Заседание № 215
О проекте федерального закона № 369212-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению повестки дня. Законопроекты третьего чтения. Пункт 2. Я приглашаю Мартина Люциановича Шаккума на трибуну. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". Третье чтение. Пожалуйста. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во втором чтении 25 февраля 2011 года. Законопроект в полном объёме прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы нет. Комитет рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, настаивает кто-то на обсуждении по мотивам? Есть. Депутат Рохмистров, депутат Коломейцев, депутат Шаккум. Выносим на "час голосования".
Коллеги, объявляется "час голосования", прошу занять свои места. По пункту 2, третье чтение, у нас трое записались на выступления по мотивам голосования. Депутат Рохмистров, пожалуйста, ваше выступление. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить внимание на этот законопроект. К сожалению, при всех тех благих целях, которые декларируются в этом законопроекте, произойдёт существенное ухудшение инвестиционного климата в Российской Федерации. То есть если на сегодняшний день мы принимали некие специальные законодательные акты в части, касающейся государственной необходимости изъятия тех или иных земель, то, видимо, это посчиталось недостаточным и поэтому вносятся вот такие вот... в виде закона. И всё бы ничего, если бы сегодня у нас фактически администрация не управляла карманными думами, карманными муниципальными собраниями, которые принимают любое решение. К сожалению, в сегодняшних условиях от этих поправок в законопроект будет больше проблем, чем пользы. Пример - это та же самая Москва, когда вскрываются нарушения именно в градостроительном комплексе. И, собственно говоря, Москва - это не какое-то исключение, это та ситуация, которая сложилась по всей России. К сожалению, то, что мы наделяем дополнительными правами субъекты, государственные органы федеральной власти в части изменения тех или иных категорий земель под строительство, под продвижение строительства якобы в связи с нуждами тех или иных либо объявляем, что у нас сегодня принципиально важно какое-то строительство какого-то объекта в том или ином субъекте... К сожалению, сегодня важность этого определяется отношением чиновника к необходимости строительства того или иного объекта. А важность определяется очень просто: либо наличием родственников в этом проекте, либо личной финансовой заинтересованностью. И те ссылки, которые во многих статьях идут со словом "иных" - иных целей, иных видов, - вот все эти ссылки на сегодняшний день будут очень активно использоваться. Я сомневаюсь, что сегодня существуют какие-то проблемы со строительством федеральных трасс, ну, за исключением там химкинского леса, существуют проблемы со строительством объектов здравоохранения, как правило, проблемы существуют с застройкой либо строительством тех объектов, которые несут в себе конкретную коммерческую выгоду для группы чиновников либо каких-то особых структур, аффилированных опять же с чиновниками. Фракция ЛДПР не может поддержать настоящий законопроект, пока ситуация в стране не сложится так, что у нас защита инвестиций... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы обратить ваше внимание, что, как всегда, серьёзные документы некоторые председатели комитетов вносят в условиях цейтнота. Вот этот серьёзный документ тоже относится к категории таких. Я просто готов даже привести вам выдержки из стенограмм, где написано примерно следующее: ну, уважаемые коллеги, у нас, как всегда, времени мало, может быть, представитель правительства ужмётся, утрясётся и быстренько доложит? Представитель правительства быстренько докладывает... В отношении данного проекта я акцентирую ваше внимание на нескольких вопросах. Прежде всего законопроект направлен на упрощение требований к документам территориального планирования. А всякое упрощение в строительстве всегда ведёт: а) к резкому увеличению сметной стоимости объекта; б) к резкому игнорированию всех требований - экологических и всяких других природоохранных. Поэтому вот этот простенький с виду документ потом получил сто восемь поправок. Ну и, как всегда у нас водится, правительство у нас главное среди тех, кто вносит поправки, и приняты исключительно поправки правительства, депутата Шаккума и тех, кого он написал. Поэтому не случайно сто тридцать шесть депутатов - это представители всех трёх фракций, кроме базовой фракции нынешнего парламента, - проголосовали против. Поэтому мы не можем голосовать за упрощенчество. Мы считаем, что нам сегодня надо не упрощать, а, вообще-то, разобраться в том, что мы уже напринимали. И второе - надо не постфактум, потом, как в отношении Лужкова... Пока он был великий, неприкосновенный, он мог всё принимать и всё осваивать, а теперь, когда его не стало, 235 миллиардов рублей на дорожное строительство - не туда... А прежде всего это касается дорожного строительства. Вы представьте любого другого губернатора, на которого можно дать команду "фас". А сегодня в принципе, когда президент руководит Следственным комитетом, этот единственный орган, которым он руководит, может дать команду в отношении любого губернатора, и сегодня он из ведущего и красивого может превратиться... когда будет применять закон не конкретного действия, а по упрощённым схемам, среди прочего там что-нибудь допишет. Мы не можем голосовать за такие законы и приглашаем всех ответственных депутатов не поддерживать этот закон, потому что от него вреда будет больше, чем пользы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шаккум, пожалуйста. ШАККУМ М. Л. Уважаемые коллеги, я позволю себе не согласиться с мнением предыдущих выступавших по данному законопроекту. Законопроект действительно направлен на упрощение процедур подготовки документов территориального планирования, законопроект направлен на снятие административных барьеров. Законопроект нисколько не усложняет жизнь иностранным инвесторам, а, наоборот, он упрощает все возможности для инвестиций, он защищает инвестиции и защищает земли, принадлежащие, скажем так, иностранным инвесторам, или объекты недвижимости, где... упрощает, вообще говоря, жизнь иностранным инвесторам, поскольку данным законопроектом ограничивается возможность резервирования земель для государственных нужд: оно теперь возможно только при наличии документов по планировке территорий. И если раньше иностранные инвесторы сталкивались с различными проблемами в связи с тем, что слишком большие участки резервируются под дороги, то теперь, наоборот, этого не будет, поскольку здесь строго регламентированы вопросы изъятия земель и, по сути дела, возможности для изъятия серьёзнейшим образом сужаются. Поэтому я прошу своих коллег поддержать данный законопроект. Он направлен на снятие административных барьеров и на повышение качества документов территориального планирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении обсуждаемый законопроект, пункт 2 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 21 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 214
О проекте федерального закона № 369212-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, Комитет по строительству и земельным отношениям обратился письменно в президиум с просьбой заменить докладчика по пункту 16. Не будет возражений, если доложит о законопроекте председатель комитета Шаккум? Нет. Тогда объявляется рассмотрение пункта 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". Пожалуйста, Мартин Люцианович. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 4 июня 2010 года. Законопроект доработан с учётом замечаний президента и поступивших поправок. Всего поступило сто восемь поправок, пятьдесят четыре поправки предлагаются к принятию и ровно столько же, пятьдесят четыре поправки, комитет рекомендует отклонить. Ко второму чтению законопроект доработан. Уточнён перечень областей, в которых разрабатываются схемы территориального планирования. Введена возможность подготовки проектной документации линейных объектов на основании документации по планировке территорий без разработки градплана земельного участка. Переносится на один год - до 31 декабря 2012 года - срок вступления в силу запрета на резервирование, перевод, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, предоставление земельных участков для строительства в случае отсутствия документов территориального планирования. Комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, как и доложил председатель комитета, в таблице 1 пятьдесят четыре поправки, поддержанные комитетом. Есть ли замечания по таблице 1? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 40 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принято. Таблица 2 также включает пятьдесят четыре поправки, отклонённые комитетом. Есть ли необходимость обсуждать какую-либо из этих поправок? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 13 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования".
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 35 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9 % Проголосовало против 57 чел.12,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принято.
Заседание № 211
О проекте федерального закона № 369212-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, я просил бы перенести рассмотрение пункта 3 повестки дня на пятницу для проведения дополнительных консультаций.
Логинов Андрей Викторович с согласия профильного комитета просит 3-й вопрос перенести на пятницу. Нет возражений? Нет.
Заседание № 167
О проекте федерального закона № 369212-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 17-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации заместителя министра регионального развития Сергей Юрьевич Юрпалов. Пожалуйста. Обращаю внимание, что у нас до перерыва осталось девять минут. Может быть, мы успеем уложиться, если на то будет воля докладчика и содокладчика. Давайте сейчас выслушаем доклад и примем решение. ЮРПАЛОВ С. Ю., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра регионального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, выносится на рассмотрение законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования", одобренный на заседании Правительства Российской Федерации, состоявшемся 2 апреля 2010 года, и внесённый в Государственную Думу 5 мая 2010 года. Прежде всего законопроект направлен на упрощение требований к документам территориального планирования, в том числе исключение излишних сведений, включаемых в утверждаемую часть и в материалы по обоснованию проектов документов территориального планирования. Из содержания документов территориального планирования исключены положения о необходимости указания в каждом из документов целей и задач территориального планирования и перечня мероприятий по территориальному планированию. В утверждаемую часть подлежат включению только положения о территориальном планировании объектов капитального строительства и карты зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения. В положениях о территориальном планировании указываются основные характеристики... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения, коллеги, я обращаюсь к правительственной ложе... ЮРПАЛОВ С. Ю. ...планируемых к размещению объектов капитального строительства федерального значения, в том числе параметры зон планируемого размещения таких объектов, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если в связи с размещением указанных объектов требуется установление таких зон. В состав утверждаемой части документов территориального планирования муниципальных районов (применительно к межселенным территориям), поселений и городских округов также включаются карты границ населённых пунктов, границы которых устанавливаются или изменяются документами территориального планирования. Значительно сокращён и объём обосновывающих материалов. Пояснения должны содержать обоснования выбранного варианта размещения объекта капитального строительства, оценку возможного влияния соответствующих объектов на комплексное развитие территории, за исключением генеральных планов поселений и городских округов, применительно к территориям которых состав обосновывающих материалов сохранён в полном объёме. В составе обосновывающих материалов содержатся карты, отражающие следующее: соответствующие объекты капитального строительства; границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территории которых запланировано размещение соответствующих объектов капитального строительства; границы зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры, если такие зоны возникают вследствие размещения соответствующих объектов капитального строительства. Границы территорий и зон подлежат отражению в материалах по обоснованию в том числе, если такие территории, зоны повлияли на выбор места размещения зоны планируемого размещения объектов. В новой редакции этой статьи 10, 14, 19, 23. Законопроектом предусмотрен отказ от необходимости отображения границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, а также границ земельных участков, предоставленных под размещение таких объектов. Существенного упрощения в плане подготовки проектов документов территориального планирования предполагается достигнуть путём создания федеральной государственной географической информационной системы территориального планирования как распределённого информационного ресурса, включающего сведения об использовании территорий, ограничениях её использования, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, фондах, реестрах и иных информационных ресурсах. Порядок создания и размещения в системе информации будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Законопроект предусматривает сокращение перечня схем территориального планирования Российской Федерации. Необходимость подготовки схем территориального планирования Российской Федерации сохранена в отношении федерального транспорта и путей сообщения, обороны страны и безопасности государства, развития энергетики, особо охраняемых природных территорий федерального значения и космической деятельности. Устранена несогласованность в правовом регулировании вопросов установления и изменения границ населённых пунктов. Достигается это путём внесения необходимых изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года, а также в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года 122-ФЗ. Новый проект закона предусматривает упрощение случаев и процедуры согласования проектов документов территориального планирования. Основное правило, предусматривающее необходимость согласования, - это пересечение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения, а также вопросы размещения объектов капитального строительства, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду особо охраняемых природных территорий. Срок согласования документов остаётся прежним, то есть три месяца. Начало срока согласования закон связывает с датой уведомления соответствующего органа о размещении на сайте проектов документов территориального планирования и материалов по их обоснованию. Реализация законопроекта позволит в значительной степени облегчить подготовку и согласование проектов документов территориального планирования с целью обеспечения их утверждения к 1 января 2012 года. Поэтому просьба, уважаемые депутаты, поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич, присаживайтесь. Коллеги, поступило предложение депутата Осадчего продлить работу нашего пленарного заседания до завершения рассмотрения данного вопроса, а потом объявить перерыв. Есть возражения? Надо ставить на голосование? Нет. И второе. Есть письменное обращение от профильного комитета, от которого сейчас будет содоклад. У нас изначально стоял содокладчиком Шаккум Мартин Люцианович, мы принимали решение поменять содокладчика, но сейчас Шаккум в зале и письменно обратился с просьбой дать возможность ему сделать содоклад от комитета. Надо ставить на голосование, коллеги? Соглашаемся. Пожалуйста, Мартин Люцианович, на трибуну. ШАККУМ М. Л., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на совершенствование деятельности по территориальному планированию. Докладчик от правительства достаточно подробно рассказал о том, какие изменения вносятся в Градостроительный кодекс. Хотел бы только добавить, что с 1 января 2011 года предусматривается создание единого сайта в сети Интернет, на котором будут размещаться документы территориального планирования всех уровней. Важность этого факта для градостроителей, девелоперов, вообще говоря, очень трудно переоценить. И все документы будут согласовываться в основном в сети Интернет. Вместе с тем хотелось бы отметить, что у комитета имеются отдельные замечания по законопроекту. Так, требует обсуждения введение понятия "нормативы градостроительного проектирования", в том числе с учётом требований Федерального закона "О техническом регулировании". Нуждаются в проработке нормы об определении времени действия документов территориального планирования. Кроме того, необходимо сохранить действующее положение кодекса о возможности подготовки генплана применительно к отдельным населённым пунктам. Вместе с тем все эти замечания не носят, скажем так, концептуального характера, они носят, скорее, уточняющий характер. Комитеты-соисполнители - Комитет по делам Федерации и региональной политике и Комитет по вопросам местного самоуправления - поддерживают данный законопроект. Поддерживают его также и органы госвласти тридцати субъектов Российской Федерации. Учитывая изложенное, Комитет по строительству и земельным отношениям поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы - депутаты Эдель и Хованская. Подводим черту, два вопроса. Депутат Эдель, пожалуйста. ЭДЕЛЬ И. О. Спасибо, Олег Викторович. Вопрос к докладчику и содокладчику. По существующим сегодня законам внутригородская дорога-улица у нас безразмерная. Это пример Москвы, и болезнь пошла дальше: даже в городах-стотысячниках, которые стоят в чистом поле, умудрились так застроить центр, что даже там в этих маленьких городках, существуют пробки всем известные. Игорь Евгеньевич Левитин в своё время информировал Комитет по транспорту, что где-то там глубоко в недрах зреет законодательная инициатива о том, чтобы застройщики или участвовали, или делали материальный вклад в транспортную доступность. На каком-нибудь этапе это уже вами разрабатывается? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич, вы будете отвечать на вопрос? ЮРПАЛОВ С. Ю. В Министерство регионального развития поступила схема развития транспорта, путей сообщения. Это первая схема территориального планирования Российской Федерации, и в том числе эти вопросы прорабатываются в рамках схемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Мартин Люцианович, добавьте. ШАККУМ М. Л. Игорь Олегович, во-первых, данный вопрос к предмету регулирования законопроекта, который мы рассматриваем, отношения не имеет, но вместе с тем, отвечая на ваш вопрос по существу, хочу сказать, что вот эта обязанность у нас возложена на лицо, к которому непосредственно относится данная дорога. То есть если это дорога субъекта Федерации, значит, субъект обязан приводить её в нормативное состояние, если муниципалитет, то - муниципалитет, но застройщик никак не должен участвовать в этом вопросе с точки зрения нашего законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Сергей Юрьевич, скажите, пожалуйста, - частично это прозвучало в выступлении Мартина Люциановича, председателя нашего комитета, - как, вообще, соотносятся требования техрегламента и вводимое понятие "нормативы"? Это первое. И второе. Зачем нужно исключать статью 26 о плане реализации генерального плана? Все эксперты протестуют против такого исключения. Вы анализировали последствия такого исключения? ЮРПАЛОВ С. Ю. Мы считаем, что введение понятия норматива градостроительного проектирования - это необходимая норма, которая позволяет установить общую законодательную связь с конкретными постановлениями правительства, утверждаемыми техническими регламентами градостроительного регулирования. Вот такая внутренняя иерархия нами предусматривается. Это вот ответ на первый вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то на выступлении? А, второй вопрос, по статье 26. Пожалуйста. ЮРПАЛОВ С. Ю. Статья 26 касается механизмов реализации. Согласно внесённому законопроекту документ по территориальному планированию разрабатывается в соответствии с государственными целевыми программами - федеральными, региональными, муниципальными и реализовывается по соответствующим программам и планам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, настаивает ли кто-то на выступлении? Нет. Представители президента и правительства? Также не настаивают на выступлении. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 41 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7% Проголосовало против 46 чел.10,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1% Результат: принято Принято.