Заседание № 24

29.04.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 369395-3 "О внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о предоставлении права на досрочное назначение трудовой пенсии водителям автобусов на регулярных смешанных городских и пригородных (садоводческих) маршрутах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2298 по 2489 из 3328
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, мы переходим к открытому режиму       
работы и приступаем к рассмотрению 12-го вопроса порядка работы в блоке         
"Социальная политика", законопроекты, рассматриваемые в первом чтении, - о      
проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 27 Федерального     
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный законопроект         
внесен Тюменской областной Думой. Представлять законопроект будет Луньков       
Николай Николаевич, представитель Тюменской областной Думы. Пожалуйста.         
                                                                                
ЛУНЬКОВ Н. Н., представитель Тюменской областной Думы.                          
                                                                                
Тюменской областной Думой разработан проект федерального закона "О внесении     
дополнения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской     
Федерации". Законопроект направлен на предоставление права на досрочное         
назначение пенсии по старости водителям, занятым на смешанных маршрутах. В      
настоящее время такое право имеют только водители, занятые на регулярных        
городских маршрутах.                                                            
                                                                                
Необходимость принятия такого законопроекта обусловлена следующим. В сфере      
регулирования труда водителей автобусов на регулярных городских и смешанных     
пассажирских маршрутах в настоящее время сложилась ситуация, когда водители     
трудятся на одном предприятии, осуществляют практически одну и ту же            
деятельность, но при выходе на пенсию поставлены в неравное положение.          
Водители, занятые на городских маршрутах, выходят на пенсию на пять лет         
раньше, чем водители, работающие на регулярных смешанных маршрутах. Это         
связано с тем, что в настоящее время основным условием для назначения пенсии    
ранее установленного возраста водителям автобусов, троллейбусов, трамваев       
является их занятость в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов     
рабочего времени от установленной законодательством нормальной                  
продолжительности рабочего дня). При этом в указанное время включается          
выполнение подготовительных и вспомогательных работ. В пункте 7 указаний        
министерства социальной защиты населения установлено, что право на пенсию       
ранее установленного возраста имеют водители автобусов, троллейбусов, если      
они трудились на регулярных городских маршрутах, то есть не менее 80            
процентов их рабочего времени приходилось на перевозки, осуществляемые в        
черте города.                                                                   
                                                                                
Необходимо также отметить, что перевозка пассажиров на регулярных смешанных     
городских и пригородных маршрутах осуществляется по всем правилам,              
предусмотренным для городских маршрутов, то есть с определенной                 
периодичностью, по установленным маршрутам, с посадкой и высадкой пассажиров    
на остановках и по расписанию, причем время движения автобусов в пределах       
городской черты достигает 70-75 процентов рабочего времени. Однако водители     
таких маршрутов не имеют права на досрочную пенсию, как указывалось выше.       
Правовым критерием назначения такой пенсии является их загруженность в          
течение не менее 80 процентов рабочего времени в черте города.                  
                                                                                
В своем заключении на законопроект Правительство Российской Федерации           
указывает на то, что финансово-экономическое обоснование разработано исходя     
из расчетов только по Тюменской области. По этому поводу хотелось бы отметить   
следующее. Субъекты Российской Федерации наделены правом законодательной        
инициативы, однако на практике возникают некоторые трудности в реализации       
такого права. Органы власти субъектов могут рассчитать лишь затраты в           
пределах своего субъекта, так как не имеют статистических данных в целом по     
России. Такими данными располагает правительство, однако у субъектов нет        
правовой возможности их получить.                                               
                                                                                
У меня всё.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по труду и             
социальной политике Гузанов Алексей Анатольевич. Пожалуйста.                    
                                                                                
ГУЗАНОВ А. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Данный          
законопроект, как уже сказано, увеличивает количество категорий, которые        
имеют льготы при выходе на пенсию. Мы в статью 27 нового пенсионного            
законодательства перенесли все льготы по выходу на пенсию для всех категорий,   
которые были учтены в законодательстве Советского Союза. Данная льгота туда     
не входила. Сейчас ситуация меняется, и уже трудно говорить, как                
функционируют вообще автобусные хозяйства. Появились частники со своим, будем   
говорить, графиком, возможно, некоторые работают сутки через трое, то есть в    
любом случае, как нам кажется, нельзя увеличивать количество категорий          
льготного выхода на пенсию.                                                     
                                                                                
В данном законопроекте представлено финансово-экономическое обоснование: 2      
миллиона рублей. Как мы все понимаем, 2 миллиона рублей - это только для        
Тюменской области, и я не понимаю правительство, когда оно дает заключение на   
законопроект, не имея финансово-экономического обоснования для всей страны.     
Я, по крайней мере, не понимаю, сколько это будет стоить для всех. Пусть        
Тюменская областная Дума принимает для Тюменской области законопроект, а как    
федеральный он не имеет права на существование, тем более что у нас в первом    
чтении принят закон о профессиональных пенсионных системах: по каждой           
профессии можно учитывать и перечислять деньги за работников, чтобы они в       
соответствии с этим могли выйти на пенсию раньше. И плюс, будем говорить, мы    
с трудом отстояли в правительстве снижение пенсионного возраста. И в то же      
время сейчас в комитете очень много законопроектов, касающихся проблемы         
досрочного выхода на пенсию лиц разных профессиональных категорий. Принимая     
данный законопроект, мы в любом случае создаем прецедент, для того чтобы        
принять еще много законов, которые финансово не поддержаны ни одним             
законодательным актом. И на основании этого Комитет Государственной Думы по     
труду и социальной политике предлагает данный закон отклонить.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Анатольевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Будут ли вопросы у депутатов по этому законопроекту? Нет. Есть ли желающие      
выступить? Есть желающие. Кибирев Борис Григорьевич.                            
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я призываю вас поддержать этот законопроект. Интересная      
отрасль - автомобильный транспорт, в ней, в этой отрасли, переплетаются         
интересы очень многих категорий. Вот если брать пригородное сообщение. Вы       
вспомните, ведь огромное количество наших ветеранов, заслуженных, уважаемых     
людей, с огородов, с пригородных участков кормятся, и от регулярности           
движения транспорта, конечно, зависят и успехи их сельскохозяйственного, так    
сказать, производства.                                                          
                                                                                
Прозвучала фраза, что там уже муниципального, государственного ничего не        
осталось, там много частных водителей. Ну и что? А разве частник, который       
нанимает человека на работу, не обязан платить, делать отчисления для пенсии    
и так далее, и так далее? И потом, сколько сейчас разговоров о безопасности     
дорожного движения, и ОСАГО туда приплетается, и всё остальное. Вот от тех      
людей, которые обеспечивают перевозку российского населения на автобусах,       
безопасность движения зависит в первую очередь.                                 
                                                                                
Я считаю, что будет справедливым такое отношение государства к этой категории   
рабочего класса и что они вполне заслуживают этой льготы. Я призываю            
проголосовать за этот закон.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Рязанский, по карточке Исаева.                                      
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, я считаю, что надо поддержать решение        
комитета. Ну, посмотрите, пора, по-моему, остановиться, у нас же все            
категории льготников в этой части учтены. Почему токарь или, я не знаю,         
рабочий завода, который работает на тяжелых станках, в других условиях,         
лишены такого рода возможностей? Мы так до бесконечности можем расширять. Я     
сейчас напридумываю массу категорий, которые также заслужили льготы и которых   
будут горячо отстаивать. Мне кажется, надо остановиться. Причин несколько.      
Во-первых, есть закон о профессиональных пенсионных системах, надо заниматься   
этим законом и проводить тогда эти категории по этому закону. Второй момент.    
Посмотрите, к этой категории относится перевозка пассажиров в транспортных      
средствах с числом мест более восьми. Это все "газели", которые на              
сегодняшний день бороздят просторы нашей страны, - их, может быть, несколько    
сотен тысяч - они все сюда попадают, и водители, которые работают сейчас на     
этих маршрутах, они далеко не с местными прописками. Поэтому лично моя точка    
зрения - я категорически против этого законопроекта.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чуев Александр Викторович.                    
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Ну,                 
действительно, могут, конечно, быть сомнения в том, надо ли принимать этот      
закон. Но все-таки я хотел бы сказать следующее. Если мы подходим к             
пенсионному обеспечению унифицированно, так сказать, то мы должны понимать,     
что нельзя граждан, занимающихся одной и той же работой, одним и тем же         
трудом, по существу, ставить в разные пенсионные условия. С точки зрения        
законодательства это в принципе неверно, это неправильно, это всё равно как     
если бы мы в налоговом законодательстве выделили определенную категорию или     
определенные фирмы, которые имели бы право снижать себе налоги, а другие не     
имели бы. Все должны быть в равных условиях. Если мы водителям даем             
определенную возможность уйти на пенсию раньше, почему мы лишаем этого права    
тех же водителей, которые практически работают рядом с ними, но часть их        
маршрута проходит не в черте города, а за чертой города? По существу, люди,     
работающие друг с другом бок о бок, находятся в разных социальных условиях. С   
моей точки зрения, это неверно. Поэтому я считаю, что закон надо                
поддерживать. Единственное, что, конечно, его надо дорабатывать во втором       
чтении таким образом, чтобы... Если мы говорим, конечно, о маршрутных такси,    
то это вопрос уже несколько иной.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше желающих выступить? Есть ли необходимость выступить докладчику с     
заключительным словом, Николай Николаевич? Пожалуйста.                          
                                                                                
ЛУНЬКОВ Н. Н. Разрабатывая законопроект, мы не брали в расчет водителей         
маршрутных такси. В расчет брались лишь большегрузные... точнее, автобусы,      
трамваи, которые осуществляют перевозки за чертой города. И на некоторых        
предприятиях сложилась такая ситуация, что провинившихся водителей ставят на    
маршруты загородные, пригородные, а в качестве поощрения водителей ставят на    
городские маршруты. Здесь получается просто какая-то социальная                 
несправедливость среди работников одного и того же предприятия. Всё.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, надо нам определиться голосованием по законопроекту в       
соответствии с пунктом 12 порядка работы.                                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2%                                     
Проголосовало против           68 чел.15,1%                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    170 чел.                                          
Не голосовало                 280 чел.62,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.