Заседание № 175

09.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 368023-5 "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2693 по 2712 из 10732
11-й вопрос. О проекте федерального закона "Об особенностях прохождения         
федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства           
иностранных дел Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по          
международным делам Константина Иосифовича Косачёва.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект принят во         
втором чтении на предыдущем заседании, 7 июля. Уже во втором чтении к нему не   
было никаких поправок, он полностью готов к принятию в третьем чтении,          
никаких замечаний нет. Просьба поддержать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания? Нет. Выносим проект федерального закона на "час              
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3214 по 3229 из 10732
Пункт 11 повестки дня, третье чтение.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              438 чел.97,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    438 чел.                                          
Не голосовало                  12 чел.2,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 174

07.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 368023-5 "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 8610 по 8638 из 11071
Пункт 31, законопроект "Об особенностях прохождения федеральной                 
государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел       
Российской Федерации". Докладывает Константин Иосифович Косачёв.                
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был    
внесён президентом 3 мая 2010 года, уже рассмотрен в первом чтении. Ко          
второму чтению были внесены поправки рядом субъектов законодательной            
инициативы, но в результате общей работы все эти поправки были отозваны.        
Таким образом, ко второму чтению нет ни одной поправки, соответственно, нет     
таблиц к принятию и отклонению. Просьба поддержать законопроект во втором       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение комитета принять        
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 53 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 168

09.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 368023-5 "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 745 по 756 из 6602
КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным      
делам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В повестке дня на сегодня      
16-й вопрос, о службе в системе Министерства иностранных дел, докладывается     
официальным представителем президента первым заместителем министра              
иностранных дел Денисовым. Он же докладывает в качестве представителя           
правительства 5-й вопрос, о ратификации. Просьба в порядке исключения           
рассмотреть 16-й вопрос сразу после 5-го с участием одного и того же            
официального представителя президента и соответственно представителя            
правительства.                                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 831 по 848 из 6602
ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Борис Вячеславович, предложение по законопроекту под пунктом 16. Он             
предполагает реформирование прохождения государственной службы в Министерстве   
иностранных дел.                                                                
                                                                                
Польские власти вчера ввели в действие закон о запрете советской символики,     
по сути дела, наплевали на могилы шестисот тысяч советских воинов, погибших     
при освобождении Польши. К сожалению, наше Министерство иностранных дел         
должным образом на это не реагирует. Мне кажется, что в этих условиях нужна     
более серьёзная проработка закона о реформировании государственной              
гражданской службы в Министерстве иностранных дел, в частности по вопросу       
отстаивания национально-государственных интересов через это министерство.       
Поэтому я предлагаю пункт 16 снять сегодня с обсуждения для рассмотрения в      
том числе и позиции МИДа по отстаиванию наших интересов и защите памяти наших   
воинов. Я, как сын фронтовика, освобождавшего Польшу, возмущён тем, что мой     
отец объявлен преступником, носителем преступной... (Микрофон отключён.)        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 873 по 883 из 6602
Косачёв Константин Иосифович просит 16-й пункт рассмотреть после 5-го, в        
связи с тем что тот же докладчик, Денисов. Это предложение было как бы          
первым, поэтому мы голосуем по этому предложению, если есть необходимость.      
Нет необходимости? В такой редакции принимается предложение.                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я знаю, Николай Васильевич, я дойду до Обухова Сергея     
Павловича. Он шестым у нас выступил. Пока мы приняли решение, что 16-й вопрос   
рассматривается после 5-го.                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 901 по 920 из 6602
Обухов Сергей Павлович предлагает снять с рассмотрения 16-й вопрос. Это         
предложение я должен поставить на голосование. Кто за это? Прошу голосовать.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               58 чел.12,9%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     64 чел.                                          
Не голосовало                 386 чел.85,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Я думаю, как раз, Сергей Павлович, актуально сегодня по этому поводу            
переговорить, а необходимые поправки можно вносить перед вторым чтением.        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1877 по 2511 из 6602
Мы с вами договорились, что следующим мы рассматриваем 16-й вопрос, проект      
федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной    
гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской            
Федерации", он из блока законопроектов, рассматриваемых в первом чтении.        
Доклад официального представителя Президента Российской Федерации первого       
заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Андрея Ивановича      
Денисова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной        
Думы! Представленный сегодня на ваше рассмотрение проект федерального закона    
"Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в   
системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" внесён Президентом   
Российской Федерации и разработан во исполнение соответствующих поручений       
президента от 5 июня 2006 года и 16 июля 2008 года.                             
                                                                                
Законопроект призван законодательно урегулировать особенности прохождения       
дипломатической службы, под которой понимается федеральная государственная      
гражданская служба в центральном аппарате, территориальных органах, то есть     
представительствах МИДа на территории России, а также в дипломатических         
представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, кроме        
того, в представительствах Российской Федерации при международных               
организациях, что охватывает всю систему работы наших дипломатов как за         
рубежом, так и, как мы говорим, в центре.                                       
                                                                                
Отражение специфики дипслужбы в данном законопроекте проведено в полном         
соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе        
Российской Федерации", где в статье 5 допускается принятие законов, в том       
числе федеральных, регулирующих особенности прохождения гражданской службы. В   
данном случае эти особенности очевидны, они заключаются в том, что дипслужба    
во всех странах мира связана с определёнными ограничениями прав и свобод, с     
особым, чаще всего достаточно жёстким, режимом труда, ярко выраженным           
ненормированным рабочим днём, необходимостью выполнения служебных               
обязанностей вне рамок установленного времени - в выходные, праздничные дни,    
- а также с постоянными переездами. Издержками дипломатической жизни являются   
в известной мере (к сожалению, это факт нашей жизни) неустроенность супругов,   
детей, довольно часто работа в тяжёлых, непростых бытовых, климатических,       
санитарно-эпидемиологических условиях, да и просто риск для жизни, которому     
подвергаются сотрудники загранучреждений, причём не только в горячих точках,    
но и практически в любой стране, учитывая трансграничный характер               
террористической угрозы.                                                        
                                                                                
Коллеги, разумеется, есть страны с комфортными условиями для жизни и            
прохождения службы, но если взять глобус и все наши без малого двести           
пятьдесят, как мы говорим, росзагранучреждений, то есть посольств,              
представительств, консульских учреждений, то большинство или даже, можно        
сказать, абсолютное большинство - это всё-таки тяжёлые, сложные страны с        
непростой военно-политической обстановкой, климатическими условиями и так       
далее. То есть к числу комфортных их никак не отнесёшь, а ехать надо,           
работать надо. Как результат, возникают, и это тоже жизнь, отрицательные        
последствия для семьи, в том числе и материальные, зачастую и потеря            
здоровья. Предлагаемый законопроект призван обеспечить баланс таких условий,    
который сделал бы службу с неблагоприятным режимом труда и быта и               
многочисленными ограничениями достаточно привлекательной для способных и        
высококотирующихся на рынке труда специалистов, выпускников наших вузов.        
                                                                                
Законопроект предусматривает две вещи, ставит две задачи. Первая - это          
установление повышенных требований к профессиональным и личным качествам        
сотрудников дипломатической службы. И вторая, неизбежно и неразрывно            
связанная с первой, - усиление их социальной защищённости с учётом специфики    
прохождения службы во внешнеполитическом ведомстве. Предусматривается, в        
частности, установление ряда льгот и компенсаций, которые являются широко       
применимыми как в международной практике, так и в российском                    
законодательстве, но тем не менее в отношении сотрудников дипломатической       
службы и членов их семей на сегодняшний день не действующими.                   
                                                                                
Приведу только один пример. Нынешним российским законодательством не            
предусмотрена даже компенсация родственникам в случае гибели сотрудника         
Министерства иностранных дел. Для выплаты такой компенсации родственникам       
наших коллег, погибших, а если прямо сказать, зверски убитых в Ираке в 2006     
году, нам потребовалось специальное решение Президента Российской Федерации,    
ибо в законодательстве нормы такой не было и нет.                               
                                                                                
О чём идёт речь? О дополнительных гарантиях в период работы в государствах со   
сложной военно-политической обстановкой; о возмещении вреда, причинённого при   
исполнении служебных обязанностей в результате террористических актов и         
других насильственных действий; о компенсации транспортных расходов при         
выезде в государство пребывания и возвращении в Российскую Федерацию, при       
оплате медицинской помощи в стране пребывания; о компенсации расходов по        
оплате обучения детей школьного возраста там, где нет российских школ при       
посольствах, - а, к сожалению, таких стран очень много, - по оплате расходов    
на погребение умершего сотрудника, а также о других социальных гарантиях и      
льготах. Предлагаемые в законопроекте компенсации представляют собой часть      
социального пакета, который гарантируют своим дипломатам большинство            
государств, в том числе и не самых богатых.                                     
                                                                                
Мировая практика свидетельствует о том, что эффективная дипслужба всегда        
строится на основе специального законодательства. Прохождение дипломатической   
службы сопровождается соответствующими компенсациями за её специфику, что       
законодательно регулируется, в частности, во всех странах "восьмёрки" (на       
сегодняшний день кроме России) и ещё более чем в пятидесяти государствах,       
включая наших партнёров по СНГ: Украину, Казахстан, Киргизию, Узбекистан,       
Туркменистан. Кстати сказать, одним из первых законодательных актов, принятых   
после вступления Виктора Фёдоровича Януковича на пост президента Украины, был   
принятый буквально на прошлой неделе Верховной Радой закон о дипломатической    
службе Украины, предусматривающий, в общем, достаточно широкую гамму льгот и    
компенсаций, но в то же время, как и у нас, налагающий определённые             
обязательства на работников дипломатической службы.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен с учётом опыта законодательного     
регулирования дипслужбы в ряде иностранных государств. Мы его тщательно         
изучали, обобщали, суммировали на основе научных наработок российских и         
зарубежных учёных, специалистов, на основе норм российского законодательства,   
действующих в отношении других категорий государственных служащих, в том        
числе по роду службы работающих за рубежом.                                     
                                                                                
Законопроект предполагает выделение дополнительных средств из федерального      
бюджета согласно финансово-экономическому обоснованию. Это обоснование в        
целом с Министерством финансов согласовано.                                     
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по международным делам Константина Иосифовича    
Косачёва.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по       
международным делам поддерживает проект обсуждаемого законопроекта и            
рекомендует принять его в первом чтении.                                        
                                                                                
Скажу откровенно, что для нас, международников, появление этого законопроекта   
- действительно большое и значимое событие. И, отвечая коллеге Обухову, могу    
сказать, что Юлий Александрович Квицинский, к сожалению, ушедший от нас, в      
качестве первого заместителя председателя Комитета по международным делам       
самым активным образом содействовал разработке и появлению этого                
законопроекта. С внесением данного законопроекта Президентом Российской         
Федерации заканчивается долгая дискуссия на тему, имеет ли дипломатическая      
служба особенности, достойные законодательного описания и регламентации.        
                                                                                
В настоящее время вопросы организации и прохождения дипломатической службы      
регулируются множеством разрозненных и часто противоречащих друг другу          
нормативных актов. Многие из них очевидно устарели, несут на себе отпечаток     
давно и навсегда ушедших времён. Очень многое было установлено волевым          
порядком десятилетия назад, но продолжало и продолжает действовать, а немалый   
пласт проблем, связанных с дипслужбой, вообще никак не был урегулирован.        
                                                                                
С другой стороны, законодательство о государственной гражданской службе не в    
полной мере позволяет учитывать специфику службы дипломатической. Например,     
ни в одном государстве дипломат не выбирает себе сам место работы, но по        
нашему действующему закону установлена обязательность получения согласия        
госслужащего для перевода на другую должность, если иное не предусмотрено       
федеральным законом. Теперь появляется законодательный механизм, который        
обязывает российского дипломата выезжать в то загранучреждение, которое ему     
будет предложено. И в этом одна из очень существенных специфических             
особенностей, связанная с необходимой ротацией дипломатических кадров, их       
периодическим перемещением в рамках системы Министерства иностранных дел,       
перевода с работы в центральном аппарате в загранучреждение и обратно, когда    
на дипработника распространяются нормы не только российского трудового          
законодательства, но и международного права.                                    
                                                                                
Все эти и многие другие особенности дипломатической службы, от специфических    
прав и гарантий до особых обязанностей, о чём здесь совершенно правильно        
говорил спецпредставитель президента, особых требований, особых ограничений,    
налагаемых на дипработников, не могли быть по очевидным причинам учтены в       
рамках некоего общего федерального закона. И кстати, в большинстве других       
государств с развитыми демократическими правовыми традициями дипломатическая    
служба также регулируется, как правило, особыми законами.                       
                                                                                
Требования к кадрам, которые нормируются законопроектом, вполне                 
удовлетворительно дополняются новеллами, которые регламентируют социальный      
статус работников, членов их семей, включая дополнительную защиту этих          
сотрудников. Но главное в новом законе - это чёткая организация                 
дипломатической службы, потому что от этого, от того, как эта служба будет      
организована, зависит состояние внешней политики России, её результативность,   
состояние договорных отношений России с другими государствами и в конечном      
итоге авторитет нашей страны на международной арене.                            
                                                                                
По мнению комитета, высокопрофессиональная и хорошо организованная              
дипломатическая служба, как неотъемлемая составляющая государственной службы    
Российской Федерации, является важнейшим условием успешного выполнения          
государством своих функций, решения стратегических и тактических задач          
политики Российского государства на международной арене. Принятие данного       
законопроекта совершенно адекватно, точно, в полной мере отвечает интересам     
Российской Федерации и будет способствовать упрочению международной позиции     
нашей страны.                                                                   
                                                                                
Ещё раз повторю, Комитет по международным делам рекомендует данный              
законопроект к принятию в первом чтении.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы? Так, значит, Локоть, Обухов, Селезнёв... Нет, уважаемые       
коллеги, пожалуйста, запишитесь.                                                
                                                                                
Включите запись на вопросы.                                                     
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Ненашев Михаил Петрович, пожалуйста.                                            
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, уважаемые депутаты! Закон, который мы сегодня        
обсуждаем, необходим не только для дипломатических работников, считаю его       
особенно важным для членов семей дипломатов.                                    
                                                                                
Во время своей работы в составе официальных делегаций, в ходе рабочих поездок   
в иностранные государства я получаю обращения в адрес Думы от наших             
дипломатов о недостаточном социальном обеспечении жён дипломатических           
работников. Наши дипломаты просят в законодательном плане решить социальные     
проблемы, которые проявляются не только в экстремальных обстоятельствах, но и   
в ходе всей дипломатической службы. Имею в виду необходимость решения вопроса   
по оплате труда существующих в реальной жизни дипломатических обязанностей      
жён послов, консулов, военных и военно-морских атташе, других дипломатов. Ко    
второму чтению этого законопроекта полагаю необходимым рассмотреть              
существенные поправки, касающиеся решения данной проблемы.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Иванович.                              
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Вопрос в целом поставлен правильно. Действительно, особенно в     
наше время, с учётом специфики экономической ситуации, иногда довольно трудно   
для членов семей, скажем для жены после пребывания с мужем в командировке,      
вернувшись в страну, устроиться на работу. Мы с этим сталкиваемся. И это        
ведёт к определённым негативным последствиям. У нас довольно высокий процент,   
мы считаем, слишком высокий процент, дипломатов, особенно среднего и старшего   
возраста, которые находятся на работе за рубежом без семей. Это неправильно,    
это нехорошо, но это, к сожалению, связано с условиями жизни: женщины           
элементарно боятся потерять работу. К сожалению, это есть. А, как говорится,    
семья есть семья. Кто-то, в общем, идёт на то, чтобы расстаться с работой,      
кто-то вынужден расставаться с супругом или супругой.                           
                                                                                
Я бы хотел обратить внимание на следующее обстоятельство. Определённые          
вопросы, связанные с пенсионным обеспечением женщин, которые теряют работу,     
российским законодательством, благодаря Государственной Думе, которая подошла   
внимательно к этому вопросу, уже урегулированы в нашем общем пенсионном         
законе, как, кстати говоря, и пенсионное обеспечение жён военнослужащих, - им   
засчитывается в стаж пять лет для исчисления в будущем пенсии. Так что          
главное, на наш взгляд, сделано. Всё остальное - это, к сожалению, как раз те   
неизбежные издержки и тяготы, которые характерны и для военной службы, и для    
дипломатической. Всё равно какого-то абсолютного решения найти невозможно, но   
предусматривать что-то для её облегчения, конечно, можно. В том числе на это    
направлен и данный законопроект, который, скажем так, вводит довольно большой   
комплекс мер социальной защиты, что в конечном счёте будет укреплять семьи, а   
это для нас главное.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Андрею Ивановичу.                                
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, дипломатическая служба всегда была                   
привлекательной, но были жёсткие требования, большой конкурс, поскольку это     
престижная профессия. Мы поддерживаем, безусловно, все те социальные льготы,    
которые предусмотрены в законопроекте. Только скажите, пожалуйста, они для      
всех дипломатов или только для тех, которые работают в особо сложных            
условиях?                                                                       
                                                                                
И второй вопрос. Есть ли сменяемость вообще дипломатов? Может быть, это не в    
законе прописано, а в каких-то документах? Почему один должен работать всегда   
в хорошей стране, как говорят, а другой постоянно, всю жизнь где-то в Африке?   
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Спасибо, Тамара Васильевна. Вопросы действительно хорошие, что    
называется, в самую суть.                                                       
                                                                                
Начну с последнего. Самой спецификой дипломатической службы - это всё-таки      
служба - предусмотрена ротация. Иногда это ротация в таком нормативном          
порядке, например, для некоторых категорий работников предусмотрено             
обязательное чередование стран, условно относящихся к категории                 
неблагоприятных, со странами, скажем так, более комфортными, для других         
категорий это всё-таки определяется прежде всего интересами службы. У нас в     
МИДе есть свои корпоративные группы, например, очень сильная школа арабистов,   
китаистов, африканистов, которые, в общем, могут отвлекаться на какие-то        
другие направления, но, будучи патриотами своего, как правило, возвращаются     
туда.                                                                           
                                                                                
Но я хотел бы отметить, что это всё-таки вопросы нашего внутреннего             
регулирования, и руководство Министерства иностранных дел, руководство          
кадровой службы, конечно, обращает на эти вещи внимание. Нужна                  
справедливость, обязательно справедливость. Например, у нас действует такая     
норма, она пока не прописана, но мы хотим её прописать во внутренних            
документах: если человек завершает командировку в благоприятной стране, но не   
находит места в центральном аппарате по каким-то причинам, например, нет        
вакансий, он может выехать в загранкомандировку сразу после возвращения из      
прежней, но уже в какую-то страну, скажем так, с менее благоприятными           
условиями. Так что такие меры мы, конечно, предусматриваем.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Константин Иосифович, я должен сказать в ответ на вашу   
реплику по поводу депутата Обухова.                                             
                                                                                
Фракция КПРФ очень хорошо понимает необходимость и актуальность данного         
законопроекта, необходимость социальной защиты мидовских работников. Наш        
демарш был связан с тем, что мы не понимаем, почему МИД сегодня никак не        
реагирует на те решения, которые приняла польская сторона. Мы не понимаем       
почему. Мы пошли на такие уступки польской стороне, признав очень спорные       
исторические моменты, в частности по Катыни, и в ответ получили запрет на       
советскую символику. Неужели непонятно, что это бьёт по авторитету России в     
целом?                                                                          
                                                                                
В связи с этим вопрос Андрею Ивановичу: намерен ли МИД сегодня предпринимать    
какой-то демарш в отношении Польши в связи с теми решениями, которые они        
приняли?                                                                        
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Я бы так сказал: я полностью разделяю те чувства, которые вы      
испытываете по этому поводу, они по-человечески понятны, я думаю, всем          
присутствующим здесь независимо от политической позиции. И вы правильно         
обращаете внимание на то, что действительно долг платежом красен, это           
реальность, и идти навстречу друг другу можно, всё-таки двигаясь с двух         
сторон, а не только предъявляя какие-то... допустим, высказывая какие-то        
пожелания и предложения одной стороны в отношении другой. Процесс этот всегда   
двусторонний.                                                                   
                                                                                
Я скажу только одно: конкретная работа по этим вопросам ведётся. И мы,          
поверьте, никогда не стесняемся, что называется, высказывать нашим коллегам,    
каковы бы ни были политические отношения и специфика, скажем так, текущего      
момента, такие требования и условия предлагаем на всех уровнях - от рабочего,   
дипломатического, до политического уровня - при визитах и общении. Кстати       
сказать, большая роль в этом принадлежит парламентариям. Только что в Польше    
закончилась совместная встреча двух комитетов. Мы в МИДе, в органе              
исполнительной власти, следили за этой встречей с очень большим вниманием,      
потому что в такой стране, как Польша, парламент отражает общественное          
мнение. Это общественное мнение в силу разных причин не всегда в отношении      
нашей страны благоприятно, но переломить его каким-то наскоком, кавалерийской   
атакой не получается, нужна систематическая работа. Эту систематическую         
работу наша страна и ведёт последнее время, на мой взгляд, достаточно           
эффективно.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Улас Владимир Дмитриевич, пожалуйста.                     
                                                                                
УЛАС В. Д., фракция КПРФ.                                                       
                                                                                
Андрей Иванович, безусловно, наша фракция поддержит данный законопроект,        
поскольку мы понимаем, что в реальных условиях, в которых сегодня работают      
многие дипломатические работники, нужно укрепление вот этого социального        
пакета, но мне хотелось бы, чтобы подобного рода законопроекты учитывали и      
эффективность соответствующих дипломатических представительств.                 
                                                                                
Здесь уже подняли вопрос по Польше. То же самое в Венгрии произошло. И это      
говорит о том, что, конечно, наши представительства посольские не всегда        
имеют возможность - мы объективно это понимаем - влиять как-то на подобные      
решения, способные нанести существенный ущерб авторитету России, но тем не      
менее наверняка, в общем-то, и с их стороны есть определённые проколы. И        
когда мы говорим о социальной защите, о льготах, то надо, чтобы законопроект    
учитывал, ещё раз подчёркиваю, и эффективность работы соответствующих           
представительств.                                                               
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Владимир Дмитриевич, полностью с вами согласен. Другое дело,      
что в законе это прописать довольно трудно, но вы, наверное, обратили           
внимание, что в последнем по времени послании президента Федеральному           
Собранию, в других документах, исходящих от президента, вопросы ставятся        
конкретно и, я бы сказал, даже сверхконкретно: не только требования к           
повышению эффективности дипломатической службы, но даже, например, в нашем      
случае выработка определённых критериев, критериев этой эффективности. И мы     
над этим достаточно серьёзно работаем. К числу таких критериев относятся как    
раз такие случаи, о которых вы говорите: за определённое время работы, за       
время "N", допустим, за год или за два года, улучшились отношения со страной    
или ухудшились, были приняты какие-то политические и правовые решения,          
ущемляющие наши интересы, или удалось таким решениям эффективно                 
противодействовать? Это всё правильно, но, к сожалению, в политической жизни    
бывают и взлёты, и падения. И она, политика, развивается, так сказать,          
всё-таки не по прямой линии, а по синусоиде. Но замечания ваши совершенно       
правильные, и мы их в своей работе, безусловно, учитываем.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Селезнёв, пожалуйста, ваш вопрос.                                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Андрей Иванович, в законопроекте предусматривается,    
что гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в случае, если у   
супруги есть другое гражданство, другой страны, или нет гражданства             
Российской Федерации. Насколько целесообразно было ограничиваться только        
супругой? Почему не учтены другие прямые родственники, такие как дети, мать,    
отец? Они, по-моему, могут оказывать не меньшее влияние и воздействие на        
принятие дипломатическим работником того или иного решения.                     
                                                                                
И второй вопрос. В соответствии с законопроектом в исключительных случаях по    
решению представителя нанимателя срок работы может быть в одностороннем         
порядке, без согласия работника, продлён на срок до шести месяцев. Насколько    
соответствует введение такого ограничения принципу свободы труда? Ведь это      
дипломатическая служба гражданская, а не военная.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Валерий Сергеевич, спасибо за вопрос. В том-то и дело, что        
служба гражданская, а не военная. Если бы она была военная или приравненная к   
военной, нам было бы гораздо проще не просто продлевать на шесть месяцев, но,   
допустим, строить и командовать: вот ты в Африку едешь, а ты - в Афганистан,    
а ты - в Ирак, а ты - в Бангладеш. Потому что, как вы понимаете, желающих,      
или готовых, скажем так, уехать на работу в какую-нибудь европейскую страну     
гораздо больше, чем, допустим, в государства Южной Азии или Центральной         
Америки. Поэтому продление на шесть месяцев - это практическая необходимость,   
это одно из тех изъятий, позволяющих дипломатической службе функционировать,    
которые, как я уже сказал, и составляют суть данного закона. Очень часто нам    
важно обеспечить непрерывность пребывания работника на каком-либо участке в     
силу разных причин, не буду сейчас о них говорить, я думаю, вы их понимаете.    
И если вдруг работник, готовый к выезду, задерживается по какой-то причине,     
ну, заболел или, например, смена происходит зимой, а семья хочет, допустим,     
чтобы ребёнок в школе доучился, особенно если класс выпускной (такие же         
случаи тоже бывают), мы продлеваем в таких случаях на шесть месяцев. Но я бы    
сказал вот о чём: я, как один из руководителей министерства, не припомню        
каких-то случаев резких протестов по этому поводу со ссылкой на нарушение       
конституционных прав. Работники наши, в общем-то, лояльные, и                   
профессиональные, и дисциплинированные люди, как правило, они прекрасно         
понимают, с чем связаны такого рода ограничения.                                
                                                                                
Теперь что касается первого вопроса. Вы знаете, даже норму, которая             
предписывала бы, скажем, запрет, если говорить прямо, на наличие гражданства    
другого государства у супруга или супруги дипломатического работника, мы        
провели в этот закон с огромным трудом. Потому что, например, наши коллеги      
уважаемые в Минздравсоцразвития обоснованно возражали, что это нарушение        
Конституции, по Конституции Российской Федерации любой из нас, собравшись       
жениться или выйти замуж, вправе выбирать партнёра по своему усмотрению, и по   
определению по Конституции никаких ограничений тут быть не может, мы можем      
это делать, как говорится, лишь бы были любовь и согласие, а гражданство в      
данном случае значения не имеет. Так вот, мы с большим трудом договорились о    
формулировке, которая позволила бы внести вот эту норму, касающуюся того        
члена семьи, самого близкого, мужа или жены, который, собственно говоря, с      
основным работником перемещается по миру, направляется на работу и              
возвращается обратно.                                                           
                                                                                
Что касается детей, родителей, то по-житейски вы, конечно, правы. Я,            
например, своих родителей очень уважаю и не знаю, кто больше на меня            
оказывает влияние... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста.                               
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Но дело-то в том, что жизнь наша очень сильно усложнилась, и не   
секрет, что, например, даже у многих из нас могут быть, допустим,               
родственники в Белоруссии, ну, вот человек живёт и работает здесь на            
государственной службе, а родители в Белоруссии, или на Украине, или в          
Казахстане... Это дело житейское, и мы ещё долго будем жить с этим. Но есть,    
конечно, другие ситуации: дети уезжают на работу за рубеж, такое тоже бывает,   
родители переселяются. Но я бы сказал, что такого рода вопросы регулируются     
другим механизмом. Понимаете, дипломат для исполнения служебных обязанностей    
должен иметь, как мы говорим, определённый допуск, и когда этот допуск          
оформляется, переоформляется, утверждается, вот тогда и смотрят, что у него     
там, как говорится, в ближайшем окружении и влияет ли это на возможность        
выполнения им обязанностей. Потому что без допуска дипломата быть не может,     
он просто не будет допущен к исполнению своих обязанностей.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обухов Сергей Павлович.                                   
                                                                                
ОБУХОВ С. П. У меня вопрос представителю Министерства иностранных дел, чтобы    
Константина Иосифовича не держать на трибуне.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Константин Иосифович.                     
                                                                                
ОБУХОВ С. П. В заключении, которое представило Правовое управление по           
концепции законопроекта, сказано, что раскрываемое пунктом 1 статьи 1           
законопроекта понятие "дипломатическая служба" аналогично понятию               
"государственная гражданская служба", уже данному в законе "О государственной   
гражданской службе...", а мы с вами говорим об особенностях. То есть            
получается, что концептуально в законопроекте, вот в том, что касается          
понятия "дипломатическая служба", нет этих особенностей. Вот как вы             
относитесь к тому, чтобы отразить в статье 1, в которой даётся определение      
понятия дипломатической службы, вопрос защиты национально-государственных       
интересов как главное содержание, суть дипломатической службы?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Иванович.                              
                                                                                
ДЕНИСОВ А. И. Что касается государственной гражданской службы, в данном         
случае дипломатической, то в законе говорится, и мы на этом стоим, о том, что   
государственная гражданская служба - это вид государственной службы (есть и     
другие виды: военная служба и так далее), но есть особенности прохождения       
государственной гражданской службы в Министерстве иностранных дел. Мы не        
говорим о дипломатической службе как о чём-то таком, ну, совершенно             
вынесенном за скобки, речь идёт - и это обозначено в формулировке титула        
закона, в его названии - об особенностях прохождения государственной            
гражданской службы в Министерстве иностранных дел. Это что касается первой      
части вопроса.                                                                  
                                                                                
Вторая же часть вопроса... Полностью с вами солидарен в том, что касается       
формулировки задач, но это всё-таки, строго говоря, нормативно, является        
задачей государственной службы, дипломатической службы, поскольку она           
является частью государства. Задачи, вами сформулированные, - это               
общегосударственные задачи, это задачи всего нашего государства, и все          
обязаны эти задачи выполнять, поэтому мне кажется, что нет необходимости это    
прописывать, это как бы и так очевидно.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Есть руки - одна, две, три,       
четыре руки. Пятый кто? Вот есть предложение: по одному выступлению от          
фракции. Не возражаете, коллеги?                                                
                                                                                
Фракция КПРФ - Обухов Сергей Павлович.                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОБУХОВ С. П. Уважаемые коллеги, мы, естественно, поддерживаем дипломатическую   
службу, мы поддерживаем Министерство иностранных дел в организации этой         
работы и осознаём необходимость принятия этого законопроекта. Естественно, мы   
признаём ту важную роль, которую в системе нашего государства играет            
дипломатическая служба, и поддерживаем те меры, которые призваны как улучшить   
социальное положение, так и усилить ответственность наших дипломатических       
работников. Но, в связи с тем что мы сейчас ставили вопросы, связанные с        
реакцией Министерства иностранных дел на, скажем так, вызывающие с точки        
зрения наших национально-государственных интересов решения Польши и на          
сведения, поступившие сегодня из Венгрии, мы бы хотели, чтобы все вот эти       
социальные блага и особенности организации работы дипломатической службы        
работали всё-таки на конечный результат, а конечный результат - это, конечно    
же, защита национально-государственных интересов России.                        
                                                                                
Наш демарш был связан с тем, что мы не удовлетворены публичным молчанием        
Министерства иностранных дел в связи с вызывающими действиями польского         
руководства, мы не удовлетворены тем, что, по сути дела, шестьсот тысяч наших   
солдат, которые погибли за освобождение Польши, за её независимость, за то,     
чтобы она не стала генерал-губернаторством Третьего рейха, за то, чтобы         
совместно с другими странами антигитлеровской коалиции могла создать новое      
послевоенное устройство, я имею в виду Польшу... Мы возмущены тем, что наши     
солдаты, погибшие русские люди, в новых польских решениях названы               
преступниками. И я думаю, что роль Министерства иностранных дел и всех его      
структур как раз и должна определяться вот этим понятием -                      
"национально-государственные интересы". Я не зря на него обращаю ваше           
внимание: я знаю, что с конца 80-х годов теория национально-государственных     
интересов активно прорабатывалась в Министерстве иностранных дел. Кстати,       
родоначальниками здесь тоже были в том числе и поляки. Их теория "Racja         
Stanu", которая предполагает формулирование на государственном уровне и         
конкретизацию этих интересов, а также обязательства по реализации этих          
интересов для всех структур их дипломатической службы, давно отработана по      
западному образцу.                                                              
                                                                                
И хотелось бы, чтобы этот законопроект не просто был сбором, скажем так,        
компендиумом каких-то норм, которые гарантируют супруге (это, наверное,         
немаловажно) и несовершеннолетним детям какие-то социальные права, но и         
ориентировал государственных гражданских служащих в сфере дипломатии к          
служению Отечеству и защите высших национально-государственных интересов        
страны вне зависимости от каких-либо политических пристрастий. Вы наверняка     
согласитесь с тем, что защита интересов нашей страны и роли СССР и России как   
правопреемницы СССР во Второй мировой войне - это условие выживания нашей       
нации в XXI веке, и эту задачу должны решать все службы Министерства            
иностранных дел. Я ещё раз подчёркиваю, что мы, как фракция, ждём от            
Министерства иностранных дел более активной реакции на вот эти                  
антироссийские, антирусские проявления в политике ряда восточноевропейских      
стран.                                                                          
                                                                                
В целом мы законопроект поддерживаем, но предлагаем во втором чтении учесть     
указанные нами замечания, мы будем их отстаивать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович.                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, не знаю, кого как, но вот меня лично очень резануло по       
ушам, когда наш уважаемый Андрей Иванович сказал, что Польша относится к тем    
странам, где парламент выражает общественное мнение. Он, конечно, ничего        
другого сказать не хотел, но вот, мне кажется, sapienti sat - понимающему       
достаточно.                                                                     
                                                                                
Уважаемый Андрей Иванович, мы, фракция ЛДПР, также поддержим данный             
законопроект, но и просим вас, поскольку сейчас отпускной период и у нас        
очень много граждан выезжают за рубеж, акцентировать внимание на том, чтобы     
ваши коллеги приложили все усилия для оказания помощи тем нашим гражданам,      
которые окажутся в трудной ситуации.                                            
                                                                                
Также очень просим, чтобы ваши коллеги усилили работу по освобождению двух      
наших граждан, находящихся под арестом. Это Виктор Бут в Таиланде, вы знаете.   
К сожалению, забыл имя нашего инвалида, которого также держат в тюрьме,         
по-моему, в Венесуэле или в какой-то другой латиноамериканской стране, уже      
довольно долго он сидит. То есть мы надеемся, что с вашей стороны в этом        
отношении будут приложены все усилия, потому что, конечно, престиж страны -     
это престиж страны, но главное для нас - это забота о наших гражданах,          
которые выезжают за рубеж.                                                      
                                                                                
Большое вам спасибо, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Климов, пожалуйста.                                       
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наша с вами задача, депутатов,    
здесь, в этом зале, - работать профессионально, а значит, конкретно. Мы         
сейчас обсуждаем конкретный вопрос - о проекте закона "Об особенностях          
прохождения федеральной государственной гражданской службы...". Очень важные    
вопросы по Польше, по Таиланду, по Ираку и так далее, их тоже надо решать, но   
не все вопросы решаются в одно и то же время.                                   
                                                                                
Так вот если говорить о самом законопроекте, который находится у нас сейчас     
на рассмотрении, то он не только долгожданный, не только полезный, но и очень   
конкретный, и он будет работать, это рабочий закон. Причём он будет работать    
и на повышение престижа Российской Федерации, а не только работников            
дипломатической службы, и на укрепление национальной безопасности Российской    
Федерации. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто один раз его внимательно   
прочитать. Кроме того, он направлен не только на работу наших дипломатов в      
системе Министерства иностранных дел, но он охватывает и такие случаи, когда    
наши дипломатические работники, ну, по понятным причинам направляются на        
работу в международные организации и временно вынуждены следовать тамошним      
традициям, правилам и распорядкам. И здесь тоже им обеспечиваются               
определённые социальные гарантии. То есть баланс, с одной стороны,              
определённых социальных гарантий, а с другой стороны, очень серьёзных и         
правильных ограничений, работающих на безопасность, на национальную             
безопасность нашей страны, на укрепление престижа государства, и позволяет      
нашей фракции совершенно осознанно голосовать в поддержку данного               
законопроекта в первом чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Не настаивает "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" на выступлении? Нет. Представитель          
президента, представитель правительства - также нет. Докладчик, содокладчик,    
заключительное слово требуется? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "Об особенностях             
прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе            
Министерства иностранных дел Российской Федерации".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.