Заседание № 128
01.06.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 365950-8 "О денонсации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 786 по 939 из 5803
Коллеги, переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 2-й вопрос, о проекте федерального закона "О денонсации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива". Докладывает официальный представитель президента заместитель министра иностранных дел Михаил Юрьевич Галузин. ГАЛУЗИН М. Ю., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение вынесен проект федерального закона "О денонсации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива". Договор был подписан в Керчи 24 декабря 2003 года, в нём провозглашалось, что Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами России и Украины, определялся порядок совместной деятельности в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды, экологической безопасности, было зафиксировано, что российские и украинские военные корабли и торговые суда пользуются свободой судоходства, а военные корабли под флагом третьих стран могут заходить в Азово-Керченскую акваторию только по приглашению России или Украины, согласованному с другим прибрежным государством. Инициатива денонсации договора вызвана тем, что после вхождения в состав Российской Федерации Донецкой Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей возникла кардинально новая ситуация вокруг Азовского моря и Керченского пролива, берега которых отныне полностью принадлежат только Российской Федерации. В соответствии с изменившимися обстоятельствами, а именно с утратой Украиной статуса прибрежного государства в отношении упомянутых акваторий, налицо необходимость прекращения Российской Федерацией данного договора. Согласие Российской Федерации на обязательность для неё договора было выражено путём его ратификации по представлению Президента Российской Федерации (федеральный закон № 23-ФЗ от 22 апреля 2004 года). В связи с этим решение о прекращении действия договора в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит принятию в форме федерального закона, вносимого Президентом Российской Федерации. Хотел бы заметить, что Верховная Рада Украины 24 февраля 2023 года уже приняли закон "О денонсации Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива", который после подписания президентом Украины и официального опубликования вступил в силу 25 марта 2023 года. В связи с тем что в самом тексте договора не содержится положений о прекращении его действия, для денонсации нами используются основания, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров от 1969 года, в частности её статьёй 61 "Последующая невозможность выполнения", положения которой дают Российской Федерации право принять решение о денонсации упомянутого договора. Все необходимые согласования по проекту проведены. Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация федерального закона не потребует дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета. С учётом изложенного прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать внесённый Президентом Российской Федерации проект федерального закона о денонсации упомянутого договора с Украиной. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Константин Фёдорович Затулин... Где у нас Константин Фёдорович? Так, от комитета по делам СНГ кто-то может высказать мнение комитета по этому проекту федерального закона? Нажмите кнопку "По порядку ведения", представитель комитета по делам СНГ. У нас что, от комитета по делам СНГ никто не присутствует на пленарном заседании? Туров Артём Викторович, конечно, я вижу, вы в списке. Пожалуйста, мнение комитета - Артём Викторович Туров, заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, комитет поддерживает. Просим голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Викторович. Но я прошу разобраться, почему у нас содокладчика нет. Пожалуйста, коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов... Есть вопросы? Извините. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Вассерман Анатолий Александрович, пожалуйста. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня один вопрос: а стоит ли возиться с каждым договором или проще подождать несколько месяцев и аннулировать весь пакет договоров с Украиной ввиду исчезновения такого субъекта международного права? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Юрьевич. ГАЛУЗИН М. Ю. Уважаемый Анатолий Александрович, уважаемые депутаты! Российская сторона исходит из того, что мы не разрушаем преднамеренно имеющуюся договорно-правовую базу отношений с Украиной, этим занимается сегодня киевский режим. Мы денонсируем, прекращаем действие тех договорных инструментов с Украиной, которые стали на сегодняшний день уже неактуальными. Могу отметить в связи с этим, что, помимо сегодняшней инициативы о денонсации договора по Азовскому морю и Керченскому проливу, в 2014 году таким же образом был денонсирован договор с Украиной о пребывании Черноморского флота в связи с воссоединением Крыма с Россией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Михаил Юрьевич, безусловно, поддержим этот законопроект. А скажите, пожалуйста, в связи с вступлением Финляндии в НАТО - это же в принципе добавляет нам тысячу километров границ с недружественными странами, где НАТО сразу же сегодня размещает свою инфраструктуру, - не настала ли пора и по Сайменскому каналу денонсировать соглашение, которое в принципе, кроме убытков, нам ничего не даёт, но даёт много прибыли Финляндии? ГАЛУЗИН М. Ю. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Мы на данном этапе исходим из того, что, разумеется, вступление Финляндии в НАТО - это откровенно недружественный шаг в отношении России, вместе с тем мы должны ещё будем оценить те конкретные вызовы безопасности Российской Федерации, которые последуют за вступлением Финляндии в Северо-Атлантический блок. Наверное, в контексте такой комплексной оценки этих вызовов и будет решаться вопрос о судьбе или о нашем дальнейшем отношении к соглашению по Сайменскому каналу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 17 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1392 по 1402 из 5803
ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, приношу извинения вам и депутатам Государственной Думы за своё отсутствие при обсуждении 2-го вопроса повестки дня. В своё оправдание могу сказать только, что после вчерашнего "правительственного часа" меня пригласил сегодня вице-премьер Оверчук в 11 часов и я не знал, что сегодня не будет выступлений от фракций, поэтому опоздал. Это меня не оправдывает. Извините. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, извинения принимаются, но причина отсутствия на пленарном заседании неуважительная, Константин Фёдорович.