Заседание № 137
20.12.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 369236-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2230 по 2593 из 9432
19-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации". Докладывает Константин Олегович Ромодановский, руководитель Федеральной миграционной службы. РОМОДАНОВСКИЙ К. О., представитель Президента Российской Федерации, руководитель Федеральной миграционной службы. Доброе утро, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представленное соглашение заключено в рамках исполнения Меморандума о намерениях Российской Федерации и Республики Таджикистан по дальнейшему развитию сотрудничества в сфере миграции. Меморандум был подписан во время визита Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Таджикистан в октябре 2012 года. Соглашение предусматривает освобождение граждан Таджикистана от постановки на миграционный учёт в течение пятнадцати дней с даты въезда на территорию Российской Федерации. Фактически мы даём возможность гражданам Таджикистана пребывать без постановки на учёт ещё шесть дней. Уверены, что данное соглашение не повлияет отрицательно на эффективность контроля за пребыванием граждан Республики Таджикистан в России, так как для этих целей имеется и используется иной инструментарий. Во-первых, информация о прибытии всех иностранных граждан с момента въезда на территорию Российской Федерации отражается в нашей информационной системе, вне зависимости от постановки на миграционный учёт. Во-вторых, наличие или отсутствие миграционного учёта не влияет на срок законного пребывания. Таким образом, данное соглашение не повлечёт увеличения миграционных потоков из Таджикистана. Хотелось бы поблагодарить депутатов за то, что с декабря 2012 года по настоящее время принято порядка четырнадцати федеральных законов, направленных в том числе на усиление уголовной и административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Кроме того, расширен перечень оснований, по которым не разрешается въезд в Российскую Федерацию и аннулируются документы, дающие право пребывать и работать в России. На сегодняшний день закрыт въезд для 440 тысяч иностранных граждан, в том числе почти для 90 тысяч граждан Таджикистана, удвоилось количество выдворенных лиц, эффект от принятых мер мы уже хорошо ощущаем. Важным инструментом станет принятая вами недавно норма, ограничивающая срок пребывания без визы 90 днями в течение каждого полугода. За нарушение условий пребывания установлен запрет на въезд в Россию на три года, причём этот регламент будет действовать автоматически. Я благодарю вас за принятые решения и предлагаю идти дальше: например, за превышение срока пребывания более чем на полгода закрывать въезд на пять лет, за превышение срока пребывания более чем на год - на десять лет. Уверен, что эти механизмы позволят более эффективно бороться с нарушителями миграционного законодательства Российской Федерации. Скажу несколько слов о преступности с участием граждан Таджикистана. Можно констатировать, что за последние три года она в целом остаётся неизменной: количество преступлений, совершённых иностранцами, составляет в среднем по России менее 4 процентов от всех раскрытых, в мегаполисах, безусловно, больше, в Москве - порядка 20 процентов, но доля Таджикистана в среднем по России - 0,6 процента. Возвращаясь к соглашению, необходимо сказать, что оно подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, а также затрагивает основные права и свободы человека и гражданина. Пакет документов согласован со всеми заинтересованными ведомствами, а их было шесть. Хочу сказать, что дополнительных расходов из федерального бюджета на реализацию этого соглашения не потребуется. Прошу поддержать вас ратификацию данного соглашения. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Олегович, присаживайтесь. Леонид Эдуардович Слуцкий выступает с содокладом. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В соответствии с ключевой статьёй соглашения - статьёй 1 - определяются благоприятные условия для пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации, а именно освобождение граждан, временно пребывающих в России, от обязанности постановки на учёт по месту их пребывания в российских компетентных органах в течение пятнадцати дней с даты въезда. Наш комитет провёл активные консультации со всеми фракциями в Государственной Думе, в ходе которых мы отметили, что в целях обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения каждая сторона полностью или частично может приостановить действие настоящего соглашения, а именно: письменное уведомление о принятом решении направляется другой стороне не позднее чем за 72 часа до такого возможного приостановления. Аналогичный порядок предусмотрен и для возобновления действия настоящего соглашения. Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству - также поддерживает ратификацию этого важнейшего для нашего сотрудничества с Республикой Таджикистан соглашения. Мы все знаем, что 6 ноября в Таджикистане прошли президентские выборы, и сегодня открывается новая страничка в области сотрудничества наших стран и создаются возможности для подключения Таджикистана к евразийскому проекту. Конечно же, для 1 миллиона 300 тысяч граждан Таджикистана, находящихся в России в качестве трудовых мигрантов, это принципиально важный документ, он детальнейшим образом отработан рядом федеральных ведомств, в первую очередь Федеральной миграционной службой, и сейчас я ответственно прошу коллег поддержать ратификацию данного соглашения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Эдуардович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Вопрос Константину Олеговичу. Уважаемый Константин Олегович, какова динамика количества граждан Таджикистана, приезжающих в Россию? Задаю вопрос в связи с тем, что размышляю вообще о миграционной ситуации в стране, ведь мы помним, что 25 миллионов русских оказались не по своей воле за рубежами нашей страны, на первом этапе был большой наплыв, а потом по объективным причинам - по социально-экономическим и иным причинам - поток русских сократился. Что происходит с потоком таджиков в Россию? РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Спасибо за вопрос. В этом году рост количества граждан Таджикистана, въезжающих в Российскую Федерацию, составил, мы фиксируем, порядка 18 процентов, но мы понимаем, что это не русские граждане, а в основном представители, скажем так, основной национальности этого государства, более того, мы фиксируем, что порядка 40 процентов въехавших - это граждане Таджикистана в возрасте от 17 до 29 лет. Этой информацией мы располагаем, именно на эту информацию мы реагируем, предлагая поправки в законодательство, нацеленные на контроль за въездом и на ограничение срока пребывания. В принципе могу сказать, что главная беда не в том, что к нам приезжает много мигрантов, а главная беда в том, что они находятся в нашей стране в течение срока, превышающего установленный законом, то есть более девяноста суток. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Леонид Эдуардович, ещё весной и летом этого года и Президент России, и глава правительства предупреждали, что в связи с падением экономики на Западе у нас будет рост безработицы. В октябре, по данным Росстата, количество безработных возросло на 80 тысяч человек, и тут же я узнал, что президент подписал указ, чтобы в следующем году привлечь на территорию России 1 миллион 670 тысяч мигрантов. И вот этот законопроект как раз перекликается с проблемой безработицы и с указом президента - объясните, если у нас безработица, то зачем нам кого-то привлекать и создавать какие-то дополнительные условия? Не правильнее ли будет вначале своих людей избавить от безработицы, дав работу, зарплату, а уже потом, если потребуется, принимать такие законы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Эдуардович, пожалуйста. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Владимир Николаевич, очень правильный вопрос, я благодарен вам за него. У нас бытует мнение, что безработица связана с трудовой миграцией и что большое количество трудовых мигрантов является фактором, не позволяющим снижаться безработице среди собственных граждан, но дело в том, что трудовые мигранты - в частности, из Таджикистана, из других стран Центрально-Азиатского региона - работают на тех участках, где, как правило, с неохотой работают наши граждане, наши граждане предпочитают находить для себя более квалифицированные рабочие места, более эффективное применение своим способностям. Таким образом, за годы нашей общей новейшей истории, я имею в виду годы общей истории стран на постсоветском пространстве, сложились своего рода функциональные ниши, которые и занимают трудовые мигранты, поэтому на самом деле сцепка между этими двумя вопросами, между этими проблемами минимальная. Что касается уменьшения безработицы у нас, то это важнейшая задача социальной политики Российской Федерации, и если сегодня сравнить ситуацию с той, которая была год назад, то медленно, но верно ситуация, слава богу, улучшается, но это тема уже другого доклада. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Леонид Эдуардович, совершенно очевидно, что этот законопроект вносится с целью потенциальной интеграции Таджикистана в Таможенный союз, в евразийский проект, и вы отметили, кстати, это в своём выступлении, сказав, что возможно вхождение. Так вот, как вы считаете, когда это вхождение возможно, когда это может состояться, по вашему мнению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонид Эдуардович. СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Дмитрий Иванович, давайте будем говорить прежде всего о том, что для нас, для депутатов Государственной Думы, конечно, вступление Таджикистана в Таможенный союз является знаковым шагом с точки зрения развития евразийского проекта и создания и дальнейшего функционирования Евразийского экономического союза, однако для наших граждан, для наших избирателей главнейшим является не то, присоединится ли Таджикистан к Таможенному союзу, а то, как будет себя вести этот один миллион с лишним трудовых мигрантов на территории России, какие будут либо не будут совершать преступления, будет ли взаимопонимание между нашими гражданами и трудовыми мигрантами, и здесь я должен поблагодарить прежде всего Федеральную миграционную службу за прилагаемые усилия, за то, что ситуация на наших глазах меняется в лучшую сторону. Что касается вашего вопроса, Дмитрий Иванович, думаю, что реально мы можем говорить о формализации интереса Таджикистана к Таможенному союзу в будущем году, а затем уже дело Евразийской экономической комиссии, как сейчас происходит в отношении Кыргызстана и Армении, разработать соответствующую "дорожную карту", в чём, разумеется, мы будем принимать самое деятельное участие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Леонид Эдуардович, зная вас как серьёзного и авторитетного эксперта в области международных взаимоотношений, зная, как вы глубоко готовите вопрос, учитывая, что вы сказали, что порядка 1 миллиона 300 тысяч таджикистанских граждан работают на территории Российской Федерации, я хотел бы спросить, может быть, у вас есть и цифры, сколько примерно они вывозят от нас капитала и сколько из этого капитала остаётся в России в качестве налогов? И продумывает ли комитет какие-то варианты, чтобы эти цифры, может быть, были фиксированными, чтобы мы чётко понимали, что, давая разрешение на такое-то количество мигрантов, мы столько-то средств оставим в виде налогов внутри страны? СЛУЦКИЙ Л. Э. Уважаемый Кирилл Игоревич, спасибо большое за профессиональный вопрос. Конечно, данные есть, и, готовя официальный визит Председателя Государственной Думы в начале октября в Таджикистан, разумеется, мы эти данные вместе с рядом федеральных ведомств очень глубоко анализировали. Эти цифры колеблются, так же как и количество граждан Таджикистана, находящихся на территории Российской Федерации, в зависимости от сезона. Например, сейчас у нас находятся порядка 1 миллиона 100 тысяч человек, поскольку многие уехали домой на своего рода каникулы. А что касается средств, то они составляют порядка 40 процентов от валового внутреннего продукта Таджикистана (я имею в виду фактический ВВП, поскольку само название включает слово "внутренний"). Средства, которые поступают от трудовых мигрантов из Российской Федерации, - это сегодня для национальной экономики Таджикистана действительно, без преувеличения, системообразующая часть поступлений в экономику страны. Конечно, у нас были и остаются определённые вопросы в связи с пребыванием трудовых мигрантов, претензии к их поведению, к их сотрудничеству с различными компетентными органами, и в первую очередь с территориальными органами Федеральной миграционной службы. Должен отметить, что замечания, в том числе высказанные в стенах Государственной Думы, в 2013 году Федеральная миграционная служба в значительной степени учла, что и даёт возможность для ратификации данного соглашения. Ну а что касается денег, думаю, что это мы с вами ещё проанализируем. И это соглашение опять же, подчёркиваю, даёт положительную обратную связь, что важно для всестороннего развития наших отношений с Республикой Таджикистан. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Владимирович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ О. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Взаимоотношения с Таджикистаном - это не только вопрос трудовой миграции. Взаимоотношения с Таджикистаном связаны с вопросами безопасности и России, и стран Таможенного союза, и стран СНГ: это южная граница, и в первую очередь это контроль за наркотрафиком, который идёт из Афганистана, это усиление обороноспособности границ в связи с предполагаемым выводом войск НАТО, Соединённых Штатов Америки из Афганистана, то есть это комплексное решение проблемы. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, все вы помните, как при разработке бюджета ещё в июне председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев заявил, что в связи с сокращением производства из-за кризиса на Западе мы должны готовиться к безработице, и мы готовимся к безработице. В августе эту же позицию подтвердил - или вынужден был подтвердить - Президент России Владимир Владимирович Путин, и вот уже в октябре-ноябре у нас безработица выросла, число безработных увеличивается на двадцать тысяч человек в месяц. Возникает вопрос: людям-то этим как жить? Закрываются предприятия, вот у нас в Рязанской области за последний год закрылась касимовская меховая фабрика - последняя фабрика, которая шила тулупы и полушубки для Вооружённых Сил (наверное, зимы не будет!), станкозавод практически не работает (это был крупнейший в СССР станкозавод, гениальнейшие механики там были!), завод "ЗИЛ" - это грузовики... Или нам грузовики не нужны для развития России? А сколько мелких предприятий закрывается? Вот мы с вами бюджет приняли на три года - так у нас в 2,5 раза сокращается поддержка малого и среднего бизнеса. Они-то куда пойдут, эти люди? Это данные по нашему бюджету, за который мы проголосовали, 2 декабря его подписал Президент России. Наверное, надо прежде всего подумать о своих детях, а потом кормить соседей. И дело не только в наличии или отсутствии рабочих мест, ведь мы же часто просто-напросто даём работу, а платить-то не платим. Я снова беру данные по бюджету: 26 процентов детей у нас в семьях, где доходы ниже прожиточного минимума. У отца нет работы, зарплаты - ребёнок страдает, 19,5 миллиона человек всех возрастов имеют доходы ниже прожиточного минимума! Вот, наверное, отправная точка, вот из чего надо исходить, выстраивая миграционные отношения с другими государствами. В начале октября в этом зале - посмотрите стенограмму - обсуждался аналогичный вопрос, и было сказано, что в Москве мигранты получают 27 тысяч рублей. 27 тысяч рублей в месяц - это что, не зарплата?! Ещё одна сторона. Да, безопасность, безусловно, важна, а у нас мигрантов от 7 до 10 миллионов - это в 10 раз больше, чем все наши Вооружённые Силы! А мигранты-то - здоровые, крепкие молодые ребята, не дай бог что случится - никакой полиции, никакой армии не хватит! Мы говорим о рождаемости, о демографии - так посмотрите: в детских садах, в начальных классах школ у нас русских уже 30-40 процентов, а остальные все - дети мигрантов. Мы эти-то последствия как-то должны просчитывать! Мы будем принимать сегодня во втором чтении, в понедельник в третьем чтении законопроект о пенсиях, мы говорим: пенсионеры, если пенсия маленькая, должны пойти работать, чтобы как-то прожить, - а куда они пойдут работать, если в будущем году 1 миллион 670 тысяч мигрантов мы приглашаем, даём прописку, даём работу?! Для своих пенсионеров норму прописали, но это нельзя будет реализовать! Я думаю, такие законы имеют очень серьёзные экономические, политические, социальные, демографические последствия, и прежде чем с такими законами выходить, их надо очень серьёзно просчитывать: не получим ли мы отрицательное?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роберт Александрович Шлегель. ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вообще, конечно, интересно, что и вопросы, и вот сейчас, например, выступление, собственно говоря, к теме, к содержанию этого договора не имеют практически никакого отношения. Давайте вернёмся к сути. О чём этот договор? Этот договор о том, что граждане Таджикистана смогут находиться в Российской Федерации на шесть дней дольше, чем сейчас, без регистрации в соответствующих российских органах. Собственно говоря, для чего необходим этот договор гражданам Таджикистана? Он им необходим для того, чтобы им комфортнее было приезжать в Российскую Федерацию с целью туризма, посещения родственников, лечения и так далее, то есть к трудовой миграции этот договор, в общем-то, не имеет прямого отношения, и я удивлён, что это сегодня не прозвучало. Что касается того, зачем нам нужен этот договор, у нас есть геополитические интересы в этом регионе. И для меня также удивительно, что об этом говорилось сегодня вскользь, потому что это важнейший, можно сказать, один из ключевых регионов на территории евразийского пространства и, безусловно, для нас крайне важно там присутствовать. Я полагаю, что нужно, во-первых, и в этом случае, и в других придерживаться сути вопроса и говорить о сути вопроса. А во-вторых, безусловно, это соглашение, этот законопроект необходимо поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7671 по 7688 из 9432
19-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 20 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.