Заседание № 36

23.06.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 368516-3 "О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" (об установлении надбавок к должностным окладам (ставкам) за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук педагогическим работникам образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования или общеобразовательных заведений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2287 по 2288 из 4358
Вопрос 14. Есть представитель Московской областной Думы? Нет.                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3206 по 3549 из 4358
Пункт 14, о проекте федерального закона "О внесении дополнения и изменения в    
Закон Российской Федерации "Об образовании". Доклад представителя Московской    
областной Думы Валерия Вячеславовича Липатова. Пожалуйста.                      
                                                                                
ЛИПАТОВ В. В., представитель Московской областной Думы.                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Федеральным законом от 5      
апреля 2003 года № 41-ФЗ с 1 января 2003 года увеличены надбавки к              
должностным окладам преподавателям высших учебных заведений за ученые           
степени: для кандидатов наук - 900 рублей вместо 300 и для докторов наук - 1    
500 рублей вместо 500. В то же время если кандидат или доктор наук работают     
преподавателями в общеобразовательном учреждении или образовательном            
учреждении начального и среднего профессионального образования, то надбавок к   
должностному окладу за ученые степени они не получают.                          
                                                                                
Одним из основных векторов развития общества и государства является             
образование, в свою очередь, основа повышения качества образования - это        
высокая квалификация преподавательского состава образовательных учреждений, в   
том числе и педагогических работников, работающих в общеобразовательных         
учреждениях. Поэтому в целях развития образования и совершенствования           
образовательного процесса в образовательных учреждениях необходимо к            
преподаванию привлекать высококвалифицированных преподавателей и                
специалистов, имеющих ученые звания, а также стимулировать их педагогическую    
деятельность, в том числе и через надбавки к должностным окладам за ученые      
степени.                                                                        
                                                                                
Кроме того, необходимо поддерживать стремление молодых талантливых              
преподавателей, работающих в общеобразовательных учреждениях, к научной         
деятельности, к повышению квалификации, в том числе через учебу в аспирантуре   
и докторантуре с последующей защитой диссертаций, и к применению полученных     
знаний в педагогической деятельности в данных образовательных учреждениях.      
                                                                                
В настоящее время в системе общего, начального и среднего профессионального     
образования Российской Федерации работают примерно двадцать две тысячи          
семьсот восемьдесят кандидатов наук и чуть менее трех тысяч докторов наук.      
Это золотой фонд нашего образования. И этим преподавателям крайне необходима    
поддержка на государственном уровне. Всего на установление надбавок к           
должностным окладам за ученые степени педагогическим работникам                 
общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и        
среднего профессионального образования потребуется примерно 275 миллионов       
рублей. Предлагаемое дополнение в Закон Российской Федерации "Об образовании"   
позволит всем педагогическим работникам образовательных учреждений получать     
надбавки за ученые степени в полном объеме.                                     
                                                                                
На данный законопроект поступили отзывы органов государственной власти из       
сорока четырех субъектов Российской Федерации. Большинство субъектов, в         
количестве тридцати двух, поддержали законопроект. Поэтому, учитывая важность   
решения поставленной проблемы, прошу прислушаться к мнению субъектов            
Российской Федерации и поддержать данный законопроект.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Вячеславович. Присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по образованию и науке Николая Ивановича         
Булаева.                                                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Булаеву. С места.                                
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Несомненно,       
данный законопроект очень интересен, очень важен и действительно может          
стимулировать появление в школе людей, имеющих более высокую профессиональную   
подготовку. Но при этом хотелось бы сделать одно маленькое замечание. Речь      
идет в основном о муниципальных образовательных учреждениях или                 
образовательных учреждениях, учредителем которых является субъект Российской    
Федерации. И на наш взгляд, действующее законодательство позволяет субъекту     
Российской Федерации решить данную проблему, если есть на самом деле            
мотивированное желание привлечь в школу и кандидатов, и докторов наук. И я      
думаю, что в этой части полномочий субъекта вполне достаточно.                  
                                                                                
Что касается учреждений федерального уровня, начального, среднего               
профессионального образования, общеобразовательных школ, находящихся на         
федеральном уровне, то в данном случае комитетом ведется работа по подготовке   
законопроекта (и он будет предложен Государственной Думе для рассмотрения) об   
установлении надбавок в учреждениях федерального уровня, еще раз подчеркну:     
начального, среднего профессионального образования и общего образования. Если   
такой законопроект вызовет ваш интерес, мы его поддержим, и это на самом деле   
будет стимулирующим фактором для людей, работающих уже в системе образования,   
и для прихода туда людей из высшей школы.                                       
                                                                                
Мы предложили Московской областной Думе доработать законопроект с учетом        
нашего представления. К сожалению, не получили согласия. Не было проявлено      
желания доработать законопроект. И в данном случае, мы считаем, законопроект    
должен быть отклонен в первом чтении.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Надо, наверное, записаться.       
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Пожалуйста, покажите список. Пожалуйста, депутат Овсянников.                    
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к представителю Московской областной Думы.                        
                                                                                
Валерий Вячеславович, конечно, этот законопроект связан с дополнительными       
расходами из федерального бюджета. Я бы хотел в связи с этим задать вам         
вопрос. Вы знаете, что правительство готово внести законопроект о               
национализации. Вот каков будет отзыв Московской областной Думы в связи с       
вынесением на рассмотрение этого вопроса - положительный или отрицательный?     
Скажите, пожалуйста, а после этого мы определимся, как голосовать.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Валерию Вячеславовичу       
Липатову.                                                                       
                                                                                
ЛИПАТОВ В. В. Прошу прощения, но я не могу ответить за Московскую областную     
Думу. Это надо, чтобы было принято решение.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович.                                       
                                                                                
Уважаемый Николай Иванович, к вам вопрос насчет полномочий. Скажите, вот в      
этом законопроекте, который 2 июля предполагается рассматривать, где как раз    
речь идет о передаче полномочий на местном уровне, - вот там предусмотрены      
средства именно под эту статью? Делится ли федеральный центр своими             
полномочиями, подкрепляет ли он эти полномочия передачей соответствующих        
финансовых средств?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Булаеву.                    
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Спасибо, Анатолий Евгеньевич, за вопрос, но я думаю, что ответ     
вы знаете. На самом деле закона, регулирующего доплаты учителям, имеющим        
ученую степень или ученое звание, нет, и, естественно, сегодня в расходной      
части бюджетов - ни федерального, ни региональных - эта статья не               
присутствует. При этом я еще раз хотел бы подчеркнуть, что никто и ничто не     
запрещает субъекту в рамках своих бюджетных возможностей установить такие       
доплаты. И я знаю не один субъект Российской Федерации, где эта норма уже       
установлена законом субъекта. С учетом того законопроекта, который нам          
предстоит обсуждать и принимать 2 июля, принятие данного законопроекта, на      
мой взгляд, становится еще более нецелесообразным. Спасибо.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Броницын Андрей Юрьевич.                                            
                                                                                
БРОНИЦЫН А. Ю. Броницын.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Броницын. Извините.                                       
                                                                                
БРОНИЦЫН А. Ю. Вопрос к Николаю Ивановичу. Николай Иванович, вот вы говорите,   
что законами субъекта в принципе возможно поднять зарплату и сделать доплату    
на уровне субъекта Российской Федерации. Но не приведет ли это к очередному     
делению субъектов на богатые и бедные? С одной стороны, мы говорим: единая      
сильная страна, единая Россия, а с другой стороны, делим ее на богатые и        
бедные регионы. Некоторые регионы могут себе позволить доплаты, некоторые не    
могут. Как мы можем внутри страны делить учителей на тех, кому будут            
доплачивать и кому не будут?                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Иванович.                             
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Я думаю, что ничего нового здесь нет, это деление, хотим мы того   
или не хотим, на сегодняшний день существует. Я думаю, что Московская область   
не является исключением - там работникам социальной сферы уже не первый год     
производятся доплаты стимулирующего характера в разном объеме, в разных         
размерах, по разным профессиям.                                                 
                                                                                
Что касается этой доплаты, на мой взгляд, она на самом деле очень важна и       
нужна, но очень многое зависит от уровня понимания важности этой проблемы       
именно органом власти субъекта. И там, где это понимание есть... Я думаю, что   
в данном случае это понимание присутствует в Московской области, может быть,    
более четко и выраженно, чем в любом другом регионе, поскольку они стали        
инициаторами очень важного законопроекта. И я уверен, так мне представляется,   
что все-таки Московская областная Дума и московское правительство эту           
проблему или решили, или решат. На самом деле проблема социально важна,         
проблема привлечения в школу талантливых, умных педагогов. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.                   
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Валерию Вячеславовичу. Валерий Вячеславович,     
скажите, пожалуйста, вот на этих двадцать пять тысяч кандидатов и докторов      
сколько потребуется средств?                                                    
                                                                                
ЛИПАТОВ В. В. В масштабе всей России 275 миллионов примерно.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Три руки. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна.   
Потом Смолин и Чаплинский.                                                      
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я помню, как    
в прошлом году мы долго и упорно бились за то, чтобы были вот эти надбавки за   
ученые степени людям, умным нашим ученым, работающим в науке и в высших         
учебных заведениях. Конечно же, вот тогда бы одновременно и поставить вопрос:   
вообще просто за звание работающему в любой сфере! Мы знаем, как сложно эти     
вопросы ставить нынче, потому что все эти вопросы требуют больших денег,        
больших затрат. Конечно же, очень много было писем, благодарностей от людей,    
которые получили вот эти надбавки, довольно существенные по тому времени.       
                                                                                
Сейчас мы рассматриваем очень важный вопрос, и вот я чувствую, что Николай      
Иванович, который докладывал противоположную как бы точку зрения, сам еще       
лучше нас понимает, что это надо сделать, причем сделать это надо как можно     
быстрее.                                                                        
                                                                                
Мы с вами помним, какие нас учили педагоги, а наших родителей в селах учили     
вообще учителя с семиклассным образованием. Закончил семилетку - пошел          
работать в школу. Если учитель с высшим образованием приезжал в село - это      
когда уже учились мы, наше поколение, - то это было просто счастьем: такой      
грамотный человек учит детей! Сегодня мы ведь хотим, и идем к тому, чтобы       
ребята, заканчивающие школу, имели хорошее образование. Требования к этому      
образованию растут с каждым годом, вот сейчас всё больше новшеств               
всевозможных вводится. И в то же время с учителем мы перестали вообще           
считаться! Вот только что рассматривали проект закона, который бы защитил       
права учителя, - не надо! Знаем мы с вами, как мы рассматривали законопроекты   
о льготах для учителей, о пенсиях за выслугу лет для учителей - всё отклоняем   
абсолютно! Сегодня мы людям, имеющим вот это высокое звание... Они ведь         
затрачивали не только свои силы, они много средств материальных затратили,      
прежде чем получили это звание, и теперь они опять находятся в положении        
худшем, чем люди, имеющие это же звание, но работающие в другой сфере.          
Поэтому я думаю, что будет не просто бесчеловечно, а бесстыдно, если мы         
сегодня не поддержим это предложение. Главный аргумент - что у нас сегодня      
нет денег, надо честно об этом сказать, и всё. Но то, что говорил Николай       
Иванович: пусть регионы решают, у них, в общем, все права на это есть...        
Конечно же, есть - в законодательстве! Правильно задавал коллега-депутат        
Броницын вопрос, ведь есть регионы-доноры, а есть регионы дотационные,          
которые себе никогда этого не смогут позволить, и опять получится вот такая     
неразбериха, раздрай.                                                           
                                                                                
Я считаю, что, если такой закон на федеральном уровне будет принят, тогда       
будут изыскивать средства для этих людей заслуженных не только там, в           
регионах, но и центр обязан будет давать дотации тем регионам, которые сами     
этого сделать не смогут. Поэтому наша фракция будет поддерживать и голосовать   
за.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги и уважаемый Борис Вячеславович! Прежде всего,    
я хочу от души поблагодарить Московскую областную Думу в лице Валерия           
Вячеславовича за то, что она раз за разом вносит социально ориентированные      
законы. Большое спасибо, и передайте это, пожалуйста, от социально              
ориентированных депутатов вашим коллегам по Московской областной Думе.          
                                                                                
Второе. Конечно, я предлагаю поддержать этот законопроект. Те возражения,       
которые мы здесь слышали, кажутся мне неубедительными. Вы знаете, ведь даже     
нельзя теперь сказать, что нет денег в стране. Если мы послушаем министра       
финансов, то услышим, что Стабилизационный фонд правительства превышает 384     
миллиарда рублей, а профицит бюджета следующего года в очередной раз            
ожидается около 190 миллиардов рублей, итого, если прикинуть, где-то на         
уровне одной десятой доли процента от профицита бюджета предполагается          
потратить на доплаты кандидатам и докторам наук в системе образования. И        
между прочим, к национализации это не имеет никакого отношения, даже и          
национализация сейчас не нужна, чтобы улучшить социальное положение людей. И    
самое забавное - эти деньги есть, а людям их отдавать всё равно не хотим.       
                                                                                
Что касается предполагаемого правительственного законопроекта, то я думаю,      
что как раз сейчас, если бы мы приняли законопроект Московской областной        
Думы, мы поступили бы правильно. Почему? Потому, что впереди                    
правительственный проект, впереди бюджет 2005 года. Если такой закон будет      
принят, то в трансферты регионам, возможно, Федерация эти средства и            
предусмотрит, а если закона не будет, конечно, не будет и никаких               
трансфертов.                                                                    
                                                                                
И еще, уважаемые коллеги. Как-то очень интересно у нас в Государственной Думе   
в последнее время решаются вопросы региональных инициатив. Смысл предложений    
о том, как решать эти вопросы, сводится к следующему: да, проблема есть, но     
решайте ее сами. Я думаю, что если бы в мире был проведен чемпионат по          
бюрократическому футболу, то там сборная России явно не только вышла бы в       
четвертьфинал, но и заняла первое место.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чаплинский Сергей Игоревич.                   
                                                                                
ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина".                                             
                                                                                
Во-первых, от имени фракции "Родина" хочу заявить, что мы будем поддерживать    
данный законопроект, потому что поддержка высококвалифицированных кадров в      
области науки и образования - это должно быть государственной политикой, а не   
региональной.                                                                   
                                                                                
Немножко вызывает недоумение позиция председателя Комитета по образованию и     
науке. Мы вообще считаем, что комитет должен защищать интересы представителей   
науки и образования. Если бы представитель бюджетного комитета высказывал       
аргументы, что требуются расходы из федерального бюджета, - которые, кстати,    
судя по ответу, не такие большие в принципе, - это можно было бы понять.        
                                                                                
Еще раз призываем депутатов поддержать данный законопроект. Спасибо.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы посмотреть на того человека, на того депутата,    
который бы сказал сейчас в зале, что воспитание специалистов высшей             
категории, высшей квалификации - это плохо, в том числе и в этой среде, в       
особенной и очень важной для нашего общества. Вообще надо признать, что         
научные звания за последние пятнадцать лет во многом девальвированы.            
Девальвированы они по двум причинам. Первая причина - это та легкость, с        
которой сегодня научные звания получают люди: платят деньги. Что скрывать, в    
кандидаты, в доктора, некоторые даже в академики пробиваются вот этой           
денежной дорожкой. Но, с другой стороны (мы очень хорошо научились считать),    
кто-нибудь посчитал, сколько молодых ребят за это время бросили заниматься      
наукой, ушли в коммерцию или еще куда-то и сколько страна от этого потеряла,    
потеряв этих талантливых ребят? Сегодня важнейшее, на мой взгляд, просто        
архиважное значение имеет вот эта инициатива: вернуться к этой проблеме и       
поощрять воспитывать специалистов высшей категории. Считаю, что нам просто      
необходимо, всем депутатам, озаботиться в целом этой проблемой и, безусловно,   
поддержать этот законопроект сейчас.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства и      
полномочному представителю президента? Есть ли необходимость выступить          
докладчику с заключительным словом? Пожалуйста, Валерий Вячеславович Липатов.   
С места.                                                                        
                                                                                
ЛИПАТОВ В. В. Уважаемые депутаты, большое спасибо за вашу поддержку нашей       
законодательной инициативы. Московская область действительно сейчас сделала     
достаточно много для решения именно социальных вопросов, и в сфере              
образования, скажем так, практически в первую очередь. И конечно, Московская    
область, наверное, сможет решить эти вопросы и своими силами, но я хочу,        
чтобы сегодня... Да, сегодня школа, среднее образование практически всё         
муниципальное. И вот здесь нам и надо направить свою государственную политику   
именно на поддержку квалификации того преподавательского состава, который там   
работает. Так как это государственная задача, отдавать ее решение на уровень    
субъектов, мне кажется, нельзя. Хотя, конечно, спасибо Николаю Ивановичу за     
то, что на уровне федеральных образовательных учреждений этот вопрос будет      
решаться, то есть в первую очередь это коснется ПТУ. Но я еще раз хочу          
напомнить, что школа как таковая - это главный, скажем так, механизм, с         
помощью которого воспитываются наши дети. Создается база, да.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться голосованием по данному         
проекту федерального закона, по вопросу принятия его в первом чтении.           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6%                                     
Проголосовало против           42 чел.9,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    139 чел.                                          
Не голосовало                 311 чел.69,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.