Заседание № 228
08.04.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 364633-6 "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части, касающейся ежегодного пособия на покупку комплекта школьной формы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2252 по 2607 из 6343
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Тамара Васильевна Плетнёва докладывает. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, сколько лет я вот здесь сижу, столько и вношу такой законопроект, в каждой Думе. Правда, раньше я предлагала, чтобы эти льготы были не только многодетным семьям, а всем детям, но мне говорили, что нет, всем детям - это денег очень много надо, да и формы теперь нет, школьную форму отменили. А теперь форму опять ввели, и я очень рада, что ребята в школе выглядят и красиво, и своеобразно, потому что в каждой школе своя школьная форма. Теперь я решила подготовить законопроект о социальной льготе для детей, которые учатся в школе, из многодетных семей. Хотя понятно, что этот законопроект тоже не пройдёт, потому что я его вносила в 2013 году, когда у нас хороший был бюджет, и я надеялась, что всё-таки деньги выделят, а что происходит сегодня у нас - сами видите. Я не могу понять, почему почти два года этот законопроект не рассматривался: я несколько раз поднимала этот вопрос и в комитете, и здесь. Ну конечно, он затратный, да, потребуется 31 миллиард рублей, для того чтобы помочь ребятишкам из многодетных семей, выделив по полторы тысячи рублей на приобретение школьной формы, хотя она уже сейчас дороже стоит. Надо сказать, что у нас всего учится в школе 2 миллиона 103 тысячи детей из многодетных семей, то есть если мы умножим 1 тысячу 500 рублей на это число, то получим вот эту большую сумму. 83-я статья Бюджетного кодекса не предусматривает выплаты пособий из федерального бюджета, всё это отдано на откуп регионам, и у правительства ответ один - оно пишет, что финансирования за счёт средств федерального бюджета быть не может, все полномочия у регионов, ну а раз правительство так пишет, то комитет, естественно, тоже настаивает на этом и расписывает мне в заключении на пяти листах, что во всех регионах всё замечательно и что они сами платят, а также где, кто и как: вот в Орловской области аж 6 тысяч рублей на ребёнка, - но, я думаю, это пособие не на приобретение формы, а на какие-то, видимо, другие цели, хотя всё равно радует, - в других где 1 тысячу рублей, где 2 тысячи дают. Вот сколько прислали отзывов - сорок шесть за и только двадцать против, но мне комитет объяснил: конечно, они будут за, потому что средства предлагается не из их кармана брать, а из федерального бюджета. Мне кажется, что ответ правительства был не совсем корректный. Смотрите, мне отвечают, что в законопроекте не указано, кому деньги перечислять, как это будет происходить, кто будет это контролировать, но знаете, мне кажется, это не депутаты должны делать и в законе это не прописывается, это должно делать после принятия закона само правительство. На самом деле есть и кому перечислять, и куда, есть кому контролировать всё это, но в ответе пустые фразы, просто надо было снова написать, что сегодня не предусмотрены деньги на такое важное дело. Вот вы знаете, что такое собрать ребёнка в школу, особенно если их трое? Комитет пишет, что не определено, сколько в многодетной семье детей, - мне кажется, давно определено: это трое детей и более. Пишут, что родители из этих семей сами не хотят работать, - но попробуйте, когда много ребятишек, устроиться на работу, ведь мама даже не может выбрать удобный для себя график - скользящий или ещё какой-то. Но всё равно все отговорки сводятся только к одному: у нас на эти цели - очень благие - нет сегодня денег! Если бы я только собиралась вносить законопроект, я бы, наверное, сегодня его не внесла, но я внесла его два года назад, так что ещё раз говорю: у нас в Государственной Думе социальные законопроекты практически не рассматриваются, они лежат-лежат, а потом вообще либо лишают депутатов возможности выступать - по сокращённой процедуре рассматривают либо вот так. Но всё равно прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Николаевна Сенаторова. СЕНАТОРОВА Е. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как следует из выступления одного из авторов представленного законопроекта, предлагается установить новый вид ежегодного пособия на покупку школьной формы в размере 1 тысячи 500 рублей для учащихся государственных, муниципальных учебных заведений из многодетных семей, средства берутся из федерального бюджета. Изменения вносятся в статьи 3 и 4 Федерального закона № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Комитет по вопросам семьи, женщин и детей отмечает следующее. У нас согласно этому закону установлено восемь видов пособий, семь из них выплачиваются из средств федерального бюджета и средств Фонда социального страхования, одно - ежемесячное пособие на ребёнка - выплачивается из средств субъектов Российской Федерации. Кроме того, нужно сказать, что согласно указу президента от 1992 года № 431 регионам предписано установить бесплатное обеспечение детей из многодетных семей школьной формой или детской одеждой, их заменяющей, в соответствии с нормативами. Согласно законодательству, 184-му закону, о котором сейчас говорила автор, у нас с 2005 года вопросы защиты многодетных семей непосредственно отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, и с 2005 года в субъектах сложилась определённая система мер защиты детей и многодетных семей. Достаточно сказать, что Комитет по вопросам семьи, женщин и детей провёл социологический анализ, и из 85 субъектов 83 субъекта откликнулись на нашу информацию. По мерам защиты детей в отношении предоставления школьной формы у нас следующая ситуация: из 83 регионов в 51 регионе эта мера действует, в наибольшей степени эта мера действует в Центральном федеральном округе - там 15 из 18 субъектов Российской Федерации обеспечивают приобретение школьной формы, в наименьшей - в Крымском федеральном округе и в Северо-Кавказском (только одна область из восьми), я думаю, мы должны сделать всё, чтобы помочь им. Нужно также сказать, что эти меры очень различные: например, в Астраханской области выдаются дотации непосредственно на приобретение школьной формы, в Чеченской Республике производится выплата в размере 2 тысяч 500 рублей на ребёнка, в Свердловской области детям из многодетных семей школьная форма предоставляется бесплатно - в общем, регионы подходят серьёзно к выполнению этой меры поддержки. Конечно, за прошедшее время произошли различные изменения, появились наработки различные у нас в законодательстве. В законопроекте, который представлен нам на рассмотрение, не раскрывается такая категория, такое понятие, как "многодетная семья", а в указе президента № 431 право определять категории граждан, которым необходима социальная поддержка и которым должна быть предоставлена такая форма поддержки, дано непосредственно субъектам Российской Федерации. Безусловно, за прошедшие годы в регионах сложились разные нормы законодательства, но анализ, проведённый Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей, показывает, что в основном многодетная семья - это та семья, в которой рождены или воспитываются трое и более детей. Во многих субъектах Российской Федерации мера по обеспечению школьной формой действует в отношении детей до 18 лет, есть другие регионы, где эта мера действует в отношении детей до 23 лет. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не может поддержать этот законопроект: в законопроекте не определена категория граждан, которым предоставляется право получать такое пособие, предлагаемые изменения нарушают структуру закона № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", законопроектом нарушаются требования статьи 83 и статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Правительство не поддерживает законопроект, также не поддерживает законопроект Счётная палата. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос Тамаре Васильевне. Тамара Васильевна, безусловно, очень хороший законопроект, ничего отрицательного я сказать не могу про него. То, что правительство говорит, - о том, что это функция субъектов Российской Федерации, - это правда, но дело в том, что на сегодняшний день у большинства, наверное, субъектов Федерации бюджеты-то нищие, у них нет денег даже для поддержания действующих социальных проектов, не говоря о том, чтобы дополнительно вводить какие-то новые социальные выплаты, они урезают даже число койко-мест в больницах, закрывают поликлиники в районных центрах! Вы вот сказали в своём выступлении о том, что 2 миллиона таких детей учится в школах и 31 миллиард рублей требуется, но, может быть, мы эту сумму сократим - установим выплаты не всем детям, а только тем детям, которым родители не могут купить форму? Это не обязательно семьи, где трое и больше детей, бывает, что мать-одиночка - нет отца - работает, получая заработную плату 8 тысяч рублей, у неё один ребёнок, и, естественно, ей можно помочь. То есть если просчитать более конкретно, сколько у нас детей в нуждающихся семьях... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо большое. Извините, пожалуйста, я ошиблась - назвала сумму 31 миллиард, а это не так, я уже "сэкономила" и на самом деле сумма в 10 раз меньше: 3 миллиарда, извините, 3 миллиарда 100 миллионов, так что я ошиблась - это первое. Второе. Если вы решите, что нам необходимо принимать этот закон поэтапно, я буду двумя руками за. Я понимаю, каково нынешнее финансовое положение нашей страны, но, когда я вносила законопроект, повторяю, у нас был очень хороший бюджет, с профицитом, поэтому я думала, что закон примут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Елена Николаевна, странная позиция у Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Вы знаете, в 2005 году у нас было 16 субъектов-доноров - сегодня их осталось всего три, но мы с вами триллион рублей отдали банкам в прошлом году, полтора триллиона - в этом, а 3 миллиарда на детей найти не можем! Вот во многих африканских странах за счёт средств государства покупают форму для всех учащихся школ и лицеев, а мы с вами не можем найти деньги на покупку формы даже для детей из многодетных семей - ну, мне кажется, это неправильно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это вопрос или выступление? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Николаевна Сенаторова. СЕНАТОРОВА Е. Н. Комитет тщательно подошёл к рассмотрению этого вопроса, и вообще он рассматривает многие приоритетные сегодня направления: нас волнуют также и отдых, и оздоровление детей, которые сегодня не просматриваются в бюджете. Да, безусловно, мы тоже поддержали бы эту норму, но, учитывая сегодняшнюю ситуацию, положение... я думаю, что мы вернёмся к её обсуждению через несколько лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Вот у меня тоже к Елене Николаевне вопрос, отчасти в продолжение только что заданного. Я специально взял таблицу по банкам. Вот сейчас президент и глава правительства постоянно говорят о приоритете семьи, а ведь мы расходы на семью, на оздоровление матери и ребёнка сокращаем, очень многие социальные пособия на детей сокращаем, сейчас вот в пособии на форму отказываем... Может, нам всё-таки принять законопроект, поддержать и действительно взять средства или из Резервного фонда, или из этих 1 триллиона 550 миллиардов рублей, у банков, чтобы всё-таки решить эту проблему? Здесь кроется чисто экономическая причина огромного социального невосприятия... Посмотрите на одежду детей: одни как принцессы и принцы одеты, а другие - как дети рабочих, из-за этого серьёзные конфликты возникают. Может, решим мы эту проблему? 3 миллиарда рублей - небольшие деньги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Николаевна Сенаторова. СЕНАТОРОВА Е. Н. Я хочу сказать, что комитетом был тщательно рассмотрен бюджет, у нас практически никакие направления не сокращены, финансирование остаётся (единственное исключение - отдых, и над этой статьёй мы работаем), и поэтому, коли этот вопрос решен в 51 субъекте, я считаю, что сегодня не стоит этот вопрос ставить во главу угла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемая Елена Николаевна, вы же сами сказали, что указ президента требует, чтобы эта мера была введена, а он не выполняется, и сами вы говорите о том, что нет даже единого определения понятия многодетной семьи в законодательстве. Так, может быть, если финансовых возможностей нет, хотя бы закрепим единую для всей страны норму - установим, что такое многодетная семья, сделаем примерно так же, как в пенсионном законодательстве, где, я напоминаю, были установлены большие льготы по пенсиям для матерей трёх-четырёх детей? Совершенно логично было бы аналогичную единую норму ввести - почему вы сопротивляетесь-то этому? СЕНАТОРОВА Е. Н. Ну, я думаю, что это тот же самый вопрос - о причине, я уже ответила на все такие вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Елене Николаевне. Елена Николаевна, вы знаете, мне этот законопроект напомнил закон о детях войны, потому что здесь точно такая же ситуация: в нескольких субъектах такой закон принят, а на федеральном уровне, к сожалению, нет. Вы нам сказали, что в 51 субъекте этот закон уже принят и эта норма работает, и у меня в связи с этим к вам вопрос: скажите, пожалуйста, а вот чем семья многодетная и ребёнок в том регионе, где такой закон принят, отличаются от многодетной семьи и ребёнка в том субъекте, где такой закон не принят? СЕНАТОРОВА Е. Н. Я вам могу сказать одно: есть указ президента № 431, и нам, депутатам, нужно постараться сделать всё, чтобы он выполнялся и в других субъектах, чем мы и занимаемся на местах, собственно говоря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Сергеевич Сикорский. СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Я хотел бы поблагодарить Тамару Васильевну: действительно, инициатива очень важная и нужная, особенно если учесть экономическую ситуацию, в которой мы находимся сегодня. А вопрос у меня к Елене Николаевне. Елена Николаевна, и у нас в пятницу будет министр труда и социальной защиты здесь, в Думе, докладывать, и мы прекрасно знаем, что по статистике, официальная безработица достигает сегодня уже 1 миллиона 200 тысяч человек - как правило, это касается не тех регионов, где указ выполняется, а тех регионов, которые не входят в это число, - и попадают под увольнение многодетные родители в том числе, и если они встанут на биржу труда (а в этих семьях, как правило, только один из родителей работает), они будут получать нищенское пособие в 850 рублей, которое там выплачивают, - способно ли оно обеспечить этой семье возможность приобретения формы? Я считаю, что всё-таки нужно пересмотреть подход к этому законопроекту и принять его: он необходим сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Николаевна Сенаторова. СЕНАТОРОВА Е. Н. Я знаю, что по законодательству о труде члены многодетных семей сегодня сохраняют право на первоочередное трудоустройство и защищены трудовым законодательством. Я считаю, что эти два вопроса неравнозначны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот странно слышать всё это после того, как на прошлой неделе вы на раз-два приняли закон о выделении "РЖД" 8,4 миллиарда, а там одни только дивиденды топ-менеджеров более полутора миллиардов рублей! Это первое. Второе. Проблема в чём? Вы поймите, Елена Николаевна, и в комитете у себя доложите (я председателя не вижу), что у нас задолженность регионов с 2005 года выросла в тысячу раз, - подчёркиваю: в тысячу! - а мы за это время 89 полномочий передали в субъекты, которые в свою очередь передали их муниципалитетам. Понимаете, в чём проблема? 90 процентов муниципальных образований на 90 процентов дотационные - какая форма, о чём вы говорите, какой указ?! И третье. Мы с вами должны понимать, что указы - это латание прорех в законодательстве, закон по своему статусу выше любого указа, потому что, к сожалению, президенты не вечные, они меняются, а законы в некоторых странах действуют по семьсот лет и не меняются. И вообще мне кажется, что нам надо к этому вопросу подходить с точки зрения действующей Конституции. Вот я утверждаю, что 122-й закон, который в том числе и детей обидел, - а законопроект представлял Зурабов, проваливший все вопросы, и на Украине в том числе, - на самом деле нарушает как минимум пять статей Конституции, я вам навскидку одну назову: 55-я статья, часть 2, где говорится о том, что в Российской Федерации не могут приниматься законы, умаляющие права и свободы человека и гражданина и ухудшающие условия его жизни. А 122-й закон кастрировал многие законы, в том числе "детский", и просто смешно выглядят эти 3 миллиарда на фоне тех денег, которые были отданы банкам за это время! Я вам напомню: с 2008 года банковская система уже по итогам нашего, точнее, вашего голосования получила 7,6 триллиона рублей, в прошлом году - 1 триллион через АСВ и сейчас полтора триллиона утвердили, а мы говорим о каких-то 3 миллиардах! Ну, мне кажется, дети - это святое! Вы почитайте послания президента - я регулярно их перечитываю, - ведь он об улучшении демографической ситуации, условий жизни семей говорит каждый раз, а вы 3 миллиарда рублей не хотите выделить на это святое дело! (Шум в зале.) Я предлагаю коллегам поддержать законопроект, ко второму чтению учесть замечания, в том числе и положения указов президента, которые не вошли в законопроект, внесённый Тамарой Васильевной, улучшить его и принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, перерыв до 12.30.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3943 по 4199 из 6343
Мы обсуждаем 16-й вопрос порядка работы. У нас выступил депутат Коломейцев, следующим по списку выступает Олег Анатольевич Куликов. Пожалуйста, Олег Анатольевич. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Закон необходимый, важный, и его, конечно, надо принимать, но вопрос, который мы сегодня обсуждаем, должен быть поставлен шире. Для того чтобы прийти в школу в школьной форме, нужно ещё до школы дойти, а для этого нужна верхняя одежда, нужен головной убор, нужна обувь, а у нас примерно миллион ребят в школу не ходят, потому что у них нет этой одежды. Таким образом, они отлучены от образования, отлучены от достойного будущего. А ещё 40 процентов детей воспитываются одной матерью. Вы прекрасно понимаете, как тяжело одной матери содержать детей, как тяжело их собрать в школу, как тяжело купить одежду! И притом безработица у нас имеет женское лицо: дети ведь болеют, и не каждому работодателю нужна такая работница. Я думаю, что одежда - это и здоровье, и вообще, должен быть многопрофильный проект. В нынешнее время законопроект, который предлагает Тамара Васильевна, ещё и антикризисный, потому что его реализация поможет восстановить производство тканей для школьной формы, запустить пошив школьной одежды на наших фабриках, которые простаивают без заказа, - нужен государственный заказ! Кто мог бы помочь создать регистр детей, которым нужна помощь для приобретения этой одежды? Это прежде всего социальные работники, затем школьные работники, потому что они обязаны посещать семьи детей, должны знать, чем живут дети, в какой семье они растут, - это в том числе их задача. Говорить о том, что субъекты Федерации могут решить этот вопрос, - это значит, я думаю, уходить от реальности: ежегодно долг субъектов Федерации возрастает на 500 миллионов рублей и уже составляет около 3 миллиардов рублей. Данный закон - это тест для нас, для власти: тест на милосердие, на гуманность - сможет ли власть найти средства? Да власть просто обязана найти эти средства для наших детей, чтобы слова о любви к детям у нас были не просто декларацией, забота о детях действительно должна быть основной задачей власти! Что ещё меня смущает? Комитет по делам семьи должен поддерживать двумя руками этот законопроект, а он оппонирует. Мне это не очень понятно, и, может быть, другим депутатам тоже. Фракция КПРФ поддержит этот законопроект и приглашает всех присоединиться к нам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. Я хочу начать своё выступление со слов благодарности автору законопроекта. Вот Тамара Васильевна, выступая с трибуны, говорила, что сейчас, возможно, не время для таких законопроектов - он был внесён в 2013 году. Так вот считаю, что для таких законопроектов не может быть "время" или "не время"! И та информация, которая нам была представлена комитетом, - о том, что эти социальные выплаты установлены в 50 субъектах из 85 субъектов, - лишь подтверждает актуальность этого законопроекта: мы все прекрасно знаем, что долги у субъектов достаточно существенные и только шесть субъектов Федерации являются донорами, но несмотря на это на местах находят средства, деньги на эти социальные выплаты. Я хочу сказать, что у нас более 2 миллионов детей проживают в многодетных семьях, а, по статистике, в этих многодетных семьях, точнее, в половине этих семей у одного из родителей доход ниже прожиточного минимума. Что это значит? Это значит, что семья находится за чертой бедности, что люди еле-еле сводят концы с концами, а ведь детишки, которым родители не могут приобрести эту форму, ни в чём не виноваты: ну не посчастливилось им родиться в семье с обеспеченными родителями, ну родились они в многодетной семье, но они-то здесь при чём?! В этом зале очень часто бывают дискуссии о том, социальное государство Россия или не социальное. Вот я считаю, что по голосованию по таким законопроектам как раз и понятно, в каком направлении мы движемся, то есть социальное у нас государство или не социальное. Повторяю, ёмкость этого закона всего-навсего 3 миллиарда рублей. Коллеги, 3 миллиарда рублей - это сумма, сопоставимая с доходом руководителей наших крупнейших госкорпораций и банков - "РОСНАНО", "ВТБ", "Газпромбанк" и других. Депутаты Госдумы уменьшили свой доход на 10 процентов, и вот если хотя бы десять таких руководителей уменьшат свой доход на 10 процентов, мы найдём источники финансирования для этого закона. Ещё раз повторю, что фракция ЛДПР целиком и полностью поддерживает этот законопроект и благодарит автора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ищенко Антон Анатольевич. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вообще, конечно, удивляет позиция комитета: комитет, который должен заниматься в первую очередь вопросами благосостояния семьи, женщин и детей, отказывается от тех законов, которые должны улучшить это благосостояние. Звучит аргументация, что уже издан указ президента по этому вопросу и что субъекты, собственно, должны обеспечить всех детей из многодетных семей школьной формой, однако в заключении комитета чёрным по белому написано, что всего лишь 50 субъектов Российской Федерации смогли обеспечить выполнение этого указа - а остальные? Остальные-то 35 субъектов не обеспечили! Это значит, что указ неэффективен и необходимо усилить его действие как раз тем самым законом, проект которого внесла Тамара Васильевна. Вот вчера прошло совсем незаметно, казалось бы, - сняли с рассмотрения законопроект, касающийся повышения налогов на игорный бизнес, который десять лет лежал в Государственной Думе (он был принят в первом чтении в 2005 году), мы его не смогли даже пообсуждать. Следует, мне кажется, в этой ситуации задаться вопросом, кто должен был выиграть в Российской Федерации - владельцы игорного бизнеса или многодетные семьи, которым предлагается выделить всего лишь по полторы тысячи рублей на школьную форму, для того чтобы они могли одеть своих детей?! Вчера прошло заседание Госсовета, на котором Владимир Владимирович чётко сказал, что надо поддерживать малый бизнес, что это должно стать приоритетом для всей экономики на ближайшее десятилетие, - так вот они, 3 миллиарда рублей, которые могут получить отечественные производители, работающие в сегменте микро- и малого бизнеса: они могут получить заказы от государства или от самих семей, которые придут покупать, заказывать школьную форму в ателье или на швейные фабрики, - ну почему мы об этом не думаем?! Мне кажется, тема этого законопроекта абсолютно правильная, ещё раз - слова благодарности автору. Сегодняшнее голосование должно показать, кто за простую российскую семью, а кто против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шудегов Виктор Евграфович от фракции. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как вы помните, в законе "Об образовании в Российской Федерации", который был принят в конце 2012 года и вступил в силу с 1 сентября 2013 года, положения о введении школьной формы не было. Шли дискуссии о необходимости введения школьной формы, и на одном из заседаний Общероссийского народного фронта Владимир Владимирович Путин сказал, что школьная форма в России должна быть. Уже в июне 2014 года мы внесли поправки в закон "Об образовании в Российской Федерации", в статью 38, где теперь чётко сказано о необходимости введения школьной формы. Отмечу, что это требование к одежде обучающихся - требование федерального значения. Ну и самое интересное: очень витиеват пункт 3 статьи 38, который устанавливает, как финансируется приобретение школьной формы, - там сказано, что обеспечение обучающихся школьной формой может осуществляться за счёт бюджетов субъектов. Слово "может", по-моему, перечёркивает всё: может осуществляться, а может и не осуществляться. Причём не сказано, идёт речь обо всех детях, или только о детях, которые растут в многодетных семьях, или о тех, которые являются инвалидами, или о тех, которые попали в сложную жизненную ситуацию. И далее последовало инструктивное письмо Министерства образования и науки, где говорилось о необходимости обеспечения школьников из многодетных семей бесплатной школьной формой и бесплатной спортивной формой. Законопроект, предложенный Плетнёвой Тамарой Васильевной, фактически решает все те вопросы, которые содержатся и в высказываниях Президента Российской Федерации, и в инструктивном письме министра образования и науки и касаются необходимости обеспечения детей из многодетных семей школьной формой за счёт бюджетов субъектов. К сожалению, вот этот 3-й пункт статьи 38 можно читать так: при наличии финансовых возможностей, - а их, конечно, как всегда, нет, и поэтому вопрос, естественно, поднят очень своевременно, правильно поднят. Хочу также отметить, что школьная форма не только определяет идентичность школьника, она предназначена не только для того, чтобы его сразу по форме можно было узнать (у нас до революции, вспомните, все гимназисты ходили в форме, и студенты ходили в форме, и государственные служащие, а потом, после революции, форма была отменена и позже снова введена), фактически форма служит и для устранения признаков социального, имущественного и религиозного различий между школьниками. Если сейчас часть школьников не может приобрести форму, что это означает? Это означает, что точно так же, как мы запрещаем школьнику приходить в школу в той или иной религиозной одежде, ему могут сказать: можешь не приходить в школу сегодня, потому что у тебя нет формы. То есть тут уже мы можем создать ситуацию с нарушением конституционного права гражданина на получение качественного образования независимо от его материального положения или места проживания. Поэтому, коллеги, я считаю, что законопроект очень правильный. Конечно, его нужно было принимать сразу при корректировке нашего закона "Об образовании в Российской Федерации", ведь там достаточно было просто в пункте 3 указать, что это расходные обязательства субъектов Российской Федерации, и сразу же обязать субъекты позаботиться о том, чтобы наши малообеспеченные учащиеся были обеспечены школьной и спортивной формой бесплатно. Да, сегодня каждый субъект пытается решить эту проблему самостоятельно: есть деньги - решают, нет денег - школьник сидит без формы. Безусловно, это очень неправильно, поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Мы будем голосовать за принятие данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамаре Васильевне Плетнёвой включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, спасибо большое за активное обсуждение. Я уверена, что и депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые сегодня не высказывали свою точку зрения, кроме представителей комитета, думают точно так же, как и мы, просто сегодня велели сказать, что это пока не надо принимать. Это "пока" длится уже... на протяжении двадцати лет я пытаюсь провести вот это пособие. Хотела бы отметить: это неправда, что в 50 наших регионах платят пособие на школьную форму, это неправда! У них там пособия самые разные есть социальные - и выплаты к школе, к началу учебного года, и прочие выплаты - платят, кто сколько может, но чтобы вот так адресно... Не было ни в одном регионе специального пособия на школьную форму! Это первое. Второе. Обратите внимание, и я уже говорила об этом, 46 регионов высказались за, и не только потому, что это федеральные деньги, а просто потому, что они понимают, что это надо, но у них таких средств нет, вот поэтому за, а двадцать высказались против, но это, видимо, такие послушные регионы, вернее, руководители регионов, которые не хотят идти против решения правительства. Приведу такой пример. Недавно из одного журнала известного я получила данные - не знаю, насколько они точные, - которые меня просто ужаснули: якобы Греф получает 303 тысячи рублей за один час своей работы, а Сечин ещё в 3 раза больше! Я задумалась: неужели правда такое может быть у нас в стране?! Потом вспомнила про "парашюты" эти, которые мы отменяли, - всё может быть! И правда, если по 10 процентов у них отчислить - кто-то из депутатов вносил такое предложение, - как раз и будут эти 3 миллиарда. Искренне благодарю тех депутатов, которые меня поддержали сегодня, и надеюсь, что при голосовании хоть один раз правящая фракция взбунтуется и депутаты сделают так, как им подсказывает, так сказать, их внутреннее состояние. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Николаевна Сенаторова. Включите микрофон. СЕНАТОРОВА Е. Н. Огромное спасибо. Уважаемые коллеги, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей проводит системную семейную политику нашего государства. Утверждена национальная стратегия действий в интересах детей, которая разработана в единстве с концепцией национальной демографической политики, и вы знаете ряд соответствующих законов, над которыми мы совместно работали, чтобы улучшить положение дел. Теперь хочу сказать конкретно о законопроекте, который мы рассматриваем. У Комитета по вопросам семьи, женщин и детей есть серьёзные замечания по нему. Мы считаем, что отсутствие в федеральном законодательстве единого толкования понятия "многодетная семья" приведёт к серьёзным проблемам в правоприменительной практике. В законопроекте не учтена структура Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в который вносятся изменения. Кроме того, в законопроекте используется устаревшая терминология: "учащиеся", "общеобразовательные учреждения", не соответствующая положениям Федерального закона "Об образовании...". В нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса не определены источники и порядок финансирования расходов, что, как вы знаете, необходимо, а также нарушена статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счёт двух и более бюджетов. С учётом изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает этот законопроект. Мы призываем всех вас к написанию качественных законопроектов. Извините меня, сегодня популизм неприемлем! Наступит время, и мы займёмся глобально этой проблемой, вы знаете, какие сложности сейчас в нашей стране. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5090 по 5106 из 6343
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 50 сек.) Проголосовало за 205 чел.45,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел.54,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.