Заседание № 200

10.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 364994-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3891 по 4111 из 8121
22-й вопрос. О проекте федерального закона "О присоединении Российской          
Федерации к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного          
оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о             
международных гарантиях в отношении подвижного оборудования". Доклад            
представителя Правительства Российской Федерации директора Правового            
департамента Министерства экономического развития Российской Федерации Павла    
Михайловича Волкова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОЛКОВ П. М., представитель Правительства Российской Федерации, директор        
Правового департамента Министерства экономического развития Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение          
выносится проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к     
Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и       
Протоколу по авиационному оборудованию к указанной конвенции. Основной целью    
присоединения Российской Федерации к конвенции и протоколу является             
возможность использования российскими участниками сделок с авиационным          
оборудованием механизма международной гарантии, предусмотренного конвенцией и   
протоколом. К такому оборудованию конвенция и протокол относят воздушное        
судно или его планер, вертолёты, а также авиационные двигатели. Международная   
гарантия представляет собой международный унифицированный правовой режим        
обеспечения и защиты прав кредиторов и образуется, если такая гарантия          
предоставлена залогодателем по соглашению об обеспечении исполнения             
обязательства, принадлежит лицу, являющемуся потенциальным продавцом по         
соглашению о предварительной продаже с резервированием права собственности,     
или принадлежит лицу, являющемуся лизингодателем по соглашению о лизинге.       
Так, применение в договорных отношениях механизма международной гарантии даёт   
кредитору возможность использовать ряд специальных способов защиты своих        
прав, которые он приобретает при условии регистрации международной гарантии в   
электронной базе, в международном регистре, который ведётся Международной       
организацией гражданской авиации (сокращённо ИКАО). Сегодня участниками этой    
системы являются уже тридцать четыре государства, в том числе Соединённые       
Штаты, Индия, Китай, на пути присоединения находятся страны - члены             
Европейского союза.                                                             
                                                                                
Конвенция и протокол дают возможность государствам сделать ряд заявлений,       
содержание которых определяет уровень защищённости кредиторов и,                
соответственно, степень экономического эффекта для контрагентов по сделкам с    
авиационным оборудованием. Законопроектом предусмотрено присоединение к         
конвенции и протоколу с рядом таких заявлений. Заявления, сформулированные в    
законопроекте, позволяют достичь значительного экономического эффекта для       
российских участников сделок с авиационным оборудованием, который прежде        
всего выражается в снижении материальных и временных издержек при закупке       
авиаоборудования.                                                               
                                                                                
Обращаю внимание, что конвенция и протокол применимы не только к                
внешнеторговым сделкам, но и ко внутренним, и это даёт возможность              
использования всех преимуществ международных гарантий при заключении сделок и   
без участия иностранного элемента, то есть только между отечественными          
авиапроизводителями, авиаперевозчиками и финансовыми институтами.               
                                                                                
Использование в сделках с авиационным оборудованием международной гарантии,     
предусмотренной конвенцией и протоколом, позволяет значительно снижать          
коммерческие риски, поэтому такие сделки, как правило, получают значительное    
преимущество в плане их финансирования. Так, по оценкам ведущих экспертов,      
применение международной гарантии к сделкам с авиаоборудованием позволяет       
обеспечить значительное - до 50 процентов - снижение процентных ставок по       
кредитам. Это подтверждается практикой международных финансовых институтов, а   
также специальным отраслевым соглашением в рамках ОЭСР, которое говорит об      
официальной поддержке экспортных кредитов, покупателей и продавцов              
авиационной техники, которые находятся в государствах, присоединившихся к       
конвенции и протоколу.                                                          
                                                                                
Участие России в конвенции и протоколе будет способствовать расширению          
возможностей финансирования сделок с авиаоборудованием на более выгодных для    
российских потребителей авиаоборудования условиях, создаст предпосылки для      
дальнейшего роста отечественного авиапроизводства, привлечения инвестиций в     
данную отрасль экономики, обновления российского авиапарка и удешевления        
стоимости авиаперевозок.                                                        
                                                                                
Присоединение к конвенции и протоколу положительно оценивается российскими      
авиаперевозчиками, авиапроизводителями и финансовыми институтами. Реализация    
конвенции и протокола не потребует дополнительных расходов федерального         
бюджета и не приведёт к негативным финансово-экономическим последствиям.        
                                                                                
Прошу вас поддержать указанный законопроект. Спасибо за внимание.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович, присаживайтесь.                
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по транспорту Сергея Николаевича Шишкарёва.      
                                                                                
ШИШКАРЁВ С. Н., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Существо вопросов, связанных   
с присоединением Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в   
отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию      
обстоятельно изложено в докладе представителя правительства, в данном случае    
начальника департамента Министерства экономического развития.                   
                                                                                
В процессе рассмотрения конвенции комитет неоднократно сталкивался с            
проявлением высокой заинтересованности авиационного сообщества в её скорейшей   
ратификации. Признаюсь, по техническим причинам, больше связанным с             
правительственной стороной, мы достаточно долго рассматривали этот              
законопроект, ну, практически с лета нынешнего года.                            
                                                                                
Отмечу, что на законопроект получено заключение Комитета по международным       
делам как комитета-соисполнителя, замечаний у комитета не имеется. И Правовое   
управление Аппарата Государственной Думы тоже замечаний по законопроекту не     
имеет. В связи с изложенным, в связи с прозвучавшей позицией прошу поддержать   
решение комитета, который рекомендует палате принять указанный законопроект.    
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Рябов Николай Фёдорович.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Павел Михайлович, я правильно понимаю, что присоединение к этой конвенции нам   
позволит по более, там скажем, рациональным, низким ценам закупать              
авиационное оборудование, о котором идёт речь, и, очевидно, даже летательные    
аппараты? Или я как-то неверно это воспринимаю?                                 
                                                                                
ВОЛКОВ П. М. Это механизм международных гарантий, который даёт большую          
защищённость кредиторам, соответственно, это позволяет финансовым институтам    
предоставлять финансирование на более льготных условиях. И как я уже сказал,    
по оценкам международных экспертов и финансовых организаций, снижение обычных   
ставок по кредитам составляет до 50 процентов. То есть это будет впрямую        
отражаться на стоимости авиатехники.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович.                                       
                                                                                
Павел Михайлович, вот вы сказали, что принятие данного документа приведёт к     
развитию отечественного авиастроения. Ну, мы знаем, что оно сейчас далеко не    
в лучшем положении. Вы не могли бы сказать, какой процент авиадеталей, так      
скажем, по оборудованию мы уже получаем и будем получать в связи с принятием    
данного документа?                                                              
                                                                                
ВОЛКОВ П. М. Я думаю, что впрямую принятие этого документа никак не относится   
к получению деталей или связанных... Более того, на это не распространяется     
конвенция. Конвенция, как я уже сказал, распространяется на планеры воздушных   
судов, вертолёты и воздушные двигатели. Это, скорее всего, приведёт к           
обновлению авиапарка в связи опять же с указанными мною причинами, что будет    
более доступное финансирование, и приведёт на рынок большее количество          
инвесторов и новых участников.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Пока вижу одну руку. Я прав, что одна рука в        
зале? Это Гаврилов.                                                             
                                                                                
Гаврилов Сергей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Дорогие друзья, мне хотелось бы сказать, что вопрос, который мы обсуждаем,      
вовсе не проходной, а крайне существенный для наиболее инновационной отрасли,   
которой является в России авиационная промышленность, воздушный транспорт.      
Наш коллега Сергей Николаевич очень деликатно пояснил обстоятельства            
ратификации указанных конвенции и протокола.                                    
                                                                                
Мне хотелось бы сказать, что, безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы        
поддержать эксплуатантов - наши авиационные компании, которые по всем           
позициям уступают в конкурентной борьбе не только нашим конкурентам в дальнем   
зарубежье, но и в странах СНГ. Мы поддерживаем, безусловно, наши                
отечественные лизинговые компании. Но что более важно, я думаю, нам стоило бы   
обратить внимание, и прежде всего Минэкономразвития, на поддержку нашего        
отечественного авиационного производства. Этот крайне полезный механизм, если   
бы он в должной степени был адаптирован к национальному законодательству и к    
национальным интересам, был бы крайне полезен нам не только сейчас, но и        
девять лет назад, когда принималась эта конвенция, и где-то два-три года        
назад, когда авиационная общественность ставила вопрос о необходимости          
присоединения не только к конвенции, но и к соответствующему авиационному       
протоколу.                                                                      
                                                                                
Вопрос следующий: почему мы вынуждены облегчать положение наших авиационных     
производителей в результате нашего присоединения к международному               
законодательству? Мы не способны принять радикальные меры на национальном       
уровне, для того чтобы поддержать авиационное производство в стране и           
установить налоговые льготы для авиационной инфраструктуры, принять             
необходимые изменения в Таможенный кодекс, которые не раз обсуждались в нашей   
Думе, и даже в рамках Комитета по транспорту обсуждались, инициировались и      
принимались? Но практически ничего из необходимых мер по поддержке              
конкурентоспособности нашего авиапрома не было принято.                         
                                                                                
Я хотел бы сказать, что вопрос состоит не только в банальных мерах              
протекционизма, а в необходимости наращивания нашего инновационного             
потенциала в этой сфере. Поэтому вопрос состоит не только в принятии, в нашей   
поддержке ратификации данного соглашения, но в том, чтобы мы наконец обратили   
внимание, и прежде всего Министерство финансов, которое, к сожалению,           
отсутствует в зале, на странную позицию игнорирования очевиднейших вопросов,    
очевиднейших проблем и очевидных запросов, имеющихся в нашей отрасли,           
которая, подчёркиваю, является одной из наиболее инновационноёмких, и           
требующих глубокой модернизации не только в сфере технической компоненты, но    
и в сфере подготовки персонала и проведения фундаментальных научных             
исследований, более широкого государственного внимания, чем то игнорирование    
очевидных потребностей, которое происходит на сегодняшний день.                 
                                                                                
В целом, конечно, ратификация данного соглашения, данной конвенции приведёт,    
мы надеемся, к положительным результатам. В качестве примера хотелось бы        
привести такой известный факт, когда Воронежское авиационное объединение        
произвело самолёты, а компания братьев Абрамовичей в течение года не            
оплачивала, что привело к соответствующим задержкам, в том числе и по           
заработной плате. Мы надеемся, что даже у нас внутри страны адекватное          
применение национального законодательства к ратифицированной конвенции          
позволит защитить в должной степени наших авиационных производителей.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить докладчику с заключительным словом? Нет. Мы     
рассмотрели 22-й вопрос, выносим его на "час голосования".                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6718 по 6736 из 8121
22-й вопрос. Ставится на голосование проект федерального закона "О              
присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных гарантиях в      
отношении подвижного оборудования и Протоколу по авиационному оборудованию к    
Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.