Заседание № 143
20.07.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 365972-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части трудового воспитания обучающихся).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3922 по 4246 из 8144
22-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Ольга Михайловна Казакова. КАЗАКОВА О. М., председатель Комитета Государственной Думы по просвещению, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к принятию во втором чтении. Комитет сформировал две таблицы. Я сразу хочу поблагодарить всех, коллеги, кто участвовал в подготовке поправок. Вы помните, что у нас в зале было достаточно бурное обсуждение темы трудового воспитания, и вот оно было продолжено при подготовке поправок. Уважаемые коллеги, представители всех фракций, хочу вас поблагодарить и доложить, что поправки включены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, и в таблицу поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, есть несколько таких поправок. Считаю необходимым остановиться на самых важных темах, чтобы всех проинформировать, какие новшества, какие новеллы у нас появятся при принятии закона. Итак, первое. Мы с вами по трудовому воспитанию всё обсуждали - внесли поправкой такую норму, как профориентация. Кстати, об этом говорили очень многие в зале: не нужно ограничиваться просто общественно полезным трудом, уборкой в классе, содержанием в нормальном состоянии всех помещений школы, нужно идти дальше, нужно готовить наших детей к профессии, и, конечно, школа может это делать. У нас в стране сейчас есть проект "Билет в будущее". Почти 2 миллиона ребятишек поучаствовали в этом проекте. Этот проект как раз помогает детям определиться, к какой профессии они идут, узнать, какие есть предприятия в городе, в селе, в районе. И, коллеги, мы предлагаем такую норму закрепить в законе. Министерство просвещения обязано будет разработать порядок профориентации. С 6-го по 11-й класс почти 8 миллионов ребят будут вовлечены вот в такую работу. Предлагаем эту поправку принять, она внесена в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Ещё раз хочу сказать, все фракции поучаствовали в разработке этой поправки. Вторая тема, тоже новая, которая у нас появляется, - урок ОБЖ. Все мы помним, мы это тоже обсуждали, говорили о том, что необходимо усилить модуль НВП в уроке ОБЖ, кто-то даже предлагал поменять название на "НВП". Но, коллеги, мы не можем отказываться от основ безопасности жизнедеятельности, потому что там говорится о техногенных, природных и социальных угрозах, которые могут быть, мы детям должны об этом рассказывать. Чтобы сохранить и основы безопасности, и то, что мы с вами называем "НВП", мы продумали и новое содержание, и новое название предмета - "Основы безопасности и защиты Родины". Теперь этот предмет будет называться так и содержание будет соответствующее. Мы должны внести это поправкой в закон - почему? Потому что у нас предмет "ОБЖ" уже есть в законе в числе защищённых предметов. Вы помните, когда мы принимали эти нормы, мы в число шести защищённых внесли и предмет "ОБЖ". Поэтому его название мы должны поменять. И с 1 сентября 2024 года - мы год будем готовиться: должны быть подготовлены материально-техническая база, учебники, кадровый состав, чтобы у нас и педагоги были готовы, - вот с 1 сентября 2024 года такой урок уже появится в наших школах. И третья норма, тоже новая, которую ждут и родители, и дети, и учителя, - это норма о серебряных медалях. Сейчас у нас в законе только одна медаль, первой степени, ну, в народе её называют "золотая", федеральная награда. Мы считаем, что ребят, у которых одна четвёрка, две четвёрки, тоже нужно поощрить, ведь это тоже результат умственного труда и усердия наших детей, да и стремления к успехам у них будет больше. У нас в этом году золотыми медалистами стали 85 тысяч ребят... Вот, я смотрю, удивились - да, практически каждый десятый выпускник получает золотую медаль. А ребят, которые могли бы получить серебряную медаль, в 2-3 раза больше. И мы думаем, что, если появится такая федеральная награда, их станет ещё больше, потому что будет мотивация к этому, будут стремиться, поэтому вот такую норму вносим. Все согласились, все фракции нас поддержали в этом. Норма будет введена с 1 сентября 2023 года, то есть уже выпускникам следующего года серебряная медаль даст дополнительные баллы при поступлении в дальнейшем в высшие учебные заведения. Коллеги, вот такие три основные темы. Таблицы поправок сформированы, мы просим вас поддержать поправки, рекомендованные к принятию, и принять во втором чтении законопроект. Иван Иванович, пожалуйста, в случае принятия законопроекта во втором чтении просим рассмотреть его и в третьем сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Михайловна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 25 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы по таблице поправок № 2. Покажите список. Скрозникова Анна Валерьевна, пожалуйста. СКРОЗНИКОВА А. В. Уважаемый Иван Иванович, я прошу вынести на отдельное голосование поправку 2 из таблицы поправок № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправки 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 22 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 12 чел.2,7 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается. Переходим к рассмотрению поправки 2. Депутату Скрозниковой включите микрофон, пожалуйста. СКРОЗНИКОВА А. В. Коллеги, в обоснование представленной в таблице поправки к данному законопроекту могу сказать следующее. Сегодня никто не спорит с тем, что участие детей в общественно полезном труде является необходимым условием воспитания, но возникает вопрос: какие именно мероприятия мы отнесём к общественно полезному труду и даём ли мы право детям выражать своё мнение, в каких именно мероприятиях из перечня общественно полезного труда и почему они хотели бы принимать участие в течение учебного года? Относительно первой части вопроса. Мы предлагаем включить в часть 4 статьи 34 федерального закона норму, позволяющую сформировать на основе широкого обсуждения конкретный перечень общественно полезного труда, который будет различаться для сельских и городских школ, для общеобразовательных и коррекционных и так далее. Это облегчит работу школ, которые сегодня не имеют общепризнанных единых формулировок мероприятий общественно полезного труда и вынуждены выдумывать формулировки на своё усмотрение. Далее хочу обратить ваше внимание вот на какую норму. В законе "Об образовании в Российской Федерации", именно в части 4 статьи 34, уже предусмотрено, что обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Нашей поправкой мы только уточняем, что и в вопросах общественно полезного труда школьники должны иметь возможность самостоятельного выбора общественно полезного труда из представленного перечня. Прошу поддержать нашу поправку, ведь через принудительное воспитание невозможно научить любить свой труд. Мы можем получить обратный эффект, приняв закон в данном виде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, мнение комитета. КАЗАКОВА О. М. Уважаемые коллеги, на заседании комитета мы обсуждали эту поправку. Мы её не поддерживаем. Объясню почему. Поправка из двух частей состоит, как вы уже слышали. Ну, первое. Перечень и формы общественно полезного труда - это подзаконник. Мы говорим о наличии (и в законе это указано) воспитательной программы. Эта программа утверждается как федеральная. Мы с вами знаем (мы сами такой закон принимали, воспитательную часть в школу возвращали), что процесс образования у нас единый - это обучение и воспитание. У нас такая программа есть, она действительно формируется с учётом специфики сельской местности, городских школ. Федеральная программа затем расшивается на региональные, и образовательное учреждение тоже включает свои виды общественно полезного труда, которые у него есть, ну, в одной школе есть приусадебный участок, допустим, а у другой школы совсем другая территория и другие виды работ. Поэтому вот эти формы, безусловно, все уже учтены, и в рамках работы над подзаконными актами, в своих регионах, со своими министерствами просвещения, с федеральным министерством мы можем это отрабатывать, в законе уже предусмотрена воспитательная программа. Следующая норма, которую сейчас предлагали. Дети будут определять, что они будут делать, а что они не будут делать. Коллеги, ещё раз хочу сказать, что образовательная программа включает в себя программу обучения и воспитания. Давайте представим: есть единые форматы, организовывается мероприятие, субботник к примеру, или шефство над памятником, и одни дети говорят, что не будут что-то делать, а другие говорят, мол, ну а мы пойдём, будем делать. Мы с вами поддерживаем вообще коллективизм, чувство общего дела или, наоборот, всю эту систему разрушаем? Или вот возьмём учебник: в нём есть параграф, и ребёнок говорит, что учить не будет, а что будет, потому что это ему интересно. К чему мы придём? Одни участвуют, другие не участвуют, одни учат, другие не учат. Ну до чего мы дойдём? До того, что учитель вообще ничего не решает, решает ребёнок - хочу, не хочу. Тогда система воспитания разрушается, разбивается вот о такое предложение! Кроме того, я вам хочу сказать, что у нас есть документ, его нам прислал институт воспитания, который профессионально этой темой занимается. И психологи, и педагоги, все в один голос говорят: это полезно тогда, когда это коллективное дело, общее дело, когда все ребята в него вовлечены. Вот тогда это воспитание, тогда это школа, тогда это класс, тогда это коллектив. Я думаю, все, кто работал в школе из здесь присутствующих, понимают, о чём мы говорим, и понимают ценность общественно полезной... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование поправка 2. Комитет её не поддерживает. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 34 сек.) Проголосовало за 18 чел.4,0 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 11 чел.2,4 % Голосовало 32 чел. Не голосовало 418 чел.92,9 % Результат: не принято Не принимается поправка. Все поправки рассмотрены. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 47 мин. 59 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Коллеги, профильный комитет просит рассмотреть законопроект в третьем чтении. Нет возражений? Нет. По мотивам есть желающие выступить? Включите режим записи на выступления по мотивам в рамках третьего чтения. Покажите список. Исаев Андрей Константинович, пожалуйста. Приготовиться Олегу Николаевичу Смолину. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В этом зале присутствуют умные, сильные, состоявшиеся люди, все они закончили школу в тот момент, когда действовала система трудового воспитания - та самая, которая восстанавливается этим законом. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает проголосовать за. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я рад, что в этом зале даже противники советской системы активно борются за её наследие. Это первое. (Аплодисменты.) Второе. Хочу отреагировать на поправку уважаемых коллег из фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ" цитатой из Льва Толстого: "Счастье не в том, чтобы делать... что хочешь, а в том, чтобы... хотеть того, что делаешь". Я бы добавил: научиться хотеть того, что делаешь. Третье. Я не стал бы брать слово, уважаемые коллеги, но хочу дополнить двумя вещами то, о чём говорила уважаемая Ольга Михайловна. Я имею в виду вот что. Мы получили довольно много писем, где родители с беспокойством спрашивают, не приведёт ли этот закон к принудительному труду? Не приведёт. Обращаю внимание на поправку, которая включена в число принятых, она правильная - там говорится о том, что, если труд не предусмотрен образовательной программой, должен действовать Трудовой кодекс, то есть всё только по закону. Никаких разговоров о том, что дети будут строить дачи директорам, как нам здесь, в зале, говорили, закон не позволяет. И последнее, пожалуй, коллеги, о нашем наследии. На заседании Комитета по просвещению возникла дискуссия, когда один из наших коллег высказался в том смысле, что система Антона Семёновича Макаренко безнадёжно идеологическая и безнадёжно устарела. Вот с этим я согласиться категорически не могу - не только потому, что Антон Семёнович, увы, имел проблемы с советской бюрократией (бюрократия, к сожалению, бывает в разных системах), не только потому, что движение макаренковское имеет международный характер, к чему я ещё вернусь, и не только потому, что Антон Семёнович Макаренко признан одним из пяти самых выдающихся педагогов XX века, причём во всём мире, не только у нас, нельзя разбрасываться нашим наследием. Я хочу обратить ваше внимание, коллеги, на то, что 18 августа 2023 года состоится IV Форум агрошкол и школ-хозяйств "Агрошколы и школы-хозяйства..." в Тамбовской области. Организаторами этого форума выступают ассоциация "Агрошколы России", исполнительная дирекция Международного Макаренковского формума (международного!), издательство "Народное образование" при поддержке федерального центра дополнительного образования, общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание"... сейчас я зачитаю вам ещё одно название: Общероссийской молодёжной общественной организации "Российский союз сельской молодёжи" и так далее. Традиции Макаренко, слава богу, живы. Мы хотели бы, конечно, чтобы наряду с трудовым появилось производственное воспитание, как хотел Макаренко, но политика - искусство возможного. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. Коллеги, законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 39 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 9 чел.2,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят.