Заседание № 43

31.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 367448-3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (в связи с изменением таможенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения лиц к административной ответственности; принят в первом чтении 12 мая 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2385 по 2578 из 5583
Пункт 20, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс    
Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по      
конституционному законодательству и государственному строительству Александра   
Петровича Москальца.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Как вы         
помните, данный законопроект был внесен в связи с вступлением в силу нового     
Таможенного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О валютном      
регулировании и валютном контроле". Для его доработки после первого чтения      
была создана рабочая группа, в состав которой наряду с членами комитета вошли   
и другие депутаты Государственной Думы и представители Федеральной таможенной   
службы, Минфина, других ведомств.                                               
                                                                                
В ходе работы над законопроектом было рассмотрено большое количество            
поправок, пятьдесят пять из которых были рекомендованы комитетом к принятию и   
тридцать - к отклонению. Кроме того, было рассмотрено заключение Президента     
Российской Федерации. Также были рассмотрены по существу и фактически учтены    
замечание и предложение Высшего Арбитражного Суда России. В целом в             
результате доработки, по нашему мнению, текст стал более сбалансированным,      
нормы более точно соответствуют отраслевому законодательству, удалось           
улучшить и систему санкций за административные правонарушения в области         
таможенного дела и валютного регулирования.                                     
                                                                                
По нашему мнению, принятие законопроекта в предлагаемой редакции позволит       
сформировать систему мер борьбы с правонарушениями в области таможенного и      
валютного регулирования, повысить дисциплину в указанных сферах, что в свою     
очередь будет способствовать повышению собираемости таможенных платежей, а      
также налогов и сборов, взимаемых в сфере валютного регулирования.              
                                                                                
Поправки, рекомендованные к принятию, можно условно разделить на несколько      
тематических блоков. В первый из них можно включить поправки, направленные на   
улучшение восприятия норм законопроекта и приведение законопроекта в            
соответствие с требованиями юридической техники. Ну, подробно на них, я         
думаю, останавливаться не следует, их содержание достаточно очевидно.           
                                                                                
Второй блок касается совершенствования правовых механизмов привлечения к        
административной ответственности. Эти поправки уточняют правила назначения      
административного наказания, а также устанавливают подведомственность дел об    
административных правонарушениях и полномочия по составлению протоколов.        
                                                                                
Третий блок составляют поправки, направленные на приведение законопроекта в     
соответствие с новым Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном   
контроле".                                                                      
                                                                                
Четвертый блок - это поправки, направленные на уточнение составов               
административных правонарушений в области таможенного дела и приведение         
законопроекта в более точное соответствие Таможенному кодексу Российской        
Федерации. Данные поправки предусматривают изменения, способствующие более      
четкому описанию состава правонарушения, чтобы сделать его понятным и           
исключить возможность необоснованного привлечения лиц к ответственности, а      
также позволяющие разграничить правонарушения, предусмотренные данной главой.   
Отдельные поправки внесены в целях разграничения составов в зависимости от      
тяжести правонарушения. Кроме того, ряд поправок вызван необходимостью          
установления ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных         
Таможенным кодексом и Федеральным законом "Об основах государственного          
регулирования внешнеторговой деятельности".                                     
                                                                                
И пятое - это поправки, направленные на упорядочение санкций. Указанные         
поправки предусматривают, во-первых, снижение необоснованно завышенных          
санкций, во-вторых, сокращение разрыва между минимальными и максимальными       
размерами административных штрафов. И в-третьих - в ряде санкций вводится       
мера административного наказания в виде конфискации того, что являлось          
орудием или предметом административного правонарушения. Вот это то, что         
касается таблицы 1.                                                             
                                                                                
Теперь о таблице 2. Из числа отклоненных поправок можно выделить следующие.     
Первое - это поправки, отклоненные в связи с выработкой на их основе новой,     
более удачной нормы.                                                            
                                                                                
Второй блок - это поправки, которые были отклонены, так как они по сути         
направлены на необоснованное освобождение перевозчиков от ответственности за    
нарушение таможенного законодательства. Так, поправками 2, 3 и 6, указанными    
в этой таблице, предлагалось сузить сферу ответственности за незаконное         
перемещение товаров через таможенную границу, ограничив ее применение: только   
за умышленные деяния перевозчиков. Наверное, нет необходимости объяснять, в     
чем сложность данной ситуации, ведь незаконное перемещение товаров через        
таможенную границу может повлечь причинение невосполнимого ущерба и             
гражданам, и обществу, и государству и несовместимо с конституционно            
защищаемыми ценностями, на что нам, кстати, неоднократно указывал               
Конституционный Суд Российской Федерации. С учетом этих и других соображений    
указанные поправки предлагается отклонить. Также было предложено исключить      
перевозчиков из числа субъектов ответственности за несоблюдение запретов и      
ограничений на ввоз и вывоз товаров, за недоставку товаров и другое. Но для     
принятия таких поправок нет достаточных правовых оснований, поскольку           
Таможенным кодексом Российской Федерации соответствующие обязанности            
возложены именно на перевозчиков.                                               
                                                                                
Третий блок - это поправки, отклоненные по причине несоответствия их            
положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.                            
                                                                                
И последний блок - это отклоненные поправки, предлагающие необоснованное        
снижение санкций либо недопустимо большой разрыв между верхним и нижним         
размерами штрафов.                                                              
                                                                                
И в заключение хочу обратить ваше внимание на поправку 55 из таблицы 1.         
Поправка предусматривает введение рассматриваемого закона в действие с 1        
октября текущего года. Такой срок обусловлен высокой актуальностью закона.      
Новый Таможенный кодекс вступил в действие с 1 января 2004 года, Федеральный    
закон "О валютном регулировании и валютном контроле" - с 18 июня 2004 года.     
Действующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных              
правонарушениях не позволяют в полной мере осуществлять                         
административно-правовую защиту по правоотношениям, регулируемым указанными     
законами, что приводит к снижению дисциплины в указанных сферах, а также к      
экономическим потерям в виде недополученных таможенных платежей и налогов.      
                                                                                
С учетом изложенного комитет просит утвердить таблицы поправок 1 и 2 и          
подготовленный с учетом таблиц текст законопроекта ко второму чтению.           
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли замечания по таблице поправок, рекомендованных к    
принятию? Здесь пятьдесят пять поправок. Нет замечаний. Ставится на             
голосование таблица поправок, рекомендованных к принятию.                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок, рекомендованных к отклонению? Она        
состоит из тридцати поправок. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица    
поправок, рекомендованных к отклонению.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              327 чел.72,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Александр Петрович, какие есть предложения у вас?                               
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, законопроект прошел правовую и                
лингвистическую экспертизы: замечаний по тексту нет. Предлагается принять       
законопроект в третьем чтении. Соответствующий проект постановления депутатам   
роздан.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по данному предложению? Нет. В рамках "часа голосования"      
ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный    
кодекс Российской Федерации" в третьем чтении.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                

Заседание № 41

09.07.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 367448-3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (в связи с изменением таможенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения лиц к административной ответственности; принят в первом чтении 12 мая 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 606 по 611 из 7278
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия".     
                                                                                
Борис Вячеславович, прошу перенести рассмотрение пункта 13 на 31 июля.          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 929 по 933 из 7278
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Первое предложение - депутата Плигина: пункт 13 перенести на 31 июля. Нет       
возражений? Переносим.                                                          
                                                                                

Заседание № 25

12.05.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 367448-3 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (в связи с изменением таможенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения лиц к административной ответственности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4505 по 4648 из 5995
Переходим к рассмотрению пункта 19. Проект федерального закона "О внесении      
изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных        
правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата      
Государственной Думы Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста, Валерий         
Гаврилович.                                                                     
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической     
политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия".               
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы вам предлагаем           
законопроект, не сложный, на мой взгляд, но очень важный, крайне важный,        
потому что осуществлять правоприменительную практику в таможенной сфере, не     
приведя в соответствие с новым Таможенным кодексом ряд законов, в том числе и   
КоАП, невозможно. Я хочу вам напомнить, что мы с вами приняли новый             
Таможенный кодекс в прошлом году и он вступил в действие с 1 января 2004        
года. Он, безусловно, существенно изменил принципы таможенного регулирования    
и правила перемещения товаров и транспортных средств через границу.             
Соответственно мы с вами обязаны были скорректировать составы                   
административных правонарушений в области таможенного дела, которые             
предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях. То, что таких       
изменений в КоАП до настоящего времени внесено не было, конечно же, создает     
серьезные трудности при привлечении к административной ответственности          
незаконопослушных участников таможенных правоотношений.                         
                                                                                
И теперь уже хотел бы предметно привлечь ваше внимание к тому, что              
законопроект вносит ряд взаимосвязанных и подчиненных общей логике изменений    
в профильную главу КоАПа, а именно в 16-ю, называется она "Административные     
правонарушения в области таможенного дела...". Изменения этой главы приводят    
в соответствие с таможенным законодательством терминологию КоАПа и, что         
особенно важно, устанавливают нормы ответственности за следующие                
правонарушения: незаконное пересечение таможенной границы; нарушение сроков и   
порядка, недостоверность декларирования товаров и иностранной валюты;           
несоблюдение запретов и ограничений на ввоз на территорию и вывоз товаров с     
таможенной территории Российской Федерации; нарушение режима зоны таможенного   
контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;       
недоставка, утрата либо выдача без разрешения таможенного органа товаров и      
документов на них; уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена    
средств идентификации; непредставление в таможенный орган отчетности;           
несоблюдение таможенного режима; наконец, нарушение сроков уплаты таможенных    
платежей и другие нарушения.                                                    
                                                                                
Законопроектом вносятся изменения во все двадцать две статьи упомянутой главы   
16, кроме того, добавляется новая статья об ответственности за незаконное       
осуществление деятельности в области таможенного дела, которая в полной мере    
учитывает новый порядок регулирования так называемой околотаможенной            
деятельности, установленной Таможенным кодексом. К слову, действующая           
редакция Таможенного кодекса способствует тому, чтобы этот рынок                
регулировался "не по усмотрению" (я в кавычки эти слова беру) таможенного       
органа, как это часто бывало, а посредством создания равных конкурентных        
условий с взятием участниками этого бизнеса на себя существенных финансовых     
обязательств перед государством. Именно этим обстоятельством обусловлен         
существенный размер административного штрафа для юридических лиц за             
незаконную деятельность в области таможенного дела.                             
                                                                                
Помимо главы 16 законопроект вносит изменения в часть 3 статьи 15.25 КоАПа,     
поскольку согласно Таможенному кодексу Российской Федерации обязательное        
зачисление экспортной валютной выручки на счет в уполномоченном банке не        
является требованием таможенного органа... простите, не является требованием    
не таможенного органа, а, конечно же, таможенного режима экспорта. В связи с    
этим противоправное деяние, выражающееся в ее незачислении, является            
административным правонарушением не в области таможенного дела, а в области     
валютного законодательства.                                                     
                                                                                
Законопроектом также вносятся изменения в процессуальные нормы КоАПа, в         
частности в статьи 17.9, 28.7, а также осуществляется техническая правка        
КоАПа и Таможенного кодекса, нумерации статей в отсылочных нормах и другое.     
                                                                                
На законопроект имеются положительный отзыв Правительства Российской            
Федерации и положительные заключения Комитета по бюджету и налогам и Комитета   
по конституционному законодательству и государственному строительству.          
Содержащиеся в этих документах замечания и соображения я считаю                 
обоснованными, и, конечно, они будут обязательно учтены при подготовке          
законопроекта ко второму чтению. В частности, как я уже говорил, мы             
обязательно обеспечим соответствие законопроекта вступающему в силу в           
ближайшее время новому внешнеторговому законодательству, к примеру. Сегодня,    
уважаемые коллеги, в зале вам раздали заключение нашего Правового управления,   
оно, собственно, повторяет его же заключение четырехмесячной давности, но с     
незначительными изменениями. Считаем справедливыми замечания и предложения,     
которые в нем содержатся, и конечно же, мы тоже учтем их при подготовке ко      
второму чтению. Прошу вас поддержать законопроект. Спасибо.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Валерий Гаврилович.              
                                                                                
Содоклад сделает председатель Комитета по конституционному законодательству и   
государственному строительству Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста,          
Владимир Николаевич.                                                            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Валерий        
Гаврилович подробно остановился на законопроекте, поэтому я на нем не буду      
так подробно останавливаться. Законопроект рассмотрен Комитетом                 
Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному    
строительству и рекомендован к принятию в первом чтении. Наряду с               
положительными моментами имеется целый ряд замечаний, которые носят             
методологический характер, и поэтому я на них остановлюсь.                      
                                                                                
Первое. Замечания, направленные на снижение коррупционной емкости как самого    
законопроекта, так и института административной ответственности в целом, а      
также на повышение гарантий прав и законных интересов граждан и организаций     
при наложении административных наказаний. Смысл этих замечаний, которые         
делаются по ряду статей, заключается в том, что мы просили бы существенным      
образом снизить разбег санкций, отличие нижнего предела санкций от верхнего     
предела санкций не должно быть в несколько порядков. Данные замечания сделаны   
в заключении, заключение у вас имеется на руках, я на нем останавливаться не    
буду.                                                                           
                                                                                
Ко второй группе замечаний можно отнести замечания, направленные на             
обеспечение более полного соответствия рассматриваемого законопроекта нормам    
действующих федеральных законов и на повышение качества его юридической         
проработки. В частности, часть замечаний носит редакционный характер, они       
перекликаются с замечаниями Правового управления Аппарата Государственной       
Думы.                                                                           
                                                                                
Мы также обращаем внимание, и это крайне существенно, на то, что после          
введения в действие нового Таможенного кодекса, которое произошло 1 января      
2004 года, мы только сейчас рассматриваем санкции за нарушение положений        
данного Таможенного кодекса, то есть возник недопустимый пробел в правовой      
практике. Поэтому, предлагая принять данный законопроект, мы, как и             
профильный комитет, сделаем всё для того, чтобы максимально быстро прошла его   
доработка. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и к содокладчику?   
Желающие выступить по данной теме? Представители правительства и президента?    
Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении         
изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных        
правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации". Прошу определиться   
голосованием. Кто за принятие законопроекта в первом чтении? Мнение комитета    
- принять данный законопроект.                                                  
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              422 чел.93,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    422 чел.                                          
Не голосовало                  28 чел.6,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.