Заседание № 35
11.06.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 366527-3 "О столице Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7077 по 7242 из 7330
Коллеги, депутат Гальченко в зале? В зале. Пожалуйста, Валерий Владимирович, доложите законопроект "О столице Российской Федерации". Включите микрофон на трибуне. ГАЛЬЧЕНКО В. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект, который представлен вашему вниманию, представлялся на самом деле в пакете законопроектов, но по ряду причин сегодня рассматривается только один из этих законопроектов. Этот законопроект в том пакете является основным, потому что, собственно, с него в случае принятия и начнется реализация концепции. Сразу хочу сказать о существе законопроекта. Он не покушается на статус Москвы как столицы, как сложившегося центра духовных, культурных традиций, речь идет только об административных функциях - о перемещении некоторых государственных органов и, соответственно, рассредоточении некоторых административных функций, которые сегодня возложены полностью на Москву. Причин для формирования такого предложения огромное количество на самом деле. Я остановлюсь только на двух комплексных - экономических и геополитических - в нескольких словах. В истории развития человечества идея перенесения столицы в разных государствах или рассредоточения функций не нова, неоднократно реализовывалась. Перечислю навскидку: Бразилия, Турция, Россия, Казахстан, Чили, Нидерланды, Боливия, Германия, ЮАР и так далее, - эти страны предпринимали такие шаги, и основными причинами, по которым они это делали, были экономические и геополитические. Как пример - Бразилия. В свое время молодой президент де Оливейра принял решение о перенесении столицы из Рио-де-Жанейро в маленький город в центре страны под названием Бразилиа по экономическим причинам: регион Рио-де-Жанейро активно развивался - это побережье, как известно, - и в это же время загнивала вся остальная Бразилия с ее огромной территорией. И тогда для того, чтобы дать экономический толчок развитию центральной части страны, для того, чтобы выравнять хоть как-то экономику страны в центре и на той окраине, где она особенно активно развивалась, было принято решение о перенесении столицы. Более того, одной из причин, которая толкнула в свое время президента Бразилии на такой шаг, являлся разрыв коррупционных связей, накопившихся в Рио-де-Жанейро. Подобное же решение принял в свое время известный лидер Турции Ататюрк, причем, прежде чем перенести столицу, он перенес некоторые органы власти из Стамбула в Анкару. Другие примеры - Казахстан и Россия, где именно геополитические причины двигали президентами, царями - неважно, - правителями по перенесению столицы. Я думаю, вы помните, как в 90-е годы вдруг ни с того ни с сего столица была перенесена из Алма-Аты в Астану. Причем как-то странно вот этот перенос совпал с теми событиями на севере Казахстана, когда русскоязычное население поднимало голову и начиналось некоторое движение в направлении присоединения к России. Таким шагом президент Назарбаев в том числе демонстрировал России решимость не отдать ни пяди казахской земли кому бы то ни было. Такое же действие в свое время в нашей истории проделал Пётр Первый, который хорошо понимал, что именно на севере, на северо-западе страны в то время находилась геополитическая угроза для России в лице Швеции. Вот это основные причины, по которым, на мой взгляд, мы и должны обсуждать эту тему, и должны обсуждать тему перенесения столицы. Идеальный случай - это перенесение столицы, но я понимаю, что возможность принятия сегодня такого решения маловероятна, хотя решать проблемы переноса пусть некоторых столичных административных функций вполне можно. И такие примеры тоже есть. Та же самая Германия рассредоточила свои административные функции по территории. Можно долго на эту тему говорить. Какие причины у нас? Те же самые - экономические и политические. Экономические. Мы все хорошо знаем, особенно депутаты-одномандатники (хотя не только депутаты-одномандатники), насколько отличается жизнь в Москве от жизни в регионах. В Москве сегодня уровень жизни на порядок выше, в среднем я имею в виду, чем в регионах, и это приводит к невероятному перекосу. Ведь мы хорошо понимаем, что вся наша политическая элита сосредоточена в Москве. При высоком уровне жизни она принимает решения за всю остальную страну, которая на самом деле живет в значительно, существенно отличающихся от московских условиях. Кроме того, существует специфика нашего менталитета, россиян. Она состоит в том (к сожалению, так сложилось, это не только нас касается, но и нас в том числе), что там, где бюрократия, - там бюджет, там, где бюджет, - там бизнес, там, где бизнес, - там все остальные деньги. И в этом смысле сегодня Москва выступает фактически в роли финансового пылесоса, обескровливая всю экономику страны. Что касается геополитических проблем, речь в первую очередь идет о следующем. Мы хорошо знаем, как сегодня обезлюдевает особенно Восточная Сибирь. С одной стороны, демографический кризис, с другой стороны, экономика подталкивают людей уезжать с этой территории, а рядом - Китай. Китаизация Востока происходит, и, более того, создаются условия для реализации плана, озвученного в свое время Соединенными Штатами, смысл которого состоит как бы в международном освоении Сибири, где сосредоточено 40 процентов мировых запасов природных ископаемых. Таким образом, такого рода причины и побудили меня предложить этот законопроект. Что касается возражений, что денег не хватит. Уверяю вас, что денег хватит хотя бы потому, что речь не идет о единовременном и быстром перемещении этих функций, для этого можно использовать достаточно большие промежутки времени. Кроме того, что касается финансовых ресурсов, я думаю, что вы понимаете, что цены и уровень жизни в Москве значительно отличаются, и в этом смысле всё это будет значительно более дешевым. Что касается взаимоотношений органов власти, то, когда речь идет о судах, например, и исполнительной власти, понятно, что никаких связей здесь между ними нет. И еще одно возражение, которое высказывается мне: Гальченко собирается покуситься на Москву и какие-то функции забрать. Знаете, я обсуждал эту тему в средствах массовой информации и с жителями Москвы. И все хорошо понимают, что во многом перенесение столичных функций из Москвы - это будет благо для жителей Москвы в том числе. Хотя бы те же "фингалы", которые надоели на дорогах, то, что происходит с жилищным строительством, дорожным строительством в Москве, - это тоже следствие гипертрофированного развития столицы. Я не уверен, что сегодня вы проголосуете за этот законопроект, но я думаю, что проблема важна и нужна, и рано или поздно этот вопрос опять будет в повестке дня. Что касается трудностей в работе органов власти в случае их рассредоточения, я хочу сказать, что, как мне кажется, единственная трудность будет - для передачи взяток из одного конца страны в другой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович Москалец сделает содоклад. Включите микрофон. С места. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я очень коротко. Я думаю, понятна суть законодательной инициативы. Мы только отмечаем, что в отличие от действующего закона о столице в законопроекте вообще не содержится правовых механизмов обеспечения функционирования и развития столицы, не раскрывается понятие правового статуса столицы. И вообще, в части регулирования правового статуса столицы Российской Федерации и определения основных столичных функций законопроект является несодержательным, поверхностным и декларативным. И кроме того, мы ведь, уважаемые друзья, знаем, что Москва является олицетворением определенного этапа развития страны. Именно с Москвой связано создание единого государства, и исторически складывающееся единение, собирание земель, мы полагаем, этим самым даже ставится под какую-то угрозу. Таким образом, вызывает сомнение возможность решить поставленные автором законопроекта задачи способами, которые, напротив, могут даже подорвать действующие механизмы осуществления государственной власти в Российской Федерации. Исходя из изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить. Мотивированное, юридически выверенное заключение у вас имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, 17.59. Есть ли вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить? Никто не хочет. Представители президента и правительства?.. Нет. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О столице Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Комитет предлагает отклонить данный законопроект. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 22 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 30 чел.6,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 32 чел. Не голосовало 418 чел.92,9% Результат: не принято Не принято.