депутаты, сегодня у нашей фракции и у меня лично двойной праздник. Во-первых, президент наконец внес в закон "О гражданстве..." поправки, о которых мы два года говорили, и это очень хорошо. Я могу сказать, что мы обеими руками за, единогласно, все! И в первом, и во втором, и в третьем за это проголосуем, проблем нет. Вторая составляющая праздника заключается в том, что сегодня к нам в Думу приехал Виктор Петрович Иванов, который здесь, надеюсь, появится и объяснит, что случилось с проектом закона о гражданстве. История предельно проста, абсолютно очевидна, и все это наблюдали здесь все эти два года. Президент внес нормальный законопроект о гражданстве, абсолютно нормальный. Потом уже появилась эта загадочная таблица 1а, авторы которой депутат Гребенников и другие центристы и которая здесь продавливалась с третьего переголосования. И именно там появились все эти нормы, которые сегодня приходится исправлять. Когда я задавал вопрос: как это произошло, ведь комитет уже одобрил таблицу и вдруг что-то переголосовывается, мне показывали загадочно вот туда, наверх, мол, прошли какие-то команды. Я в зале заседаний, здесь, стоя на трибуне, два года назад спросил Котенкова: "Это президент или кто?.." Ответ был какой-то загадочный, все его слышали: что да, вроде не президент, но вроде мы - за. Я вам хочу сказать следующее. Я провел несколько часов в беседе с Виктором Петровичем Ивановым накануне принятия проекта закона о гражданстве. Я сделал следующий вывод: Виктор Петрович Иванов абсолютно честный, последовательный и правильный человек, он искренне хочет, чтобы в страну не въезжали наркоторговцы, бандиты, ваххаббиты и так далее, и этим нужно заниматься. Но люди, которые в каждом приезжающем в страну видят угрозу, не должны заниматься концептуально законами о гражданстве, по которым миллионы людей потом ставятся в жуткое положение. Результат, практика закона: все эти отвратительные люди в страну и так приезжают, дают взятки, получают паспорта, вид на жительство, всё остальное, а миллионы людей стоят в очередях в ОВИРах и мучаются. Слава богу, что удалось наконец-то эту проблему решить. И у меня будет предложение простое. За такие действия надо отвечать, конкретно отвечать. Вот пусть сейчас Виктор Петрович Иванов и объяснит нам, что было, и так далее. Поэтому у меня есть поправка к постановлению, она роздана в зале: попросить президента разобраться с этим. Виктор Петрович Иванов наверняка куда более эффективен в должности, например, министра внутренних дел или начальника ФСБ, но вряд ли он должен концепцию, которая затрагивает международную деятельность, развивать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитин Владимир Петрович. Владимир Вольфович, только появились и уже требуете что-то. Подождите. НИКИТИН В. П. Уважаемые депутаты, я полагаю, что большинство поддержит сегодня предложение принять этот закон в трех чтениях, но тем не менее я хотел бы высказать свою позицию. Я считаю, что многие вопросы и многие проблемы решены этими поправками, но тем не менее часть проблем сохранится и для значительной категории людей, которые оказались в ужасном положении, облегчение, к сожалению, не наступит. Я уже в своем вопросе очертил круг проблем, которые, на мой взгляд, окажутся для многих непреодолимыми. Речь идет о том, что по всему тексту этих поправок фигурирует норма о том, что это лица, зарегистрированные по состоянию на 1 июля 2002 года. К сожалению, так получается, что это лица прописанные. Но люди, которые у меня в Калининградской области оказались выброшенными из той же Прибалтики, естественно, без жилья, не у всех есть родственники, которые могут кого-то прописать, кто-то как-то снимал какие-то лачуги. И когда Александр Алексеевич говорил, что вот мы не можем расширять закон до бесконечности, потому что мы не можем заботиться о каких-то бомжах... Так вот, бомжами стали десятки тысяч и сотни тысяч людей, лишившись, причем не по своей вине, и квалифицированной работы, и квартир, которые они годами зарабатывали и которые они имели! Их дети оказались непонятно кем. Поэтому речь идет о том, что если на уровне подзаконных актов либо последующих корректировок этого закона мы все-таки вернемся к этой проблеме... Ведь по суду можно доказать, жил человек фактически уже несколько лет в Российской Федерации или нет. И тогда другой механизм: этой категории людей не нужно упрощения, поскольку нет условия о сроке проживания. Они по факту жили с начала 90-х годов, и десятки людей могут это подтвердить, что они жили. Но оказалось, что их невозможно там прописать, потому что либо у родственников нет соответствующих жилищных условий, либо у них денег нет купить квартиру, что наиболее распространено. Поэтому я считаю, что здесь можно урегулировать этот вопрос отчасти и подзаконными актами. Ну а в будущем, я считаю, если появится проблема, мы могли бы еще скорректировать эту ситуацию законодательно. Поэтому для ускорения решения проблемы, наверное, нужно принимать в трех чтениях, но понимать, что, к сожалению, и этими поправками полностью проблема не закрывается. Нужно работать по этому направлению дальше. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Кущенко, пожалуйста. КУЩЕНКО В. Н., фракция "ЯБЛОКО". Депутат Игрунов выступил с места Кущенко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Никифоренко, пожалуйста. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Уважаемые коллеги, вот четыре года потребовалось многим депутатам, чтобы осознать, что принятые наскоро законы создают проблемы, усугубляют положение многих граждан и приходится вносить поправки. Если взять стенограмму заседания Думы и посмотреть, в какой атмосфере принимался прежний закон, процитировать нынешних и вчерашних, так сказать, докладчиков, выступавших, посмотреть, как наскоро, пренебрежительно к другим предложениям, в жестком стиле принимался этот закон "О гражданстве..."... И мотивы были ведь весьма такие солидные: вот уже определились все, где жить, нечего, закрыть надо ворота уголовникам, криминальным дельцам в Россию и так далее. Но выяснилось, что миллионы людей в других республиках СНГ оказались в тяжелом положении. Одни не могли определиться с гражданством, поскольку жилья нет в России, работы. У некоторых были романтичные настроения, ожидания, что они найдут свое место в другой республике, будут уважаемыми гражданами. Однако этого не произошло. В результате размежевание продолжается. А к депутатам идут на прием эти люди, брошенные российским правительством и забытые, по существу, руководством других республик. Они пишут, просят ускорить принятие этого закона, облегчить положение с получением гражданства. Вот таким путем придется нам исправлять и Земельный кодекс, и Трудовой кодекс, и другие законодательные акты, которые по политическим мотивам продавливались наскоро, автоматически, не приходя, как говорил Олег Смолин, в сознание, многими депутатами, которые под руководством администрации президента это делали. Сделайте для себя выводы, депутаты, которые участвовали в принятии подобных законов! Нельзя печь блины вместо законов. Заняться надо законотворчеством профессионально, грамотно и ответственно, по-государственному. Надо принять эти поправки. И президенту тоже сделать надо выводы из того, что он подписывает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Кокошин, пожалуйста. КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Я считаю, что нам все-таки нужно было бы эту полемику вести в несколько другом ракурсе и исключительно важно то, что, действительно, мы сейчас подправляем этот закон. Этот закон многократно обсуждался в Комитете по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. У нас были самые разные варианты - и до того, как этот закон был принят, и потом, - самые разные варианты поправок. Были многочисленные всякие столкновения и политических позиций, и политической воли, но в конце концов все-таки, я думаю, мы вышли на оптимальный вариант. Работая совместно с представителями самых различных фракций, при выработке этих поправок были учтены самые различные позиции, наши депутаты активно работали с администрацией президента. Я думаю, что работа над вот этими поправками - это очень важный результат деятельности в последнее время и парламента, и администрации президента, отражающий вот ту линию на выработку согласия в нашей стране, в нашем государстве, которую проводит президент. И я считаю, что мы должны приветствовать политическое мужество тех, кто предложил внести эти поправки. Это далеко не рутинный вопрос, и не просто вопрос, касающийся непосредственно того законодательства, которое мы сегодня обсуждаем, это действительно важный шаг вперед в развитии взаимоотношений политических в этой области и в решении тех крупных государственных проблем, о которых говорил Президент России в своем Послании Федеральному Собранию. Естественно, я поддерживаю принятие в целом вот этих поправок, о которых сегодня говорили Котенков и Гребенников. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - депутат Чехоев. Снимается. Депутат Аксаков, по ведению. АКСАКОВ А. Г. Я от имени группы. Уважаемые коллеги, вот эта проблема для меня не теоретическая: отец живет на Украине, волею судьбы оказалось так, что Крым находится теперь в ведении Украины. Но тем не менее я считаю, что группа "Народный депутат", которая проголосовала... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Я по мотивам от группы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А по мотивам от группы дам слово перед голосованием. АКСАКОВ А. Г. Хорошо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский, по ведению. Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Георгий Валентинович, у нас десятилетняя практика: если депутат записался, но не сработала машина, то ему слово предоставляется. Я прошу мне предоставить слово, потому что мы записывались, но машина не сработала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы не записывались, Владимир Вольфович, вас не было в зале. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я вам еще раз говорю: не сработала машина, мы нажали кнопки, но машина не сработала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, если вы будете настаивать... ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Да, я настаиваю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...я поставлю на голосование. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, мы ни разу так не делали. Геннадий Николаевич всегда дает. Подходит депутат и говорит, что он не успел, он нажал на кнопку, но не сработало, в списке нет, - всё, записывает в список выступающих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, правильно. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну и в чем дело? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вас не было в зале. Вы не записались. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. При чем здесь "не было в зале"? У меня сидит фракция здесь. При чем здесь "не было в зале"? Меня всегда в зале нет, нажимают на кнопку, я прихожу к выступлению, и всё. Чего вы упираетесь? Вы посмотрите, сколько в зале сидит людей. Сколько в зале сидит людей?! Мы имеем право принимать закон, если в зале сидит пятьдесят человек? Принимаем, потому что люди имеют право нажать другие кнопки. Чего вы упираетесь-то, Георгий Валентинович? Мне непонятно вообще. Кроме того что я депутат, я еще и лидер политической партии, и зампред Государственной Думы. Даже из уважения к должности нужно это делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Без уважения к просто должности, а из уважения к правилам, которые мы сами устанавливали, Владимир Вольфович, идет сначала запись, свободное обсуждение, свободная дискуссия. Все записались. У кого не сработало, подошли тут же к Геннадию Николаевичу и сказали: не сработало, запишите. Записали. По мотивам имеете право от фракции выступить бесспорно, бесспорно имеете право. Но, учитывая, что фракция просит, уважаемые коллеги, не будет возражений, если мы дадим для выступления от фракции? Не будет возражения? Уважаемые коллеги, не будет возражения или есть возражение? Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот как мы законом хотим унизить миллионы людей, так и в зале унижают. И вы это, Георгий Валентинович, делаете уже четыре года, четыре года вы унижаете депутатов, неправильно понимаете наш Регламент. Мы десять лет назад сказали, что от фракции в любой момент имеет право представитель сделать любое заявление, любое - записался, не записался... Теперь по существу. Этот закон непосредственно ко мне имеет прямое отношение. Потому что вы его принимали, а я сорок лет назад, когда еще никакого Горбачёва не было, а был Хрущёв, упаковал свой чемоданчик в нашей великой многонациональной Родине, находясь в Алма-Ате, и приехал в Москву. Сорок лет назад еще не было Государственной Думы и была наша советская Конституция. Проблема не в том, что плохой закон мы приняли в прошлом году и теперь мы вынуждены его корректировать, тем более когда с такими осуждениями выступают представители "ЯБЛОКА" и КПРФ. Это вы своими действиями преступными в 91-м году привели к тому, что люди не по своей воле оказались за границей. Вот сегодня вечером будет передача "Основной инстинкт". Там как раз мы выступаем по этому вопросу - это вопрос о гражданстве. Это же чудовищно, что мы с вами сделали! При чем здесь прошлый год? Нужно отвечать не только за июль прошлого года, когда мы приняли этот закон, но и за все наши действия, связанные с тем, что двадцать пять миллионов людей находятся за рубежом. Что касается поправок, которые мы сегодня должны обязательно принять, они, конечно, значительно облегчают процедуру принятия в гражданство. Другое дело, что мы вообще даже концептуально его неправильно разработали с той точки зрения, что он должен касаться реальных иностранцев, тех, кто вообще хочет приехать жить в Россию. И это должно быть оценено как положительный фактор - то, что очень много обращений в русские посольства за рубежом или много лиц, находящихся здесь, желали бы приобрести гражданство. Но, с другой стороны, есть и вал преступности, потому что, к сожалению, на Запад едут умные люди, лучшие люди и с деньгами, а к нам едут бедные люди и, очень часто бывает, связанные с преступным миром. В том числе это могут быть и русские, которые, совершив преступление в СНГ, приезжают сюда и пытаются принять гражданство. Но не о них речь идет. Речь идет о тех, кто действительно уже давно приехал сюда - десять лет назад, пять лет назад, семь лет назад, но никто им толком не сказал ни в нашем посольстве, консульстве за рубежом, ни в наших отделениях милиции, ни в отделениях миграционной службы, что нужно проделать определенные процедуры. Вот сейчас мы подавали списки в Центральную избирательную комиссию, и нас гражданина России (он гражданин России!) заставили вычеркнуть из списка, поскольку у него стоит не такой штампик о принятии в гражданство. Ему поставили штамп, что он гражданин России, в Кишинёве, в нашем посольстве, но ЦИК не принимает с таким штампом. Вот пожалуйста, даже по старому закону! При чем здесь новый закон? В 95-м году человек принял российское гражданство, он гражданин России, а его в Москве не признают гражданином России. Этот вопрос вообще должен быть поставлен под таким углом: наши дипломаты здесь дали промах, наши миграционные службы и наши паспортные столы. Они издеваются над нашими гражданами! Какая разница, в каком посольстве какой штамп поставили? Если признали его гражданином России, никто больше не имеет права вмешиваться в эту процедуру. И тем более унизительно заставлять русских проходить полную процедуру принятия в гражданство. Если это украинец - он может поехать на Украину, ему там послабления, в Белоруссию, в Армению, в Азербайджан. Но русским-то некуда больше ехать! У всех есть две родины, у бывших граждан СССР. Это может быть любая союзная республика, и там он, как говорится, полностью получает все свои права. Но русские-то не могут никуда ехать, кроме России. И они хотят вернуться, и многие, миллионы вернулись, но до сих пор они проходят унизительную процедуру, им в любой момент могут сказать, что они не являются гражданами, а тем более когда поставили вопрос о смене паспортов, о признании недействительными советских паспортов. Мы с вами деньги старые признаем многие-многие годы, и они подлежат обмену в любом банке Российской Федерации, а получение статуса гражданина России мы каждый раз обставляем какими-то условиями! Поэтому здесь вот неприятно было слышать упреки фракции "СПС" или вот коммунистов. Ведь главная-то вина заключается в том, что они сделали своими политическими действиями, а сегодня юридических мер не хватает для защиты наших граждан. Даже Европейский суд по правам человека принял решение в пользу гражданки России в Латвии, а власти Латвии всё равно отказываются ее признать гражданкой Латвии. Это происходит сегодня, независимо от того, примем ли мы поправки к данному закону. Это уже слабость нашего внешнеполитического ведомства, нашего Комитета по международным делам, нашего Комитета по безопасности, наших правовых комитетов. В этом смысле мы еще с вами недорабатываем. Но эта проблема с 17-го года, когда мы незаконно свергли Российскую Империю и создали СССР, который лопнул. Это проблема демократов, которые бросили наших граждан. Ведь никто у Ельцина не просил согласия оставить наших граждан за рубежом. И Украина, и Прибалтика согласились бы с нашим вариантом - чтобы немедленно всем дать там гражданство. Мы это могли оговорить - не оговорили. Как и войска, когда выводили, тоже ничего не оговорили, а, наоборот, Громов нам всем заявил, что за его спиной не осталось ни одного советского солдата. Сотни солдат остались за спиной генерала Громова, но мы ему поверили - он у нас герой, афганец. Вот то же самое с гражданством. Мы постоянно говорим, что мы должны по Конституции защищать наших граждан за рубежом, но мы их и внутри страны не хотим защищать, когда они уже приехали. Вот сейчас я занимаюсь... Племянник у меня родился в Киеве в 1987 году. Ему ничего не положено. Всё, вы, говорят, докажите, кто вы такой. Что он должен доказывать? Это был Советский Союз. Я родился в Алма-Ате. Вот по этому закону, если бы я сейчас приехал, я не имею права получить гражданство. В нем написано: лица, родившиеся на территории Российской Федерации и приехавшие из стран СНГ, - только на них распространяются вот эти постановления. Представляете, что вы сделали? Если бы я сорок лет назад не приехал, сейчас я был бы лицом без гражданства. Не только без гражданства - без документов, потому что в любой стране мира иностранцу дают документ и вид на жительство, а мы и этого не даем. У нас иностранцы полностью не защищены. У них ничего нет на руках. Почему? Потому, что мы их не считаем иностранцами. У них на руках советские паспорта. А теперь одним росчерком пера мы признаем недействительными эти паспорта с 1 января следующего года, и миллионы людей оказываются бесправными. Так нельзя поступать! Тем более в отношении людей, которые хотят жить в России и у которых другой родины нет. Поэтому те, у кого два паспорта в кармане и "зеленая виза", "зеленая карта" в любую страну Евросоюза, почему-то шумят больше всех о гражданстве. Почему я хотел выступить? Потому, что это меня касается больше всего и моих родственников. Мы же оказались там не по своей воле: мы строили Туркестано-Сибирскую железную дорогу и туда все поехали до войны. И была одна великая, единая страна, но взяли в 1991 году поломали, и 12 лет мучаем наших граждан, которые проживают именно там, родились там. И ведь наши поправки их снова не касаются, ведь миллионы родились за пределами Российской Федерации - в Казахстане, в Средней Азии, в Закавказье, в Прибалтике. С ними что будем делать? Им тоже не дают местное гражданство, считая их оккупантами. Сегодня вечером посмотрите передачу "Основной инстинкт". Мы, оказывается, все оккупанты, а они, те, кто служил в войсках СС, латыши, - герои современной Латвии. А все русские работники НКВД, военнослужащие и коммунисты русские в Латвии, оказывается, оккупанты. Вот видите, что мы сделали. Это к сведению фракции КПРФ. Мы посылали людей на войну, они освобождали Ригу, Таллин, Прибалтику, брали Кёнигсберг, брали Берлин, а сегодня они оккупанты. Это вы сделали, коммунисты! И сегодня депутат Никифоренко пытается здесь еще кого-то упрекать. Сегодня над ними издеваются, сегодня они сидят в тюрьмах Латвии, а русские, приехавшие в Россию, ничего получить не могут! Именно из-за того, что вы создали искусственное государство СССР, которого нет, потому что нету такой советской идеологии, всё это миф. Бывает идеология национальная или религиозная. Исламский мир - там религиозная идеология, в Китае - национальная, в Америке - денежная. А вы туфту нам создали. Советская идеология... Что такое идеология? Может быть госдумовская республика? Что же мы сделали советскую республику? Вам не нравится регламент? Регламент тех, кто погиб уже, не дождавшись возможности принять российское гражданство. Понимаете, они уже погибли, у них регламент в сырой земле. Их регламент - когда они не получают пенсию, не получают медицинского обслуживания, не могут учиться, лечиться и даже говорить по-русски не могут. Мальчика русского восемнадцати лет убили в Кишинёве за то, что он на центральной улице города посмел говорить по-русски. Вот что вы сделали, советские коммунисты! Поэтому подумайте лучше о своей ответственности за создание незаконного государства СССР, а демократы - за создание незаконного СНГ. Тем более в марте 1996 года мы дезавуировали эти соглашения беловежские, потому что их никто не имел права заключать в Беловежской Пуще, ночью, три человека, да еще выпивать за каждую страницу этого преступного сговора по СНГ. А теперь люди мучаются, а три человека живут хорошо: и Шушкевич, и Кравчук, и Ельцин. Ельцина избрали Председателем Верховного Совета РСФСР коммунисты российского парламента, того - Верховного Совета РСФСР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово, Александр Алексеевич. Хотите? Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну, прежде всего я очень рад, что фракция "Союз Правых Сил" объявила праздником внесение президентом законопроекта о внесении изменений в закон "О гражданстве...". Это радует. Но я хочу напомнить еще раз, что это президентский законопроект, и то, что это вызвало радость у "СПС", это вызывает радость и у меня, но не более того. Итак, уважаемые депутаты, по некоторым вопросам, которые прозвучали в выступлениях депутатов. Вот в выступлении депутата Игрунова прозвучала тревога за беженцев, находящихся на территории Российской Федерации. Уважаемые депутаты, ну согласитесь, что не все беженцы, которые в результате тех или иных конфликтных ситуаций оказались на территории Российской Федерации, должны становиться гражданами Российской Федерации. Безусловно, для тех, кто хочет принять гражданство Российской Федерации, тот порядок, который предусмотрен представленным вам законопроектом, является упрощенным. Ну, надо выбирать: или ты хочешь стать гражданином Российской Федерации, или ты хочешь сохранить статус беженца. Нельзя быть беженцем и одновременно гражданином Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации уже не беженец на территории Российской Федерации. Вот человек говорит, что, если он подает заявление, он теряет статус беженца. Но ведь мы убрали все сроки проживания на территории Российской Федерации, и, если он официально получает регистрацию, он автоматически тут же - ну, есть срок оформления документов - становится гражданином Российской Федерации. Далее, депутат Игрунов представил мне целый пакет поправок, но данные поправки являются дополнением к тому, что предложил президент. И никто не мешает вам внести эти предложения - о подтверждении фактического проживания на территории Российской Федерации, о чем тоже, кстати, говорил депутат Никитин, - в виде самостоятельного законопроекта о внесении поправок в закон "О гражданстве...", и мы его рассмотрим вместе с вами. Но не стоит, наверное, сейчас из-за этого останавливать представленный президентом законопроект. Подчеркиваю: эти поправки имеют право на существование, но давайте их рассмотрим как самостоятельный законопроект. Уважаемый депутат Коломейцев, я хочу вам напомнить, что в Советской армии не было службы по контракту. Служба по контракту появилась не так давно, и только в российских Вооруженных Силах, это следует иметь в виду, прежде чем обвинять в чем-то там Президента Российской Федерации, что он не предусмотрел вот это. Не было контрактной службы в Советской армии. Дальше. О военнослужащих, выведенных с воинскими частями из Прибалтики. Ну вы должны знать, что военнослужащие, не имеющие места жительства в связи вот с такими событиями, регистрируются в воинской части по ее адресу, поэтому все они имеют регистрацию. И если будет принят данный закон, он позволит им получить тут же гражданство Российской Федерации. Это раз. Второе. Если вы внимательно прочитаете президентский законопроект, а не только ту строчку, которая якобы повторяет ваш законопроект, вы увидите, что, даже если он не имеет регистрации в Российской Федерации, как вы сказали, имеет прописку в странах Прибалтики, он всё равно в упрощенном порядке может получить гражданство Российской Федерации. Надо внимательнее читать вносимые законопроекты. Почему действительно в 2002 году эти поправки не были приняты в основном законе? Перед своим докладом во вступительном слове я сказал, уважаемые депутаты, что ведь опыт приходит с правоприменительной практикой. Да, был принят закон, прошел год его применения на практике. Этот год показал те недоработки, которые имели место в законе, и президент отреагировал на эту практику, он внес поправки, которые устраняют вот те препятствия, которые возникли после принятия нового закона. Поэтому, я думаю, это надо ставить в плюс президенту, а ни в коем случае не в минус. Далее. Знание русского языка. Необходимо обязательно ввести, вот депутат Мяки говорил, обязательность знания русского языка. Я просил бы вас обратить внимание на то, что освобождаются от выполнения обязательного как бы условия - знания русского языка - следующие категории: военнослужащие, иностранные граждане, служащие в Вооруженных Силах по контракту. Может ли служить человек три года в Вооруженных Силах, не зная русского языка? Не может. Поэтому это априори подразумевает, что эти граждане, эта категория знает русский язык. Далее - окончившие учебные заведения в Российской Федерации. Смешно говорить о том, что человек может окончить высшее учебное заведение в России, не зная русского языка. Далее - некоторые другие категории, которые, еще раз подчеркиваю, априори подразумевается, русский язык знают. Для остальных категорий знание русского языка сохраняется. Депутат Никитин как раз продолжает тему подтверждения фактического проживания граждан без регистрации. Мы сейчас переговорили с представителем Паспортно-визового управления МВД. Он подтвердил, что ведь положение о регистрации утверждается Правительством Российской Федерации. Вы правильно сказали, что внесение дополнений и изменений в это положение позволит приравнять... Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, простите, пожалуйста, осталось полминуты. Я должен поставить на голосование. Пожалуйста, Жуков. ЖУКОВ А. Д. Уважаемые коллеги, я прошу продлить заседание для окончания рассмотрения данного закона, а также для рассмотрения... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Данных законов. ЖУКОВ А. Д. Да, но я прошу после этого сразу же поставить на рассмотрение поправки к бюджету на 2003 год, иначе мы рискуем сегодня не принять. Продлить заседание до трех часов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы продлить заседание до трех часов? Прошу проголосовать. (Шум в зале, выкрики.) Я вам дам слово по ведению, всем, только потом, когда Котенков закончит и Гребенников. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 38 сек.) Проголосовало за 332 чел. 73,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел. 26,2% Результат: принято Продлили. Пожалуйста, Александр Алексеевич. Завершайте. КОТЕНКОВ А. А. Итак, я фактически завершил. Я подтверждаю, что путем внесения соответствующих изменений в положение о регистрации мы можем внести туда элементы, которые могут в целях получения гражданства приравнять доказанное фактическое проживание к регистрации. Это действительно решается подзаконными актами. В заключение, уважаемые депутаты, я хочу еще раз напомнить, что мы предлагаем принять данный законопроект в первом чтении и в целом. А те предложения, которые звучали в выступлениях депутатов, можно реализовать последующими изменениями и дополнениями закона "О гражданстве...". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Васильевич Гребенников, пожалуйста. Заключительное слово. А, отказываетесь, да? По ведению записались Никифоренко, Аксаков, Жириновский. Пожалуйста, Юрий Васильевич. Только очень коротко. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Да, конечно. В связи с тем что Жириновский, к сожалению, в своем оперном театре продолжает службу, я хотел бы сказать, что я горжусь тем, что старшие поколения создали Советский Союз как державу, спасли Россию, вывели из Первой мировой войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Васильевич, это не по ведению. НИКИФОРЕНКО Ю. В. Я горжусь, что СССР... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков, пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Геннадий Николаевич, я не по ведению, а по мотивам от группы. Здесь звучали упреки в адрес центристов по поводу голосования. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите шуметь, я не слышу Аксакова. Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, по мотивам от группы. Здесь звучали претензии к центристам по поводу голосования по закону "О гражданстве...". Вот у меня отец живет на Украине, тем не менее считаю, что абсолютно правильно поступили, приняв жесткий закон "О гражданстве...", установили шлюзы на пути. Россию превратили в проходной двор. Непонятная, рыхлая система была с гражданством - навели порядок в этом вопросе. А сейчас идем, действительно, по пути смягчения принятия гражданства, российского гражданства. Я уверен, что будут и другие законопроекты в этом направлении, в том числе по привлечению специалистов в Российскую Федерацию и из стран СНГ, и из других стран. Абсолютно правильное решение было раньше, и сейчас идем также по правильному направлению. Группа поддерживает эти законопроекты в первом чтении и в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский. По ведению. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я именно по ведению, потому что мы сегодня последний день и уезжаем в регионы. Я прошу обязательно в конце озвучить протокольные поручения, чтобы они пошли в работу по комитетам. А что касается выступления депутата Никифоренко, то если бы Советский Союз был бы очень... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, я не дал Никифоренко эту тему развивать и вам не разрешаю. (Выкрики из зала.) А? Поправка есть? К постановлению? Коллеги, обсуждение состоялось. Я ставлю на голосование. Законопроект о внесении изменений в закон "О гражданстве Российской Федерации". Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка к постановлению - значит, постановление за основу. Пожалуйста, голосуйте текст постановления. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, нельзя в зале кричать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 25 сек.) Проголосовало за 407 чел. 90,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел. 9,3% Результат: принято Принимается. (Шум в зале.) Я прошу: потише! Пожалуйста, депутат Надеждин Борис Борисович, поправка к постановлению. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, я предлагаю принять следующую поправку к проекту постановления, она вам роздана в зале, она крайне проста: предложить Президенту России рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц администрации президента за допущенные перегибы и искажение позиции президента в 2002 году при принятии закона "О гражданстве...", что создало проблемы для миллионов людей, привело к необоснованному моральному и материальному ущербу, к всплеску коррупции и издевательств. Для коллеги Аксакова специально говорю: единственным результатом двухлетней практики применения этого закона является то, что взяток нахапали, а миллионы людей стояли в очередях с детьми маленькими, плачущими. Вот о чем думать надо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только за и против. Чехоев, вы против? Пожалуйста, Анатолий Георгиевич. За и против по поправке. (Шум в зале.) Тише! ЧЕХОЕВ А. Г. Уважаемые коллеги, вот я молчал просто, не хотел эту тему развивать. Но давайте вспомним, кто докладывал правительственный закон? И тот же Борис Борисович Надеждин именно против тех поправок, которые были в моем законе, наиболее рьяно выступал. При чем тут Иванов сейчас? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данную поправку принять? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 20 сек.) Проголосовало за 138 чел. 30,7% Проголосовало против 66 чел. 14,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел. 54,7% Результат: не принято Не принимается. Коллеги, ставлю на голосование: принять постановление в целом. (Шум в зале.) Нет-нет, постановление пока, постановление. Вот мы же голосовали поправку Надеждина. Мы в первом чтении проголосовали, дальше было предложение комитета принять в целом. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 52 сек.) Проголосовало за 405 чел. 90,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел. 10,0% Результат: принято Постановление в целом принимается. Комитет предлагает принять сегодня закон в целом. Кто за это? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 06 мин. 27 сек.) Проголосовало за 417 чел. 92,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел. 7,3% Результат: принято Принимается. Коллеги, мы также обсудили и закон под номером 16, "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 08 сек.) Проголосовало за 397 чел. 88,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел. 11,8% Результат: принято Принимается в первом чтении. Есть предложение комитета этот закон также принять в целом. Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 07 мин. 42 сек.) Проголосовало за 400 чел. 88,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел. 11,1% Результат: принято Принимается. Спасибо.