Заседание № 151
О проекте федерального закона № 364865-6 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части, касающейся порядка осуществления обязательного контроля).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Андрей Александрович Озеров. ОЗЕРОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" разработан в целях устранения избыточного контроля в сфере розничной торговли ювелирными изделиями. Суть предлагаемых изменений состоит в следующем. Первое: освободить ювелирные организации, торгующие в розницу, от проведения обязательного контроля за сделками с оплатой по безналичному расчёту, поскольку такой контроль ведут коммерческие банки и нет необходимости в двойном контроле. Второе: отменить требование идентификации розничных покупателей ювелирных изделий при сумме сделки, не превышающей 600 тысяч рублей. В настоящее время этот порог установлен в размере 15 тысяч рублей, между тем по рекомендации международной организации ФАТФ этот порог устанавливается с суммы сделки в 15 тысяч евро, что в пересчёте по сегодняшнему курсу составляет более 750 тысяч рублей. Ко мне поступило заявление Гильдии ювелиров России, в котором они обращают внимание на последние существенные изменения в законодательстве России в части противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, напрямую касающиеся ювелирной отрасли. Дело в том, что с июня 2013 года все организации ювелирного сектора, в том числе индивидуальные предприниматели, работающие в розничной торговле, включены в список лиц, которые обязаны принимать меры по борьбе с отмыванием доходов, разрабатывать правила внутреннего контроля и информировать Росфинмониторинг обо всех необычных операциях своих клиентов. Вследствие этого проверяющие органы будут завалены совершенно разными формами справок и документов. Вместе с тем ни Росфинмониторинг, ни Пробирная палата России не укомплектованы штатными специалистами для осуществления полноценного мониторинга за легализацией преступных доходов при обороте ювелирных изделий в розничной сети, поэтому эта мера создаёт лишь организационные трудности для предпринимателей в ведении бизнеса и исключительные неудобства самим покупателям. В то же время осуществление выборочного мониторинга достоверности представляемых данных со стороны надзорных органов предполагает избирательный характер проверок, что может привести к наличию коррупционной составляющей. Действующий закон также регламентирует обязанность организаций ювелирной отрасли идентифицировать своих клиентов при сумме покупки более 15 тысяч рублей: до продажи они обязаны потребовать от покупателя паспорт в целях его идентификации, но такая процедура идентификации покупателя противоречит Гражданскому кодексу и принципам розничной торговли: по Закону "О защите прав потребителей" продавец по договору розничной купли-продажи не вправе требовать предъявление паспорта, а тем более осуществлять обработку персональных данных покупателей без их согласия. Таким образом, требование закона по идентификации покупателя в ювелирной сфере является дискриминационным по сравнению с условиями, установленными для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю. И последнее. Наличие идентификационных мер по отношению к ювелирному бизнесу в действующем федеральном законе не решает главную проблему - противодействие легализации незаконных доходов, а лишь создаёт определённые неудобства для покупателей и продавцов. Во-первых, покупка ювелирных изделий не может рассматриваться как способ легализации доходов, полученных преступным путём, и как финансирование террористов, если только речь не идёт о слитках драгоценных металлов, в ином случае бессмысленно приобретать десятки и даже сотни изделий с последующей их перепродажей. Во-вторых, из-за опасности раскрытия и утечки персональной информации, передаваемой третьим лицам, многие покупатели откажутся от легальных покупок ювелирных изделий, что в итоге приведёт к увеличению доли серого рынка или к переносу покупательского спроса за рубеж. Учитывая изложенное, призываю вас поддержать данный законопроект, и, если потребуется, можно будет ещё доработать его во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Надо отдать должное авторам законопроекта - они смогли пойти против общего тренда: если мы все гайки закручиваем, то здесь предлагается, наоборот, кое-какие гайки отвернуть, но после обсуждения этого законопроекта комитет счёл нецелесообразным высказываться в его поддержку, и мы предлагаем отклонить данный законопроект по следующим основаниям. Вы знаете - об этом уже было сказано в докладе, - что сейчас при покупке ювелирных изделий на сумму свыше 15 тысяч рублей необходима идентификация покупателя. Предлагается убрать это ограничение, вернее, увеличить сумму до 600 тысяч рублей с аргументацией, что для других товаров эта сумма как раз и составляет 600 тысяч рублей. Если мы посмотрим Уголовный кодекс и правоприменительную практику, то увидим, что ювелирные изделия и другие товары... ответственность за преступления в этих сферах, скажем так, предусматривается разная: если за преступления, связанные с незаконным оборотом драгметаллов, природных камней или жемчуга, совершённые даже в крупном размере, то есть на сумму свыше 1 миллиона 500 тысяч рублей, Уголовный кодекс предусматривает наказание до семи лет, то за преступления, связанные с незаконным оборотом других товаров, совершённые даже в особо крупном размере, максимальная мера наказания - шесть лет лишения свободы. Так исторически сложилось на том основании, что драгоценные камни могут приобретаться в целях легализации доходов, добытых преступным путём. Действительно, действующая норма, когда требуется идентификация клиента при покупке ювелирных изделий на сумму более 15 тысяч рублей, на практике далеко не всегда работает, но это не значит, что нам необходимо открывать ворота для возможных злоупотреблений, ничего не предлагая взамен. Именно на этом основании комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у вас вопросы, коллеги? Есть вопрос. Максим Андреевич Шингаркин, пожалуйста. Включите микрофон. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо. У меня к Борису Сергеевичу вопрос. Борис Сергеевич, а как вы считаете, может быть, тогда необходимо распространить вот этот порог в 15 тысяч рублей на все товары? Ведь преступники не только ювелирные украшения накапливают для того, чтобы финансировать террористические акты, они, например, накапливают тушёнку для того, чтобы кормить террористов, сидящих в лесу. Вот если покупается тушёнка на 15 тысяч рублей и больше, нужно идентифицировать, кто её купил, - не для кормёжки ли бандформирования? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Ну, я думаю и наш исторический опыт говорит о том, что тушёнка и драгоценные камни - это, как говорится, разные вещи. Я уже ссылался на Уголовный кодекс, ну и вспомните валютных спекулянтов - как с ними разбирались ещё со времён Гражданской войны. Я думаю, что это разные вещи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 11 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 55 чел. Не голосовало 395 чел.87,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 147
О проекте федерального закона № 364865-6 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части, касающейся порядка осуществления обязательного контроля).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. По просьбе докладчиков рассмотрение вопросов 25, 27 и 37 прошу перенести на март. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Нет возражений против переноса рассмотрения 25-го, 27-го и 37-го вопросов на март? Нет.