Заседание № 162
О проекте федерального закона № 367042-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" (в части снижения процентной ставки по депозитам во Внешэкономбанке, на которые размещаются средства Фонда национального благосостояния, используемые для предоставления кредитов АИЖК, а также снижения процентной ставки по этим кредитам и продления срока их предоставления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующим мы рассматриваем пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию представляется законопроект, направленный на стимулирование объёмов ипотечного кредитования и повышение эффективности деятельности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в условиях текущей конъюнктуры финансового рынка. Прежде всего напомню, что действующая редакция Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации", принятого 13 октября 2008 года, предусматривает, что Внешэкономбанк до 1 июня 2010 года вправе выдавать АИЖК кредиты на общую сумму до 40 миллиардов рублей под ставку 9,5 процента годовых на срок до 1 июня 2020 года, фондируя в свою очередь из средств Фонда национального благосостояния под 8,5 процента годовых. Представленным вашему вниманию законопроектом предлагается внести изменения в федеральный закон, снизив с 9,5 до 6,5 процента ставки по кредитам, выдаваемым Внешэкономбанком АИЖК, с одновременным продлением срока, в течение которого указанные кредиты могут быть предоставлены, - до 31 декабря 2011 года. Принимая во внимание то, что средства на указанные операции предоставляются Внешэкономбанку из Фонда национального благосостояния путём размещения их в депозиты во Внешэкономбанке, законопроектом предлагается одновременно снизить ставку по таким депозитам с уровня 8,5 процента до 6,25 процента годовых. Необходимость снижения процентных ставок по указанным операциям обусловлена общим снижением рисков и рыночных процентных ставок в результате существенного улучшения ситуации на денежном и кредитном рынках с середины 2009 года и уменьшением проблемы дефицита рублёвой ликвидности. Напомню, что в период с апреля 2009 года по апрель 2010 года Банк России неоднократно снижал ставку рефинансирования с 12,5 процента годовых (базовая ставка на 24 апреля 2009 года), и сейчас ставка составляет 8 процентов годовых. Предлагаемые изменения приведут к уменьшению доходов федерального бюджета в общей сложности на 1,5 миллиарда рублей и вместе с тем позволят снизить ставки по ипотечным кредитам, стимулировать увеличение объёмов ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья так называемого экономкласса. Хотел бы подчеркнуть, что АИЖК в данном случае планирует целевым образом... Подчёркиваю: целевым образом, поскольку недавно мы обращались к правительству и говорили о том, что использование средств АИЖК, в данном случае прибыль АИЖК, не на уставные фактически цели, а на создание дочерних компаний, является нецелевым использованием средств. Так вот, сейчас АИЖК планирует целевым образом направить указанные средства на выполнение программы по стимулированию предоставления кредитов на цели строительства и приобретения жилья. Указанная программа позволит осуществить стимулирование ипотеки на первичном рынке, в том числе путём кредитования застройщиков и предоставления ипотечных кредитов по льготным ставкам. Мы обязательно проследим за ходом реализации АИЖК этой программы. Комитет по финансовому рынку рассмотрел законопроект и рекомендует принять его в первом чтении и в целом. Учитывая очевидность предлагаемых изменений, надеюсь, что палата поддержит решение комитета. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику? Вижу одну руку. И Зубов, да? Две руки: Решульский Сергей Николаевич и Зубов. Пожалуйста, включите микрофон Решульскому. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Владиславу Матусовичу. Хоть вы и сказали, что тут очевидный вопрос, но всё-таки я хочу вам напомнить выступление здесь с отчётом Владимира Владимировича Путина, который на эту проблему смотрит несколько по-другому. Он сказал, что такие меры можно будет принимать в том случае, если будут разработаны конкретные мероприятия по снижению ставки ипотечного кредита для конечного получателя, то есть для заёмщика. Вот вы всё говорите, что это естественно, что так и будет. Всё-таки приведите хотя бы один пример, какие конкретные меры уже предусмотрены для снижения этой ставки. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Сергей Николаевич, в случае принятия данного закона мы ожидаем, что ставка по ипотечному кредиту для тех кредитов, которые будут реструктурироваться, естественно, с помощью АИЖК, будет составлять порядка 11 процентов. Это будет результат принятия данного законопроекта. Я считаю, что это хороший результат. Это снижение той ставки, которая сейчас есть на рынке, Сергей Николаевич, она будет ниже, чем сейчас. Поэтому если вы хотите, чтобы ставка была снижена и была в районе 11 процентов, то я рекомендовал бы вам поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владислав Матусович, у меня вопрос такой. Через систему АИЖК, конечно, проходит значительная доля ипотечного кредитования, но есть ряд банков, которые самостоятельно кредитуют, выдают ипотечные кредиты. Вопрос следующий: вы предполагаете, что ставка снизится для АИЖК и автоматически под неё подстроятся другие банки или у нас произойдёт перекос в банковской системе, когда часть банков смогут выдавать кредиты по более низкой ставке, а часть банков просто прекратят выдавать кредиты, потому что снизить ставку они в силу объективных обстоятельств и при отсутствии бюджетной дотации они не смогут? РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, никто не обещал бюджетных дотаций, и я считаю, что предоставление бюджетных дотаций - это была бы исключительно вредная вещь в данной ситуации. Речь идёт о тех банках, которые работают с АИЖК, и в данном случае мы ожидаем снижения ставки для них, но банки, работающие с АИЖК, выдают абсолютнейшее большинство кредитов, а на долю других приходится ничтожно мало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Одну руку вижу и ещё две руки - три. Багаряков Алексей Владимирович. Владислав Матусович, пока присаживайтесь. Включите микрофон Багарякову Алексею Владимировичу. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Но для нас, к сожалению, не являются очевидными меры, которые предлагают авторы законопроекта и которые должны привести к снижению ставки для конечного заёмщика. Я, так же как Сергей Николаевич Решульский, напомню слова премьера. Он говорил о том, что действительно необходимо снижать ставки по кредитам, но должен быть конкретный механизм снижения ставок, например в ВЭБе, и этот механизм должен дойти до конечного потребителя. Такого механизма, к сожалению, нет. И то, что говорит глава комитета... Мы, конечно, можем поверить и ему, но поверьте мне на слово, что через полгода после принятия этого закона ставки снизятся до 11 процентов, но такого не будет, это фантастика. Это первое. У нас уже есть примеры, мы наступаем на одни и те же грабли. Мы видим это на примере Центрального банка. Центральный банк уже несколько раз подряд за последние полгода снижал ставку рефинансирования, и теперь она составляет 8 процентов практически. Но мы не видим взаимосвязи между снижением ставки рефинансирования Центрального банка и снижением ставок коммерческих банков. То есть сегодня, я вас уверяю, взять кредит даже в Сбербанке под 11 процентов годовых невозможно. Требуется первоклассный заёмщик, заёмщик с кэш-фло, заёмщик с гарантированным залогом, с ликвидным. И сегодня Сбербанк выставляет под залог дисконт минимум 50 процентов. Таких заёмщиков у нас не так много в кризис. Все остальные - это средний и малый бизнес. Даже крупный бизнес сегодня лишён возможности рефинансироваться в банках, в том числе в государственных банках. Примеры такие у нас есть, но тем не менее мы предлагаем ещё раз попробовать: а вдруг для наших граждан, которые кредитуются под ипотеку, случится чудо? Чудо не случится. Более того, мы принимаем законопроект в трёх чтениях в такой спешке... Наш комитет рассматривал его даже не очно, мы рассматривали его заочно, опросным голосованием, что считаю недопустимым. Это важнейший закон! Громадные суммы! Дальше - стоимость жилья. За последнее время, мы взяли справку, за последние полгода, только в столице стоимость жилья выросла на 10-15 процентов, и она продолжает повышаться большими темпами. Тогда каким образом мы увидим её снижение? Причём мы говорим не о дешевизне кредитов, мы говорим о стоимости 1 метра квадратного - он дорожает. Сегодня максимальная стоимость 1 метра квадратного - это услуги чиновников, это различные другие услуги, это сегодня уже не себестоимость жилья. Следующее. Мы совсем недавно по инициативе комитета приняли заявление Государственной Думы, которое было адресовано премьер-министру и касалось деятельности АИЖК. То есть мы несколько дней назад принимали решение, где критиковали АИЖК за непрозрачность, за то, что они организуют страховую компанию, которая сама себя страхует, перестраховывает, то есть сама себе дала кредит, сама себя застраховала, - великолепный бизнес! - и всё находится в одних руках, без всякого контроля, а сегодня мы видим, как с трибуны глава комитета говорит: я вам гарантирую, что там всё будет нормально, никаких проблем там у них не будет. Ну это же абсурд! Как можно две взаимосвязанные темы вот так по-разному оценивать?! Далее. Мы говорим о снижении ставки по депозиту в ВЭБе, но нужно же понимать, что три четверти пенсионных сбережений наших граждан находятся в ВЭБе и что снижение ставки по депозиту по ним больно ударит. Это доходность пенсионных сбережений наших граждан, а за последние несколько лет ВЭБ показал самую маленькую доходность по пенсионным сбережениям. Опять же говорю: без всякой прозрачности, мы не имеем возможности сегодня в ВЭБе запросить информацию, как он расходует деньги, куда он их инвестирует. У нас, к великому сожалению, такой возможности сегодня нет. Исходя из всего вышесказанного наша фракция, к сожалению, не может эту идею поддержать, хотя, мы считаем, тема заслуживает внимания, но она будет актуальна тогда, когда действительно будет разработан механизм контроля ставок для конечного получателя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Аксаков Анатолий Геннадьевич, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хотел бы проинформировать, что АИЖК разработана программа поддержки финансирования строительного сектора и ипотечного кредитования. И как раз в рамках этой программы предусмотрено снижение процентов, в том числе по ипотечным кредитам, до 11 процентов. То есть там есть чёткие расчёты, грамотные расчёты, и они полностью подтверждают, что на эти параметры можно выйти. И поэтому эта мера, которая сейчас предлагается в законопроекте, на мой взгляд, как раз просто необходима, потому что в противном случае заявленные цели, которые существуют в программе, не будут реализованы. Я хотел бы отметить, что нашим решением по закону "О дополнительных мерах..." были выделены также субординированные кредиты реального сектора, это долгосрочные деньги, но эти субординированные кредиты давались тоже под очень высокий процент, и сегодня их отработать на рынке практически невозможно, потому что рентабельность реального сектора составляет 5-7 процентов. Естественно, деньги, которые были слишком дорогими для банков, банки не могут давать дешевле, чем под 9 процентов, а реально, с учётом всех накладных расходов, эти проценты будут ещё выше. Есть также 40 миллиардов рублей, предоставленные Российскому банку развития для кредитования малого бизнеса, и они тоже дорогие, поскольку мы в своё время приняли решение, чтобы проценты по этим кредитам, исходя, конечно, из условий на рынке, были 9 процентов и более. Я считаю, что надо было бы рассматривать этот вопрос во взаимоувязке с иными принятыми нами решениями, чтобы поддержать и реальный сектор, то есть снизить стоимость денег, связанных с субординированными кредитами, и стоимость денег, предоставленных для кредитования малого бизнеса. Поскольку деньги дорогие, их отработать на рынке невозможно, соответственно, они не работают. И в целом всё-таки я считаю, это моя личная точка зрения, что данный законопроект необходимо поддержать для того, чтобы простимулировать и снижение стоимости кредитов для строительного сектора, а в программе АИЖК это предусмотрено, и снижение стоимости кредитов при предоставлении ипотечных кредитов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Вы знаете, цель законопроекта, безусловно, благая, но, как любое благое намерение, может быть, вымащивает дорогу совсем в другое место. Из ответа, который последовал от председателя комитета, следует, что либо мы имеем другие материалы, имеем другой проект закона, либо он докладывал совсем о другом. Мой вопрос сводился к тому, будет ли бюджетная поддержка. Ответ: нет, бюджетной поддержки нет. Но я читаю текст: о дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации в части снижения процентной ставки и продления срока по кредиту для АИЖК, предоставляемому за счёт средств Фонда национального благосостояния. Я до сих пор думал, что Фонд национального благосостояния - это часть бюджета. То есть всё-таки бюджетная поддержка есть. В связи с этим у меня сразу один вопрос, второй вопрос я задал бы, если бы имел право. Сейчас мир, весь мир, вся экономика мировая находится в состоянии выхода из кризиса, по-разному можно оценивать - то ли уже вышли, то ли выходим, то ли ещё нет, то ли вторая волна, - но всех абсолютно точно волнует вопрос: когда государство выйдет из состояния поддержки экономики, сможет ли она самостоятельно развиваться? Мы в данном случае усугубляем ситуацию с точки зрения поддержки бюджетом тех реальных процессов, которые протекают в экономике объективно. Объективно для всех кредитов критерием служит не наше пожелание, какая должна быть ставка, а то, какая инфляция, например, в стране. Сегодня она снижается, и, если снижение инфляции будет устойчивым процессом в силу естественных причин, это и приведёт к реальному снижению процентной ставки, в том числе по ипотечному кредиту. Если же это наша искусственная мера, то она в конце концов вольётся в очередную волну кризиса, как это всегда происходит с финансовыми пузырями, которые возникают, когда финансируется искусственно какой-то процесс. Я думаю, что замечание одного из коллег, выступавшего до меня, о том, что следовало принять во внимание, что в ВЭБе держатся средства Пенсионного фонда, пенсионные накопления населения, и что следовало учесть, как на них отразится принятие этого решения, как минимум всё-таки наталкивает на следующее предложение. Так как идея хорошая, так как что-то всё равно надо делать, в первом чтении законопроект принять, но во втором чтении, безусловно, не принимать сегодня, я уж не говорю про третье, и внимательно посмотреть на последствия, к которым может привести на финансовом рынке очередное государственное вмешательство, хотя и с благими намерениями. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Полномочному представителю правительства? Нет. Есть ли необходимость выступить докладчику с заключительным словом по первому чтению? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 04 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3% Проголосовало против 49 чел.10,9% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6% Результат: принято Принято. У председателя комитета - докладчика Резника Владислава Матусовича было предложение принять данный проект федерального закона и в целом, мы слышали это предложение. Уважаемые коллеги, есть ли возражающие против этого предложения? Есть один возражающий. Два, да? Два возражающих. У вас есть право в режиме выступления по мотивам высказать свои возражения. Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович, потом Багаряков. ЗУБОВ В. М. Мотив очень простой. Идея правильная, но надо считать, надо смотреть, надо обсуждать, как повлияет в целом на рынок. Мы можем здесь на 10 копеек принести положительного результата и на 90 копеек искорёжить один из самых важных финансовых рынков - рынок ипотечного кредитования. Спешка хороша только при ловле блох. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Багаряков Алексей Владимирович. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Но скажу, что рынок ипотечного кредитования является одним из крупнейших рынков США и именно ипотечный рынок, как вы все знаете, был причиной того, что случился мировой финансовый кризис, который и нас тоже затронул в большой степени. Что касается этого закона, то идея, как я уже говорил, и поддерживаю некоторых коллег, правильная, но на сегодняшний день без механизма конкретного контроля конечного банка, который будет выдавать кредит, принимать такой закон в трёх чтениях нельзя. В первом чтении, действительно допускаю, мы его можем принять за основу, во втором чтении необходимо было бы дискутировать по нему, но принимать сразу в трёх чтениях - это ошибка и опасно. И я просто уверяю, что в очень скором времени мы столкнёмся с такой проблемой, что банки, получив сегодня дешёвое рефинансирование, ставки по кредитам не снизят, это повысит только лишь доходность банковской системы, доходность банков. Если мы об этом печёмся, то давайте будем принимать в трёх чтениях, но, мне кажется, у нас совершенно другая идея, которая была озвучена и премьером, и президентом. Я предлагаю его не поддерживать в трёх чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Владислав Матусович, вы можете отреагировать на возражения. Пожалуйста, включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, данный законопроект полностью просчитан. Он прошёл обсуждение и в Министерстве финансов, и в министерстве экономики, и в аппарате правительства, экономических департаментах. Цифры все согласованы. Принятие его реально должно привести к снижению процентных ставок по ипотеке для той программы, которая разработана и о которой говорил сейчас коллега Аксаков Анатолий Геннадьевич. И сомнений в связи с тем, что может что-то произойти негативное для фондового рынка при принятии данного закона, уверяю, быть не может. Законопроект полностью просчитан. И если мы хотим скорейшим образом снижать кредиты по ипотеке, то мы должны принять данный законопроект. И тех, кто этого желает, я прошу проголосовать в поддержку данного закона в целом. Он прошёл все экспертизы, полностью готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) Валерий Михайлович, по ведению вряд ли, вы, наверное, хотите в дискуссию вступить. У нас не предусмотрена такая форма. По ведению, пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Если говорится, что все экспертизы в правительстве прошли, то пусть правительство и принимает этот закон. Мы же, чтобы в Думе принимать, должны здесь провести экспертизу. По ведению: пусть правительство принимает постановлением это решение, если следовать логике. Тем более какой фондовый рынок? О каком фондовом рынке мы говорим? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом я ставлю на голосование предложение Комитета по финансовому рынку о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 48 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, в рамках "часа голосования" я ставлю на голосование в целом проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 29 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принято.