Заседание № 201
21.11.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 367202-6 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5942 по 6241 из 8776
А пока 60-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется законопроект, который направлен на защиту конституционного права наших граждан на получение бесплатного образования. Как вы знаете, в 43-й статье Конституции, которая гарантирует бесплатность образования, не содержится никаких ограничений, кроме получения высшего образования на конкурсной основе. Однако принятый нами новый закон "Об образовании..." несколько изменил эту ситуацию: в нём указано, что да, по-прежнему образование у нас бесплатное, но в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, федеральные государственные образовательные стандарты, которые фактически утверждает лично министр, могут ограничить права наших граждан на получение бесплатного образования. Приведу конкретный пример. Три года назад, когда обсуждались федеральные государственные образовательные стандарты старших классов, вся научно-педагогическая общественность, родители были возмущены тем, что количество предметов было сокращено ровно в два раза: вместо двадцати - двадцати одного предмета, которые изучались традиционно в школе, предлагалось четыре предмета изучать в качестве обязательных и шесть - по выбору. Естественно, в тот период сразу, чтобы не было произвола, чтобы не были исключены из обсуждения родители, научно-педагогическая общественность, учителя, да и сами обучаемые, мы и подготовили данный законопроект. Суть его сводится к тому, что перечень предметов, а также количество часов на изучение каждого предмета должны утверждаться федеральным законом, то есть утверждать предметы, которые должны изучаться в школе, их количество должны мы с вами, но никак не министр. Мы знаем, что при министре образования есть определённая комиссия, представляющая как бы общественность, но её предложения носят в большей степени рекомендательный характер, и поэтому сегодня стандарт - это плод труда чиновников и узкого круга выбранных ими работников образования. А вот данный законопроект как раз направлен на повышение качества российского образования посредством совершенствования законодательного регулирования в части федеральных государственных образовательных стандартов. Это достигается за счёт того, что к обсуждению проекта федерального закона привлекаются Государственная Дума, Совет Федерации, проводятся парламентские слушания, "круглые столы" и так далее, то есть широко привлекается общественность, поскольку за каждым депутатом, за каждым сенатором стоит достаточно большое количество избирателей и граждан. Коллеги, мы не затрагиваем саму процедуру принятия федеральных государственных стандартов, действующий закон отнёс это к полномочиям Правительства Российской Федерации, но мы считаем, что, наоборот, именно правительство должно в Государственную Думу вносить перечень предметов, которые должны изучаться в школе. При обсуждении законопроекта на заседании комитета было сделано замечание, что это приведёт к тому, что мы постоянно будем менять количество изучаемых предметов и количество часов. На самом деле это происходит очень редко: последний раз дополнительно был введён третий урок физкультуры, и мы знаем, к чему это всё привело - при четырёх параллельных классах необходимо было строить ещё один спортивный зал в каждой школе, что практически осуществить было невозможно. Мы считаем, что правительство должно вносить в Государственную Думу предложения по перечню предметов и количеству часов по каждому предмету, а мы с вами должны принимать это в виде федерального закона, но никак не министр. Хочу отметить, что данный законопроект не изменяет содержание, то есть мы с вами не будем утверждать содержание каждого предмета, хотя это тоже очень важный вопрос. Вы помните второй скандал, связанный с федеральными государственными образовательными стандартами, когда Российская академия образования опубликовала перечень литературных произведений, которые должны изучаться, в частности, в старших классах, при этом существенно ограничивалось изучение таких писателей, как Чехов, Алексей Толстой, Куприн, а некоторые исключались полностью и вместо них предлагалось ввести произведения писателей, я бы сказал, ещё не зарекомендовавших себя в качестве классиков, - Пелевина, Эппель, Улицкой и так далее! Хочу рассказать вам одну историю. Это происходило в 1913 году, когда был объявлен конкурс на лучшего писателя России, и первое место заняла некто Вербицкая Анастасия Алексеевна (однофамилица президента нашей Российской академии образования), а Лев Толстой занял место где-то во втором десятке, по-моему 13-е или 14-е, и она стала говорить, что вот, видите, я самый главный писатель! Но после революции она была у нас запрещена, все её книги были сожжены, что ещё раз говорит о том, что должно пройти время, чтобы мы поняли, какие писатели настоящие классики, которых нужно изучать в школе. Уважаемые коллеги, подводя итог, хочу сказать, что если мы с вами примем этот закон, то уже никакой министр, как бы он ни был, так сказать, заинтересован в ограничении числа предметов, изучаемых в школе, уже не смог бы ограничить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. Виктор Евграфович, полминуты мы добавили, чтобы вы завершили. ШУДЕГОВ В. Е. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова, пожалуйста. МАНУЙЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел предлагаемый законопроект, но, разделяя озабоченность авторов, вместе с тем не может не отметить следующее. Законопроект вносился в августе 2013 года, вернее, в августе 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены правила разработки и утверждения ФГОСов. Эти правила позволяют говорить о том, что самое широкое обсуждение возможно и гарантировано, потому что не менее чем за два месяца до даты рассмотрения проектов они должны размещаться на специальном сайте в сети Интернет для того, чтобы все граждане России имели возможность с ними поработать, и в обязанности рабочей группы входит обязательное рассмотрение всех поступивших предложений. Помимо этого проводится независимая экспертиза проектов ФГОСов организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, к чьим полномочиям относится сфера образования, и Минобрнауки в течение семи дней со дня размещения проектов направляет независимым экспертам этот документ. Таким образом, действующая процедура уже обеспечивает участие самой широкой общественности, представителей профессионального сообщества в разработке ФГОСов. Принятие стандартов - достаточно длительный процесс. Так, стандарт начального общего образования рабочая группа в течение восьми месяцев готовила к приёму, учитывая все обсуждения, стандарт основного общего образования - в течение восьми месяцев, а стандарт среднего общего образования для старшей школы - почти два года. Комитет полагает, что утверждённые правила предоставляют и депутатам Государственной Думы, и членам Совета Федерации возможность участвовать как в самом обсуждении, так и в работе рабочей группы при принятии решения о рекомендации проекта ФГОСа к утверждению или к отклонению. Таким образом, наше участие, как и всей широкой общественности, также будет возможно. Если мы на минуту представим, что закон будет принят, то, уверяю вас, каждую неделю в Государственную Думу будут вноситься законопроекты с предложениями отвести на изучение математики, скажем, пять часов, или четыре часа, или десять часов и так далее, но ведь Государственная Дума должна всё-таки заниматься и другими вопросами! Кроме того, комитет считает, что наделение исключительно Правительства Российской Федерации обязанностью вносить проекты ФГОСов противоречит 104-й статье Конституции, согласно которой правительство обладает правом законодательной инициативы, но не обязанностью, а также есть другие субъекты, наделённые этим правом, поэтому вносить поправки и изменения может тот субъект, который обладает правом законодательной инициативы. Кроме того, комитет считает, что стандарты, которые сегодня приняты, в полной мере реализуют право граждан на бесплатное образование, потому что в них чётко прописано количество общеобразовательных предметов: не менее девяти-десяти, в том числе три-четыре предмета для изучения на углублённом уровне. Помимо этого устанавливается число часов, которое гарантированно оплачивается из бюджета, - это 37 часов в наделю для старшей школы при шестидневной неделе или 31 час при пятидневной неделе, также бюджетом гарантируется оплата десяти часов в неделю внеурочной деятельности. Подумайте, 47 часов для старшеклассника! У нас с вами рабочая неделя 40 часов - больше, извините меня, это уже просто нарушение, это немыслимые нагрузки! Ну и ещё. Мы сегодня дали большие права самим образовательным организациям, и не нужно думать, что они, составляя свою образовательную программу, причём с участием совета школы, принимают её бездумно и легкомысленно, - поверьте, там тоже работают профессионалы, и нельзя лишать доверия целые коллективы образовательных учреждений, нельзя забывать о роли учредителя, который также заинтересован в первую очередь в качественной подготовке! Учитывая всё изложенное, комитет предлагает отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Владимир Николаевич Федоткин, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Виктор Евграфович, в своё время мне довелось работать в институте усовершенствования учителей и готовить педагогов для преподавания экономики в школах. Вот тогда мне пришлось столкнуться с тем, что министерство образования готовило нас по стандартам образовательного учреждения Соединённых Штатов Америки (у меня до сих пор есть этот учебник США, оригинальный), и там есть стандарты для учеников, изучающих экономику, где наряду с изучением экономических теорий Адама Смита, Джона Кейнса подробно излагаются экономические теории Карла Маркса, Ленина, практика экономической работы Сталина, причём не карикатурно, не с издёвкой, а очень по-научному, серьёзно, и выделены многие экономические положения, которые, они считают, нужно, чтобы американские школьники знали, так как это полезно для страны. Не думаете ли вы, что при разработке закона о стандартах нам нужно подумать о содержании и использовать не только западный опыт, но и наш, родной опыт, который тоже может быть?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо за очень интересный вопрос. Хочу отметить, что вот тот законопроект, который мы с вами сейчас рассматриваем, не затрагивает содержания того или иного предмета. Мы не затрагиваем именно эту часть, потому что действительно постоянно будут вноситься изменения: та же история меняется, может быть, даже география - ещё будут появляться какие-то новые объекты и так далее. На следующей неделе, вернее, уже сегодня на заседании комитета мы рассмотрели и через неделю, по-видимому, будет вынесен на рассмотрение Государственной Думы законопроект Олега Николаевича Смолина, вашего коллеги, вот там уже как раз речь идёт о содержании. Тот законопроект более спорный в том плане, что, утверждая законом содержание, мы тем самым существенно ограничиваем возможности его изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Вера Анатольевна Ганзя. Пока Вера Анатольевна идёт к трибуне, я хочу ещё раз проинформировать тех, кто по каким-то причинам вышел из зала: буквально через несколько минут мы приступим к голосованию, поэтому прошу всех вернуться в зал. Ярослав Евгеньевич, вот целый сектор ваш пустует, это обращает на себя внимание. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подходят, да? Очень хорошо! Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые коллеги, понимая остроту момента, я постараюсь в три минуты уложиться и всё же сказать самое главное. Школу сейчас постоянно обвиняют в отсутствии воспитания. В советское время содержание образования несло в себе очень мощный воспитательный импульс - сейчас этого нет, и я вам постараюсь это доказать. Вот, например, сегодня мы говорим о федеральных образовательных стандартах. 2-й класс, программа "Школа 2100", в учебнике, соответствующем федеральным образовательным стандартам, новомодная сказка - я на уроке присутствовала и, знаете, была в шоке - про богатыря, которого гоняла жена. Там есть вот такие слова, я их вам приведу: "А стоило жене поднять дубину, как он прятался за дверь", "Опротивел ты мне, трусливый! Сию же минуту убирайся вон отсюда!" Вот скажите, какие семейные ценности воспитываются при вот таком содержании образования? Да никаких! Поэтому сейчас нам что самое главное нужно сделать? Действительно взять под контроль образовательные стандарты, чтобы не получить в будущем майдан! А теперь по часам конкретно. Давайте посмотрим учебные планы. Чтобы вам было понятно, поясню, что учебные планы делятся на три части: федеральная часть, региональная часть и школьная. Я по федеральной немного пройдусь. 9-й класс. До 8-го класса трудовое обучение, или технология, есть, в 9-м классе - нет. В результате выпускники школ не то что утюг - табурет починить не могут, никаких трудовых навыков у них нет! Теперь русский язык. В 9-м классе два часа в неделю русского языка, а иностранного - три часа. Давайте 10-й класс посмотрим: русского языка в 10-м классе один час в неделю, в 11-м классе один час, а иностранного языка - три часа в неделю. Разве это нормально? Я считаю, что этот вопрос нужно брать под контроль. Прошу вас, уважаемые коллеги, хотя бы на несколько минут, секунд, забудьте о своей партийной принадлежности, станьте обыкновенными мамами и папами, дедушками и бабушками и поймите, пожалуйста: приняв этот закон, мы возьмём образование под контроль в полной мере, в чём оно сейчас нуждается! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, Виктор Евграфович, будете ещё раз выступать? Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я хочу обратить ваше внимание на то, что принятие данного закона не потребует ни одного рубля из бюджетных средств, а, приняв его, мы с вами фактически гарантируем, что никто из чиновников не сократит число предметов, которые дети изучают. Естественно, тогда они смогут в полной мере получать образование, воспитание и вообще всё, что нужно, для того чтобы после окончания школы свободно двигаться дальше своим путём, выбрав траекторию дальнейшего обучения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова. Микрофон включите. МАНУЙЛОВА И. В. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу вернуться к стандартам. Вера Анатольевна, в новых стандартах у нас нет федерального, регионального и школьного компонентов, а есть соотношение обязательного и части, которую самостоятельно выбирает обучающийся по учебному плану. При этом учебный план, я подчёркиваю, включает тридцать семь часов урочной деятельности в неделю. Представьте ситуацию: мы с вами федеральным законом определяем на изучение математики пять часов в неделю, но для физико-математических классов, где на изучение математики обычно выделяется десять часов, этого мало, а для гуманитарных классов достаточно четырёх часов, чтобы освоить тот самый минимальный уровень, - сегодня все об этом говорят. И эти только один предмет, а примеров можно привести бесконечное множество. И ещё. Мы всё время пытаемся навязать всем абсолютное единообразие. 273-й закон дал каждому образовательному учреждению возможность самостоятельно формировать программу, а ученику - выбирать свой собственный учебный индивидуальный план. Вместе с тем наша задача - обеспечить единство минимального содержания, для того чтобы гарантировать общеобразовательное пространство, и вот в части работы над содержанием, единым для всех учащихся России, я готова вас поддерживать, во всём остальном - мы лишаем вариативности и, по сути, нарушаем права ребёнка. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8313 по 8329 из 8776
60-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 14 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 205 чел. Не голосовало 245 чел.54,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.