Заседание № 222
08.04.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 369593-3 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации" (принят в первом чтении 17 октября 2003 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4383 по 4405 из 7057
Переходим к законопроектам, принятым в первом чтении и предлагаемым к отклонению. Владимир Николаевич, успеете сделать доклад? У вас есть четыре минуты. Проект федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации". Докладывает Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, я сэкономлю время. Хочу сказать, что с момента принятия данного законопроекта в первом чтении произошли очень серьёзные изменения по технологической и технической части. В настоящее время многие положения данного законопроекта неактуальны, поэтому мы просим снять его с рассмотрения Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть отклонить? ПЛИГИН В. Н. Пономочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимирович Минх соответствующее письмо направил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель президента не настаивает на участии в дискуссии, полномочный представитель правительства также. Выносим данный законопроект на "час голосования", предложение комитета - отклонить.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5793 по 5810 из 7057
Пункт 15. Редакция голосования такова: кто за то, чтобы поддержать предложение комитета и отклонить проект федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации"? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 32 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 261
17.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 369593-3 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации" (об определении правового статуса основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4702 по 5085 из 8694
Пункт 17: проект федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации". Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой бюджет? Бюджет после них. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Александр Дмитриевич, мы же сказали: законы, связанные с гражданством. Вот они и идут. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации". Представленный законопроект определяет правовой статус основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, поскольку в настоящее время их юридическая значимость закрепляется только нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами. Порядок оформления, получения, выдачи, сдачи и изъятия основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в законопроекте детально регламентируется, что облегчит в дальнейшем борьбу с различного рода нарушениями установленного порядка оформления, получения, выдачи, сдачи и изъятия указанных документов. В законопроекте указан перечень федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, наделенных правом оформления основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Это позволит существенно стабилизировать миграционную ситуацию в стране, учитывая безвизовый порядок въезда лиц в Российскую Федерацию почти из всех государств - участников СНГ, осуществлять в полной мере правоохранительные функции. Наряду с этим расширен перечень органов государственной власти, наделенных правом изъятия основных документов, что в совокупности с проводимой в настоящее время в России заменой паспортов призвано создать условия для приведения в соответствие неоправданно большого количества видов документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, которые находятся в настоящее время на руках у граждан Российской Федерации. Законодательно закрепляется необходимость изготовления бланков основных документов, имеющих систему защиты от несанкционированного их изготовления и подделки оформленных документов, а также определен порядок взимания государственной пошлины, платы за бланк основного документа. Определен исчерпывающий перечень сведений и отметок, содержащихся в паспорте гражданина Российской Федерации, что позволит защитить его интересы при решении социальных вопросов, будет способствовать оказанию помощи в экстремальных ситуациях. На законодательном уровне на федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, а также дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации возлагается обязанность по осуществлению контроля за сдачей основных документов, удостоверяющих личность гражданина. Данная норма направлена на пресечение преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, например умерших граждан Российской Федерации. Проект федерального закона дополнен указанными положениями в соответствии с практическим опытом деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляющих оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также положениями нормативных правовых актов, регламентирующих в настоящее время данные вопросы. Уважаемые депутаты, в ходе подготовки к рассмотрению данного законопроекта возникал ряд вопросов, которые, безусловно, сейчас будут подняты, и, упреждая один из самых животрепещущих, на мой взгляд, вопросов, я хочу дать пояснения по проблеме личного кода, который содержится в паспорте каждого гражданина и упомянут в данном законе. Строка "личный код" имеется в паспорте каждого гражданина Российской Федерации, получившего паспорт нового образца. А я напомню вам, что уже более 120 миллионов граждан Российской Федерации получили паспорта нового образца, в которых содержится такая запись - "личный код". Именно эта запись, эта строка вызывает больше всего вопросов граждан и в том числе депутатов. Что подразумевается под личным кодом? Вообще, эта запись появилась на основании постановления правительства № 828 от 1997 года, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации. В то время по замыслу авторов, или разработчиков, положения под личным кодом подразумевался некий симбиоз существующих ныне и разрабатываемых на будущее различных кодификационных знаков, обозначений для граждан Российской Федерации, имеющих прежде всего социальную направленность. Речь идет о специальном коде Пенсионного фонда, специальном индивидуальном номере налогоплательщика, ряде других предполагаемых социальных кодовых знаках, то есть предполагалось объединить это всё в единый код, который будет применяться для всех социальных выплат и для налоговых целей. Этот код также предполагалось использовать в будущем как основу для электронной цифровой подписи гражданина при использовании таковой. Поскольку в настоящее время законодательно все эти разрозненные показатели не сведены в единый и основания для применения графы "личный код" не существует, мы предлагаем ко второму чтению упоминание о личном коде из закона изъять, а, поскольку такая строка в бланке паспорта гражданина Российской Федерации существует, эта строка не будет заполняться до того времени, пока вы или ваши последователи, то есть пока законодатель не определит, каким же образом будет формироваться и использоваться личный код гражданина. Если такое законодательное решение будет принято, тогда мы внесем соответствующую поправку в закон "Об основных документах...". А в настоящее время это строка как бы предполагаемая, но не применяемая, поэтому ко второму чтению мы эту строку, упоминание о ней, из закона уберем. Но 120 миллионов паспортов мы же не будем теперь изымать и менять, поэтому графа такая в паспорте останется, но заполняться она не будет. Вот, так сказать, забегая вперед, я сразу отвечаю на этот вопрос, поскольку по другим элементам существенных вопросов не было. Благодарю за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Пожалуйста, Валерий Васильевич Гребенников. Содоклад от комитета. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! По содержанию проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в связи с принятием закона, проект которого мы только что приняли в первом чтении и в целом, направлен на создание законодательных основ для организации прохождения по контракту военной службы и последующих действий тех лиц, которые такую службу в течение трех лет проходят. Однако надо иметь в виду обязательно то, о чем я уже упоминал в своем докладе по первому законопроекту, - что этот проект очень важен, хотя носит на первый взгляд только технический характер. Он очень важен, поскольку создает правовые основы для систематизации законодательства о гражданстве и, во-вторых, устраняет сложившееся несоответствие между различными законодательными актами по вопросам гражданства в свете только что принятого нами закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Там, в частности, как уже было доложено, есть изменения и в закон "О воинской обязанности и военной службе", и в ряд других законов. Комитет рассматривал этот законопроект, как и законопроект первоначальный, и мы решили, что вместе с этим крайне необходимо принять закон "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", потому что на самом деле это очень важно принять в комплексе, так как в противном случае мы с вами, если не решим эту проблему сегодня, рискуем уйти еще дальше с нерешенным вопросом об удостоверяющих личность гражданина документах. Мы считаем, что этот законопроект должен быть принят, что он не противоречит Конституции и иным законодательным актам Российской Федерации. Комитет рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Один, два, три, четыре вопроса. Пожалуйста, Анатолий Иванович Лукьянов. ЛУКЬЯНОВ А. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я могу только подтвердить, что в значительной степени президентский проект совпадает с тем, который разрабатывался Комитетом по государственному строительству, разрабатывался с участием большого числа депутатов. У меня два вопроса, оба - к представителю президента. Первый. Зачем записывать норму о том, что гражданин должен подать заявление, чтобы его национальность была определена в паспорте? Ведь это право записано в Конституции: его право определить свою национальность. Почему нужно здесь заявление? Почему недостаточно простого соображения, что надо записать это, и всё? И второй вопрос. Что мы будем делать с гражданами, которые не достигли 14-летнего возраста? (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К кому второй вопрос? Тоже к Александру Алексеевичу. 30 секунд добавьте, пожалуйста. ЛУКЬЯНОВ А. И. В законе нет ни одного слова о метриках, которые в значительной степени определяют гражданское положение лиц до 14 лет. Мы это предлагали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде всего по первому вопросу. Дело в том, что записи в паспорте не могут осуществляться гражданином самостоятельно, они осуществляются соответствующими органами, выдающими основной документ, удостоверяющий личность гражданина. И естественно, поскольку это вопрос очень щепетильный: действительно, Конституция запрещает обязывать гражданина указывать свою национальность, в то же время вы прекрасно знаете, что очень много случаев, когда граждане, мягко говоря, возмущены тем, что их национальность в паспорте не записывается. Вот чтобы снять возможные конфликтные ситуации, когда записали ему национальность, а он бегает и кричит: "А зачем вы это сделали? Я не просил" - или, наоборот, гражданину не записали, он берет и своей рукой вписывает, этим паспорт испорчен... Поэтому абсолютно формальная вещь, когда в орган, выдающий основной документ - паспорт гражданина, человек пишет заявление: прошу внести мою национальность. В этом нет ничего предосудительного, но это факт, подтверждающий, вернее, документ, подтверждающий его желание внести эту запись в паспорт, поскольку сам он не имеет права ее вносить туда. По второму вопросу. До 14 лет. Ну, такова воля законодателя, что паспорт выдается с 14 лет. И вы прекрасно понимаете, что до 14 лет выдача паспорта бессмысленна, поскольку человек меняется буквально в течение считанных месяцев. До этого времени действует свидетельство о рождении. Но я согласен с Анатолием Ивановичем в том, что, видимо, ко второму чтению следует рассмотреть вопрос о записи, что для граждан до достижения 14 лет основным документом является свидетельство о рождении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Александр Алексеевич почти на всё ответил, кроме одного. Александр Алексеевич, мы что, опять будем менять паспорта? У нас нет графы "национальность" в новом бланке паспорта. Куда ее будут записывать? КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Николай Васильевич, прочитайте внимательно законопроект. В законопроекте указано, в какое место в паспорте может записываться национальность гражданина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Биндюков Николай Гаврилович. БИНДЮКОВ Н. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я снимаю свой вопрос, поскольку Анатолий Иванович его задал, а Александр Алексеевич ответил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Захаров Алексей Константинович. ЗАХАРОВ А. К., фракция "ЯБЛОКО". Александр Алексеевич, у меня два вопроса. Один - в связи с вопросом, на который вы не ответили. На всякий случай, для протокола: скажите, пожалуйста, принятие этого закона не повлечет ли за собой еще один обмен паспортов? И вопрос второй. Я усматриваю некое противоречие в содержании вносимого законопроекта с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации...", где в статье 5 записано, что член Совета Федерации и депутат Государственной Думы имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими личность. А во внесенном проекте закона в списке основных документов, подтверждающих личность, удостоверения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы нет. Прокомментируйте, пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Итак, уважаемые депутаты, по первому вопросу. Безусловно, принятие данного закона не повлечет обмена паспортов, поскольку данный закон с точки зрения описания содержания паспорта полностью соответствует положению о паспорте, которое было утверждено, как я уже сказал, постановлением правительства № 828 от 1997 года. Что касается кажущегося несоответствия данного закона закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", то здесь противоречий нет. Речь идет об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, содержащем необходимые сведения о нем. Это не значит, что личность гражданина не может быть подтверждена другими документами, я подчеркиваю: надо различать разницу между основным документом и иными документами. Удостоверение депутата Государственной Думы, удостоверение члена Совета Федерации... Кстати, до сих пор у меня нет паспорта, у меня есть удостоверение личности генерала, оно, так же как и депутатское удостоверение, кроме фамилии, имени, отчества и должности, ничего не содержит, оно не может являться основным документом, поскольку не содержит необходимых сведений о гражданине, и я, как военнослужащий, должен буду до конца года получить паспорт, поскольку мое удостоверение также перестает быть основным документом, удостоверяющим личность гражданина. Но наряду с паспортом оно является документом, удостоверяющим личность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги... (Выкрики из зала.) Нет, вопросы мы уже прошли. Нет, с самого начала я не видел. Я всех спросил, было четыре вопроса, и я все дал задать. Я не зажимаю Татарию никогда, просто никогда. Желающие выступить есть? Вот, вижу вас. Желающий выступить один. Депутат Сафиуллин. Сейчас микрофон включат, подождите. Пожалуйста. САФИУЛЛИН Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Я считаю, что в пункте 1 статьи 4 предлагаемого законопроекта сохранилась дискриминационная норма в отношении многих народов Российской Федерации в части их права отражать в документе, удостоверяющем личность, сведения о личности, которые никак нельзя передавать на русском языке из-за своеобразия орфографии, алфавита языка. Здесь указано такое право только в отношении республик, где язык нации объявлен государственным языком. Следовательно, огромная часть народа, которая проживает за пределами республики, - тот же татарский, башкирский, карельский и другие народы - не смогут воспользоваться этим правом. Карельский народ, хотя и имеет свою республику, не может объявить сегодня свой язык государственным, и не по своей воле, а по воле некарельского большинства, которое не дает карельскому народу воспользоваться конституционным правом на объявление своего языка вторым государственным языком. Есть десятки языков, которые вообще не могут стать государственными. По Конституции Российской Федерации, статья 15, принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так вот, одним из таких документов и договоров можно назвать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств Совета Европы. В статье 11 этой конвенции, которая ратифицирована Россией в июне 1998 года и которую она обязана выполнять в соответствии и со своей Конституцией, и со своей подписью, говорится так: "Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право пользоваться своей фамилией (патронимом), именами и отчеством на языке этого меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с условиями, предусмотренными их правовыми системами". То есть конвенция обязывает закреплять в нашей правовой системе право указывать родной язык, то есть право на родном языке отобразить свое имя и фамилию. Ведь даже породистые собаки и кошки имеют паспорта, и без ведома, без согласия хозяина никто не смеет менять даже кличку в них. Почему десятки народов, сотни тысяч людей лишены права написать свои имена в документах, удостоверяющих личность, на родном языке? Это является искусственным запретом права на имя, это покушение на самое святое право человека. Поэтому я считаю, что эта норма, признанная Россией согласно европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, в законе должна находить отражение. Приведу только один пример. В Венгрии есть закон о национальных меньшинствах. Там нет республик, это не федеративное государство. Там каждому представителю национального меньшинства разрешается отображать свои имя, фамилию в паспорте хоть китайскими иероглифами с латинской транскрипцией. Такое право имеют граждане Румынии и многих других унитарных государств. Почему в Российской Федерации десятки народов лишаются такого права на имя? Я, Александр Алексеевич, прошу внести исправления, может быть, в виде инициативы президента. Если такая демократическая форма будет отражена в соответствии с международными нормами, это будет нормально, это будет очень даже хорошо. Я считаю, что, если мы оставим такую норму, мы оставим не только лазейку, мы оставим широкие каналы для судебных исков и в Конституционный Суд Российской Федерации, и в международные судебные инстанции. Эту норму надо исправить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, заключительное слово. Есть желание, Александр Алексеевич? (Выкрики из зала.) Нет, два слова уже нельзя. Был один желающий выступить, я ему дал слово. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну, поскольку было всего лишь одно выступление, я постараюсь ответить на вопросы, которые прозвучали в нем. Безусловно, тема, которая была поднята, имеет право на существование, но давайте посмотрим на техническую возможность ее реализации. Я готов рассматривать ее ко второму чтению, если вами будут предложены варианты технического решения этой проблемы. Да, граждане, проживающие за пределами своих национальных образований, должны обладать таким же правом, но весь вопрос в том, может ли технически каждый субъект Федерации обеспечить печатание вкладышей на всех языках Российской Федерации. В республиках или в автономных округах, там, где существуют национальные государственные языки, это будет делаться централизованно, а вот как решить проблему любого гражданина, проживающего в другом субъекте Федерации, - получить вкладыш в паспорт на родном языке, - я пока не представляю. Но тем не менее эта проблема может обсуждаться и должна обсуждаться. Потом, может ли это касаться всех национальностей в соответствии с конвенцией? Вот депутат Попов правильно привел пример. Китаец, являющийся гражданином Российской Федерации и осознающий себя китайцем, каким образом может получить вкладыш на китайском языке, где мы его можем изготовить? Это проблема, да. То есть проблема существует, но существует и проблема ее решения. Ну и простите уж за такой каламбур, может быть, и не примите это как обиду, вот вы привели пример с собачьими паспортами, но ведь собачьи паспорта печатаются на русском языке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть у комитета желание выступить с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование: принять данный законопроект в первом чтении. (Выкрики из зала.) По ведению? Сейчас объявлено уже голосование. Они не стоят как альтернативные. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 45 сек.) Проголосовало за 244 чел. 54,2% Проголосовало против 9 чел. 2,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 253 чел. Не голосовало 197 чел. 43,8% Результат: принято Принимается в первом чтении.