Заседание № 102

27.05.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 366001-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (в части, касающейся порядка привлечения президента и членов его семьи к уголовной или административной ответственности; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва А. Д. Куликовым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2272 по 2348 из 6679
Пункт 14, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 3     
Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации,               
прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". Доклад члена    
Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному            
законодательству Сергея Александровича Капкова. С места, да? Пожалуйста.        
                                                                                
КАПКОВ С. А., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый нами проект      
федерального закона внесен депутатом третьего созыва Куликовым.                 
Законопроектом предлагается изменить установленный статьей 448                  
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральным законом     
"О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих    
полномочий, и членам его семьи" порядок привлечения указанных лиц к уголовной   
и административной ответственности за преступления и правонарушения.            
                                                                                
Предлагаемые изменения неприемлемы, на наш взгляд, по следующим причинам.       
Так, новый вариант пункта 1 статьи 3 Федерального закона " О гарантиях          
Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и   
членам его семьи" необоснованно расширяет пределы неприкосновенности            
Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий,     
распространяя ее на правонарушения, преступления, совершенные им после          
прекращения полномочий. Данное положение противоречит статье 19 Конституции     
Российской Федерации, предусматривающей принцип равенства граждан перед         
законом и судом, так как Президент Российской Федерации, прекративший свои      
полномочия и совершивший деяния за пределами периода исполнения указанных       
полномочий, привлекается к уголовной и административной ответственности на      
общих основаниях.                                                               
                                                                                
Необходимо также отметить, что предлагаемая законопроектом формулировка         
основания лишения неприкосновенности Президента Российской Федерации,           
прекратившего исполнение своих полномочий, - возбуждение уголовного дела по     
факту совершения им любого преступления - не корреспондируется с частью 1       
статьи 93 Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье Конституции    
Российской Федерации отрешение от должности Президента Российской Федерации     
возможно только при выдвижении обвинения в совершении тяжкого преступления.     
                                                                                
Представляется также неоправданным предложение автора законопроекта ввести      
гарантию от необоснованного привлечения бывшего Президента Российской           
Федерации к уголовной и административной ответственности в виде получения       
Генеральным прокурором Российской Федерации согласия на это обеих палат         
Федерального Собрания Российской Федерации. По мнению Комитета по               
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,      
это не соответствует положениям статьи 93 Конституции Российской Федерации.     
                                                                                
Следует отметить, что предлагаемые законопроектом изменения в статью 448        
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принципиальных            
возражений не вызывают, однако указанные изменения являются предметом ведения   
самостоятельного законопроекта. Поступивший от Правительства Российской         
Федерации отзыв на законопроект отрицательный. Позиция нашего комитета -        
отклонить указанный законопроект. Прошу поддержать позицию комитета.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, первое чтение. Есть ли вопросы к       
докладчику? Есть ли желающие выступить? Нет. У представителя правительства, я   
так понимаю, и представителя президента нет вопросов. Уважаемые коллеги,        
тогда давайте определимся. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в       
первом чтении?                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Сергей Александрович, вы не уходите тогда сейчас.                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               72 чел.16,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     72 чел.                                          
Не голосовало                 378 чел.84,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принят.