Заседание № 230
О проекте федерального закона № 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части обращения с медицинскими отходами).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Александра Борисовича Когана. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 39 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части обращения с медицинскими отходами; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". С докладом выступит Александр Борисович Коган. Пожалуйста, Александр Борисович. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты, сегодня мы рассматриваем законопроект во втором чтении. Хочу напомнить, что мы с вами внимательно анализировали, какой объём отходов у нас производится на территории Российской Федерации, именно медицинских отходов, и сделали чёткий вывод, что нам понятно обращение с медицинскими отходами внутри больницы, но, как только эти медицинские отходы выходят за пределы больницы, они оказываются в серой зоне, потому что нет чётких правил обращения с отходами и учёта соответствующих отходов. В связи с этим и был подготовлен, собственно, этот законопроект. Поступило около 100 листов поправок, и мы десять месяцев договаривались абсолютно со всеми фракциями, со всеми инициаторами этих поправок. В сухом остатке: все коллеги-депутаты отозвали свои поправки и присоединились к нашим шести поправкам, которые погружены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Коротко о том, каким будет обращение с медицинскими отходами. Категория "А", это 75 процентов общего объёма медицинских отходов: обращение будет по правилам ТКО, заниматься этим будут региональные операторы, которые действуют на территории Российской Федерации в каждом регионе. Категория "Г": с частью этих отходов будет обращение по правилам обращения с отходами I и II классов опасности, потому что они по морфологии полностью схожи, этим будет заниматься федеральный экологический оператор в лице "Росатома". Обращение с отходами категорий "Б", "В" и с частью отходов категории "Г" будет осуществляться в рамках законодательства о санэпидемблагополучии населения, но будут определены требования к организациям, которые имеют право на обращение именно с этими отходами, и они будут официально опубликованы на сайтах субъектов Российской Федерации. Ну и абсолютно все медицинские отходы теперь будут учитываться, как только они выходят с территории больницы, то есть всё, от транспортировки, переработки, утилизации до захоронения, теперь будет чётко регламентироваться порядком и правилами учёта соответствующих отходов. Огромная просьба поддержать поправки, которые погружены в таблицу № 1, и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет замечаний. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 31 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 19 чел.4,2 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование законопроект во втором чтении, 8-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 05 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. КОГАН А. Б. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Прошу включить данный законопроект в проект порядка работы на 30 июля для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается ваше предложение, Александр Борисович. Спасибо.
Заседание № 155
О проекте федерального закона № 365183-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, рассматриваем пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами". Доклад Александра Борисовича Когана. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Если возможно, включите, пожалуйста, презентацию*. Уважаемые коллеги, на самом деле вопрос назрел достаточно давно. Я подготовил четыре слайда - они покажут серьёзную проблему, которая сегодня существует, расскажут о том, какова цена вопроса и почему этот вопрос так долго не решался. Я хочу напомнить, что была не одна инициатива по поводу решения об обращении с медицинскими отходами, о том, как сделать так, чтобы это было максимально прозрачно, чтобы было определённое регулирование, чтобы эти отходы не попадали на несанкционированные свалки и чтобы можно было прослеживать путь от их формирования до переработки. В прошлом году на площадке комитета рассматривалась такая очередная инициатива, и выяснилось следующее... Почему было принято решение о создании рабочей группы и доработке этой инициативы, доведении её до логического завершения? Коллеги, дело в том, что, когда комитет сделал запросы в разные ведомства, мы увидели очень интересные вещи. Одно из ведомств, которое сегодня наблюдает за обращением с отходами, сообщило нам, что медицинских отходов в Российской Федерации существует 600 тысяч тонн, это первая цифра. Вторая цифра - её тоже ведомство дало, которое отвечает за обращение с медицинскими отходами, - 65 миллионов тонн. Итого разница в 100 раз. Невозможно принимать решение, основываясь на ложных данных, поэтому комитет поставил перед собой цель, создав рабочую группу, максимально собрать информацию. Мы сделали это вместе с Роспотребнадзором: они - по справкам 2-ТП, мы, с учётом того что сейчас у нас, слава богу, есть информационные системы, создали для каждой больницы личный кабинет. Проанализировали более 20 тысяч договоров, которые сегодня реально заключены: мы понимаем, какие там объёмы, мы понимаем, кто за что платит, мы видим морфологию соответствующих отходов. Нам удалось проанализировать 20 тысяч договоров реальных, которые заключены, и мы составили реальную картину. Если мы посмотрим следующий слайд, то увидим, какой на сегодняшний день объём денег крутится в этой сфере и какой объём отходов по реальным договорам, которые нам удалось проанализировать. О чём это говорит? Это говорит о том, что средств, которые сегодня находятся в обороте медицинских учреждений, достаточно для того, чтобы выстроить хорошую, прозрачную систему обращения медицинских отходов. Здесь ещё следует обратить внимание на то, что четверть расходов медучреждений идёт на внутрибольничную обработку - это следующий слайд показывает, - более 3 миллиардов рублей идёт на внутрибольничную обработку. Это тоже очень важный показатель. А всего средств, которые сегодня больницы имеют в своём обороте, которые мы посмотрели, вот денег в реальном выражении, - 14 миллиардов рублей, и, собственно, этим пользуются. Итого по данным в отношении объёма образования медотходов мы увидели, что приблизительно две трети - вот вы видите - категории "А", дальше категория "Б", категории "В", "Г" и "Д", то есть чётко распределили прямо по категориям медицинских отходов, и можно уже представить, какой объём крутится у нас на территории Российской Федерации, и уже можно сделать соответствующие выводы. В связи с решениями, которые мы предусмотрели в законопроекте, мы пришли к выводу, что медотходы класса "А", которые по морфологии полностью совпадают с ТКО, возможно обращать по правилам ТКО, и такую инициативу мы внесли в данном законопроекте. Более того, я хочу вам сказать, что в 78 субъектах Российской Федерации уже приняли соответствующие решения, и вне зависимости от того, есть закон или нет закона, в этих субъектах Российской Федерации медицинские отходы обращаются уже по правилам ТКО. Более того, уже есть решения судов, которые указали субъектам Российской Федерации, что необходимо обращаться по правилам обращения с ТКО. Это что касается категории "А". Что касается категории "Г", это особо опасные отходы, ртутьсодержащие, медицинские отходы от использования оборудования. У нас создан федеральный экологический оператор в лице "Росатома", и мы предположили, что сегодня он вполне может обращаться с этими отходами, тем более все правила тоже определены и учёт также определён. А вот отходы категорий "Б", "В" и некоторые категории "Г" мы в законопроекте предложили сделать максимально прозрачными. Мы считаем, что это достаточно хорошее, компромиссное решение. Действующих игроков рынка включим в реестр операторов и реестр объектов и определим правила, на которых они включаются. Считаем нецелесообразным лицензировать этот вид деятельности, это дополнительный барьер, а включение в реестр носит уведомительный характер, компании укажут свои объёмы, мощности, транспорт, которым они обслуживают обращение с отходами. И больницы, которые будут проводить соответствующие конкурсы и заключать договоры, смогут взаимодействовать только с теми, которые будут включены в соответствующие реестры. Но хочу подчеркнуть в отношении замечания правительства о том, что реестры должны носить не запретительный характер, а уведомительный характер с правом проверки потом этих организаций, что мы предусмотрим это ко второму чтению. Ну и предусмотрим обязанность вести учёт, коллеги. До определённого времени, я вам хочу сказать, мы знали только путь медицинских отходов в границах больницы (и сегодня законодательство именно это и предусматривает), а как только медицинские отходы выходят за границы больницы, мы не понимаем, куда они идут. Мы не видим ни систему, ни кто их везёт, ни куда они идут. Вот чтобы этого не происходило, мы в законопроекте предложили вести учёт соответствующих отходов, начиная от их формирования и заканчивая конкретно их переработкой либо захоронением. Вот, собственно, такие новеллы мы предлагаем в данном законопроекте. Считаем, что это компромиссное решение: мы вводим регулирование - мы знаем, что это давно назрело, - но тем не менее мы избегаем лицензирования и дополнительных барьеров для участников рынка. Вопрос действительно важный, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Жанны Анатольевны Рябцевой, пожалуйста. РЯБЦЕВА Ж. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Александр Борисович очень подробно остановился на содержании законопроекта. Могу сказать одно: действительно большая работа была проведена в течение года. Законопроект вносится и депутатами, и сенаторами. Вот сейчас Александр Борисович сказал, что действительно есть понимание того, что заключаются контракты, а куда дальше идут медицинские отходы... Сейчас это будет прозрачно. Я не хочу никого клеймить, но и к нам идут обращения в связи с тем, что происходит с медицинскими отходами и как они сжигаются. Я хочу сказать только об одном примере, я на заседании комитета об этом сказала, и как-то все немножко так прямо... В Свердловской области, недалеко от города Невьянск, в синих бочках были найдены 248 абортированных младенцев в формальдегиде, с медицинскими бирками. Вот такую находку обнаружили жители, которые пошли в лес за грибами, это был как раз летний период. Сказать, что это вызвало шок, значит, ничего не сказать, но концов так практически и не нашли с точки зрения медицинских учреждений. В том числе этот закон даст возможность, чтобы таких вот находок не было на территории Российской Федерации. Законопроект поддержан правительством. Ко второму чтению предлагается докрутить конструкцию по регулированию медотходов классов "Б", "В", "Г", уточнить терминологию по классу "Б", соотношение понятий "обеззараживание" и "обезвреживание", а также предусмотреть возможность для медицинских организаций самостоятельно обеззараживать, обезвреживать, утилизировать при соблюдении требований. Комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Михайлов Олег Алексеевич. МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Борисович, помимо всего прочего, изменения также вносятся в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В частности, в статью 22 добавляется пункт 4: "Государственная политика в области обеспечения безопасности при обращении с медицинскими отходами для здоровья населения и среды обитания имеет следующие приоритеты: обеззараживание медицинских отходов физическими методами имеет приоритет над обеззараживанием медицинских отходов химическими методами; термическое обезвреживание медицинских отходов имеет приоритет по отношению к другим методам обезвреживания и захоронением медицинских отходов". В связи с этим у меня вопрос: скажите, пожалуйста, чем вызвана вот именно эта приоритетность? Это первое. И второе: каким образом соблюдение этой приоритетности поможет нам обезопасить население и сохранить окружающую природную среду? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Олег Алексеевич, справедливый вопрос, ну, давайте коротко и быстро разберёмся. Сегодня в законе о санэпидемблагополучии указывается, что физический метод уничтожения медицинских отходов приоритетен, более того, Роспотребнадзор рекомендует всем медицинским учреждениям применять только этот метод - почему? Потому что химический метод - это просто... Вот представьте: образовались медицинские отходы, их залили хлоркой, и далее, получается, вы килограмм медицинских отходов произвели, а отходов у вас получилось, после того как залили хлоркой, 2 килограмма. Мы сначала удивились... Когда мы проводили исследование, мы удивились, что медицинские учреждения образуют, у нас получилось, 171 тысячу тонн отходов - вот то, что мы проанализировали, - а отдают компаниям 300 тысяч с лишним тонн отходов. Потом, когда мы своими ножками прошлись, мы убедились в том, что их просто заливают хлоркой. И вот мы чётко показали, что заливать хлоркой медицинские отходы нецелесообразно, а вот физический метод - это спекание, это высокая температура в медицинских печках: погружают отходы и там их обезвреживают или обеззараживают. И конечно, мы показали приоритетность и термического способа: в большинстве наших больниц, медицинских учреждений стоят высокотемпературные печки, в которых отходы спекают полностью, а потом, когда они уже полностью обеззаражены и обезврежены, размельчают и уже передают дальше. Вот мы в законопроекте тоже это указали, потому что это на самом деле более экологично и более эффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В. Уважаемый Александр Борисович, в пояснительной записке указано и вы упомянули, что будет создана система учёта оборота медицинских отходов, куда все участники данного процесса будут отправлять информацию, которая в дальнейшем будет поступать в Роспотребнадзор. Вопрос: что это будет за система, она будет федеральная или региональная, а также за счёт какого бюджета она будет создана и за счёт какого бюджета будет дальше содержаться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Владимир Владимирович, вы правильно обратили внимание. Когда мы уже вместе с членами Совета Федерации, с нашими коллегами - сенаторами смотрели, как доработать законопроект, у нас было огромное желание указать конкретную федеральную государственную информационную систему, но мы столкнулись с тем, что необходим очень большой круг согласований и потребуется постановление правительства о государственной информационной системе. Тогда мы пришли к мнению о том, что обязательный учёт необходим, порядок определит правительство, а учитывать это сегодня можно как минимум в пяти государственных информационных системах, которые уже введены в эксплуатацию, существуют: у нас сегодня действует федеральная система, за которую несёт ответственность ППК "РЭО", далее, у нас действует федеральная информационная система, где "Росатом" также учитывает обращение с отходами I и II классов, у нас есть специальная информационная система Росприроднадзора. И мы приняли решение, что правительство само определится с информационной системой - возможно, необходимо будет доработать отдельный модуль, а возможно, это будет нецелесообразно и надо будет делать новую информационную систему, - где можно будет проследить весь путь этих отходов: их формирование (все больницы сегодня имеют свои схемы обращения с медицинскими отходами, в каждой больнице своя), далее, по электронным талонам, кому они отдаются, куда везутся, где взвешиваются и в конечном счёте куда попадают, перерабатываются либо захораниваются. Но учёт каждого килограмма просто необходим, тогда система будет максимально прозрачна, в любой момент в режиме онлайн мы будем видеть движение этих отходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скруг Валерий Степанович. СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Борисович, вы говорили о ТКО, вы просчитывали... У реального сектора экономики много вопросов по вывозу ТКО. Много вопросов к ЦЭБам, которые неэффективно работают на местах, - уголовные дела заведены за то, что они представляют предприятиям воздух... за то, что воздух вывозят. Первый вопрос у меня к Жанне Анатольевне. Жанна Анатольевна, привлекали ли вы к рассмотрению данного вопроса медицинское сообщество? В финансово-экономическом обосновании вы пишете, что цена вопроса - 7 миллиардов 150 миллионов, но тут возникают большие сомнения: сколько ляжет на нашу систему здравоохранения? Может, им не на что будет лекарства покупать, а только будут платить за вывоз мусора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Ну, вопрос был Жанне Анатольевне, я думаю, что она ответит, я могу только коротко сказать, что 7 миллиардов, которые указаны, - это расчёт строительства инфраструктуры, предоставленный "Российским экологическим оператором". Но я вам показал систему: на сегодняшний день сумма, которая находится в обращении, - около 14 миллиардов рублей. Мы абсолютно уверены, что этих средств будет достаточно, чтобы построить новую систему обращения с отходами. Ни копейки дополнительно не понадобится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябцевой включите микрофон. РЯБЦЕВА Ж. А. Прозвучал вопрос, привлекали ли мы медицинское сообщество, - конечно. Могу даже сказать, что если все законопроекты в Государственной Думе будут рассматриваться так же, как этот, - шла работа в течение года, была создана рабочая группа, куда входило более 150 человек, включая представителей регионов, - вот если каждый законопроект будет прорабатываться так детально, то у нас по-другому немножко будет выстроено законодательство в Российской Федерации. И я хочу сказать слова благодарности и медицинскому сообществу, которое активно включилось и попросило навести порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Александр Борисович, исключая отходы категории "А", обращение с которыми, как я понял из текста, проектируется по модели ТКО, предполагается ли создание каких-то отдельных полигонов для других категорий медицинских отходов? И тогда каковы возможные расходы субъектов Федерации? Вы указали в финансово-экономическом обосновании расходы федерального бюджета, а что, субъекты вообще ни копейки на это не будут расходовать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коган. КОГАН А. Б. Да, сегодня в полномочия субъекта абсолютно это не входит. Если мы хотим, чтобы полномочия появились, значит, надо предусматривать ко второму чтению, но, я думаю, это делать нецелесообразно. Что касается дополнительных полигонов, этого не требуется, потому что той системы обращения с отходами, которая сегодня уже предусмотрена, достаточно, чтобы обезвреживать, утилизировать и захоранивать соответствующие медицинские отходы, притом всех категорий. Но к сожалению, система сегодня в полной мере не работает и мы часто находим медицинские отходы на свалках несанкционированных отходов, потому что нет учёта. Наш законопроект, конечно, прежде всего призван ввести соответствующий учёт и определить правила. Никаких дополнительных средств, я абсолютно уверен, не понадобится. Ещё раз хочу подчеркнуть: сегодня около 14 миллиардов выявленных средств, которые используются медицинскими учреждениями. Это факт, потому что мы проанализировали каждый договор. А этих договоров больше 20 тысяч - их достаточно, чтобы выстроить новую систему обращения с отходами. Но дополнительной инфраструктуры с точки зрения полигонов либо чего-то другого не потребуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к Александру Борисовичу. Ну, всё вокруг денег вертится на самом деле. У меня вопрос, касающийся земли, собственно, от конкретных региональных медучреждений у нас. Но прежде всего благодарю вас за такую большую работу, которую вы провели с группой товарищей и коллег, очень системную и обоснованную. Тем не менее вопрос, касающийся земли. Вот у нас в Брянске вывоз мусора, вот этих медицинских отходов, был по 1 рублю 50 копеек за килограмм, а потом к ним пришёл регоператор и говорит: вывозите по 30 рублей за килограмм. Обеспокоенность у местного сообщества всё-таки есть, то есть главное, чтобы не произошло удорожания. Закон сможет это решить помимо остальных концептуальных вопросов, чтобы не было больших расходов, особенно у бюджетных медицинских учреждений? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коган Александр Борисович. КОГАН А. Б. Николай Николаевич, ну, абсолютно точно, в точку: он решит эту проблему. Почему? У нас на самом деле по тем договорам, которые мы проанализировали, разница в платежах, в объёмах очень значительная по регионам: тариф, как вы абсолютно правильно сказали, от 1,5 рубля до 15 рублей за килограмм. Вы можете себе представить, в 10 раз разница по вывозу медицинских отходов, особенно категории "А"! Как только мы вместе с вами историю эту сделаем, будут вывозить только по тарифу, утверждённому для регионального оператора. В принципе 78 регионов сегодня уже на это перешли. И вот того, о чём вы сейчас сказали, что по 30 рублей за килограмм, этого не будет, вот в Брянске, насколько я помню, 2,7 рубля за килограмм, это по ТКО - значит, в принципе такой же будет стоимость вывоза и медицинских отходов категории "А". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Александр Борисович, мне очень нравится ваше предложение, потому что это действительно очень горячая проблема, особенно для регионов, особенно для больниц, которые находятся далеко от центров. Но я просила бы вас ответить: вот эти самые аппараты для запекания, которые вы предполагаете, конечно, уменьшат объёмы, и тогда, возможно, произойдёт удешевление, но есть ли они в наших больницах? Я вот пока такого не встречала. И второе - это жидкие отходы, особенно инфекционных больниц, инфекционных отделений. Надо подумать о дополнительной системе фильтрации таких отходов, которые попадают в систему водоотведения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Елена Григорьевна, что касается первой части вопроса. Мы проанализировали: из всех больниц, с которыми, собственно говоря, нам удалось поконтактировать, - а это 70 процентов всех больниц на территории Российской Федерации - 30 процентов имеют такие аппараты для запекания, значит, 30 процентов больниц обезвреживают отходы на территории своих учреждений. Эта система никуда не уходит, они будут продолжать это делать, ни в коем случае никто на это не претендует, и мы, наоборот, рады, что они этим занимаются. Что касается инфекционных отходов, системы сегодня это предусматривают, и эти отходы никак не могут попасть в систему водоотведения. Почему? Потому, что необеззараженные отходы категорически запрещено выносить за пределы инфекционных отделений и за территорию больницы. Там существуют специальные помещения, через которые они проходят, и там происходит обеззараживание. Но здесь мы как раз говорили, что физический метод, вы абсолютно правильно сейчас подметили, должен быть приоритетным над химическим, потому что отходы заливают хлоркой, а потом очень сложно с этим разбираться, они могут попасть и в канализацию, и куда угодно. Для того чтобы это предотвратить, надо делать систему обращения с отходами прозрачной и вести учёт каждого килограмма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Панин Геннадий Олегович. ПАНИН Г. О. Александр Борисович, устанавливая порядок обращения с медицинскими отходами, законопроект не касается вопросов ответственности за его нарушение. Не считаете ли вы целесообразным внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях, а возможно, и в Уголовный кодекс Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Геннадий Олегович, не в бровь, а в глаз, чётко, добавить нечего. Я буду рад, если при подготовке ко второму и к третьему чтениям мы вместе с вами приступим к подготовке такого законопроекта. Я думаю, в КоАП достаточно будет изменений, там в две статьи надо будет внести соответствующие изменения. Спасибо, это очень хорошее дополнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю. Александр Борисович, добрый день ещё раз! Передача отходов класса "Д" национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами - это вполне логичное и правильное решение. У вас в докладе было много цифр приведено, сбор информации большой был, и возникает такой вопрос: есть ли понимание, сколько на сегодняшний день у нас существует накопленных радиоактивных медицинских отходов, какие дополнительные средства понадобятся на их утилизацию или захоронение и какие дополнительные расходы бюджета потребуются на реализацию данного закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. На сегодняшний день у нас 543 тонны радиоактивных отходов в больницах - все они обращаются в специализированную организацию "РАДОН" "Росатома". Отходы эти не накапливаются, очень жёсткий и чёткий учёт ведётся, поэтому накопленных нет, но формируется 543 тонны. И деятельность по обращению с этими отходами сегодня ведёт "Росатом", специализированная организация "РАДОН" - единственная у нас в стране, имеющая право на обращение с радиоактивными отходами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валуев Николай Сергеевич. ВАЛУЕВ Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Борисович, вопрос вам. Ну, прежде всего скажу, что законопроект очень нужный. В прошлом созыве мы не сумели-таки его протолкнуть, коллеги это отмечают. В среднем на килограмм медицинских отходов требуется порядка 25 минут времени сотрудников медицинского учреждения. Опять же, с учётом того, что земля под медицинскими учреждениями не приспособлена ни по духу, ни по букве закона под операции с отходами, конечно, создание оператора, который сможет помочь медицинским учреждениям справиться с обеззараживанием и обезвреживанием, очень важно. Вот в связи с этим вопрос: в отзыве правительства говорится о том, что необходимо предусмотреть невозможность вывоза... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ВАЛУЕВ Н. С. Спасибо. ...невозможность вывоза необеззараженных отходов. Что мы с этим будем делать? Всё-таки мы смотрим на отзыв правительства. И ещё один вопрос: почему в законопроекте на оператора возложена функция обезвреживания, необходимость которого прямо не предусмотрена, но не возложена функция обеззараживания, обязательного для таких отходов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Николай Сергеевич, огромное спасибо за вопросы. Абсолютно верно вы обратили внимание на отзыв правительства. Вопрос децентрализации вполне вероятен с учётом тех замечаний, которые правительство высказало. Но я надеюсь, что... Нам, видимо, не хватило аргументов, чтобы доказать, что этого делать не надо, потому что будет удорожание, будет происходить загрузка медперсонала. Гораздо проще, как вы правильно сказали, ужесточить систему контроля за оборотом медицинских отходов, которые не обеззаражены, сделать это тоже централизованным. И тут, конечно, мы очень надеемся ко второму чтению, в том числе с вашей помощью, с учётом вашего опыта, целеустремлённости, настойчивости, аргументированно доказать правительству, что его замечания всё-таки не нужно учитывать, наоборот, нужно приветствовать систему централизованного обращения с отходами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Александр Борисович, уважаемая Жанна Анатольевна! Конечно, это очень серьёзный и нужный законопроект. Единственный вопрос возникает: может быть, мы слишком деликатно относимся к этой теме? Я так и не понял, почему мы отказываемся от лицензирования, ведь этот вид деятельности имеет определённую специфику, связанную с безопасностью для окружающих, это в принципе достаточно серьёзно. А тут получается, что в уведомительном порядке составляется перечень, и, собственно говоря, всё, что касается прозрачности, всё, что касается, так скажем, учёта, не вызывает никаких вопросов, но вот вопрос возникает с точки зрения того, насколько всё профессионально будет делаться, как это будет контролироваться, если организации изначально не будут соответствовать требованиям, например? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Когану включите микрофон. КОГАН А. Б. Андрей Анатольевич, могу вам сказать, что все эти вопросы рассматривались. Было принято решение в обязательном порядке вести реестр как перевозчиков, так и операторов, которые занимаются утилизацией, обезвреживанием соответствующих отходов, и, прежде чем выходить на рынок, они сначала должны были попадать в реестр. Но Правительство Российской Федерации при согласовании данного законопроекта указало на дополнительные барьеры, тем более сейчас не самое лучшее время, и как один из компромиссных вариантов было предложено ко второму чтению предусмотреть уведомительный характер. В течение короткого периода, после того как организация будет включена в реестр, её будут иметь право проверить на соответствие требованиям, которые будут указаны в постановлении правительства. Здесь я с вами согласен: конечно, если двигаться чётко, понятно, системно, то нужно делать требования обязательными и не допускать на рынок организации, которые не соответствуют требованиям, разработанным правительством. Но был выбран компромиссный вариант. Если мы с вами свою точку зрения сможем отстоять ко второму чтению и всё-таки настоять, чтобы был не уведомительный характер, а обязательный характер, то, я думаю, авторы законопроекта... это будет лучше и для экологии, и для благополучия всего населения Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Представители президента, правительства? Нет. Докладчик, содокладчик - заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обращения с медицинскими отходами", пункт 19. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 27 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.