Заседание № 141
18.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 367889-8 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования порядка установления зон с особыми условиями использования территорий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4632 по 4901 из 5492
25-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замруководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича Бутовецкого. Пожалуйста. БУТОВЕЦКИЙ А. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представляется законопроект, который посвящён реформе института зон с особыми условиями использования территорий. Что такое зона с особыми условиями использования территории? Это зона, в которой ограничивается или запрещается строительство, или ограничивается или запрещается использование земельных участков для определённых целей, то есть это, по сути, институт, который, во-первых, защищает важнейшие объекты линейные, площадные или особо охраняемые природные территории, объекты культурного наследия, а во-вторых, ограничивает третьих лиц, сторонних землепользователей, чтобы они определённым образом использовали земельные участки. При этом согласно Земельному кодексу действует такой принцип: если вы ограничиваете соседнего землепользователя, то нужно возместить ему убытки либо вы можете с ним вступить в спор по поводу сноса того или иного объекта. В 2018 году была проведена большая реформа, в Земельном кодексе были систематизированы и перечислены все виды зон с особыми условиями использования территорий. И надлежало принять современное положение о каждом виде зон, в котором бы говорилось: здесь строить не выше, копать не глубже, отступать не дальше. Но когда началась работа по реализации принятого в 2018 году закона, выяснилось - об этом нам сообщали и губернаторы, и органы местного самоуправления, - что если сегодня установить и внести в Единый государственный реестр недвижимости все зоны с особыми условиями использования территорий, то градостроительная жизнь в населённых пунктах, особенно в крупных городах, полностью остановится, то есть будет невозможно продолжать использовать существующие объекты и будет огромное количество споров относительно убытков и законности существующих построек. В связи с этим законодатель дважды переносил вступление в силу этих положений Земельного кодекса, чтобы принять какое-то сбалансированное решение относительно дальнейшей судьбы этих зон. Такую же проблему подтверждали и научные организации, у нас есть официальные заключения, в частности, по городу Москве, по другим крупным городам, в которых тоже отмечали невозможность установления зон, поскольку это прямо повлияет на градостроительную жизнь в городах. Законопроектом предлагается, по сути, второй этап этой реформы, который заключается в следующем. В законопроекте предлагается исключить пять видов зон с особыми условиями использования территории. Первое, это касается метрополитена. В 2018 году такая зона была введена, но так ни разу и не была установлена. И выяснилось, что в принципе метрополитен - это совокупность других объектов, по каждому из которых есть своя зона: санитарно-защитная, электрика, линии и сооружения связи и так далее, то есть получилось, что это решение 2018 года было избыточным. Ну и долгое время города, где есть метро, спокойно живут без этой зоны, и градостроительная жизнь там от этого не страдает. Второе, это зона наблюдения и зона безопасности с особым правовым режимом. Они устанавливаются в отношении объектов "Росатома". Мы предлагали оставить зону наблюдения, для того чтобы наблюдать, нужно увеличивать или уменьшать санитарно-защитную зону, а зона безопасности по-прежнему должна была бы регулировать порядок въезда на территорию. Но как выяснилось в результате такой законодательной инвентаризации, эти зоны помещены в Земельный кодекс ошибочно, поскольку это не касается регулирования ни вопросов землепользования, ни вопросов строительства. Следующий момент касается автомобильных дорог IV и V категорий. Зоны по этим дорогам в законе существуют с 2007 года, но они так и не были установлены ни на региональном, ни на местном уровне. По ним отменена экспертиза проектной документации, по ним отменена необходимость подготовки документации по планировке территорий и необходимость получения разрешений на строительство. В принципе это дороги в основном местные, где не требуется такого регулирования, которое предлагается для всех остальных автомобильных дорог. Следующее, предлагается возможность, если всё-таки выявился случай, когда конфликтуют два зонообразующих объекта, не всегда прибегать к сносу. После консультаций с Верховным Судом мы предложили такое решение: иногда двум конфликтующим сторонам можно заключить соглашение, в соответствии с которым каждая из этих сторон предпримет определённые действия, например, укрепит фундамент, проведёт определённые работы на газопроводе, чтобы это всё не приводило к сносу и объекты могли безопасно в дальнейшем соседствовать. Далее, у нас в законодательстве остался единственный случай, когда можно потребовать согласования определённой деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий. Это касается как раз автомобильных дорог, это связано с безопасностью дорожного движения. И здесь мы предлагаем это согласование оставить, но нужно, чтобы появилась определённая процедура, чтобы был перечень документов, сроки выдачи этого согласования и основания для отказа, и это не было бы усмотренческим решением конкретных чиновников. И последнее. В 2018 году было принято законодательное решение устанавливать зону до выдачи разрешения на строительство, но выяснилось, что это абсолютно неэффективный подход, поскольку в дальнейшем всё равно приходится проводить испытания, измерения, и в итоге зона меняется. Но при этом вы позже начинаете строить сам объект, может измениться градостроительная ситуация, и в принципе объект может не быть достроен, а зона уже установлена. Принятие закона позволит разблокировать нашу работу по принятию современных положений о каждом виде зон с особыми условиями, обеспечить тот самый баланс частных и публичных интересов и сохранить безопасность зонообразующих объектов. Спасибо за внимание. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Владимира Игоревича Самокиша. САМОКИШ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Достаточно подробно Алексей Игоревич изложил суть предлагаемого законопроекта. В комитете мы его рассмотрели достаточно подробно. Сразу скажу, что у нас по законопроекту были определённые вопросы, в частности связанные с обеспечением безопасности в отношении объектов "Росатома". Но вот у меня в руках сейчас письмо, полученное буквально перед пленарным заседанием, с позицией "Росатома", в котором говорится о том, что соответствующее количество зон в области использования атомной энергии, санитарно-защитных зон и необходимый уровень безопасности при принятии настоящего законопроекта не пострадают никоим образом. Второй вопрос, который мы достаточно подробно обсуждали, - это вопрос о сроках установления ЗОУИТ. Сейчас предлагается его отнести уже на период после ввода эксплуатации того или иного объекта. У нас на эту тему есть определённые мысли, которые мы также обсудили в комитете: если всё-таки оставить эти сроки, в этой редакции, то по крайней мере с условием, что с заявлением об установлении ЗОУИТ можно будет обращаться в период получения самого разрешения на строительство. Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы мы также ко второму чтению в рамках работы комитета обязательно учтём, законопроект доработаем. Ну и буквально два слова об объектах культурного наследия. Этот вопрос мы тоже достаточно подробно обсудили. Речь идёт о том, чтобы всё-таки там, где "охранная зона" наступает на уже имеющиеся, построенные до наложения охранной зоны объекты, разрешить работы на таких объектах, в том числе по реконструкции, без изменения объёмов и объёмно-планировочных решений. Уважаемые коллеги, просим поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Игоревич, пытаясь установить некий особый статус территорий в рамках законопроекта, мы размываем и обесцениваем действующие законы, регулирующие охранные территории. В подтверждение этого живой пример: на той неделе мы, обесценивая закон "Об охране озера Байкал", приняли в первом чтении законопроект, где разрешены сплошные вырубки лесов под эгидой... под предлогом создания курортной зоны. Вопрос: не поставим ли мы под удар охраняемые территории России, поставленные вне статуса особых зон, как это происходит с Байкалом? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Законопроект не предусматривает внесения изменений ни в 94-й закон, "Об охране озера Байкал", ни в 33-й закон, "Об особо охраняемых природных территориях", не отменяет ни водоохранные зоны, ни прибрежные защитные полосы, то есть всё, о чём вы говорите, сохраняется. Законопроект касается только тех пяти видов зон, которые я перечислил в докладе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Алексей Игоревич, законопроектом предлагается исключить из числа зон особого использования в том числе охранную зону объектов инфраструктуры метрополитена. Я почитала мнения экспертного сообщества на разных форумах: они считают, что необходимо урегулировать в законопроекте через поправки в Градостроительный кодекс вопрос об информационном обеспечении градостроительной деятельности в части информирования об ограничениях использования земельных участков в связи с размещением подземных объектов метрополитена, с учётом того что информация о метрополитене у нас относится к гостайне. Вот как вы относитесь к данному предложению? Эта информация крайне важная. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Начну с того, что на самом деле сегодня зон охраны метрополитена не существует, существуют только указания в Земельном кодексе, но ни одной такой зоны не было установлено и положение не было разработано. В 2018 году такое законодательное решение было принято, но оказалось, что оно излишнее. Всё это время эти вопросы решаются через соблюдение обязательных требований при строительстве, которые не допускают проведения работ таким образом, чтобы повредить метрополитен. Кроме того, как я уже сказал в докладе, метрополитен является совокупностью других зонообразующих объектов, то есть объектов энергетики, объектов связи, сама железная дорога является зонообразующим объектом. И у нас давно уже в Градостроительном кодексе есть информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, и строители, прежде чем выйти на площадку, должны получить градостроительный план, где есть полный свод коммуникаций и ограничений. Что касается сведений, обладающих государственной тайной, ну, порядок работы с государственной тайной известен всем, кто хочет работать с подобными сведениями, поэтому здесь, честно говоря, я не вижу необходимости внесения дополнительных изменений, но, может быть, это нужно дополнительно обсудить, в том числе с учётом мнений экспертов, на которые вы ссылаетесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Алексей Игоревич, я так понимаю, этот законопроект пытается разрешить сложности многих застройщиков, особенно в столице. Ну, приведу конкретную ситуацию. Зона аэропорта, строится жилой комплекс, он по нормативам не проходит, но вот руководство аэропорта с застройщиком заключают соглашение, что установят некие экраны или какие-то другие установки, которые позволят снизить уровень шума или каким-то другим образом защитить жителей. Но по факту, после того как дом будет сдан, собственниками станут дольщики - те, кто в этом доме купил квартиры, - и выполнены будут эти условия с экранами или не выполнены будут эти условия, это будет уже совсем другой вопрос. Не окажется ли, что в результате принятия этого законопроекта многие наши граждане попадут в ситуацию, когда технические условия, предусмотренные в договорах для того, чтобы в том или ином месте позволить строить и не сносить, выполнены не будут? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо за вопрос. Ну, всё-таки законопроект не затрагивает приаэродромные территории. У нас есть два больших закона, 2017 и 2021 годов, которыми менялось законодательство о приаэродромных территориях, там предусматривается, что в каждой из шести подзон устанавливаются определённые запреты для строительства. И если был запрет на строительство, а вы строите там дом, то это самовольная постройка и там уже никаких дольщиков быть не может, то есть вы не можете ввести дом в эксплуатацию. Значит, это либо чьи-то нарушения, на которые должны реагировать правоохранительные органы, либо в то время не была установлена зона. Но я хочу напомнить, что у нас была проведена определённая амнистия в 2020 году, тогда законодатель как раз защитил вот тех людей, о которых вы говорите. В законе "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" написано, что если на момент выдачи разрешения на строительство неизвестно об этих зонах, то разрешение на ввод в эксплуатацию выдавать можно, то есть нужно смотреть именно те ограничения, которые были на момент выдачи разрешения на строительство. Так что вот те случаи, о которых вы говорите, в законе уже предусмотрены. Если сейчас установлена приаэродромная территория и там запрет на строительство домов, то никаких соглашений не может быть. И это, кстати, в законопроекте тоже прописано: если это касается санитарно-защитных зон по шуму - это была позиция Роспотребнадзора, с которой мы согласились, - то никакие соглашения заключить нельзя. Таким образом, законопроект эту проблему и не решает, потому что это уже было решено ранее, в 2017 и 2021 годах, другими законами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 54 мин. 44 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.