Заседание № 158
О проекте федерального закона № 369027-7 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации" (внесён депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, С. М. Катасоновым, Я. Е. Ниловым, А. Н. Диденко, В. Е. Деньгиным, Е. В. Строковой, Б. А. Чернышовым, Д. И. Савельевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы договорились сейчас рассмотреть два альтернативных законопроекта - это пункты 23.1 и 23.2. Пункт 23.1, проект федерального закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации". Доклад Сергея Михайловича Катасонова. Пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР во главе с руководителем Владимиром Вольфовичем Жириновским предлагает вашему вниманию законопроект "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации". Речь идёт о категории граждан, о которой мы не раз поднимали вопрос в этом зале, - это дети войны. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве данная категория граждан не определена, вместе с тем некоторые субъекты Российской Федерации ввели данную категорию и определили меры социальной поддержки, причём каждый субъект это сделал по-своему, на своё усмотрение, конечно, исходя из тех финансовых возможностей, которые у него есть. На наш взгляд, попытки субъектов решить данный вопрос, скажем так, исключительно за счёт своих ресурсов, на свой лад, по своему усмотрению нарушают принцип единообразия правового регулирования общественных отношений федерального характера. Мы считаем, что для решения данного вопроса должен быть принят федеральный закон, в котором данная категория граждан будет определена. Фракция ЛДПР предлагает установить следующую точку отсчёта: включить в эту категорию тех, кому не исполнилось 18 лет на 3 сентября 1945 года. Что мы предлагаем для их поддержки в нашем законопроекте? Три новеллы. Первая новелла: каждому, кто относится к данной категории, предлагается установить дополнительную социальную помощь в виде ежемесячной выплаты в размере 1 тысячи рублей. Вторая новелла: предлагается установить преимущество - внеочередной приём и поддержку в организациях социального обслуживания. И третья новелла, на мой взгляд, очень важная, связана с тем, что сегодня в законодательстве о мерах социальной поддержки применяется следующий принцип: если гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, то он вправе выбрать только одну из них. Так вот третья новелла, которую фракция ЛДПР предлагает, заключается в том, чтобы исключить данный подход в отношении этой категории граждан: вне зависимости от того, являются ли эти граждане ветеранами, инвалидами или по каким-то другим основаниям имеют право на получение мер социальной поддержки, ежемесячную денежную выплату они всё равно будут получать. Это связано с тем, что не только в период Великой Отечественной войны они находились в тяжёлом, сложном положении, но и, к сожалению, на плечи этих граждан легла основная нагрузка по восстановлению разрушенного хозяйства в тяжёлые послевоенные годы. Мы считаем, что закрепление на федеральном уровне данной категории граждан позволит унифицировать наше законодательство и привести к единообразию те субъектовые законы, которыми мы сегодня пытаемся поддержать эту категорию. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР просит поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Теперь доклад о проекте федерального закона "О детях войны", пункт 23.2. Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, законопроект "О детях войны" мы вносим уже в пятый раз. Закон действительно нужен. Что мы предлагаем именно в этом законопроекте? Прежде всего обоснование, кого считать детьми войны, - это граждане, которые на момент начала Великой Отечественной войны были в нетрудоспособном возрасте, то есть те, кому было 14 лет и меньше, значит, они родились в период с 1928 по 1945 год. Многие из них в начале войны были, так сказать, детьми войны, потом стали тружениками тыла, а к концу войны некоторые даже стали участниками войны. В связи с этим некоторые из них, хоть и являются детьми войны, получают льготы как участники войны или как труженики тыла, поэтому при подготовке финансово-экономического обоснования мы вычли тех, кто имеет какие-то льготы, и оставили только тех, кто льгот не имеет. Принцип получения льгот тот же, как вот сейчас Сергей Михайлович сказал: если человек имеет право на получение льгот по нескольким основаниям, то он выбирает максимальную или ту, которая его больше всего устраивает. Что мы предлагаем? Мы предлагаем выплачивать полторы тысячи рублей детям войны ежемесячно. Мы предлагаем обеспечить им возможность получать дарованное Конституцией бесплатное здравоохранение, в том числе сдачу анализов, приём у врача, санаторно-курортное лечение - всё бесплатно, как это было в советское время и как это записано в Конституции Российской Федерации. Мы предлагаем возложить на субъекты Российской Федерации обязанность предоставлять им транспортные услуги бесплатно - так, как сегодня они предоставляются труженикам тыла, участникам войны и некоторым другим категориям населения. Ну и установить такие нематериальные льготы, как приём в дом престарелых без очереди или вне очереди, предоставление земельных участков для садоводства и огородничества и некоторые другие льготы. Чем вызвана такая наша настойчивость, почему мы настаиваем на принятии закона "О детях войны"? Прежде всего инфляция далеко не побеждена, за последние пять лет цены выросли на 49 процентов, так говорит статистика, за последние три года - на 11 процентов. И далеко не везде сегодня получают пенсию 13,5 тысячи рублей. Допустим, в Калининграде средняя пенсия 9 тысяч рублей, в 11 субъектах Российской Федерации пенсия чуть за 10 тысяч, не более, во многих регионах дети войны получают 5-7 тысяч рублей, особенно в сельской местности. Ну представьте себе, можно ли, вообще-то, прожить на 5-7 тысяч в месяц? Да, одна саратовская депутатша сказала, что и на 3,5 тысячи можно прожить, - ну дай ей бог жить на 3,5 тысячи! Можно, наверное, сидя на хлебе и воде, и в 3,5 тысячи уложиться, но, извините меня, сейчас не война, и не надо страну загонять в условия блокадного Ленинграда, когда люди питались только кусочком хлеба и стаканом воды, не более того. Мы всё-таки называем себя социальным государством, а в социальном государстве должны быть какие-то социальные нормы, которые удовлетворяли бы весь народ в целом и детей войны в частности. Вот смотрите, пенсия едва-едва к 14 тысячам подошла - её нужно отдавать. У людей пожилого возраста должно быть усиленное питание - а его нет, на 14 тысяч усиленно питаться невозможно, им нужна одежда - а она недоступна, им нужны лекарства - к ним вообще не подступиться, тем более что некоторых просто нет. Так разве можно на 14 тысяч сегодня прожить? Нельзя. Ну так давайте поможем хотя бы детям войны! Мало того что они на сегодняшний день мало получают, их ещё и заставляют платить! Ну скажите на милость... вот в советское время, да и, вообще говоря, семь лет тому назад у нас не было никаких ОДН (общедомовых нужд), а сегодня эти ОДН будь здоров как выкручивают кошелёк у каждого гражданина Российской Федерации; у нас не было взносов на капитальный ремонт, а сегодня пенсионеры, и дети войны в том числе, платят за капитальный ремонт, и немало, платят за ТСЖ; с 1 января начнёт действовать закон о садоводстве и огородничестве, и придётся им, бедолагам, отказываться и от дач, и от садовых участков, а сельским жителям придётся обрезать свои сады и огороды, потому что надо будет ещё платить за патент, за то, что ты производишь сельхозпродукцию, - вот какие законы принимаются сегодня в этом зале, и в них нет исключения для детей войны, которые тоже должны платить за всё это хозяйство. Ну, надо сказать, что этих людей немного - 10,5 миллиона человек. Недавно их было 14 миллионов, а сейчас осталось 10 миллионов, они умирают со скоростью 500 тысяч человек в год. И не надо бояться израсходовать деньги из бюджета! Из федерального бюджета, для того чтобы заплатить 1,5 тысячи рублей в месяц детям войны, понадобится 193 миллиарда рублей в год - это что, большие деньги при 15 триллионах рублей? Небольшие, можно найти, и они есть. Из региональных бюджетов понадобится всего 18,8 миллиарда рублей. Я хотел бы сказать, что у нас десять долларовых олигархов получают 6 триллионов рублей в год, это их состояние. В завершение хотел бы сказать, что завтра 7 ноября - День Великой Октябрьской социалистической революции. Она дала восьмичасовой рабочий день, она дала пенсионное обеспечение, она дала бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатное жильё и ликвидировала безработицу. Сегодня всё это "восстановлено" с помощью и Государственной Думы тоже, которая принимает такие законы, - спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена комитета по труду и социальной политике Владимира Ивановича Мельника. Пожалуйста. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Тему, поднятую авторами законопроектов, мы рассматривали и подробно обсуждали в 2017 году. Было четыре законопроекта по этой теме, и все они были отклонены Государственной Думой. По мнению комитета, авторы данных законодательных инициатив ничего нового не предлагают: также предлагается закрепить на федеральном уровне статус "дети войны" для граждан, которые родились в определённый период времени, и выплачивать им из федерального бюджета определённую сумму. Какие же аргументы, по мнению комитета, не позволяют поддержать данные инициативы? Первое. Законопроекты воспринимаются негативно гражданами, которые родились раньше или позже указанного временного периода. Дети, о которых идёт речь в законопроектах, находились в разных условиях: кто-то в оккупации, кто-то на территории, где шли бои, а кто-то далеко в тылу, и это не позволяет объединить их одним статусом. Второе. Комитет также отмечает, что вся система социальной защиты Российской Федерации основана на том, что граждане получают меры социальной поддержки не потому, что они родились в определённый период, а за определённые заслуги перед государством. На сегодняшний день наиболее многочисленная категория ветеранов Великой Отечественной войны - это труженики тыла, и они получают социальную поддержку - ежемесячную денежную выплату из бюджетов субъектов Российской Федерации. Соответственно, дети войны не могут быть поставлены по статусу выше, чем труженики тыла, это приведёт не только к деформации существующей системы социальной защиты и поддержки, но и к непониманию со стороны других, не менее заслуженных социальных групп населения. Комитет также отмечает, что законопроекты не содержат источники и порядок обеспечения возникающих расходных обязательств, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительством Российской Федерации и Советом Федерации данные законопроекты не поддерживаются. Комитет рекомендует Государственной Думе эти законопроекты отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Докладчик по законопроекту под пунктом 23.2. Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Ну, во-первых, я не услышал никаких возражений со стороны комитета. Говорят, что люди старшего и младшего возраста будут недовольны, если мы примем закон о детях войны, - ну, это, в общем-то, ложь от начала до конца, никто таких исследований не делал. Где бы я за последние пять лет ни выступал, никто и никогда не сопротивлялся, не говорил, что детям войны не надо предоставлять льготы. Ну совершенно надуманная история, нет такого! Весь народ поддерживает, чтобы этим престарелым гражданам, младшим из которых сегодня уже 73 года, предоставить льготы, никто не жалеет для них никаких льгот, эти льготы должны быть. Ну вот ещё говорят, что надо льготы предоставлять за заслуги, а не по дате рождения. А вот дата рождения - это и есть заслуга: когда им ещё не было 14 лет, они уже стояли у станков вместе с взрослыми, точили гильзы и снаряды, они сеяли и пахали, кормили и фронт, и тыл. Это разве не подвиг по рождению? Это им досталось и сеять, и пахать, а не кому-нибудь, так мы должны быть благодарны им за то, что мы выжили! Мало того, разве не они восстанавливали разрушенное войной хозяйство? Разве не они восстанавливали города, строили Магнитку, осваивали Сибирь, целину? Это кто делал? Да вот те самые дети войны, которые сегодня получают 5-7 тысяч рублей, а те, кто на их шее сидит, зарабатывают миллиарды и откладывают их в Соединённых Штатах - вот здорово, правда?! Ну так давайте прикинем, достойны дети войны, которые создали вот тот потенциал, на котором сегодня паразитирует вся наша олигархия, этих льгот или не достойны? Ну и последнее. Говорят, не указан источник финансирования этих льгот. А какой может быть источник? Бюджет, бюджет - источник финансирования! Вот мы сейчас рассматриваем бюджет, давайте примем закон, я поправку уже внёс. В этой поправке говорится, что вот эти 200 миллиардов, которые мы предусматриваем на льготы детям войны, мы заложим в очередной бюджет, в социальный блок, и детям войны будут обеспечены льготы. Так что я призываю вас: это ваши матери, для некоторых это бабушки - проголосуйте, и они вам будут благодарны! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Так, коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации", пункт 23.1. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Результаты не показывайте. Теперь ставится на голосование альтернативный законопроект - проект федерального закона "О детях войны", пункт 23.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 23.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 38 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % За - 97. Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 23.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 06 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % За - 101. Второй законопроект набрал больше голосов. Ставится на голосование проект федерального закона "О детях войны". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 48 сек.) Проголосовало за 103 чел.22,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 103 чел. Не голосовало 347 чел.77,1 % Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 153
О проекте федерального закона № 369027-7 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации" (внесён депутатами Государственной Думы В. В. Жириновским, С. М. Катасоновым, Я. Е. Ниловым, А. Н. Диденко, В. Е. Деньгиным, Е. В. Строковой, Б. А. Чернышовым, Д. И. Савельевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В связи с тем что автор и докладчик Николай Васильевич Арефьев находится в командировке вместе с Жуковым, просим на вторник, на 23-е, перенести рассмотрение законопроектов под пунктами 22.1 и 22.2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это альтернативные законопроекты? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да.
Наш коллега Коломейцев Николай Васильевич предлагает рассмотрение вопросов 22.1 и 22.2, это альтернативные законопроекты, перенести на 23 октября в связи с командировкой докладчика. Нет возражений? Нет.