Заседание № 43
О проекте федерального закона № 367448-3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (в связи с изменением таможенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения лиц к административной ответственности; принят в первом чтении 12 мая 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 20, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Как вы помните, данный законопроект был внесен в связи с вступлением в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Для его доработки после первого чтения была создана рабочая группа, в состав которой наряду с членами комитета вошли и другие депутаты Государственной Думы и представители Федеральной таможенной службы, Минфина, других ведомств. В ходе работы над законопроектом было рассмотрено большое количество поправок, пятьдесят пять из которых были рекомендованы комитетом к принятию и тридцать - к отклонению. Кроме того, было рассмотрено заключение Президента Российской Федерации. Также были рассмотрены по существу и фактически учтены замечание и предложение Высшего Арбитражного Суда России. В целом в результате доработки, по нашему мнению, текст стал более сбалансированным, нормы более точно соответствуют отраслевому законодательству, удалось улучшить и систему санкций за административные правонарушения в области таможенного дела и валютного регулирования. По нашему мнению, принятие законопроекта в предлагаемой редакции позволит сформировать систему мер борьбы с правонарушениями в области таможенного и валютного регулирования, повысить дисциплину в указанных сферах, что в свою очередь будет способствовать повышению собираемости таможенных платежей, а также налогов и сборов, взимаемых в сфере валютного регулирования. Поправки, рекомендованные к принятию, можно условно разделить на несколько тематических блоков. В первый из них можно включить поправки, направленные на улучшение восприятия норм законопроекта и приведение законопроекта в соответствие с требованиями юридической техники. Ну, подробно на них, я думаю, останавливаться не следует, их содержание достаточно очевидно. Второй блок касается совершенствования правовых механизмов привлечения к административной ответственности. Эти поправки уточняют правила назначения административного наказания, а также устанавливают подведомственность дел об административных правонарушениях и полномочия по составлению протоколов. Третий блок составляют поправки, направленные на приведение законопроекта в соответствие с новым Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Четвертый блок - это поправки, направленные на уточнение составов административных правонарушений в области таможенного дела и приведение законопроекта в более точное соответствие Таможенному кодексу Российской Федерации. Данные поправки предусматривают изменения, способствующие более четкому описанию состава правонарушения, чтобы сделать его понятным и исключить возможность необоснованного привлечения лиц к ответственности, а также позволяющие разграничить правонарушения, предусмотренные данной главой. Отдельные поправки внесены в целях разграничения составов в зависимости от тяжести правонарушения. Кроме того, ряд поправок вызван необходимостью установления ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". И пятое - это поправки, направленные на упорядочение санкций. Указанные поправки предусматривают, во-первых, снижение необоснованно завышенных санкций, во-вторых, сокращение разрыва между минимальными и максимальными размерами административных штрафов. И в-третьих - в ряде санкций вводится мера административного наказания в виде конфискации того, что являлось орудием или предметом административного правонарушения. Вот это то, что касается таблицы 1. Теперь о таблице 2. Из числа отклоненных поправок можно выделить следующие. Первое - это поправки, отклоненные в связи с выработкой на их основе новой, более удачной нормы. Второй блок - это поправки, которые были отклонены, так как они по сути направлены на необоснованное освобождение перевозчиков от ответственности за нарушение таможенного законодательства. Так, поправками 2, 3 и 6, указанными в этой таблице, предлагалось сузить сферу ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, ограничив ее применение: только за умышленные деяния перевозчиков. Наверное, нет необходимости объяснять, в чем сложность данной ситуации, ведь незаконное перемещение товаров через таможенную границу может повлечь причинение невосполнимого ущерба и гражданам, и обществу, и государству и несовместимо с конституционно защищаемыми ценностями, на что нам, кстати, неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации. С учетом этих и других соображений указанные поправки предлагается отклонить. Также было предложено исключить перевозчиков из числа субъектов ответственности за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, за недоставку товаров и другое. Но для принятия таких поправок нет достаточных правовых оснований, поскольку Таможенным кодексом Российской Федерации соответствующие обязанности возложены именно на перевозчиков. Третий блок - это поправки, отклоненные по причине несоответствия их положениям Таможенного кодекса Российской Федерации. И последний блок - это отклоненные поправки, предлагающие необоснованное снижение санкций либо недопустимо большой разрыв между верхним и нижним размерами штрафов. И в заключение хочу обратить ваше внимание на поправку 55 из таблицы 1. Поправка предусматривает введение рассматриваемого закона в действие с 1 октября текущего года. Такой срок обусловлен высокой актуальностью закона. Новый Таможенный кодекс вступил в действие с 1 января 2004 года, Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" - с 18 июня 2004 года. Действующие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяют в полной мере осуществлять административно-правовую защиту по правоотношениям, регулируемым указанными законами, что приводит к снижению дисциплины в указанных сферах, а также к экономическим потерям в виде недополученных таможенных платежей и налогов. С учетом изложенного комитет просит утвердить таблицы поправок 1 и 2 и подготовленный с учетом таблиц текст законопроекта ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли замечания по таблице поправок, рекомендованных к принятию? Здесь пятьдесят пять поправок. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 46 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1% Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице поправок, рекомендованных к отклонению? Она состоит из тридцати поправок. Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 28 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3% Результат: принято Принимается. Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 01 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8% Результат: принято Принимается. Александр Петрович, какие есть предложения у вас? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы: замечаний по тексту нет. Предлагается принять законопроект в третьем чтении. Соответствующий проект постановления депутатам роздан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по данному предложению? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 08 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8% Результат: принято Закон принимается.
Заседание № 41
О проекте федерального закона № 367448-3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (в связи с изменением таможенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения лиц к административной ответственности; принят в первом чтении 12 мая 2004 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Борис Вячеславович, прошу перенести рассмотрение пункта 13 на 31 июля. Спасибо.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Первое предложение - депутата Плигина: пункт 13 перенести на 31 июля. Нет возражений? Переносим.
Заседание № 25
О проекте федерального закона № 367448-3 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" (в связи с изменением таможенных правил, нарушение которых служит основанием для привлечения лиц к административной ответственности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 19. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста, Валерий Гаврилович. ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы вам предлагаем законопроект, не сложный, на мой взгляд, но очень важный, крайне важный, потому что осуществлять правоприменительную практику в таможенной сфере, не приведя в соответствие с новым Таможенным кодексом ряд законов, в том числе и КоАП, невозможно. Я хочу вам напомнить, что мы с вами приняли новый Таможенный кодекс в прошлом году и он вступил в действие с 1 января 2004 года. Он, безусловно, существенно изменил принципы таможенного регулирования и правила перемещения товаров и транспортных средств через границу. Соответственно мы с вами обязаны были скорректировать составы административных правонарушений в области таможенного дела, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях. То, что таких изменений в КоАП до настоящего времени внесено не было, конечно же, создает серьезные трудности при привлечении к административной ответственности незаконопослушных участников таможенных правоотношений. И теперь уже хотел бы предметно привлечь ваше внимание к тому, что законопроект вносит ряд взаимосвязанных и подчиненных общей логике изменений в профильную главу КоАПа, а именно в 16-ю, называется она "Административные правонарушения в области таможенного дела...". Изменения этой главы приводят в соответствие с таможенным законодательством терминологию КоАПа и, что особенно важно, устанавливают нормы ответственности за следующие правонарушения: незаконное пересечение таможенной границы; нарушение сроков и порядка, недостоверность декларирования товаров и иностранной валюты; несоблюдение запретов и ограничений на ввоз на территорию и вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; нарушение режима зоны таможенного контроля; непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы; недоставка, утрата либо выдача без разрешения таможенного органа товаров и документов на них; уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации; непредставление в таможенный орган отчетности; несоблюдение таможенного режима; наконец, нарушение сроков уплаты таможенных платежей и другие нарушения. Законопроектом вносятся изменения во все двадцать две статьи упомянутой главы 16, кроме того, добавляется новая статья об ответственности за незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела, которая в полной мере учитывает новый порядок регулирования так называемой околотаможенной деятельности, установленной Таможенным кодексом. К слову, действующая редакция Таможенного кодекса способствует тому, чтобы этот рынок регулировался "не по усмотрению" (я в кавычки эти слова беру) таможенного органа, как это часто бывало, а посредством создания равных конкурентных условий с взятием участниками этого бизнеса на себя существенных финансовых обязательств перед государством. Именно этим обстоятельством обусловлен существенный размер административного штрафа для юридических лиц за незаконную деятельность в области таможенного дела. Помимо главы 16 законопроект вносит изменения в часть 3 статьи 15.25 КоАПа, поскольку согласно Таможенному кодексу Российской Федерации обязательное зачисление экспортной валютной выручки на счет в уполномоченном банке не является требованием таможенного органа... простите, не является требованием не таможенного органа, а, конечно же, таможенного режима экспорта. В связи с этим противоправное деяние, выражающееся в ее незачислении, является административным правонарушением не в области таможенного дела, а в области валютного законодательства. Законопроектом также вносятся изменения в процессуальные нормы КоАПа, в частности в статьи 17.9, 28.7, а также осуществляется техническая правка КоАПа и Таможенного кодекса, нумерации статей в отсылочных нормах и другое. На законопроект имеются положительный отзыв Правительства Российской Федерации и положительные заключения Комитета по бюджету и налогам и Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Содержащиеся в этих документах замечания и соображения я считаю обоснованными, и, конечно, они будут обязательно учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. В частности, как я уже говорил, мы обязательно обеспечим соответствие законопроекта вступающему в силу в ближайшее время новому внешнеторговому законодательству, к примеру. Сегодня, уважаемые коллеги, в зале вам раздали заключение нашего Правового управления, оно, собственно, повторяет его же заключение четырехмесячной давности, но с незначительными изменениями. Считаем справедливыми замечания и предложения, которые в нем содержатся, и конечно же, мы тоже учтем их при подготовке ко второму чтению. Прошу вас поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Валерий Гаврилович. Содоклад сделает председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Валерий Гаврилович подробно остановился на законопроекте, поэтому я на нем не буду так подробно останавливаться. Законопроект рассмотрен Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству и рекомендован к принятию в первом чтении. Наряду с положительными моментами имеется целый ряд замечаний, которые носят методологический характер, и поэтому я на них остановлюсь. Первое. Замечания, направленные на снижение коррупционной емкости как самого законопроекта, так и института административной ответственности в целом, а также на повышение гарантий прав и законных интересов граждан и организаций при наложении административных наказаний. Смысл этих замечаний, которые делаются по ряду статей, заключается в том, что мы просили бы существенным образом снизить разбег санкций, отличие нижнего предела санкций от верхнего предела санкций не должно быть в несколько порядков. Данные замечания сделаны в заключении, заключение у вас имеется на руках, я на нем останавливаться не буду. Ко второй группе замечаний можно отнести замечания, направленные на обеспечение более полного соответствия рассматриваемого законопроекта нормам действующих федеральных законов и на повышение качества его юридической проработки. В частности, часть замечаний носит редакционный характер, они перекликаются с замечаниями Правового управления Аппарата Государственной Думы. Мы также обращаем внимание, и это крайне существенно, на то, что после введения в действие нового Таможенного кодекса, которое произошло 1 января 2004 года, мы только сейчас рассматриваем санкции за нарушение положений данного Таможенного кодекса, то есть возник недопустимый пробел в правовой практике. Поэтому, предлагая принять данный законопроект, мы, как и профильный комитет, сделаем всё для того, чтобы максимально быстро прошла его доработка. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и к содокладчику? Желающие выступить по данной теме? Представители правительства и президента? Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации". Прошу определиться голосованием. Кто за принятие законопроекта в первом чтении? Мнение комитета - принять данный законопроект. Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 20 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принято.