Заседание № 259
14.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 365651-3 "О саморегулируемых организациях" (внесен депутатами Государственной Думы Н. В. Арефьевым, А. И. Артемьевым, В. А. Бойко, Е. П. Ищенко, И. И. Никитчуком и В. И. Шандыбиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3316 по 3808 из 6995
Пункт 21.1 повестки дня - проект федерального закона "О саморегулируемых организациях". Доклад депутата Государственной Думы Виктора Семёновича Плескачевского. Пожалуйста, Виктор Семёнович. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по собственности, фракция "Единство - Единая Россия". Уважаемые коллеги, принято считать, что чиновник умнее инженера, что чиновник умнее врача, умнее строителя. Но справедливости ради надо сказать, что не во всем мире это так. Так, к сожалению, только в слаборазвитых странах и по несчастливой случайности в России. Во всех странах с эволюционной экономикой чиновник не может позволить себе указывать врачу, как владеть своим скальпелем, не может позволить себе, скажем, предложить рецептуру бетона или рецептуру кулинарного изделия. Но так сложилось в России к сегодняшнему дню. Конечно, нашей экономике, новой экономике всего двенадцать-тринадцать лет. Это не очень большой срок, для того чтобы предприниматели и профессионалы получили необходимый весовой, так сказать, коэффициент, чтобы в спорах с чиновниками доказывать, как правильно и как неправильно руководить, в том числе бизнесом. Скажем, строительные нормы и правила, так называемые СНиПы, практически во всех развитых странах разрабатываются ассоциациями строителей. В некоторых странах, таких, как Англия, после того, как их разработали строители, эти нормы утверждаются правительством, для того чтобы они стали национальными нормами. Пока, к сожалению, у нас по-прежнему строительные нормы и правила разрабатывают институты оргтехстроя при Госстрое, пока у нас Минздрав, Минюст и многие другие ведомства все-таки участвуют в разработке того, что называется стандартами профессиональной деятельности. В начале 90-х была сделана первая попытка, но, к великому сожалению, на мой взгляд, неудачная, для того чтобы появились ассоциации предпринимателей. К сегодняшнему дню их существует, наверное, более тысячи, по самым скромным оценкам. При этом, как говорится, хотели как лучше - получилось как всегда. Дело в том, что сегодня эти ассоциации существуют на тех же правах некоммерческих организаций, на которых существуют, например, общества любителей кино, не знаю, бань или пива. Именно поэтому ассоциации товаропроизводителей, ассоциации металлургов также бесправны, по существу, в защите своих прав, в защите своих возможностей, в защите профессиональных интересов. Предлагаемый нами закон - всего лишь попытка (и к этой попытке мы шли несколько лет) отделить эти предпринимательские профессиональные объединения и ассоциации от прочих некоммерческих организаций, предъявив им чуть больше требований и дав им чуть больше прав только для того, коллеги, чтобы просто запустить этот новый, в общем, для нынешней нашей ситуации проект. Всем нам известно, что правительство у нас тоже занимается административной реформой, что мы сокращаем число лицензируемых видов деятельности. При этом как-то оказывается так, что число лицензируемых видов деятельности уменьшилось более чем в десять раз, но лицензионные требования по каждому виду увеличились. Мы понимаем, что у нас без увеличения качества нагрузка на бизнес увеличилась и в конечном итоге она легла, эта нагрузка, в виде себестоимости на товары и на потребителей. Административная реформа у нас проходит по старинке в одностороннем порядке посредством, возможно, особо продвинутых чиновников, которые снимают с себя те или иные полномочия. К сожалению, на сегодняшний день нет институтов в гражданском обществе, которые могли бы полноценно оценить эту работу, насколько она эффективна, насколько в ней достаточно необходимого, например, для развития малого бизнеса. Кто только ни занимался у нас малым бизнесом! Но к сегодняшнему дню мы знаем, что все наши попытки убедить правительство в необходимости вот тех законопроектов, которые мы готовим, пока не привели еще к тому результату, который можно считать было бы приемлемым для нынешнего развития нашей экономики. По-прежнему экономика зависима у нас от крупного бизнеса. И некоторые с гордостью заявляют, что у нас до 80 процентов валового продукта производится крупным бизнесом. Хочется обратить внимание, что во многих странах с развитой экономикой порядка 80 процентов приходится на долю малого бизнеса. Это и возможность для самозанятости, самофинансирования большей части населения, и меньшая зависимость от тех или иных отдельных отраслей. Должен сказать, что сегодня это словосочетание "саморегулируемая организация" становится, так сказать, повседневностью в нашей жизни. И должен признать, что на последнем заседании правительства, где был доклад о ходе административной реформы, ну, наверное, чуть ли не в каждом абзаце употреблялось это словосочетание. К великому сожалению, до сегодняшнего дня нет ни в одном законе у нас того определения, которое считалось бы приемлемым, понятным для большей части участников и в этом смысле дееспособным, то есть которое можно было бы использовать. Должен признать, что сегодня у нас только одна организация из относящихся к саморегулированию имеет свой закон - это Торгово-промышленная палата Российской Федерации. При этом мы знаем, что даже Торгово-промышленная палата на сегодняшний день не имеет тех прав, которые имеет, например, национальная торговая палата в Чехословакии, в Чехии, прошу прощения. В Чехии на сегодняшний день действует норма, что ни один экономического содержания закон не может быть принят правительством до тех пор, пока по нему не высказалась национальная торговая палата, не может быть внесен в парламент. Не знаю, в какой степени это прогрессивно, но мне кажется, такой процесс квалифицированного оппонирования, совместной работы, совместного нового баланса интересов между обществом, предпринимательским обществом и властью был бы необходим для нашей страны на этом этапе ее развития. Поэтому с удовлетворением мы отнеслись к тому, что указом в конце июля этого года президент поддержал необходимость развития саморегулирования во всех отраслях и сферах. Приятно было, что мы этот закон, который сегодня перед вами и под которым стоят подписи депутатов практически всех фракций вне зависимости от политической принадлежности или ориентации, в первую очередь потому, что, наверное, есть понимание важности аккуратного включения такого нового для России института... Этот закон разрабатывался несколько лет, и в последний год вместе с правительством. Я плохо понимаю, почему на сей момент существует отрицательное заключение правительства, подписанное наспех, созданное буквально вчера вечером. Не знаю, в чем тут причина, но я не хотел бы даже останавливаться на этом отрицательном заключении, потому что многие положения его не выдерживают никакой критики, показывают, что эта работа была слишком быстро сделана. Я просил бы вас поддержать этот законопроект в первом чтении. Полагаю, что это некий момент истины. Как может правительство проводить административную реформу, указывая на необходимость существования саморегулирования во всех сферах, и при этом не поддерживать закон "О саморегулируемых организациях"? Постоянно говорится о какой-то, возможно, новой версии закона или какой-то, возможно, новой концепции закона о саморегулировании. Я готов ответить по существу на любой вопрос, потому что предлагаемая нами модель основана на изучении актов и институтов саморегулирования во всех, практически во всех развитых странах - это и Канада, и Соединенные Штаты Америки, и вся Европа - и аккумулирует в себе все достижения процесса, очень важного для эволюционной экономики. Я считаю, что сейчас момент истины. Мы должны с вами понять, что откладывание законопроекта сегодня, или непринятие его сегодня, откладывает решение самой проблемы, а значит, и административную реформу минимум на год. Поэтому я просил бы, уважаемые коллеги, поддержать предложенный законопроект в первом чтении и принять участие в доработке его ко второму чтению, возможно, уже следующей Думой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Об альтернативном проекте федерального закона "О саморегулируемых организациях" докладывает депутат Государственной Думы Николай Васильевич Арефьев. Пожалуйста, Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется альтернативный законопроект "О саморегулируемых организациях". Каковы принципиальные отличия между двумя проектами? Основное принципиальное отличие в том, что мой законопроект не покушается на государственные полномочия в сфере регулирования экономических процессов. Должен сказать, что, если вы посмотрите пояснительную записку к законопроекту Плескачевского, вы можете отметить главное направление законопроекта "О саморегулируемых организациях", которое вытекает из следующих фраз, вот, допустим, снижение степени давления государства. Проект закона предусматривает снижение степени давления государства: государство будет вытесняться из сферы регулирования коммерческих отношений. Далее: обозначить четкие пределы вмешательства государства в процесс саморегулирования. То есть каждый сверчок знай свой шесток, и государству будет этим законом отведено определенное место, с чем можно не согласиться. То есть саморегулируемые организации ставятся вне закона и вне Конституции. Между тем Конституция Российской Федерации (статья 3, пункт 4) гласит буквально следующее: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону". Выходит, тот законопроект, который докладывался передо мной, - это попытка захвата властных полномочий через принятие этого закона. Но я так полагаю, что если мы - законодатели, то, наверное, мы подобных действий допустить просто не должны. В случае принятия закона мы даем возможность организованным преступным группировкам действовать вне закона и подрывать, так сказать, государственную деятельность в сфере экономики. Строго говоря, закон "О саморегулируемых организациях", вообще-то, просто не нужен и создается он специально для того, чтобы потеснить государство в сфере экономики, отобрать часть государственных полномочий и передать их саморегулируемым организациям. Вот для чего создан закон. Между тем у нас достаточно широкое законодательство в сфере экономики, для того чтобы и для саморегулируемых отношений найти организационно-правовую форму с целью объединения различных коммерческих структур в союзы, в палаты, в какие угодно объединения, и Конституция, в общем-то, не запрещает этого. Внося свой альтернативный законопроект, я хотел бы лишь подчеркнуть опасность в случае принятия этого закона, которая возникает из того, что коммерческим организациям мы предоставляем право осуществлять государственные полномочия, что будет нарушением Конституции. Мой законопроект не многим отличается от проекта закона, о котором докладывал Плескачевский, да и не может отличаться кардинально, поскольку порядок формирования, деятельности и ликвидации предприятий уже определен многими нашими федеральными законами, и отличаться во многом они не могут. Отличие только в одном - саморегулируемая организация должна работать в правовом поле, определяемом Конституцией и федеральными законами, не покушаясь на государственные полномочия. Каковы отличия моего закона от закона, о котором докладывал Плескачевский? Первое - это добровольный принцип создания саморегулируемых организаций, то есть исключительно добровольный, а альтернативный законопроект предполагает возможность отказа от добровольности. Второе - саморегулируемая организация приобретает свой статус на основании разрешения федерального органа власти, что позволяет отследить, так сказать, соответствие настоящему закону порядка создания саморегулируемой организации и нормативных документов, которые необходимы для ее организации. Моим законопроектом не предусматривается единого общероссийского реестра, в целях экономии государственных средств эти функции будут выполнять действующие уже государственные органы регистрации. Моим законопроектом не допускается предоставления саморегулируемым организациям полномочий государственной власти. Также моим законопроектом определяется несколько иной порядок подготовки нормативных актов как правительством, так и в сфере законодательства. Поэтому я просил бы внимательно рассмотреть оба законопроекта и проголосовать за представленный мною законопроект, поскольку он не покушается на государственные полномочия в сфере регулирования экономических процессов в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Опекунова. С места? Пожалуйста, включите микрофон Виктору Семёновичу Опекунову. ОПЕКУНОВ В. С., фракция "Отечество - Единая Россия". Георгий Валентинович, дорогие коллеги! Комитет по собственности внимательно рассмотрел представленные проекты законов "О саморегулируемых организациях" и принял решение поддержать законопроект, о котором докладывал Плескачевский Виктор Семёнович. Необходимо отметить, что создание правовых предпосылок для развития саморегулирования бизнеса, как одного из рычагов проведения административной реформы и упорядочения государственного вмешательства в экономику, действительно является назревшей, необходимой и ищущей своего решения задачей. Дерегулирование, дебюрократизация, снятие межадминистративных барьеров - эти меры-синонимы назывались в качестве ключевых не только в стратегии развития Федерации до 2010 года, но и в ряде последующих документов Президента Российской Федерации и правительства страны. Предполагалось, что государство, сосредоточившись на эффективном выполнении своей базовой функции - защиты безопасности, прав и свобод граждан и бизнеса, гаранта соблюдения правил игры и власти, единого для всех закона, - постепенно избавит экономику от избыточных рычагов государственного регулирования и одновременно сможет оптимизировать функции министерств и ведомств. Комитет при рассмотрении обсуждаемых ныне вариантов законопроекта исходил прежде всего из того, насколько каждый из них реализует принцип: последовательное проведение линии на дерегулирование должно сопровождаться введением экономических механизмов регулирования, а также более широким привлечением различных объединений бизнеса к регулированию соответствующих рынков как необходимой предпосылки по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Для всех нас не является секретом, что нынешнее состояние взаимодействия между государством и бизнесом характеризуется умением предпринимательского сообщества в большей или меньшей степени уходить от жестких и часто не стимулирующих развитие бизнеса требований, предъявляемых государством. Такой характер отношений не содействует установлению атмосферы открытости и доверия между государством и бизнесом и не устраивает сегодня ни одну из сторон. Поэтому комитет поддержал законопроект, внесенный большой группой депутатов разных комитетов и фракций, поскольку в нем впервые, может быть, сформулированы общие правовые основы для создания в России системы саморегулируемых организаций, построенной не на основе конфликта интересов, а на основе баланса интересов предпринимателя и государства. Такой подход, на наш взгляд, безусловно, является ключевым условием нынешнего этапа экономического развития государства. Саморегулирование - институт, основанный на добровольном принятии экономическими агентами различного рода ограничений по отношению к собственному поведению на рынке с целью создания и поддержания положительной репутации. Институт саморегулирования является самообеспечивающимся институтом. Саморегулируемым организациям невыгодно нарушать установленные ими правила поведения, поскольку непосредственные экономические стимулы заставляют агентов делового оборота выполнять установленные правила. Именно поэтому объединение участников рынка в саморегулируемые организации на принципах, предложенных авторами данного законопроекта, будет способствовать прежде всего повышению защищенности потребителей, поскольку играть нечестно по отношению к своим коллегам и к потребителям в профессиональном обществе гораздо сложнее, чем по отношению к государству. При этом именно саморегулируемые организации могут воплотить идею отказа государства от реализации функций ведомственного, отраслевого нормотворчества и одновременно позволят избежать установления режима бесконтрольности в отношении членов предпринимательских сообществ. Необходимо отметить, что уже пятнадцать сегодня действующих профессиональных ассоциаций выразили большую благодарность авторам законопроекта и обращаются с просьбой к депутатам Госдумы о быстрейшем принятии данного законопроекта. Также следует отметить, что уже принятый закон о банкротстве предполагает наличие саморегулируемых организаций и затяжка с принятием данного законопроекта и созданием института этих организаций, к сожалению, сегодня в большой степени блокирует и не дает возможности в полной мере применять закон о процедурах банкротства, уже принятый нами и введенный в действие. Одновременно необходимо отметить, что комплекс мер, проведенных при принятии закона "О техническом регулировании", предполагает сегодня широкое участие профессиональных ассоциаций, союзов, которые должны действовать в рамках СРО, то есть саморегулируемых организаций, уже в ближайшее время заняться наработкой крупной новой нормативной базы для формирования технических регламентов во всех отраслях жизнедеятельности нашей экономики. В связи с этим я от имени комитета прошу палату рассмотреть и поддержать решение комитета о принятии в первом чтении законопроекта, внесенного группой авторов, о котором докладывал Плескачевский Виктор Семёнович. Безусловно, при доработке ко второму чтению этот законопроект, я думаю, может претерпеть очень большое качественное улучшение, что создаст нормальную законодательную базу для деятельности саморегулируемых организаций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас сегодня на балконе в гостевой ложе присутствует делегация Национальной ассамблеи Исламской Республики Пакистан, которую возглавляет Спикер Национальной ассамблеи господин Чоудхури Амир Хусейн. Разрешите от вашего имени их поприветствовать и поблагодарить за посещение Государственной Думы. (Аплодисменты.) Спасибо. Продолжаем работу. По данному вопросу у нас есть представитель правительства, это первый заместитель министра экономического развития и торговли Дмитриев Михаил Эгонович, поэтому можно будет задавать вопросы в том числе и ему. Есть ли вопросы к докладчикам? Вижу, есть один вопрос. Больше нет, да? Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вопрос Плескачевскому. Уважаемый Виктор Семёнович, вот... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Семёнович Плескачевский, пожалуйста, на свое место пройдите. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...в вашем докладе ругательным прозвучало слово "чиновник". А скажите, пожалуйста, вот исполнительный директор ассоциации - это кто? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Исполнительный директор ассоциации - это единоличный исполнительный орган организации, которая учреждена большим количеством предпринимателей или предпринимательских организаций, который подчинен и подконтролен им. В этом смысле он не чиновник, в этом смысле он лицо, избранное ими, а значит, и ответственное перед ними. И перед законом, естественно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, депутат Мельников. МЕЛЬНИКОВ А. Ю., фракция "ЯБЛОКО". Я выступаю и от своего собственного имени, и от имени фракции "ЯБЛОКО". На самом деле, с нашей точки зрения, эти законы альтернативные, и тот и другой, они являются избыточными. Что такое сейчас вообще саморегулируемая организация? Это некоммерческая организация, члены которой добровольно или вынужденно принимают на себя обязательства следовать определенным правилам, стандартам, кодексам профессиональной этики, которые устанавливаются самой саморегулируемой организацией. И в настоящее время подобные организации успешно функционируют во многих сферах в рамках уже существующего законодательства о некоммерческих организациях, о банкротстве. Поэтому в этом смысле появление какого-то отдельного закона, который регулирует их деятельность, совершенно не представляется необходимым и, с нашей точки зрения, не нужно. Если говорить собственно о проекте закона... Я больше буду говорить о проекте Виктора Семёновича, но докладчик по альтернативному проекту признал, что в данном случае многие нормы являются общими и для того и для другого законопроекта. Законопроект содержит весьма сомнительные с точки зрения правоприменительной практики нормы. Ну, например, одна треть членов органов управления саморегулируемой организации должна состоять из независимых членов. Причем сложно понять, какими мотивами должны руководствоваться эти независимые члены при принятии решений, если они, как это указано в законопроекте, не связаны с саморегулируемой организацией трудовыми отношениями или всякими другими (они там перечисляются подробно). В такой конструкции либо потребуется значительное количество волонтеров-альтруистов, которым безразлично качество принимаемых решений, либо фактически речь будет идти о мнимой независимости и все эти люди будут использовать свое положение в личных или в узкокорпоративных целях. Сам законопроект "О саморегулируемых организациях" на первый взгляд содержит множество довольно жестких требований к таким организациям. Эти требования касаются и состава участников, и содержания правил-стандартов органов управления, и регламентации еще целого ряда других моментов. Но однако всё перечисленное теряет всякий смысл, поскольку законопроект не предусматривает никаких механизмов контроля за соблюдением установленных требований, а нарушение саморегулируемой организацией любого из этих требований не влечет практически никаких правовых последствий. Фактически единственный предусмотренный проектом способ воздействия на саморегулируемую организацию - это исключение из государственного реестра по решению суда. Причем суд этот может принять такое решение только в том случае, если саморегулируемая организация обратилась в регулирующий орган с заведомо недостоверным ходатайством о выдаче лицензии участнику саморегулируемой организации. Соответственно, большинство требований, которые установлены для саморегулируемой организации в законопроекте, является декларативным, а иногда они и просто трудновыполнимы. Например, согласно проекту, саморегулируемой организации запрещено приобретать товары, работы и услуги, которые производятся или оказываются ее участниками. Ну, вот с этой точки зрения получается, что объединение, к примеру, производителей электроэнергии будет вынуждено работать при свечах. И вообще возникает вопрос: насколько возможно и целесообразно распространение подобной стандартизации на все виды экономической деятельности? В законопроекте очень много размытых и неопределенных формулировок. И законопроект не дает ответа в принципе на вопрос: насколько возможно распространение вот этих норм вообще на все сферы экономической деятельности? Вообще, у меня впечатление, что этот законопроект написан для некоторых сфер деятельности. Ну, возможно, для регулирования, к примеру, участников рынка ценных бумаг. Возможно. Но так или иначе в нашей экономике довольно много отраслей и много разнообразных видов деятельности, а законопроект содержит очень общие формулы, и непонятно, как это будет конкретизироваться применительно к отрасли. Вот исходя из этого, "ЯБЛОКО" не поддерживает принятие ни того, ни другого законопроекта и будет голосовать против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства желает высказаться по данному законопроекту? Желает или не желает? Пожалуйста, в правительственной ложе микрофон включите. ДМИТРИЕВ М. Э., первый заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Уважаемые депутаты, по проекту, внесенному депутатами Плескачевским, Примаковым и другими, подписавшими этот законопроект, Правительством Российской Федерации вчера подписан отрицательный отзыв. Основными пунктами заключения, претензиями к этому законопроекту являются, во-первых, то, что в ряде случаев возникает потенциальная возможность конфликта интересов у саморегулируемых организаций, и вторая проблема, которая возникает, - это необходимость приведения законопроекта в соответствие с рядом других федеральных законов, регулирующих похожие сферы деятельности, в частности с законами "О некоммерческих организациях", "О рынке ценных бумаг", "О несостоятельности (банкротстве)". Вот по этим основаниям правительство не поддерживает проект данного федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Не желает. Переходим к голосованию. Или авторы хотят выступить с заключительным словом? Не желают. От комитета заключительное слово? Что, есть желание выступить с заключительным словом? Пожалуйста, депутату Плескачевскому включите микрофон. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемые коллеги, я еще раз подчеркну, что работа над этим законопроектом велась несколько лет и мне досадно читать в заключении правительства о разных неточностях, особенно с учетом того, что мы работали вместе над этим законопроектом. Поэтому, собственно, и такое большое число депутатов стало авторами этого законопроекта. Я еще раз обращаюсь к коллегам: это момент истины, если мы с вами сегодня не принимаем этот текст, то сама проблема откладывается минимум на год. Я прошу поддержать этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Арефьев, заключительное слово. Пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо. У нас в России и так достаточно сегодня преступлений в сфере экономики. Государство настолько лишено возможности влиять на экономические процессы, что практически все эти процессы становятся неуправляемыми как со стороны исполнительных органов власти, так и со стороны судебных органов власти. Поэтому отнимать те остатки полномочий по управлению экономикой, которые остались у государства, я думаю, преждевременно, и это вредно для нашей экономики. Поэтому голосовать сегодня за то, чтобы у государства отнять оставшиеся полномочия, ну никак не резон и вредно и для страны, и для людей. Поэтому я просил бы хорошо подумать перед тем, как нажимать кнопки, и не отбирать у государства полномочия, а, наоборот, наверное, ужесточить контроль за экономикой, для того чтобы она работала эффективно и без уголовных нарушений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От комитета желают выступить с заключительным словом? Нет. Ставится на рейтинговое голосование законопроект "О саморегулируемых организациях", пункт 21.1, доложенный депутатом Плескачевским. Пожалуйста, включите режим голосования. (Идет голосование.) Ставится на голосование законопроект "О саморегулируемых организациях", пункт 21.2, доложенный депутатом Арефьевым. Включите, пожалуйста, режим голосования. (Идет голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по законопроекту, пункт 21.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 36 сек.) Проголосовало за 249 чел. 55,3% Проголосовало против 94 чел. 20,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел. 23,8% Покажите результаты по законопроекту, пункт 21.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 10 сек.) Проголосовало за 116 чел. 25,8% Проголосовало против 30 чел. 6,7% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 148 чел. Не голосовало 302 чел. 67,1% Принимается в первом чтении законопроект, обозначенный в пункте 21.1.