Заседание № 31
О проекте федерального закона № 36509-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об урегулировании задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией по государственным кредитам и Дополнения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об урегулировании задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией по государственным кредитам от 9 декабря 2002 года о досрочном погашении задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией путём передачи в собственность Российской Федерации оптико-электронного узла "Нурек", находящегося в государственной собственности Республики Таджикистан, и инвестирования оставшейся части задолженности в строительство Сангтудинской ГЭС-1 на территории Республики Таджикистан".
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 4. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об урегулировании задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией по государственным кредитам и Дополнения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об урегулировании задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией по государственным кредитам от 9 декабря 2002 года о досрочном погашении задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией путём передачи в собственность Российской Федерации оптико-электронного узла "Нурек", находящегося в государственной собственности Республики Таджикистан, и инвестирования оставшейся части задолженности в строительство Сангтудинской ГЭС-1 на территории Республики Таджикистан". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Дмитрия Владимировича Панкина. Пожалуйста, Дмитрий Владимирович. ПАНКИН Д. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об урегулировании задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией по государственным кредитам и Дополнения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об урегулировании задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией по государственным кредитам от 9 декабря 2002 года о досрочном погашении задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией путём передачи в собственность Российской Федерации оптико-электронного узла "Нурек", находящегося в государственной собственности Республики Таджикистан, и инвестирования оставшейся части задолженности в строительство Сангтудинской ГЭС-1 на территории Республики Таджикистан". Данными документами предусмотрено урегулирование всей задолженности Таджикистана перед Российской Федерацией. Российская Федерация получает в собственность оптико-электронный узел "Нурек", оценённый в 242 миллиона долларов. Оставшаяся часть задолженности в сумме 50 миллионов долларов США досрочно погашается таджикской стороной до 31 декабря 2008 года путём конверсии долга в долю Российской Федерации в акционерном капитале Сангтудинской ГЭС-1. Согласно графику платежей таджикская сторона в 2005-2007 годах перечислила 35 миллионов долларов США, и оставшаяся, последняя часть, 15 миллионов долларов США, перечисляется в этом году. Также данное соглашение предусматривает важный момент - отказ от взаимных финансовых претензий по внутреннему валютному долгу бывшего СССР. Мы считаем, что реализация данного соглашения создаёт основу для развития торгово-экономических связей между Российской Федерацией и Таджикистаном. Данное соглашение определяет правовую основу нахождения российских военных подразделений на территории Таджикистана, юридически закрепляет статус оптико-электронного узла "Нурек", а также Россия приобретает существенную долю в важнейшем энергетическом объекте Средней Азии - Сангтудинской ГЭС-1. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Дмитрий Владимирович. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Сегодня нам предстоит рассмотреть вопрос о ратификации межправительственного российско-таджикского соглашения и дополнения к нему об урегулировании задолженности. Подробно об этом рассказал представитель правительства. Хотелось бы обозначить позицию Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. По состоянию на 1 января 2002 года, до подписания настоящего соглашения, общая сумма задолженности Таджикистана перед Российской Федерацией составляла 323,15 миллиона долларов США. С учётом платежей по процентам общая сумма долга к 15 июля 2018 года должна составить 397,55 миллиона долларов США. Указанная задолженность, безусловно, является очень тяжёлой ношей не только для Республики Таджикистан, но и для экономики любого государства, находящегося на этапе становления своей государственности. И на этом этапе Республика Таджикистан - это нужно признать объективно - переживает далеко не самые лучшие времена. В первую очередь к этому привело влияние на экономику факторов системного кризиса: распад единого государства - Советского Союза, кризис власти, внутритаджикский вооружённый конфликт, спад экономики, разрыв экономических и производственных связей, которые сложились в рамках единого народно-хозяйственного комплекса, отток финансовых ресурсов из производственной сферы, ограниченность финансовых ресурсов. Принимая во внимание сложное финансовое положение Республики Таджикистан, руководствуясь узами дружбы между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, Российская Федерация пошла на погашение государственного долга в имущественной форме. Выбор такого механизма урегулирования задолженности продиктован добрыми побуждениями нашей страны. В подтверждение сказанного мне хочется привести выдержку из речи Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева на XXII международном экономическом форуме, который состоялся в Санкт-Петербурге: "Россия, как глобальный игрок, понимает свою ответственность перед миром и готова помочь... справиться с финансовым, продовольственным и энергетическим кризисами". Эти слова в полной мере относятся к Республике Таджикистан. Передача ОЭУ "Нурек" в собственность Российской Федерации позволяет российской стороне использовать его для военных нужд и мониторинга космического пространства в мирных целях. Обладая контрольным пакетом акций ОАО "Сангтудинская ГЭС-1", Российская Федерация закрепляет своё экономическое присутствие в Республике Таджикистан, особенно в отрасли гидроэнергетики, в зоне нехватки водных ресурсов, что является, безусловно, выгодным вложением капитала. Комитет на своём заседании рассмотрел данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его. Наши соисполнители - комитеты Государственной Думы по бюджету и налогам, по экономической политике и предпринимательству, по собственности - также поддерживают принятие указанного законопроекта. Просим поддержать данную ратификацию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К докладчику вопрос. Вы когда даёте характеристику долга, то в целом всё-таки как определяете - что, все наши экономические отношения с Таджикистаном в основном в зоне минуса? Никакой пользы мы не получили за истекшие шестнадцать лет и продолжаем советскую практику - прощать, переводить. И реально Российская Федерация ничего не получает оттуда. Это нагрузка для нас, правильно? Мы только лишь содержим, так сказать, там наши войска находятся?.. Всё время доброта: простить, перевести, переоформить. И в экономическом, и в финансовом плане мы в минусе, правильно мы вас понимаем? Или всё-таки есть какая-то польза от сотрудничества экономического и финансового? ПАНКИН Д. В. Уважаемый Владимир Вольфович, я бы не использовал выражение "находимся только в минусе". Как раз данное соглашение предусматривает минимальное списание задолженности. Мы получаем в собственность важнейший стратегический объект - оптико-электронный узел "Нурек", оценённый в 242 миллиона долларов. Мы получаем в собственность долю важнейшего энергетического объекта, притом контрольную долю, - Сангтудинской ГЭС-1. Причём мы таджикской стороне не списываем автоматически её задолженность, она эти средства вносит в уставный капитал ОАО "Сангтудинская ГЭС-1", и за счёт этих средств идёт оплата подрядных работ под строительство станции. Реальное списание составляет всего 1 миллион долларов из общей суммы в 323 миллиона долларов. То есть я рассматриваю это соглашение как подписанное исключительно в интересах Российской Федерации. Это как раз тот пример, когда мы фактически от безнадёжного задолжника получаем в собственность реальные, стратегически важные объекты, крайне интересные для российской стороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия". Я хотел бы, чтобы мне дали возможность задать три вопроса представителю правительства. Первый вопрос. Обсуждался ли в ходе договорённостей с таджикской стороной вопрос передачи других объектов, таких как Рогунская ГЭС, месторождение серебра Большой Канимансур, крупнейшее месторождение золота Дарваз и очень важный для нашей оборонной промышленности Чкаловский ГОК, так называемый Чкаловский комплекс? Это первый вопрос. Второй вопрос. Кто будет, если мы ратифицируем соглашение с российской стороны, управлять на Сангтудинской ГЭС? И третий вопрос. Вот в этом соглашении есть такая маленькая, небольшая сумма - 1 миллион с копейкой. Понятно, что это маленькая сумма, для государства тем более, - почему бы её не простить? Обсуждали ли вы этот вопрос и думали ли вы о том, что эту небольшую сумму мы могли бы взять... Есть такой Мургабский район в Горном Бадахшане - крайне важное стратегическое место, в том числе для наших интересов, где есть месторождение рубина. Если бы мы взяли под это, мы могли бы там серьёзно закрепиться. Какая-то раздача идёт... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ПАНКИН Д. В. Благодарю за вопросы. Очень интересные, стратегически важные месторождения, объекты, которые вы перечислили, но у нас больше нет требований к Республике Таджикистан. Вся задолженность погашена, то есть можно говорить об этих объектах уже вне рамок погашения задолженности Республики Таджикистан. Управление Сангтудинской ГЭС осуществляет РАО "ЕЭС...". Фактически доля Российской Федерации тогда будет находится в управлении по предыдущим соглашениям. Сейчас в связи с реорганизацией РАО "ЕЭС...", я не знаю, наверное, это будет в ведении минэнерго. Что касается остатка, вот этого миллиона долларов США, который подлежит списанию после исполнения всех условий данного соглашения, я думаю, просто сумма недостаточная, чтобы говорить о том, что в счёт этого миллиона долларов передать российской стороне ещё какие-то стратегически важные месторождения, и можно рассматривать в данном случае соглашение с Таджикистаном как пакетное, которое предусматривает все эти элементы: передача в собственность одного объекта, передача в собственность другого объекта, ну и как итог - это списание задолженности в 1 миллион долларов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость кому-то выступить? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я считаю неправильной такую позицию нашего правительства. Эта порочная практика идёт с 17-го года. Царь никому ничего не дарил, никому ничего не строили, и везде были здоровые отношения. То же самое, посмотрите, Америка: она кому-нибудь построила хоть одну какую-нибудь ГЭС, завод? Или Британия, Франция? Это совершенно негодный формат отношений. А потом мы прощаем. Сейчас вы говорите, что вы получаете там контрольный пакет акций, возможность управлять одной из гидростанций, а в случае смены правительства чем вы будете управлять? Вы думаете, это правительство долго продержится, если из Афганистана уйдут натовские войска? А натовские войска там долго стоять не будут: там любят считать деньги. Поэтому это соглашение сегодня ратифицируем - через десять лет в этом же парламенте другие депутаты будут снова прощать, решать, чтобы право собственности на эту ГЭС перешло к другим, так сказать, местным товарищам. Потому что разрозненно действуют наши ведомства: отдельно Министерство обороны решает, куда ему вводить войска или выводить, отдельно МИД решает, какие отношения устанавливать, отдельно Минфин решает, кому прощать или не прощать долги. Таджикистан полностью платёжеспособен. Нам не нужны его деньги! В советское время там были самые ранние клубника и капуста. Кто нам мешал закупать всё это там в счёт этого долга, то есть получать бесплатно и доставлять в Сибирь и в те регионы, где у нас восемь месяцев зима? Ничего не делали! Клубника там гниёт, капуста гниёт, а наши бизнесмены всякую отраву везут из Африки или Латинской Америки. Кто сейчас мешает скоординировать все эти внешнеторговые связи? Где у вас министерство внешней торговли? Вы его бросаете из одного ведомства в другое. То оно у вас в министерстве экономики - вы в экономике ничего не соображаете и торговать не умеете, - теперь вы перебросили его в строительство. Христенко - большой торговец. Мы знали при советской власти такого Патоличева, министра внешней торговли, до сих пор помним, сорок лет уже прошло, а кто у вас занимается внешней торговлей, мы этого ничего не знаем. У вас нет специалистов! И Таджикистаном пускай востоковед занимается, и в МИДе - востоковед, специалист по Афганистану, Таджикистану, по всему фарсиязычному миру, и в Минфине. А вы сидите с бумажками. Списали Афганистану 5 миллиардов долларов, Монголии - 5 миллиардов. И всё время эвакуируем свои объекты. Ставим объекты на Кубе, во Вьетнаме снимаем объекты. То же самое здесь: в Афганистане поставили - сняли, сейчас - в Таджикистане. Долг простили. Берёте часть контрольного пакета акций одной из небольших гидростанций. Зачем вообще строили гидростанции там? Вообще зачем строили?! Никто в мире никому не строит объекты, которые производят энергию, - это самое дорогое. Они бы у нас получали по линиям электропередачи, и мы бы могли лучше влиять на ситуацию. А то понастроили везде добрые советские коммунисты-большевики всем металлургические заводы, гидростанции, атомные станции, каналы оросительные, всё построили, ещё воды Сибири хотите им отдать. То есть не умеете руководить экономикой страны, государством, не способны, потому что незаконно власть захватили в 17-м году. В 91-м ещё раз незаконно перехватили. Это был прямой перехват власти. Как сегодня идёт перехват собственности, так и тогда власть перехватили, в 91-м году, одни большевики у других. И до сих пор прощаете долги. Деньги народ платил - ему нищенскую зарплату платите девяносто лет. А чиновники Минфина спокойненько прощают долги: миллионы сюда, миллионы туда. Вы уже больше 100 миллиардов долларов простили, добрые чиновники Минфина! 100 миллиардов, подумайте! Царь вас выгнал бы в два счёта из такого министерства, которое не занимается увеличением доходов в стране, а только расходами. А то, что накопили, отправляете в Америку, там вы их держите, так сказать. В Америке арестовали сотни тысяч мошенников, которые устроили эту ипотеку, а вы одного Мавроди ловите по всей стране, нашли у него какую-то квартирку зачуханную. А сами его держали: вам был нужен Мавроди до определённого этапа, чтобы в масштабах всей страны создать такую же пирамиду финансовую. И сейчас с долгами всё это делаете, показываете, какие вы добрые. Всё это у вас рухнет, ещё раз говорю! Эту стенограмму сегодняшнего заседания возьмите себе на память и через десять лет увидите, как другой парламент будет отменять вашу ратификацию. Там будет другое правительство, в Таджикистане. Не умеете руководить этими процессами! Вы не можете понять, что такое Афганистан. Там открытая граница с Пакистаном, там триста миллионов человек, которые нас ненавидят. И вы никогда не достигнете победы ни в Пакистане, ни в Афганистане, ни в Таджикистане, ни в целом в Средней Азии, потому что только царь умел там управлять, но царь вам не понравился - девяносто лет, как вы его расстреляли, и не хотите признать это преступлением. Единственная в мире страна, которая расстреляла собственного руководителя! И они еще, коммунисты, здесь празднуют день этой варварской Октябрьской революции. Где вы видели такую страну, чтобы собственными руками расстрелять всю царскую семью? Вот это эхо расстрела до сих пор отражается. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Государство накапливало деньги, а вы раздаёте сегодня. Поэтому это плохое соглашение, плохой закон. Не умеете работать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Багдасаров Семён Аркадьевич. БАГДАСАРОВ С. А. Я хотел бы отметить, что соглашение действительно не отвечает интересам Российской Федерации. Оно подготовлено предельно технократически, и Министерство финансов, в общем-то, представило нам плохой документ. Тут есть два аспекта: политический и экономический. Политический. Списывая значительную часть долга по этому соглашению, мы учитываем, как было здесь сказано, некое дружеское отношение к нам Республики Таджикистан. Это не так. В прошлый раз у нас здесь выступал начальник Генерального штаба. Он признал, что сегодня эта дружеская страна не позволяет нашей авиационной группе летать из аэропорта Душанбе и требует с нас плату за аренду и возможность полётов по ценам мирового уровня. Если это дружественная страна, то тогда я вообще ничего не понимаю. Для сравнения я вам приведу такой пример: США и Кувейт. Как известно, Соединённые Штаты оказали Кувейту серьёзную поддержку и спасли его политическую элиту. На сегодняшний день Кувейт несёт значительную часть расходов по ведению войны США в Ираке и даже залез в собственный стабфонд (у них называется несколько иначе): ранее 300 миллиардов было у них, а сейчас осталось 175 миллиардов. Конечно, можно сказать, что Таджикистан не Кувейт, но, извините, и 300 миллионов - это не 300 миллиардов. Насколько дружественный этот режим? Он нам не дружественный. Это миф, миф, с которым приходится постоянно сталкиваться. Я уже привёл вам один пример и приведу другой. В своё время ставился вопрос не о какой-то Сангтудинской ГЭС, о которой здесь представитель министерства сказал, что это одна из крупнейших, видите ли, ГЭС в Средней Азии. Он сильно ошибается: крупнейшими объектами в том же Таджикистане являются Рогунская ГЭС (я не просто так задавал вопрос, а представитель министерства ушёл от него) и "Нурек". Так вот, в своё время ставился вопрос о Рогунской ГЭС и "Нуреке" - он уплыл, его нет, нам подсовывают, извините, тухлятину. Это уже два примера. Третий пример. Сегодня на территории Таджикистана базируются военно-воздушные силы Франции как члена НАТО. Ставится вопрос о том, чтобы в случае размещения японских вооружённых сил на севере Афганистана вспомогательная база была в Таджикистане. Месторождения газа наряду с нашим "Газпромом" отдают китайцам, канадцам и так далее. Я привёл факты по Дарвазу и по Канимансуру, в одном - китайцы, а в другом - англичане. Слушайте, если это дружественное отношение к нам, то я вообще тогда не понимаю, в чём здесь дружба? Второй момент. Нам говорят, там положение такое, что это может привести к возникновению неких серьёзных ситуаций, вот мне в кулуарах говорили, и председатель комитета сейчас сказал это с трибуны. Странная вещь получается, мы беспокоимся о стабильности в Таджикистане, а вот руководитель Таджикистана господин Рахмон (если кто-то не знает, это бывший Рахмонов, ему очень не нравится русское окончание, и он решил стать персом, Рахмоном стал)... Так вот, он в канун энергетического кризиса, возникшего там зимой, предпринял шаги, которые могли спровоцировать гражданскую войну. Речь идёт об аресте бывших полевых командиров, а ныне руководителей МВД в Гармской группе районов и погранвойск Таджикистана в Горном Бадахшане. Поэтому с политической точки зрения это вообще оскорбительное для России соглашение. Я считаю, что за такие вещи надо снимать с должностей тех, кто это делал. В экономическом плане насколько это нам выгодно? Вот очень странно тут представитель Министерства финансов сказал: "Ну что миллион долларов, слушайте, ну мелочь какая-то! Он не погасит". Он вообще не владеет ситуацией! Уважаемый представитель министерства, информирую вас: в последние годы существования советской власти в высокогорном районе Мургаб в Горном Бадахшане, где есть важные полезные ископаемые, было найдено очень серьёзное месторождение рубинов. Миллион долларов таджики должны нам отдать, его десять лет ещё они будут разрабатывать. Далее. Извините, в своё время Россия вложила огромные средства в Таджикистан, колоссальные средства, в том числе в развитие Чкаловского ГОКа. Что это такое? Юрия Дмитриевича Маслюкова нет сегодня на заседании, он очень хорошо знает, что это такое. Это то, что нам сейчас очень нужно для нашей оборонной промышленности, и там сейчас, если я не ошибаюсь, работают западные компании. Слушайте, ну как с совестью, вообще-то? У нас есть патриотизм, национальное самосознание, ещё что-то? Нет. Мало того, ведь речь идёт о Средней Азии, а в Средней Азии все друг за другом смотрят. Они видят, что в Таджикистане, где мы должны бы более жёсткую позицию занимать, мы занимаем вот такую позицию. В результате новый руководитель, президент Туркмении, как известно, на сегодняшний день занимает не очень, мягко говоря, пророссийскую позицию. Рассматриваются дополнительные меры по переброске углеводородного сырья, газа, минуя Россию, через Закавказье, Турцию и так далее, ставится вопрос - и положительно, судя по всему, будет решён - о присутствии войск НАТО в Туркмении, в частности на базе подготовки для посылки в Афганистан (это в своё время мы готовили), это аэропорт Мары-1. Ну и, наконец, такой вопрос. Вот в прошлый раз мы рассматривали ратификацию соглашения по долгу Сирии. Да, тогда я занимал противоположную позицию. Почему? Очень просто объясняется, извините меня за откровенность. Мы в Сирии не приводили к власти секту алавитов во главе с Хафезом Асадом, которая составляет менее 10 процентов населения, и в Сирии нет натовских баз. Извините меня, нынешняя элита Таджикистана создана нашими руками. За две недели бывший председатель колхоза Дангаринского района стал главой государства (наивно полагали тогда, что он будет на нас ориентирован), вся эта элита ввозилась на наших спинах. Вы что, забыли 93-й год, 12-ю погранзаставу? Вы забыли зверское уничтожение нашей погранзаставы, которая своей грудью защитила этот режим? Сейчас они нам запрещают полёты, подсовывают бог знает что... И представитель Министерства финансов на полном серьёзе нам говорит: "Это очень хорошее соглашение". Нет, это плохое соглашение! Оно требует дополнительного расследования, кто это соглашение заключал и что за этим, какие лоббирующие структуры стоят. Я призываю депутатов Государственной Думы проголосовать против этого соглашения. У нас комитет по делам СНГ принимает одно, второе, третье заявления по всяким вопросам. Как было сто одно китайское предупреждение, так сейчас будет сто одно заявление. Хватит! Пора на деле, конкретно защищать нам свои интересы на постсоветском пространстве. Или мы это будем делать, или, извините, мы тогда вообще... Мы великая держава или нет в конечном счёте? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, желающие выступили. Я выношу данный проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование пункт 4 повестки дня. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 32 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1% Проголосовало против 12 чел.2,7% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8% Результат: принято Принято.