Заседание № 78
11.03.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 364774-4 "О внесении изменений в статью 333-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части снижения ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в отношении добытых в Северном бассейне трески, пикши и краба камчатского).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1918 по 2086 из 2832
Пункт 9, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Мурманская областная Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, а содоклад от комитета будет делать заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Сергей Иванович Штогрин. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за предоставленное слово, Олег Викторович. Наши коллеги из Мурманской областной Думы внесли предложение понизить ставки сборов за право пользования водными биоресурсами для тех пользователей биоресурсов, которые выловленный улов в наших морях (в том числе это касается и океанического рыболовства) сдают на переработку на предприятия, находящиеся на территории Российской Федерации. Речь идёт прежде всего, конечно, о Мурманской, Архангельской и дальневосточных областях. В законопроекте предлагается понизить ставки по таким видам биоресурсов, как треска, пикша, краб камчатский, сайка и сельдь, понизить очень серьёзно. Надо сказать, что когда мы принимали ещё в 2003 году главу части второй Налогового кодекса о сборах за право пользования биоресурсами, то вместе со специалистами - экспертами, учёными - считали наиболее разумную налоговую нагрузку, чтобы можно было и заниматься ловом рыбы, и изымать биоресурсы из морей и океанов, и чтобы это было рентабельно. После этого мы несколько раз корректировали ставки, в том числе уже реализовано предложение наших коллег из Мурманской областной Думы: например, по крабу камчатскому ставка, которая была первоначально, снижена со 100 тысяч рублей за тонну до 60 тысяч. Что касается вот этой новой идеи - о том, чтобы понизить ставки в том случае, если выловленный улов и рыба перерабатываются на предприятиях в Российской Федерации. Идея классная на первый взгляд, и мы два года назад, по-моему в 2007 году летом, уже такую норму принимали и давали поручение правительству подготовить соответствующие подзаконные нормативные акты, с тем чтобы эта система работала, но, к сожалению, из этого доброго начинания ничего не вышло, и не вышло, наверное, по одной простой причине. Кто знает, что такое налог на добавленную стоимость и как получить из бюджета возмещение, - а здесь схема предлагалась такая же - тот знает, что у нас суды завалены делами о возмещении НДС. Миллионам людей начисляют его у нас в стране, налоговая служба больше всего занимается этим налогом, и самая большая головная боль - это вот с возвратом НДС. Ну, и если говорить о коррупционной составляющей, то из всего налогового законодательства в наибольшей степени коррупция процветает именно вот в этой сфере - связанной с возвратом налога на добавленную стоимость. Поэтому, если бы кто-то придумал простую, доступную, некоррупционную и чётко работающую систему льгот для тех предприятий, которые будут перерабатывать выловленный улов на территории Российской Федерации, я думаю, мы наверняка представили бы его к званию нобелевского лауреата, потому что сделать это, к сожалению, невозможно. Мы пошли другим путём, и уже принята норма, которая стимулирует переработку улова на территории Российской Федерации. Мы сделали это через налоговое стимулирование и уменьшение ставок на 85 процентов (не на 30-40 процентов, как предлагает Мурманская областная Дума, а на 85 процентов) для тех предприятий, которые традиционно занимаются ловом, переработкой биоресурсов. Это бывшие наши артели и колхозы, которые остались с советского времени. Мы приравняли их к сельхозтоваропроизводителям, распространили на них единый сельхозналог и нормы, которые там работают, в том числе установили ставку 15 процентов от базовой по биоресурсам в том случае, если эти предприятия являются градообразующими и большинство или 35 процентов проживающих на территории посёлка вместе с семьями работают на этом рыбодобывающем или перерабатывающем предприятии. И я знаю по Дальнему Востоку, в частности по Николаевскому району, Ульчскому району, где у нас в своё время было много рыболовецких колхозов, а сейчас остались частные или коллективные рыбодобывающие, перерабатывающие предприятия, что эта норма работает вполне эффективно и даёт возможность сохранять рабочие места и платить заработную плату, в том числе и народам Крайнего Севера. Исходя из того, что мы пошли другим путём и в принципе проблему эту решили, комитет предлагает данный законопроект не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Сергею Ивановичу Штогрину? Есть вопрос у Кашина Бориса Сергеевича, других рук я не вижу. Не пропустил никого? Нет. Подводим черту. Пожалуйста, Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Сергей Иванович, у меня вопрос к комитету. Я буквально сейчас говорил с мурманскими депутатами, они согласны, что актуальность в какой-то степени потеряна, но почему два года с лишним этот законопроект в Думе у нас висел, когда такая острая ситуация с обеспечением населения рыбой? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И. Вы знаете, наверное, что Комитет по бюджету и налогам самый нагруженный законопроектами, и мы просто физически не можем в каком-то ускоренном режиме пропускать все инициативы, в том числе и депутатские, и субъектов Федерации. Но то, что, как я уже сказал, мы приняли решение о поддержке градообразующих предприятий рыбной отрасли и сделали это два года назад, как раз тогда, когда была эта инициатива рождена, и то, что два года назад мы уже понизили ставку на краба камчатского до 60 тысяч, как просили мурманцы, - это говорит о том, что у нас в работе находится не только один этот законопроект по рыбе и биоресурсам, но и другие, поэтому те, которые уже были в планах нашей работы, мы не можем отставить и отдать приоритет мурманскому законопроекту. Но главное, наверное, то, что мы в основном предложение наших мурманских коллег уже реализовали, а это и есть результат работы нашего комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Сергей Иванович. Есть ли желающие выступить? Есть. Кашин Владимир Иванович. Других рук я не вижу. Пожалуйста, включите микрофон Кашину Владимиру Ивановичу. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, наша фракция не так оптимистична с точки зрения разделения той логики, которая излагалась по поводу приведения в порядок налогового режима, оптимизации этого режима, поиска приоритетов развития и возрождения рыбной отрасли. Это касается и добычи и переработки, и рыбного комплекса в целом. Приведу несколько цифр. До сегодняшнего времени в три с лишним раза, в 3,3, темпы вылова рыбы по сравнению с 90-м годом ниже, поэтому сама цифра - 3 миллиона тонн, которые сегодня добываются, вместо 10 миллионов тонн, которые добывались, - говорит о том, что здесь не всё нормально. Второй вопрос не менее важный - вопрос потребления рыбной продукции. Мы также сократили по отношению к 90-му году реальные научно обоснованные нормы потребления на 38-42 процента по этому типу продукции, да и по другим энергетическим видам продуктов питания тоже. И то, что последние три-четыре года рыбная отрасль подавала сигнал "SOS" и мы мало уделяли внимания этому вопросу, - это факт. Поэтому сегодня никакого такого перелома с точки зрения решения обозначенных вопросов, касающихся и налоговой базы, и возможности для наших судов подойти к берегу и, как говорится, получить адекватные средства для того, чтобы вести расширенное производство, мы не наблюдаем. Я считаю, что если фракция, точнее, не фракция, а в целом Мурманская областная Дума, которая вышла с этой законодательной инициативой, не отзывает этот законопроект, то мы должны поддержать эту инициативу, чтобы возродить эту нужную отрасль, чтобы в конце концов на нашем российском берегу была возможность хорошей переработки достаточного количества объектов водных биоресурсов и чтобы цена в наших магазинах была соответствующей. Деньги могут поступать в бюджет, уважаемые коллеги и докладчик Сергей Иванович, благодаря увеличению объёмов реализуемой продукции через её вылов, через её переработку, и это в гораздо большей степени окупится для каждого из нас и в целом для российского бюджета, нежели мы будем руководствоваться тем, что не выгодно заниматься продовольствием в целом, в том числе и выловом и переработкой рыбы. И мы ещё и ещё раз хотим подтвердить нашу позицию: необходимо выделять приоритеты, связанные с развитием продовольственной отрасли в целом и рыбной отрасли в частности и дальнейшим снижением налогообложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, обсуждение состоялось. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: не настаиваете на участии в дискуссии? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Позицию комитета вы слышали. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 21 сек.) Проголосовало за 62 чел.13,8% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 64 чел. Не голосовало 386 чел.85,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2677 по 2685 из 2832
ОСАДЧИЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Коллеги, для протокола: по пункту 9, проекту федерального закона № 364774-4, депутаты Гаджиев, Исаев и Рыков голосовали против. И ещё: те же депутаты, Гаджиев, Исаев и Рыков, по пункту 4, проекту федерального закона № 138667-5, голосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, принимаем к сведению эту информацию.