Заседание № 77
О проекте федерального закона № 365683-3 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о сохранении на период после 1 января 2005 года действия норм статьи 297 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся налогообложения прибыли организаций системы потребительской кооперации; внесён В. К. Агаловым и С. П. Опёнышевым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению двух альтернативных законопроектов, в нашем порядке работы это пункты 18.1 и 18.2. Пункт 18.1, Великий Хурал Республики Тыва просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, а авторами законопроекта из пункта 18.2 являются члены Совета Федерации, уже сложившие с себя полномочия, поэтому содоклад делает член Комитета по бюджету и налогам Надежда Сергеевна Максимова. Пожалуйста, Надежда Сергеевна. Просьба соблюдать в зале тишину. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо вам, Валерий Афонасьевич. Уважаемые коллеги, мы рассматриваем два альтернативных законопроекта, которые были внесены Великим Хуралом Республики Тыва и членами Совета Федерации, которые ранее исполняли свои обязанности, Агаловым и Опёнышевым. Комитет по бюджету рассмотрел законопроекты и отмечает, что эти два законопроекта предлагают сохранить на период после 1 января 2005 года действие статьи 297 Налогового кодекса, которая предусматривает для организаций системы потребительской кооперации право включать в расходы на производство и реализацию товаров отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов; проценты, которые выплачиваются за привлекаемые у пайщиков и других граждан заёмные средства; отчисления в фонд развития потребительской кооперации, которые начисляют организации потребкооперации в размере до 4 процентов от выручки от реализации товаров за отчётный (налоговый) период. Эти два законопроекта альтернативные, комитет не поддерживает оба законопроекта по следующим основаниям. С 1 января 2002 года главой 25 Налогового кодекса была снижена налоговая нагрузка на налогоплательщика. В частности, было установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль все произведённые организацией расходы, которые касаются осуществления деятельности, направленной на получение доходов, учитываются при определении затрат, ну, и они должны быть, конечно, документально подтверждены. И налоговая ставка по налогу на прибыль тогда была снижена с 35 до 24 процентов, а с этого года она составляет, вы знаете, 20 процентов. При этом льготный порядок налогообложения прибыли для организаций потребительской кооперации был временно сохранён, и на протяжении двух последующих лет, 2003-го и 2004-го, они имели возможность адаптироваться к новому порядку налогообложения прибыли. Что касается статьи 269 кодекса, о том, чтобы сохранять отнесение на затраты процентов, то право отнесения на расходы в целях налогообложения налогом на прибыль сумм процентов, которые выплачиваются за привлекаемые у пайщиков и других граждан заёмные средства, сохранилось. То есть статья 269 позволяет производить эти отчисления и относить их на затраты по налогу на прибыль. Поэтому в данном изменении Налоговый кодекс не нуждается. Но я ещё должна сказать, что на два года устанавливался для организаций потребительской кооперации переходный период и была возможность перейти на специальные налоговые режимы. Вы знаете, что глава 26 Налогового кодекса даёт возможность предприятиям - а в основном это малые предприятия потребительской кооперации - переходить либо на уплату сельскохозяйственного налога, либо на упрощённую систему налогообложения, либо на единый налог на вменённый доход. Ставка сельскохозяйственного налога - 6 процентов от доходов, по упрощённой системе налогообложения - 6 или 15 процентов в зависимости от того, от какого объёма доходов исчисляется, и единый налог на вменённый доход - тоже 15 процентов, но вы знаете, что сейчас дано право снижать эту ставку до 5 процентов. В случае применения любого из этих специальных налоговых режимов все предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, за исключением определённых статей. То есть практически дано было время определиться, по какой системе они будут работать, и сейчас более 90 процентов организаций и предприятий потребкооперации работают именно по специальным налоговым режимам, поскольку в этом случае и процентная ставка значительно ниже, чем налог на прибыль, и предоставляется освобождение от всех других налоговых платежей. Поэтому мы считаем, что этот вопрос уже себя изжил. Кстати говоря, я в своё время занималась в Министерстве финансов проблемой потребкооперации. Почему мы на два года этот переходный период устанавливали? Вот эти 4 процента отчислений шли не на развитие, а на содержание Центросоюза и других надстроечных структур, которые не являются некоммерческими организациями, а в принципе, конечно, помогают им развиваться. Сейчас есть устав потребительской кооперации, куда они сами имеют право внести такую норму. А мы с вами в прошлом году приняли закон о том, что некоммерческие организации могут получать дополнительные ресурсы от предприятий и организаций, которые примут такое решение, то есть в устав можно будет внести соответствующие изменения. Вот на основании всех этих данных мы считаем, что эти законопроекты в настоящее время утратили актуальность. Комитет их не поддерживает и просит отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Вопросы будут к содокладчику? Нет. Присаживайтесь, Надежда Сергеевна. Желающие выступить по этим вопросам есть? Нет. Тогда я ставлю на рейтинговое голосование пункты 18.1 и 18.2 поочерёдно. Включите режим голосования по законопроекту пункта 18.1. (Идёт голосование.) Ставится на рейтинговое голосование пункт 18.2 порядка работы. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 18.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 36 сек.) Проголосовало за 1 чел.0,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 1 чел. Не голосовало 449 чел.99,8% За - один человек. Покажите результаты голосования по пункту 18.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 06 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 0 чел. Не голосовало 450 чел.100,0% Ноль человек. Мы должны поставить на окончательное голосование законопроект из пункта 18.1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 01 мин. 57 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 2 чел. Не голосовало 448 чел.99,6% Результат: не принято За - два человека. Оба альтернативных законопроекта считаются отклонёнными.