Заседание № 161
07.05.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 368910-5 "О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 899 по 1194 из 5698
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Уважаемые коллеги, Совет Государственной Думы вчера принял решение рассматривать вопросы 4, 5, и 6 с одним докладом и содокладом. Я назову эти проекты. Вопрос 4 - о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года". Вопрос 5 - о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе". И вопрос 6 - о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе". Докладчиком по этим трём пунктам будет официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации Сергей Дмитриевич Шаталов. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! С 1 июля этого года должен в полном объёме заработать таможенный союз между тремя государствами - Россией, Казахстаном, Беларусью. Снимаются внутренние таможенные границы, и, соответственно, возникает вопрос о том, каким образом будут администрироваться косвенные налоги. В 2008 году было подписано рамочное соглашение между тремя государствами, которое определило базовые принципы. Это прежде всего принцип страны назначения, который предусматривает, что косвенные налоги уплачиваются в стране, в которую импортируются эти товары, а та страна, из которой эти товары экспортируются, предоставляет налогоплательщикам, поставляющим эти товары, право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость или возмещение уплаченных акцизов. Детали и порядок применения этих правил предусматриваются непосредственно соглашением, будут определены отдельными протоколами, и эти протоколы сегодня выносятся на ваше рассмотрение. Первый протокол вносит изменения непосредственно в само рамочное соглашение, и эти изменения связаны со следующим. Предполагается, что уплата косвенных налогов будет администрироваться в стране-импортёре налоговыми органами, однако из этого правила делается исключение, касающееся подакцизных маркируемых товаров. К таким товарам относятся сигареты и алкоголь. По этим товарам администрирование по-прежнему остаётся за таможенными органами, которые выдают экспортёру марки для наклеивания их на товары и при выдаче этих марок фактически уже взимают акцизы, подлежащие уплате в стране-импортёре. Кроме того, из-под действия соглашения выводятся поставки товаров в особые экономические зоны. По этому вопросу переговоры между тремя государствами ещё продолжаются, и он будет урегулирован отдельным соглашением. Второй протокол, который предлагается вашему вниманию, касается особенностей применения косвенных налогов при товарных трансграничных поставках внутри таможенного союза. Этим протоколом предусмотрены особенности применения и администрирования этих налогов в зависимости от договоров. Предусматривается перечень тех документов, которые предоставляет налогоплательщик для того, чтобы подтвердить право на нулевую ставку. Предусматривается порядок определения налоговой базы, в том числе по бартерным операциям, по договорам товарного кредита, по лизинговым договорам, при ввозе товаров, произведённых из давальческого сырья. И наконец, третий протокол предусматривает особенности применения косвенных налогов в случае, если осуществляются трансграничные услуги или работы осуществляются резидентами одного государства в пользу резидентов другого государства. Эти порядки аналогичны тем, которые применяются в Российской Федерации, единственное, вносятся уточнения, касающиеся правил определения места реализации тех или иных услуг в соответствии с международной практикой. Эти особенности отражены в протоколе. И мы просим поддержать все три протокола, они совершенно необходимы для того, чтобы таможенный союз заработал в полную силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В целях защиты национальных экономик стран - участниц таможенного союза, особенно в условиях мирового финансового кризиса, реализация указанных соглашений имеет, безусловно, огромное значение, так как положениями настоящих протоколов регулируются вопросы применения и взимания косвенных налогов на пространстве всего таможенного союза. Не вдаваясь в детали протоколов данных соглашений, хотел бы отметить следующее. Государства - члены таможенного союза создадут надлежащие условия как для свободного перемещения товаров и услуг и осуществления контроля экспортно-импортных торговых операций, так и для выполнения работ по реализации совместных проектов. Страны получат право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров на принципах недискриминации, при этом стороны будут исходить из целесообразности своих коммерческих интересов. Реализация настоящих протоколов даст возможность создать организационно-правовые механизмы защиты национальных экономик и в то же время позволит действовать в рамках общих интересов. Комитет на своём заседании рассмотрел законопроекты о ратификации настоящих протоколов и рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутые протоколы. Наши соисполнители - Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству - также поддерживают ратификацию. Замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы по данным законопроектам не имеется. В этой связи, уважаемые коллеги, просим поддержать наше совместное решение и ратифицировать указанные соглашения и протоколы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Две руки. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. Потом Рохмистров. ЛОКОТЬ А. Е. Безусловно, пакет вот этих постановлений требует поддержки, и мы это сделаем, надеюсь, единогласно, а вопрос всё-таки такой. Алексей Владимирович, как ратифицируются эти соглашения в странах - участницах вот этих договорённостей? Это важный очень момент - чтобы была синхронность и чтобы не возникало каких-то новых вопросов, каких-то новых трений, чтобы какая-то политическая конъюнктура, связанная там с Киргизией либо ещё с кем-то, не влияла на стратегическую линию создания единого таможенного союза, единого экономического пространства. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Анатолий Евгеньевич, за вопрос, он волновал и членов нашего комитета при рассмотрении этих вопросов на заседании комитета, и мы получили исчерпывающие ответы от представителей правительства о том, что ратификация указанных протоколов и соглашений проходит синхронно с учётом внутригосударственных процедур стран - участниц таможенного союза и в рамках соблюдения в этих странах действующего законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Дмитриевич, несколько вопросов. Первый вопрос. Появятся ли у нас выпадающие доходы с подписанием этих протоколов? Второй вопрос. Каковы особенности применения налоговой ставки 0 по НДС, если договора, которые заключены с этими странами коммерческими фирмами, являются долгосрочными и ориентированы на то, что будут получать назад НДС? И каковы будут затраты налоговой службы на администрирование, то есть фактически выполнение таможенных функций? Спасибо. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопросы. Во-первых, в отношении выпадающих доходов. Никаких выпадающих доходов в этом случае не будет, по-прежнему остаётся принцип страны назначения, точно такой же, который работает и сегодня. Проблема, которая здесь возникает, - я об этом уже говорил - связана с тем, что у нас отменяется таможенная граница. Если сегодня косвенные налоги взимаются таможенными органами при пересечении товарами государственной границы, то теперь механизм меняется. Таможенные органы уходят с этой границы, и соответственно администрирование перекладывается на налоговые органы. Налоговые органы одного государства, убедившись в том, что налогоплательщик-импортёр уплатил налоги в свой национальный бюджет, дают подтверждение налоговым органам другого государства, где находится экспортёр, и после этого у экспортёра появляется право на возмещение налогов, уплаченных в национальный бюджет. Это касается как налога на добавленную стоимость, так и НДС. Соответственно меняется и администрирование, но не меняются принципы и суммы доходов, которые получает каждое государство, они остаются теми же. Поскольку меняется администратор этих налогов, то несколько меняются и те документы, которые подтверждают в соответствии с национальным законодательством право на применение нулевой ставки, - я отвечаю на ваш второй вопрос, - соответственно, эти особенности должны быть отражены в протоколе, о чём здесь и говорится. И наконец, последнее. Никаких дополнительных расходов, связанных с администрированием, у государства не возникает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по этим законопроектам? Одна рука. Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Атмосфера в зале такова, что все фракции наверняка проголосуют за. Я же по поручению фракции хочу обратить внимание правительства на некоторые наши замечания, а может быть, даже опасения и тревоги, связанные с дальнейшей реализацией этих соглашений, поскольку необходимо будет приводить в соответствие с соглашениями внутреннее законодательство и осуществлять внутригосударственные процедуры. Первое. Мы формируем единое правовое поле в области подтверждения соответствия продукции, сегодня одно из соглашений посвящено этому вопросу. Но без общих технических регламентов - и мы обращали на это внимание правительства на заседании комитета - невозможно реализовать это соглашение, более того, оно будет серьёзно девальвировано. И я хочу напомнить нам печальную российскую практику реализации реформы технического регулирования, и хотелось бы, чтобы это не повторилось сейчас. Мы очень надеемся, что правительство это понимает и будет делать всё возможное, чтобы унификация технического регулирования проводилась в соответствии с базовым законом о таможенном союзе и регламенты и стандарты внедрялись быстро и чётко. По вопросу о ратификации протокола о косвенном налогообложении. Я вынужден, Сергей Дмитриевич, с вами не согласиться, а может быть, и поспорить. Вы сказали, что не будет никаких проблем, но практика применения соглашения с Белоруссией выявила ряд спорных вопросов, и мы сейчас пытаемся выяснить в правительстве, будет ли это учтено в законопроектах о внутреннем таможенном и налоговом регулировании, которые должны соответствовать базовому закону о таможенном союзе. Речь идёт, например, о документальном подтверждении нулевой ставки НДС при экспорте товара, экспорте товара через посредников, импорте товара через посредников, уплате косвенных налогов, уплате НДС при импорте путём зачёта. Эти спорные вопросы, к сожалению, протоколом не регулируются. Но то, что остаётся такое словосочетание, как "иные документы" и появляется возможность подавать такие иные документы, может привести, мы понимаем, к злоупотреблениям администраторов администрирующих служб. Я не понимаю, каким образом пункт 6 статьи 2 попал в соглашение, и надеюсь, что при практической реализации как-то этот вопрос будет урегулирован. Там речь идёт предоставлении возможности национальным законодательством регулировать принципы определения цены, которая влияет на таможенную стоимость. Это значит, что мы вернёмся к практике так называемой полноты уплаты таможенных платежей и практике доведения правительствами стран - участников союза планов и бюджетных заданий до таможенных служб, которые должны будут любой ценой эти объёмы в бюджет направить. Далее. Административное бремя, которое несут бизнес и граждане, пересекающие границу, со стороны многочисленных контрольных служб, - это, к сожалению, традиционный изъян, кстати, не только в России, вернее, теперь уже не столько в России, сколько в странах-союзниках. Производственные кооперации, научно-техническое сотрудничество, инвестиционный климат, в конечном счёте имидж стран от этого очень зависят. Но в соглашениях нет упоминания о том, что страны будут стремиться к сокращению службы на границе, а следовательно, к снижению издержек для бизнеса, к ускорению товарооборота и снятию бремени для граждан наших стран при пересечении внешней границы. Как минимум определённые сомнения относительно готовности наших администраторов есть. И конечно же, я обращаюсь к правительству: мы настаиваем на широком обсуждении проекта союзного таможенного кодекса. В условиях, когда парламент не принимает участия в этом процессе и нам остаётся лишь выбор, ратифицировать или нет, отсутствие так называемого нулевого чтения, на наш взгляд, грозит серьёзными недоработками. Сегодня я называю институциональные направления внутри этих законодательств, как, например, взыскание процентов, сроки оформления, регистрация деклараций, обжалование действий таможенных органов, таможенные проверки, условия включения в реестр, которые не только не унифицированы, а в опубликованном проекте, внутреннем законопроекте, который имеет рабочее название "О таможенном регулировании", позиции по этим вопросам и вовсе расходятся. Конечно же, мы считаем, что необходимо максимально детально описать процедуру применения экономических режимов. Это ключевой вопрос дальнейшего стимулирования производства. Таможенные экономические режимы, заложенные в законодательствах наших стран, не сработали должным образом, на то есть определённые основания, и не место сейчас их разбирать. Считаю, что это очень важный фактор модернизации и инновации наших экономик, поэтому унификация режимов в будущем законе таможенного союза должна быть обязательно. Мы надеемся, что правительство внесёт в ближайшие дни, недели, до июля, необходимое количество документов, и нужного качества, вытекающих из ратифицируемых соглашений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить докладчику с заключительным слово? Пожалуйста, Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Я хочу ответить Валерию Гавриловичу. Понятна озабоченность депутатов, вызванная тем, чтобы механизм таможенного союза работал в полном объёме, но мне хотелось бы просто подчеркнуть, что многие из опасений, которые здесь высказаны, относятся не к тем соглашениям и протоколам, которые сегодня рассматриваются, а к другим документам, которые должны быть приняты в рамках таможенного союза. Это касается и технических регламентов, и вопросов администрирования на внешней границе, и Таможенного кодекса, и унификации таможенных режимов. Это всё выходит за рамки рассматриваемых сегодня вопросов, которые я представляю. Из тех вопросов, о которых упоминал Валерий Гаврилович, я хотел бы отметить следующие, те, что имеют непосредственное отношение к соглашениям. У нас с Беларусью уже несколько лет действует аналогичный порядок по взиманию косвенных налогов. Механизм достаточно хорошо отработан, и поэтому мы считаем, что фактически осуществлён пилотный проект, который позволяет достаточно быстро и без сбоев реализовать его уже в отношении трёх государств. А что касается замечаний по поводу пункта 6, статья 2, то это вопрос трансфертного ценообразования. Разумеется, каждое государство заинтересовано в том, чтобы за счёт манипулирования ценами налогоплательщики не уменьшали свои налоговые обязательства перед бюджетом, и в каждом из трёх государств есть соответствующие правила, которые этому препятствуют. Это и нашло отражение в соглашении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим вопросы 4, 5 и 6 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1735 по 1752 из 5698
Вопрос 6. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 09 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9% Результат: принято Принято.