Заседание № 159
О проекте федерального закона № 366704-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизма государственного контроля (надзора) за деятельностью по возврату просроченной задолженности физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции Российской Федерации Андрея Викторовича Логинова. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан во исполнение поручения президента по вопросам контроля за деятельностью юрлиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности. Практика ФССП России по контролю за указанной деятельностью показывает, что подавляющее большинство нарушений при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности допускается с использованием телефонной связи. Напомню, что должнику нельзя звонить более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Для выявления нарушений требований законодательства, правильного установления событий административного правонарушения в названной сфере законопроектом предлагается наделить ФССП правом получения по заявлению физического лица от операторов связи подтверждения сведений о дате и времени состоявшихся соответствующих телефонных звонков. Кроме того, предлагается наделить ФССП России правом истребования документов у бюро кредитных историй в случае отсутствия соответствующих сведений у должника и кредитора. Законопроектом предусмотрен отлагательный срок вступления в силу, поскольку необходимо принять ряд нормативных правовых актов, направленных на его реализацию. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Константина Михайловича Бахарева. БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел законопроект, концепцию которого представил Андрей Викторович, и принял решение в связи с наличием большого количества предложений по нему создать рабочую группу. На прошлой неделе мы провели первое заседание рабочей группы, на которое пригласили операторов сотовой связи, присутствовала вся "большая четвёрка", представителей банковского сообщества, бюро кредитных историй. Мы аккумулируем все поступающие предложения. Сразу скажу, что они не противоречат концепции рассматриваемого законопроекта. Никто из участников нашей рабочей группы не возражает против его принятия в первом чтении. Если говорить о замечаниях комитета, отмечу только самые существенные. С нашей точки зрения, нужно регламентировать срок, в течение которого может быть направлено заявление. Это предоставит возможность заявителю обращаться не в течение неограниченного периода времени после предполагаемого нарушения, а достаточно оперативно, иначе это затруднит, а в отдельных случаях сделает невозможными поиск и обработку кредиторами и операторами связи запрашиваемой ФССП информации. Также для нас неочевидна необходимость предоставления ФССП сведений из закрытой части кредитной истории. Напомню, что это информация особой значимости для частного лица, в отношении которой предусматривается повышенная защита, то есть она подлежит особой обработке по сравнению с другими категориями информации и доступна только либо самим заёмщикам, либо Банку России, либо судам и нотариусам. Ну и проектируемая норма о пятидневном сроке рассмотрения запроса требует, на наш взгляд, дополнительного обсуждения. Сейчас бюро, напомню, взаимодействуют с ФССП через почту. Такой срок нереализуем, если не будет автоматизированного обмена. Кроме этого, операторы связи обрабатывают более 100 тысяч запросов в год, и для них это дополнительная нагрузка, она также потребует дополнительного времени. На законопроект поступили заключения о его поддержке из Банка России, Минцифры, Правового управления Аппарата Государственной Думы и профильного комитета Совета Федерации. С учётом изложенного комитет предлагает поддержать концепцию законопроекта и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Андрей Викторович, какие реальные меры реагирования предусмотрены государственными органами в случае грубого нарушения коллекторами процедуры возврата просроченной задолженности с учётом того, что зачастую ими осуществляются противоправные действия (это и угрозы, это и применение физической силы, порча, ну и так далее)? ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос. У нас предусмотрено уголовное наказание за отдельные виды этой деятельности. А также у нас есть статья 14.57 Кодекса об административных правонарушениях, которая регулирует защиту прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по взысканию задолженности, и там тоже предусмотрены штрафы разной величины для разных категорий и за разные составы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. В законопроекте прописаны требования, в каком формате должник и его представители могут подать жалобу, но у нас, к сожалению, зачастую люди, которые попадают в так называемую долговую яму, - это люди, ну, юридически неграмотные. Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, что и как нам лучше сделать, чтобы всё-таки максимально упростить процедуру подачи таких заявлений и жалоб? ЛОГИНОВ А. В. Ну, смотрите, количество жалоб, которое... Без жалобы заявителя о том, что против него были совершены такие противоправные действия, конечно же, рассмотрение административного правонарушения не начнётся, административное производство не начнётся. Конечно же, необходимо обращаться в службу судебных приставов, либо к адвокатам, либо, если эти граждане имеют право на бесплатную юридическую помощь, в соответствующие структуры, осуществляющие бесплатную юридическую помощь, за советом, как правильно составить заявление. Заявление на самом деле достаточно простое, и, я думаю, человек разберётся. Если его одолевают телефонными звонками, он, конечно же, найдёт возможность правильно ответить на соответствующее нарушение. Я не вижу в этом каких-то серьёзных проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Андрей Викторович, ну, концептуально, конечно, поддержим любые меры, чтобы защитить граждан от неправомерных действий. Просто я так погрузился немножко - развейте мои сомнения, не получим ли мы тут... Вообще, сфера судебных приставов - это такая... предоставляет им и так довольно большие, широкие возможности для совершения разных преступлений, и это имеет место. Не получится ли так, что, решив одну проблему, мы при этом создадим другую? Не получат ли они доступ к персональным данным, к перепискам, к звонкам и так далее (вот по конкретному переченю тех документов, информации, которую они будут получать)? Развейте мои сомнения. Или это в работе рабочей группы будет?.. ЛОГИНОВ А. В. Смотрите, я вам сказал, какие ограничения уже существуют в 230-м федеральном законе в части непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров. Но практика ФССП показывает, что огромное количество, большинство нарушений как раз допускается именно в этом направлении: звонки осуществляются в ночное время, происходит автодозвон, осуществляется неправомерное взаимодействие с третьими лицами без наличия согласия таких лиц, звонят на работу, звонят соседям, звонят родителям. Всё это прямые нарушения - заявитель вправе обратиться в службу судебных приставов с тем, чтобы они прекратили эту неправомерную деятельность. Это первый шаг. Рассматриваются данные с телефона заявителя, далее выходят на коллекторскую организацию, рассматриваются их данные. Для того чтобы подать это в суд для принятия решения о взыскании штрафа с соответствующей коллекторской организации, требуется объективизация полученной информации. Она будет получаться путём запроса по каждому конкретному случаю оператору связи. Вы сказали о сотнях тысяч вопросов, которые рассматривают отдельно взятые операторы связи (это предыдущий был вопрос), я вам приведу количество протоколов: в 2022 году было составлено 5594 протокола по статье 14.57 КоАП, а уже за девять месяцев этого года - 5786. Конечно же, рост наблюдается. Активность коллекторских структур, которые получают свой процент от возвращённой просроченной задолженности, естественно, растёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Андрей Викторович, я инициативу поддерживаю, но у меня вопрос. Законопроектом мы предоставляем ФССП дополнительные полномочия по контролю за взысканием просроченной задолженности с граждан. Таким образом мы, возможно, сможем решить вопрос и проблему недобросовестных взысканий, но сразу же встаёт вопрос о перезагруженности ФССП. Сейчас они загружены взысканием алиментов, возмещения материального ущерба, вреда здоровью и другим - если мы сейчас дадим им право оценивать сумму взыскания долгов граждан с полным доступом к бюро кредитных историй, это ведь может сказаться и на качестве работы службы в том числе по другим направлениям. При всём понимании и внимании к бюджету, рассматривался ли министерством вопрос о перспективе увеличения штата сотрудников ФССП? ЛОГИНОВ А. В. Конечно же, вопросы штатной численности сотрудников службы судебных приставов находятся на постоянном контроле министерства. Во взаимодействии со службой мы подаём все бюджетные заявки, они удовлетворяются. Безусловно, все расчёты там существуют. Я сразу скажу, что у нас идёт серьёзнейшая оптимизация работы этой службы путём цифровизации. У нас готовится к внесению в Государственную Думу очень серьёзный законопроект по реестровой модели, который тоже значительным образом, ну, повысит эффективность деятельности службы судебных приставов при имеющемся численном составе. Но не исполнять, не вносить, не принимать проект закона мы не можем, потому что таково указание президента. Мы не можем ответить на указание, на поручение президента тем, что, вот, вы знаете, это приведёт к увеличению штатной численности или увеличит нагрузку на наших сотрудников. Я считаю, что это, ну, как бы совсем не то, как мы живём и работаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Андрей Викторович, каких результатов вы ждёте от такого законопроекта, то есть вот что произойдёт-то? Ну будет ограничено количество звонков, но всё равно будут звонить, всё равно будут угрожать, будут давить как-то психологически и так далее. Это первый момент. И второй момент: а ответственность-то?.. Я понимаю, что, наверное, внутри этого закона не пропишешь ответственность этих коллекторов, но почему-то нет поправок в административный, там, в Уголовный кодексы по этому поводу. Будьте добры, прокомментируйте. ЛОГИНОВ А. В. Мы считаем достаточными те нормы наказания, которые предусмотрены за соответствующие нарушения в административном кодексе и в Уголовном кодексе. Данный законопроект направлен на то, чтобы объективизировать ту доказательную базу, которую служба судебных приставов в случае заявления пострадавшего физического лица будет подавать в суд, чтобы доказательная база была объективной. Помимо информации потерпевшего, заявителя о полученных звонках, помимо информации компании, которая осуществляет коллекторскую деятельность, - как правило, эта информация не всегда совпадает, как правило, не совпадает - нужна объективная информация, которую дадут операторы связи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Викторович, ну, мы знаем, как у нас работают судебные приставы, как они перегружены. Дополнительные полномочия однозначно не приведут к повышению эффективности их работы, и, скажем так, может быть, с большим их неудовольствием мы столкнёмся ещё, учитывая их число. Вопрос в другом: не стоит ли вообще запретить коллекторскую деятельность как таковую, о чём мы говорим, а не придумывать различные экзотические варианты доказывания нарушений коллекторов и тому подобное, тем более усложняя и усложняя законодательство? ЛОГИНОВ А. В. Ну, коллеги, немножко противоречиво... Противоречие скрыто, в общем-то, в самой постановке, в логике вашего вопроса. Если мы запретим коллекторскую деятельность, то вся деятельность по востребованию задолженности ляжет на плечи тех же судебных приставов, и тогда их нагрузка увеличится, ну, просто во много, во много раз, если не в десяток раз, и вот тогда нам действительно потребуется за бюджетный счёт серьёзнейшим образом, в разы увеличивать количество наших приставов. Вот я не вижу тут логики. Я считаю, что задача приставов, как она определена президентом, - контролировать деятельность коллекторов, чтобы она осуществлялась в строгом соответствии с 230-м федеральным законом, который мы очень подробно обсуждали, когда семь-восемь лет назад принимали его здесь, в Государственной Думе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Викторович, нам кажется, всё-таки задачи приставов гораздо более широкие. В этой части, Константин Михайлович, приветствую создание рабочей группы, понимая, что вы пригласили туда Центральный банк. А вот этот новый институт, который с появлением этого закона будет задействован, вызывает у нас много вопросов. Служба судебных приставов будет принимать участие... будет в составе этой рабочей группы? Вот многоступенчатая система прописана, что, первое, гражданин обращается в службу судебных приставов. Информирую: принимает служба судебных приставов, приёмный день - один раз в неделю. То есть гражданину будут звонить и днём, и вечером, соседям, детям, как сказал Андрей Викторович, а принимают раз в неделю. А дальше уже вступает в действие закон "О порядке рассмотрения обращений граждан...": чтобы получить ответ, надо ждать, получается, месяц - жди ответа от приставов 30 дней! Ну и что за это время?.. Его убить могут, этого должника, те же самые коллекторы. Ну и в конце концов, персональные данные, о чём говорил мой коллега, попадают в руки судебных приставов - это не противоречие Конституции? БАХАРЕВ К. М. Нина Александровна, спасибо за вопрос. Конечно же, представители Федеральной службы судебных приставов участвуют в деятельности нашей рабочей группы, присутствовали они и на заседании на прошлой неделе. Мы с ними работаем самым тесным образом. Что касается того, что это новый институт в отношении контроля за взыскателями, здесь я с вами немножко не соглашусь. Я напомню, что в этом году, в весеннюю сессию, мы приняли закон - в этом зале проголосовали за него, - который, наоборот, расширяет периметр государственного контроля. Если до этого Федеральная служба судебных приставов осуществляла такой контроль только за профессиональными коллекторскими агентствами, то сегодня ФССП осуществляет государственный контроль в отношении всех участников рынка, вне зависимости от того, является у них взыскание просроченной задолженности основным видом деятельности по уставу или нет. У нас взысканием занимаются не только коллекторы - у нас взысканием занимаются также банки, микрофинансовые, страховые, лизинговые организации, операторы связи, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы и так далее. И вот сейчас речь идёт о том, чтобы ФССП контролировала, насколько эта деятельность соответствует требованиям опять же принятого нами 230-го федерального закона. Мы лишь расширяем периметр государственного контроля и, с нашей точки зрения, делаем его более эффективным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прусакова Мария Николаевна. ПРУСАКОВА М. Н., фракция КПРФ. Я по ошибке "По порядку ведения" нажала, хотела вопрос задать. Можно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. ПРУСАКОВА М. Н. Андрей Викторович, всё-таки хотела бы прояснить. Мне кажется, мы немного о разных вещах говорим. Вот есть у нас сегодня некие бабки-процентщицы в виде коллекторов, другие, там, организации микрозаймов и есть у нас сегодня судебные приставы - в чём между ними принципиальная разница заключается? В том, что судебные приставы взимают на основании судебного решения, когда в судебном порядке установлен факт, что действительно человек обязан выплатить ту или иную сумму. Всё остальное - это по сути досудебная попытка морального давления. Поэтому мы, я считаю, должны обезопасить граждан как раз от этих бабок-процентщиц фактически, чтобы только в законном порядке: если ты взял деньги, то выплачивай их согласно судебному решению. ЛОГИНОВ А. В. Я ещё добавлю: у нас есть финансовый уполномоченный, который решает эти вопросы в плане именно досудебного решения. Он направляет соответствующие требования заёмщикам или кредитным организациям в случае невыплаты процентов и так далее. Очень эффективна деятельность института финансового уполномоченного. Вы абсолютно правильно всю эту конструкцию обрисовали, но вот бабки-процентщицы... Ну, честно говоря, если они и существуют, то за рамками государственного финансового регулирования. Всё-таки у нас достаточно серьёзно развит финансовый рынок: банковские организации, как вот сейчас только что перечисляли, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, лизинговые и так далее. Все они, вся их деятельность во многом связана с тем, чтобы лица, физические и юридические, возвращали взятые средства. Вот, собственно говоря, о чём идёт речь. Судебные приставы просто уполномочены федеральным законодательством, имеют целый ряд президентских поручений. Они контролируют работу по возврату задолженности, вот именно деятельность коллекторских агентств и соответствующих перечисленных мною финансовых органов. Они это контролируют и следят за тем, чтобы эта деятельность осуществлялась строго в рамках 230-го федерального закона, а он ограничивает права и деятельность. Помните, что было до его принятия? Тогда было очень много таких резонансных случаев: издевательства над людьми, унижения, физическая расправа или угрозы физической расправы. Сейчас всё это поставлено в рамки закона и подлежит наказанию - от уголовного до административного. Вот, собственно, как работает сейчас вся конструкция. Но, как правильно сказали все выступавшие, и вы в том числе подметили, это достаточно сложные материи. И мы тоже приветствуем создание рабочей группы, потому как я чувствую, что ко второму чтению, как и в случае с тем законом, который мы принимали в конце весенней сессии, появятся ещё новые сюжеты, потому что постоянно идёт изобретение каких-то механизмов, не всегда угрозы и риски просчитываются до конца. Я думаю, в рабочей группе всё это будет оптимизировано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. БАХАРЕВ К. М. Я дополню Андрея Викторовича. Смотрите, вот те, кого я перечислил, участники финансового рынка, взыскивают задолженность со своих клиентов, то есть банки взыскивают задолженность со своих вкладчиков, операторы мобильной связи взыскивают задолженность со своих абонентов. Что касается бабок-процентщиц, о которых вы сказали, то их деятельность в этом смысле является абсолютно незаконной, и для таких лиц у нас в статье 14.57 КоАП есть отдельная... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. БАХАРЕВ К. М. ...есть отдельная норма. Я её процитирую: "Незаконное осуществление лицом, не включённым в государственный реестр... действий, которые в соответствии с Федеральным законом..." - дальше идёт название 230-го закона - "...могут осуществляться только включённым в указанный реестр юридическим лицом". Вот это статья специально для бабок-процентщиц, как вы их назвали. И здесь такая санкция (я тоже процитирую): "...влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на должностных лиц... дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двух миллионов рублей". Эту деятельность мы выводим за рамки государственного контроля только по одной причине: с нашей точки зрения, она является незаконной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, с ними ещё в ХIХ веке покончено было. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Разумеется, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддерживает этот законопроект, но есть маленькая проблема. Обратите внимание на синдром болезни: мы сначала разрешаем то, чего разрешать нельзя, а потом начинаем тысячей сложнейших способов это регулировать! Мы же здесь все вроде бы, якобы за традиционные ценности, но мы с вами разрешили ростовщичество, назвав это микрофинансовыми организациями. Вот одной рукой мы за традиционные ценности, другой рукой разрешаем ростовщичество, а потом думаем: как же это изуверство повседневное - разрушение человеческих жизней, разрушение семей, разрушение тех самых традиционных ценностей, - нам загнать в какое-то общественно приемлемое русло? А это же ещё и... На меня это производит впечатление глубоко криминальной деятельности. По официальной статистике, если верить самим микрофинансовым организациям, у этих замечательных людей, которые выдают кредиты под 180 процентов годовых и больше, годовая рентабельность - 17,6 процента. Так может быть в легальном поле или нет, учитывая, что вся страна заклеена их рекламой? С другой стороны коллектор - что такое коллектор? Это приватизация государственной функции. Государство обладает монополией на насилие, в том числе должно обладать монополией на психологическое насилие. Мы коллекторам это психологическое насилие разрешили, ввели это в рамки, сделали это красиво, культурно. Да, убийств и поджогов домов стало меньше, более того, это определено как криминализированная деятельность - слава тебе, господи! Но, понимаете, мы, занимаясь этим регулированием, удаляем гланды через задний проход. Мы можем собрать лучшие рабочие группы для выполнения этой замечательной функции, мы можем стать потрясающими мастерами юридического дела, а о том, что мы будем загружены 365 дней в году, я уже и не говорю, но с пищеварением будут проблемы. Мы сейчас в стране видим большие проблемы в отношениях людей с коллекторами, пусть даже и самыми цивилизованными, и в отношениях людей с микрофинансовыми организациями. Мы, разрешая те сферы деятельности, которые запрещены быть не могут, тем самым не противодействуем как минимум усилению социально-политической напряжённости в самое неподходящее, как вы лучше меня знаете, для этого время. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет.... Бахареву включите микрофон. БАХАРЕВ К. М. Я не стал бы брать слово, но не могу не прокомментировать выступление Михаила Геннадьевича, выступлю как содокладчик, заодно изложу позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Действительно, Михаил Геннадьевич, мы с вами вместе принимали 230-й федеральный закон в 2016 году. И я ещё раз напомню, что тогда фракция партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" почти в полном составе проголосовала за принятие этого закона. Сегодня... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАХАРЕВ К. М. Ну, тогда ещё раз напомню, раз уж вы в очередной раз от этого открещиваетесь. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" дала 32 голоса "за" в поддержку 230-го федерального закона, есть протокол голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАХАРЕВ К. М. Михаил Геннадьевич, были такие времена - это был шестой созыв, - когда депутатов во фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" было значительно больше. Неловко вам об этом напоминать, но тогда фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я повторю, дала 32 голоса... извините, я ошибся, 52 голоса из 63 членов фракции, 11 членов вашей фракции не голосовали. Мы с вами приняли 230-й федеральный закон, и с тех пор уже на протяжении семи лет мы очень внимательно вместе с коллегами из Банка России, из правительства, из ФССП отслеживаем правоприменительную практику и стараемся минимизировать тот вред, который коллекторы могут в рамках этого закона нанести добросовестным заёмщикам, испытывающим сложности с выполнением своих финансовых обязательств. Наша деятельность - ввести в правовые рамки их работу в полном объёме, предусмотреть санкции для тех, кто пытается вести эту деятельность незаконными методами, что мы и делаем. И напомню, отвечая, кстати говоря, на вопросы, которые задавали здесь и Кузнецов, и Мархаев, что мы с вами в этом году ввели в Уголовный кодекс новую статью, статью 172-4 "Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц", и там очень серьёзные санкции предусмотрены - до десяти лет лишения свободы для всех, кто пытается терроризировать граждан, выбивая у них долги. А сегодняшний законопроект однозначно нужно принимать, потому что он разработан в интересах граждан, для того чтобы более эффективно защитить их законные права. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 51 мин. 02 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.