Заседание № 136
О проекте федерального закона № 364694-4 "О внесении изменений в статьи 259 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций расходов на создание и ввод в эксплуатацию производства новой или усовершенствованной производимой продукции в размере не более 25 процентов первоначальной стоимости основных средств за отчётный период).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, в соответствии с решением президиума фракции просьба рассмотрение 12-го вопроса перенести на более позднее время. Идёт сейчас согласование с заинтересованными лицами, и просьба перенести вопрос.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 259 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Фактически этот законопроект является продолжением той темы, которую сегодня начали в первой половине рабочего дня. Итак, как мы будем стимулировать модернизацию страны, новую индустриализацию, инновации и так далее? Мы не ожидали с коллегой Сергеем Штогриным, что этот законопроект будет настолько востребован, что, представленный в 2006 году и положенный на полку, он всё-таки... его вот достали. Я благодарю тех, кто это сделал. Законопроект состоит их двух частей. И сразу скажу, что вторую часть, касающуюся банковской системы, мы не будем защищать с коллегой Штогриным, потому что надо после кризиса осмыслить ещё раз, какая форма регулирования банковского сектора, и вообще финансового сектора, должна быть. Один из этих вариантов будет предложен, когда я буду докладывать о законопроекте о мегарегуляторе. А первая часть, мне кажется, она бесспорна. Суть ведь проста: налогоплательщик имеет право отнести на затраты 25 процентов расходов тех средств, которые он вкладывает в инновации, в приобретение нового оборудования, в производство новой продукции, за исключением тех случаев, когда это касается добывающих отраслей. В 2006 году мы предлагали начать законодательный поход за диверсификацию, за модернизацию экономики страны. И всего лишь на одной странице фактически укладывается эта формула. Мы сегодня днём спорили, много это или мало, существенны или несущественны 70 миллионов, которые даёт... Но не в этом дело. Дело в том, двигаемся ли мы в эту сторону или не двигаемся, или мы просто рассуждаем, что мы что-то будем делать. У нас в своё время замылились такие слова, как "перестройка", и "реформа", - уже ругательные слова, потому что ничего не доводится до конца. Но нам никуда не деться от модернизации по простой причине. Как экономист, я вынужден констатировать одну грустную вещь. Я её в своих публикациях регулярно привожу. Мы попали в "бутерброд", мы попали в ту ситуацию, когда сверху на нас давят, на нашу продукцию, не пуская на рынки, наиболее высокоразвитые технологически страны, и поэтому мы только нефтью, газом и металлами богаты, а снизу на нас начали давить страны с более низкой стоимостью рабочей силы, у которых нет развитой социальной системы. Мы хорошее решение принимаем о повышении пенсии. Вопрос: чем мы на практике будем подкреплять это решение? Мы хорошее решение принимаем, когда говорим, что теперь мы берём курс на инновационное развитие страны. А как мы это подкреплять практически будем? Мы всё-таки будем что-то делать? Вот смысл этого законопроекта, который вмещается в одну строчку: 25 процентов прибыли, которые направляются на модернизацию, за исключением добывающих отраслей, освобождаются от налогов. Прошу поддержать эту часть законопроекта. Ко второму чтению мы ещё подумаем, как нам следует поступить со второй частью, которая касается банковского сектора. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Валерий Михайлович. Содоклад сделает член Комитета по бюджету и налогам Наталья Васильевна Пугачёва. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данный законопроект и отмечает следующее. Представляя данный законопроект (инициаторы законопроекта - Зубов и Штогрин), Валерий Михайлович уже конкретно сказал, что в нём предлагается, он рассказывал о первой части... Рассматриваемым законопроектом предлагается включить в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций суммы расходов на создание и ввод в эксплуатацию производства новой или усовершенствованной производимой продукции, не связанного с освоением и добычей природных ресурсов, за исключением освоения и добычи природных ресурсов для производства строительных материалов, в размере не более 25 процентов первоначальной стоимости... Ну, здесь нужно сразу сказать, что вот именно данный пункт, как раз предлагаемая авторами законопроекта норма, при создании новых производств или расширении ассортимента выпускаемых товаров не учитывает требования пункта 5 статьи 270 Налогового кодекса, а также частично дублирует положения пункта 9 статьи 258 кодекса. Что касается второй части, то законопроектом предлагается расширить перечень расходов, понесённых при осуществлении банковской деятельности. Тут нужно чётко сказать, что комитет отмечает, что согласно нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 251 кодекса и пункта 3 статьи 270 кодекса доходы в виде имущества, полученные в виде взноса в уставный капитал организации, и расходы в виде взноса в уставный капитал не учитываются в целях обложения налогом на прибыль. И кроме того, нужно обратить внимание на то, что всё-таки перечень расходов банков, установленный статьёй 291 кодекса, не является исчерпывающим. То есть об этом, конечно, Валерий Михайлович уже сказал, что они как раз не будут защищать данную статью. Но я думаю, что, наверное, вот тот "бутерброд", о котором он говорил, - он в этом законопроекте есть. Поэтому комитет всё-таки предлагает отклонить данный законопроект, он считает нецелесообразным его принятие. И также ещё один момент следует отметить. Установленный в статье 3 законопроекта порядок вступления в силу федерального закона не согласуется с положением пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, которое регламентирует порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Комитет предлагает отклонить данный законопроект. Всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Депутаты Локоть и Романов. Никого не упустил? Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Наталья Васильевна, надо сказать, что в достаточно убедительном докладе Валерий Михайлович показал нам, что этим законопроектом (в первой его части, во всяком случае) вводятся некие преференции для современной усовершенствованной продукции. На мой взгляд, вот эта новация лежит в русле современных веяний, направленных на модернизацию экономики, на её совершенствование, о чём сегодня говорил нам министр, о чём говорил президент. Вы весьма невнятно от имени комитета сказали вот об этой части. А есть ли какие-то альтернативы на сегодняшний день? Сегодня что-то предлагаем мы для того, чтобы реализовать вот эти посылы на модернизацию? ПУГАЧЁВА Н. В. Конечно, в этом направлении работают и Правительство Российской Федерации, и комитет, но я думаю, что если расшифровать статьи, на которые я сделала ссылку, я могу их чётко озвучить... Но я думаю, всё, что я сказала, понятно: есть несоответствия. Всё-таки в соответствии с пунктом 2 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на приобретение и создание амортизационного имущества, а также расходы, осуществляемые в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в пункте 9 статьи 258 кодекса. Если же посмотреть статью 258, то мы увидим, что здесь как раз указано, что в соответствии с этой статьёй налогоплательщик имеет право включать (вот сегодня говорилось о 25 процентах) 30 процентов, то есть это уже учтено в данной статье. Эта норма уже есть: не более 30 процентов в отношении основных средств, относящихся к третьей и седьмой амортизационным группам. Поскольку эта норма уже есть, комитет считает нецелесообразным принимать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Наталья Васильевна, в числе соавторов ваш коллега по комитету Сергей Иванович Штогрин - опытный и грамотный человек. Меня удивляет, что в одном и том же комитете представителем комитета дважды цитируется статья 258, уже дающая такие права, а автор законопроекта говорит, что надо дать такие полномочия предприятиям. Откровенно говоря, у меня большое желание поддержать то, что здесь звучало. В самом деле, президент как бы от имени государства уже проявил волю: "Давайте модернизацию, давайте инновации!" - а мы в законодательном поле цитируем Налоговый кодекс с его ограничительным подходом - не положено. Я думаю, что сейчас и кодексы, и законы надо менять, коли мы все разделяем идею модернизационного рывка, поэтому, мне кажется, логика депутата Зубова правильная. ПУГАЧЁВА Н. В. Ну, если вам кажется, то в этом случае не знаю, что надо делать, но мы считаем, что всё-таки нормы, которые заложены в Налоговом кодексе, дают все основания работать в данном направлении, а дальше уже будет работать правительство с учётом послания президента. Поэтому у Сергея Ивановича Штогрина на заседании комитета не вызвал большого беспокойства тот факт, что данный законопроект не принимается, насколько я помню. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Грешневиков, других рук я не вижу. Пожалуйста, депутат Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 259 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части исключения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций расходов на создание и ввод в эксплуатацию производства новой или усовершенствованной производимой продукции в размере не более 25 процентов первоначальной стоимости основных средств за отчётный период) я считаю своевременным, а ввиду того, что у нас сегодня в стране действительно существенно влияет на экономику кризис, ввиду того, что президент в своём послании сделал главный акцент на модернизацию экономики, он ещё и злободневный. Поэтому есть всё-таки предложение с учётом того, что этот законопроект рассматривается в первом чтении, его принять, а те критические замечания, которые прозвучали, учесть при доработке его ко второму чтению. Просьба поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Других у нас выступлений нет. Представители президента и правительства не настаивают на выступлении. Ставится на голосование проект федерального закона... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, прошу прощения. Да, извините, я нарушил Регламент. Депутат Зубов имеет право на заключительное слово, так же как и представитель комитета. ЗУБОВ В. М. Я сначала процитирую одну, на мой взгляд, важную фразу, а потом приведу как пример один факт, который случился между представлением этого законопроекта и его обсуждением. "Будет крайне неразумным, если Россия не воспользуется переживаемым в настоящее время периодом повышенных цен на сырьевые ресурсы для всесторонней диверсификации своего народного хозяйства с целью ухода от односторонней зависимости от освоения и добычи невозобновляемых сырьевых ресурсов" - эти слова премьер-министра сегодня, а в тот момент, когда мы вносили законопроект, президента страны Владимира Путина, цитата. Что изменилось за это время? За это время изменилась следующая вещь, и я хотел бы, чтобы на это обратили внимание. Мы очень часто оперируем макроэкономическими бухгалтерскими подходами. Это важно, точно так же, как важны и юридические изыски, в которых мы проявляем себя действительно мастерами, но в 2009 году произошло очень важное событие: в воздух поднялся очередной новый самолёт "боинг" с принципиально новыми технологиями - на 40 процентов из композитных материалов. Что в ответ мы противопоставили? "Суперджет"? Где он, "Суперджет"? "Боинг" пошёл на затраты: за то, что два года не могли выполнить свои обязательства, затянув ввод этого самолёта, из своих средств компания заплатила все штрафы. "Суперджет" - то же самое: нарушили обязательства, затянули сроки, но заплатил за это бюджет, по немножко сложной схеме, но бюджет. Надо понять, что в 2009 году началась новая технологическая эпоха, и поэтому сейчас нам невозможно просто стоять и ждать, что что-то само собой произойдёт. Не произойдёт! Сколько моделей запустил АвтоВАЗ у нас в течение года? Я ни одной не знаю. А Китай планирует в 2010 году четыре новых модели, а в следующем - двадцать четыре. Мы в другом мире начали жить начиная с 2009 года. Из кризиса страны выходят совершенно по-разному. Мы топчемся на месте. Принимайте своё решение, только тогда слово "модернизация" через полгода станет таким же надоедливым для населения, как слова "перестройка", "ускорение", "реформы" и так далее. Либо что-то надо делать. Я предлагаю принять это решение - проголосовать за законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Васильевна Пугачёва имеет возможность с заключительным словом выступить. Не настаивает. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 259 и 291 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", первое чтение. Комитет против. Голосуйте, коллеги. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 01 сек.) Проголосовало за 105 чел.23,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 105 чел. Не голосовало 345 чел.76,7% Результат: не принято Отклоняется законопроект.