Заседание № 170
О проекте федерального закона № 366888-8 "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения и усиления ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ирина Викторовна Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, депутаты Государственной Думы, всем доброго дня! Законопроект направлен на реализацию исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации в части усиления административной ответственности работодателей за нарушения обязательств по коллективному договору в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе подземных работах. Это тот самый законопроект, который вызвал на заседании пленарном и на заседании комитета большое количество вопросов, потому что, с одной стороны, это было действительно поручение президента, с другой стороны, разработчики законопроекта внесли ту норму, которая обезличила статью 5.31. Поэтому была внесена поправка, комитет отработал эту норму и с Минтрудом, и сейчас мы докладываем, что лицо, которое отвечает, несёт ответственность за нарушение статьи 5.31, - это действительно работодатель. Эту поправку мы подали совместно с Алексеем Владимировичем Куринным. Мы предлагаем поддержать эту поправку из таблицы № 1 (таблицы № 2 нет) и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 57 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 21 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Ирина Викторовна. БЕЛЫХ И. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, законопроект прошёл все регламентные процедуры и готов к принятию в третьем чтении. Комитет рекомендует рассмотреть сегодня данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Сергей Иванович Неверов. Есть ещё желающие? Сергею Ивановичу Неверову включите микрофон. НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, я буквально 30 секунд, именно в отношении этого закона. Я вчера был на всероссийском совещании председателей первичных профсоюзных организаций работников угольной отрасли, и коллеги очень просили поддержать закон. Я знаю, что он будет поддержан. И очень важно, что ко второму чтению как раз была уточнена формулировка о том, что ответственность именно работодателей возрастает. Это было сделано по поручению президента после той аварии, когда погибло 53 шахтёра на шахте "Листвяжная". Поэтому прошу - вот я заметил здесь воздержавшихся во втором чтении, это 22 человека, - посмотрите ещё раз внимательно. Давайте поддержим все этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Тоже по мотивам, да? Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Я коротко. Уважаемые коллеги, мы тоже не голосовали за этот законопроект в первом чтении, но ко второму чтению необходимая поправка внесена. То есть речь идёт об ответственности только работодателя и его представителя, никто работника наказывать не будет, как было в первоначальной редакции законопроекта. Поэтому это усиление ответственности только, скажем так, нерадивых работодателей, которые не соблюдают колдоговор и нарушают права работников. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 17 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 147
О проекте федерального закона № 366888-8 "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения и усиления ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексея Витальевича Вовченко. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона подготовлен в целях реализации президентского перечня поручений о необходимости внесения в КоАП изменений, предусматривающих усиление ответственности за нарушение и невыполнение взятых на себя обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, в том числе на подземных работах. Кроме того, целью является также приведение норм КоАП в соответствие со статьёй 55 Трудового кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению установлена как раз таки в статье 5.31 КоАП, которая предусматривает ответственность работодателя в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Вместе с тем коллективные договоры, соглашения содержат обязательства, добровольно принимаемые на себя как работодателями, так и работниками, в связи с чем их соблюдение должно обеспечиваться в равной степени всеми сторонами коллективных договоров и соглашений. Вот как раз таки статьёй 55 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. В связи с этим в законопроекте предлагается привести статью 5.31 КоАП в соответствие с положениями статьи 55 Трудового кодекса, а также дополнить её новой частью, которая предусматривает усиление, как нам и поручал президент, - в двукратном размере мы определили - административной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными, опасными условиями труда, в том числе на подземных работах. В установленном порядке все согласительные процедуры были проведены. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Викторовны Белых. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, депутаты Государственной Думы, здравствуйте! Данный законопроект подробно рассматривался на заседании комитета и вызвал дискуссию, целый ряд вопросов. В перечне поручений Президента Российской Федерации прописана необходимость усиления ответственности работодателей за нарушение обязательств по коллективному договору или соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах. При этом в законопроекте предлагается привести статью 5.31 КоАП в соответствие со статьёй 55 Трудового кодекса. Согласно статье 55 Трудового кодекса за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором либо соглашением, лица, представляющие работодателя или представляющие работников, несут ответственность по статье 5.31 КоАП. И вот эту статью как раз представитель правительства уже упомянул в части наступления административной ответственности, при этом предлагается изменить эту формулировку, причём не только с точки зрения увеличения штрафа, но в новой редакции в части 1 отсутствует термин "работодатель". На заседании комитета особо обсуждалось, что заключён коллективный договор или соглашение и обе стороны обязуются его выполнять: и работодатель, и представитель работника, то есть профсоюзы или иные объединения. Появляется ответственность представителей работников, но сама статья обезличивается, то есть ни одно лицо в статье не прописано. Среди замечаний также отсутствие чёткого понимания, за что представитель работника будет нести ответственность, за какого рода нарушения и чем это будет регулироваться. Статьи 21 и 22 Трудового кодекса определяют права и обязанности работников и работодателей соответственно, но нет предложений о внесении в эти статьи каких-либо изменений, которые внесли бы ясность для представителей работников. Таким образом, надо понимать, что ко второму чтению возможны дополнительные рабочие встречи любого формата и поправки не просто юридико-технические, но и устраняющие замечания, которые позволят данную норму сделать рабочей. Концепцию законопроекта о необходимости усиления ответственности работодателей за нарушение обязательств по коллективному договору или соглашению в части, касающейся охраны труда работников, комитет предлагает поддержать и предлагает продолжить работу ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Алексей Витальевич, у меня вопрос, который касается ответственности работников, с ответственностью работодателей более или менее понятно. Так вот, расширяя таким образом субъектный состав административного правонарушения, уточните, пожалуйста, за нарушение каких именно требований, запретов, обязанностей вы предлагаете возложить на них ответственность и какими законами это установлено? В статье 21 Трудового кодекса о коллективном договоре и соглашении речь не идёт, нет этого и в статье 55 - напомню, что в статье 55 речь идёт только о лицах, которые представляют работников. В связи с этим, как вы считаете, в случае принятия данного законопроекта в первом чтении надо ли его будет дорабатывать ко второму и если да, то в какой части? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Как раз таки об этом мы и ведём речь. Это лица, которые представляют работников на разных уровнях, это профсоюзные организации, начиная от первичной, либо которым делегировано. Мы проанализировали, в частности, соглашения - есть примеры отраслевых соглашений, где содержатся обязательства представителей работников, ну, например, не организовывать забастовки по вопросам, урегулированным тем или иным соглашением, ну и там ещё есть ряд обязательств. То есть, конечно, речь здесь идёт не о физических лицах, работниках, а об их представителях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Алексей Витальевич, в пояснительной записке анализ контрольно-надзорной деятельности за период с 2017 по 2021 год по вынесенным постановлениям не отражает санкции, по которым привлекали нарушителей. Нет ли у вас данных, сколько уже было вынесено предупреждений или выписано админштрафов нарушителям? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Мы в пояснительной записке постарались максимально подробно представить эту информацию. В 2021 году, если я не ошибаюсь, два нарушения выявлено инспекциями труда в части именно охраны труда - нарушения соглашений, колдоговоров. Что касается непосредственно штрафов, мне надо уточнить, я готов сообщить эту информацию более подробно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Алексей Витальевич, вот вы ссылаетесь на поручение, данное президентом. Вот где президент давал поручение, что нужно штрафовать работников либо представителей работников, а не только работодателя? Где это поручение, укажите, чтобы с ним можно было ознакомиться. Это первый вопрос. Второй вопрос: почему исключаются физические лица? Вот по тому законопроекту, который есть, совершенно непонятно, кого и как предлагается штрафовать, наказывать за несоблюдение коллективного договора. Ну и третий момент. Вы ссылаетесь на отраслевые соглашения, но они никакого отношения к коллективному договору не имеют. Коллективный договор заключается на конкретном предприятии, в конкретной организации, и там конкретные стороны, не всегда это профсоюзная, кстати, ячейка какая-то, иногда их просто нет, иногда это собрание трудового коллектива, иногда какая-то инициативная группа - как быть в таких условиях? А самое главное, в чём смысл штрафовать опять же представителя работников? И примеры, может быть, приведёте какие-то, за что можно наказать в соответствии с вашим законопроектом работника либо его представителя. ВОВЧЕНКО А. В. Алексей Владимирович, абсолютно вы верно говорите. Ну, прежде всего, диспозиция статьи 55 Трудового кодекса всё-таки говорит, что в соответствии с федеральным законом представители и работодателя, и работников должны нести ответственность. Что касается перечня поручений, это перечень поручений президента по итогам аварии на шахте "Листвяжная" в 2021 году. Он не закрытый, там есть все эти поручения, речь там идёт именно об усилении ответственности за несоблюдение соглашения, да, буквально, "усиление ответственности работодателей" за несоблюдение соглашения, коллективного договора. Учитывая наше нормотворчество и приведение в соответствие опять же с нормами ТК, мы действительно расширили, как вы говорите, субъектный состав в данном законопроекте и считаем это верным, полностью отвечающим нормам и Трудового кодекса, и всего нашего трудового законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БЕЛЫХ И. В. Алексей Владимирович, я хотела бы добавить. Я видела, что вы внимательно слушали содоклад, - в содокладе как раз было сказано, что в новой редакции статьи 5.31 не указан субъект, она действительно обезличена, и над этим надо работать, и мы в комитете абсолютно поддерживаем необходимость усиления ответственности работодателей. Это было произнесено в ходе содоклада, а также было произнесено, что это будут правки не просто юридико-технические, а именно по тексту. Мы предлагаем присоединиться к работе над законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич, пожалуйста. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Витальевич, добрый день! Ирина Викторовна в своём содокладе уже обозначила ряд вопросов, в том числе вопрос об обезличенности данной нормы, - будет ли уточнено это в поправках либо вы предусматриваете какие-то дополнительные уточнения в подзаконных актах? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Тут не может быть никаких уточнений в подзаконных актах и подзаконных актов как таковых. Мне кажется, Ирина Викторовна исчерпывающе ответила на вопрос, какая ещё предстоит работа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. БЕЛЫХ И. В. Я хотела бы добавить, что, так как рекомендация комитета - принять законопроект в первом чтении, после принятия Думой в первом чтении этот законопроект поступит в полное распоряжение и работу депутатского корпуса, поэтому поправки будем давать мы с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Витальевич, ну, бесспорно, инициатива благая, поможет в защите работников, но хотелось бы услышать ваше мнение вот о чём: как сказано в пояснительной записке, коллективными договорами охвачено менее 20 процентов работодателей - скажите, пожалуйста, что мы будем предпринимать, ваше министерство, мы, как законодатели, что необходимо предпринять, чтобы было не менее 20 процентов, а 30, 40, 50 процентов и так далее? Какая работа ведётся по этому направлению? ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за вопрос. Действительно, отношения в области социального партнёрства крайне важны. Мы поддерживаем в данном случае все стороны, но суть и соглашений, отраслевых и коллективных, и локальных актов заключается в том, что это именно на добровольной основе, то есть работодатель и работники на добровольной основе берут на себя дополнительные обязательства помимо тех, которые в локальных договорах и непосредственно в трудовом договоре у них содержатся. Конечно, мы поддерживаем распространение социального партнёрства на более широкий круг предприятий, но это зависит также от того, есть ли представители работников на этих предприятиях и в этих организациях, иными словами, присутствуют ли там профсоюзы, профсоюзные организации либо иные органы, которым работник доверяет себя представлять. Вот от этого тоже зависит расширение, и мы считаем, что каким-то образом административно регулировать здесь распространение самого по себе социального партнёрства, наверное, избыточно. Всё-таки именно Трудовой кодекс содержит основную идею - это добровольные обязательства, добровольные, взаимно обусловленные обязательства обеих сторон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Витальевич, у меня был практически тот же самый вопрос, что предыдущий товарищ задал, поэтому спасибо, я вашу позицию, позицию министерства труда, по данному вопросу понял. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Витальевич, я, к сожалению, не хочу говорить спасибо за вашу позицию в этом вопросе, потому что сегодня действительно более 80 процентов работодателей - коммерческих компаний не охвачены коллективными договорами и соглашениями, более того, не присоединяются к уже действующим тарифным отраслевым соглашениям, и это очень простая процедура по неприсоединению. С учётом этого скажите, насколько будет действенна вводимая нами норма административной ответственности? Ведь действительно получается, что сегодня работодателю будет уже невыгодно заключать коллективный договор, особенно с условиями по обеспечению дополнительными гарантиями лиц, работающих во вредных, особых условиях труда. Вместе с тем Трудовой кодекс предполагает, что, например, дополнительный оплачиваемый отпуск, другие компенсации предусматриваются именно коллективным договором и соглашением. Не пора ли нам вместе с министерством всё-таки менять отношение к обязательности заключения коллективных договоров в наших российских?.. (Микрофон отключён.) ВОВЧЕНКО А. В. Спасибо за предложение, у нас всегда есть возможность это предложение рассмотреть. Не могу сейчас однозначно сказать, насколько мы поддерживаем позицию об обязательности заключения коллективного трудового договора. Наша позиция одна: всё, что идёт во благо работнику, должно поддерживаться, и тогда мы должны искать механизмы и пути реализации таких предложений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, у министерства очень раздвоенная позиция, оно как бы вот враскоряку стоит: с одной стороны, оно вроде бы защищает или пытается защитить интересы работника, ну а, с другой стороны, ссылается на статью Трудового кодекса, по которому работник или представитель работника (в их редакции, как они понимают свой законопроект) будет точно так же наказываться за невыполнение коллективного договора. Мы прекрасно понимаем, что нынешний Трудовой кодекс, который был принят под давлением работодателей, оставляет слабой стороной работника. И кто бы что ни говорил про профсоюзное движение, к большому сожалению, сегодня наши профсоюзные организации тоже весьма слабы, очень редко мы можем найти боевые профсоюзные организации, которые реально защищают интересы работников. И из того законопроекта, который сегодня внесён, непонятно, кого наказывают, там вполне могут быть и физические лица, конкретно работники, непонятно, почему наказывают в данном случае. Потому что опять же: вроде как внесли, вроде бы как ссылаются на Трудовой кодекс, даже на поручение президента, а президент чётко указал, что ответственность должна быть повышена у работодателя. И поэтому в данном случае инициатива министерства, на наш взгляд, вредная, по большому счёту, инициатива неправильная. А с точки зрения обязательности заключения коллективного договора - да, должен быть обязательно коллективный договор, да, должна быть обязательность создания профсоюзной организации, хочет или не хочет этого работодатель. Надо вернуть профсоюзам сегодня многие их права, в том числе и право на забастовку (сегодня практически исключено это право, потому что добиться законной забастовки невозможно), право на коллективные споры, на усиление сегодня в данном случае сил и профсоюзных организаций, и тех других организаций, которые представляют интересы работников. В связи с этим, конечно, мы не можем поддержать данный законопроект - и обезличенный, и противоречащий поручению президента, и возлагающий дополнительную ответственность сегодня на слабую сторону, на работника и на представителей работников, - и будем настаивать на его кардинальном пересмотре ко второму чтению. Ну а в противном случае, конечно, будем голосовать против в следующий раз. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Докладчик, заключительное слово? Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В. Готовы рассмотреть все предложения и включиться в дальнейшую работу над законопроектом, как было предложено депутатами сегодня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, Ирина Викторовна Белых, пожалуйста. Включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Ну, я в данной ситуации хотела бы выступить ещё и от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", потому что вы сегодня услышали целый ряд вопросов, которые задавали наши коллеги - и Светлана Викторовна Бессараб, и Анатолий Борисович Выборный, и депутат Альшевских. Я полагаю, что ко второму чтению действительно необходимо будет проработать не техническую сторону законопроекта: президент, давая такое поручение, в первую очередь думал о жизни и здоровье россиян, которые работают в трудных условиях. Вот на это надо обращать внимание. Надо действительно говорить о необходимости работы профсоюзов и тех объединений, которые выражают интересы сотрудников и работников. Ну а с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях понятно, что статья не может не содержать лицо, на которое она направлена. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие в первом чтении этого законопроекта и работать над ним ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 58 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 27 чел.6,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.