Заседание № 27
23.05.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 36728-5 "О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1852 по 2014 из 4167
Пункт 13, проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества". Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Алексей Николаевич Бородавкин. БОРОДАВКИН А. Н., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Позвольте поздравить вас прежде всего с юбилейным, 1000-м заседанием Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и пожелать успехов в работе на благо России! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. БОРОДАВКИН А. Н. Думаю, что предлагаемый вашему вниманию вопрос - проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества", внесённый Президентом Российской Федерации, - соответствует высокой политической важности сегодняшнего юбилейного заседания Государственной Думы. Имеется ещё одно символическое совпадение: сегодня начался официальный визит Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в Китайскую Народную Республику, которая, как известно, является одним из ключевых членов Шанхайской организации сотрудничества. С самого начала хочу подчеркнуть неординарное внешнеполитическое значение этого договора как с точки зрения наращивания взаимодействия с нашими партнёрами в рамках ШОС, так и в плане позитивного воздействия на международную обстановку в Центральной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, да и в мире в целом. Несколько слов о Шанхайской организации сотрудничества. Она объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Декларация о создании ШОС была подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 года. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года принята Хартия ШОС, она вступила в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности организации. За прошедшие с момента основания организации семь лет ШОС превратилась в весомый фактор укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, развития многопрофильного экономического и гуманитарного партнёрства, завоевала высокий авторитет в международном сообществе. Одно из свидетельств этому то, что в качестве наблюдателей к организации присоединились Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Договор о долгосрочном добрососедстве был подписан руководителями государств - членов ШОС на заседании совета глав государств 16 августа прошлого года в Бишкеке. Договорённость о заключении этого документа была достигнута лидерами стран-участниц в 2006 году на юбилейном саммите ШОС в Шанхае. При этом главы государств исходили из важности задачи развития договорно-правовой базы организации, краеугольным камнем которой является Хартия ШОС. При подготовке проекта договора были полностью учтены российские соображения и предложения. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве состоит из двадцати шести статей, которые конкретизируют положения Хартии ШОС и предлагают более развёрнутые формулировки, фиксирующие правовые и политические нормы сотрудничества государств-членов. Он призван способствовать дальнейшей консолидации организации, придать новое качество и динамику сотрудничеству. В частности, статья 2 договора развивает зафиксированный в хартии принцип разрешения разногласий между участниками договора исключительно мирным путём. Более того, статья 6 предусматривает, что в случае возникновения ситуации, ставящей под угрозу безопасность одной из сторон договора, она может проводить консультации в рамках организации с другими договаривающимися сторонами для адекватного реагирования на возникшую ситуацию. В договоре также подтверждается уважение права государств-участников на выбор пути политического, экономического и культурного развития, развиты установки хартии о соблюдении принципов государственного суверенитета и территориальной целостности, неучастии в союзах и организациях, направленных против других участников договора, об отказе от поддержки каких-либо враждебных им действий, это статья 4. Все эти важные положения поднимают на качественно более высокий уровень координацию политики в области безопасности государств - членов ШОС. Серьёзную политико-правовую нагрузку несут в себе обязательства сторон в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также противодействия иным угрозам, вызовам и правонарушениям, которые имеют трансграничный характер. Существенную политическую отдачу имеют положения статьи 11 о намерении договаривающихся сторон в соответствии с международными обязательствами и национальным законодательством содействовать реализации прав и основных свобод человека, обеспечивать законные права и интересы проживающих на их территории граждан других государств - участников договора. Выдержанный и сбалансированный характер носит тематический блок, регулирующий экономическое взаимодействие, ему посвящены статьи 13, 14 и 15. Этот блок определяет ключевые принципы такого сотрудничества, а это равноправие и взаимная выгода. Фиксируется также стремление государств - участников договора всемерно развивать сотрудничество в таких областях, как охрана окружающей среды, рациональное природопользование, а также предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий. Оформлено обязательство сторон договора продуктивно взаимодействовать в гуманитарной сфере, способствовать изучению языков и культуры партнёров. Это предоставляет дополнительные возможности для распространения русского языка и нашей культуры за рубежом, в первую очередь в Центральной Азии. Государства - члены договора исходят из того, что для реализации его положений будут разработаны дополнительные документы. Так, например, в развитие статьи 10 о кооперации в военной сфере 15 мая этого года уже подписано Соглашение о сотрудничестве между министерствами обороны государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Зафиксированные договорённости в полной мере соответствуют российским внешнеполитическим приоритетам, создают дополнительные возможности для продвижения интересов нашей страны во взаимоотношениях с государствами - членами ШОС. Вступление в силу договора позволит значительно увеличить вклад ШОС в формирование многополярного миропорядка, основанного на верховенстве международного права. Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку является документом об основах межгосударственных отношений. Кроме того, стороны условились о его ратификации. Это было сделано на уровне глав государств. Согласно статье 23 договор вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию, которым является Секретариат ШОС, последней ратификационной грамоты. Договор не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Выполнение договора не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Договор был обсуждён на заседаниях комитетов Государственной Думы по делам СНГ и по международным делам и получил одобрение. Учитывая важность упомянутого документа, надеемся на поддержку Государственной Думы в вопросе его ратификации. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Алексей Николаевич. Для содоклада я предоставляю слово первому заместителю председателя Комитета по международным делам Юлию Александровичу Квицинскому. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества", внесённый в Государственную Думу 26 марта 2008 года Президентом Российской Федерации. Содержание договора было подробно доложено Александром Николаевичем. Я не считаю необходимым после такого подробного доклада углубляться в рассмотрение отдельных статей этого договора, хочу только подчеркнуть, что это добротный рамочный договор, который выводит и саму Шанхайскую организацию сотрудничества, и нашу роль в этой организации на качественно новую ступень, отвечает интересам нашей безопасности и способствует укреплению наших позиций во всём мире. Он создаёт надёжную основу для комплексного развития Шанхайской организации сотрудничества, формирования справедливого демократического миропорядка и укрепления взаимодействия государств в вопросах международной безопасности. На договор есть также положительные заключения комитета по СНГ и Комитета по обороне. Правовое управление замечаний не имеет. Поэтому наш комитет поддерживает ратификацию этого договора и предлагает коллегам проголосовать за его ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юлий Александрович. Скажите, есть ли вопросы? Нет у депутатов вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2409 по 2426 из 4167
Далее - три ратификации. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов Шанхайской организации сотрудничества". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 36 сек.) Проголосовало за 433 чел.96,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8% Результат: принято Договор ратифицирован.