Заседание № 88

17.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 364610-4 "О внесении изменений в статьи 2 и 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", статьи 9 и 11 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" и статьи 113 и 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (о возможности приобретения эмитентом выпущенных им облигаций с целью последующего их обращения; внесён депутатами Государственной Думы П. А. Медведевым, В. М. Зубовым, В. В. Пановым, А. Н. Хайруллиным, О. Л. Михеевым, а также М. И. Аушевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4617 по 4787 из 6544
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 17      
Федерального закона "О рынке ценных бумаг", статьи 9 и 11 Федерального закона   
"Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных     
бумаг" и статьи 113 и 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации".             
Докладывает член Комитета по финансовому рынку Аркадий Николаевич Свистунов.    
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, представленный вашему вниманию законопроект имеет довольно   
длинную историю - практически с 2006 года. Субъектами права законодательной     
инициативы по рекомендации ответственного комитета редакция указанного          
законопроекта менялась трижды за его историю. При этом следует отметить, что    
ни одна из указанных редакций не была поддержана ни профильным комитетом, ни    
Правительством Российской Федерации.                                            
                                                                                
О чём идёт речь? В этом законопроекте говорится о том, чтобы субъекты - в       
основном речь идёт о субъектах Российской Федерации - могли направлять          
временно свободные средства своих бюджетов на выкуп своих же облигаций - или    
муниципальных, или своих. Внесение предлагаемых изменений, как следует из       
пояснительной записки, обусловлено отсутствием закреплённых в                   
законодательстве норм, позволяющих этим субъектам осуществлять приобретение     
эмитированных ими облигаций с возможностью их последующего обращения. С целью   
восполнения указанных пробелов авторами законопроекта предлагается              
конструкция по внесению изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг",   
а также в базовые законодательные акты, регулирующие вопросы выпуска            
государственных и муниципальных ценных бумаг.                                   
                                                                                
Вместе с тем, по мнению комитета, содержание законопроекта не соответствует     
заявленной в пояснительной записке цели, а предлагаемые изменения не            
согласуются. Например, в пункте 1 статьи 1 законопроекта предлагается           
расширить понятие "облигация", дополнив его положением, предусматривающим       
право приобретения эмитентом выпущенных облигаций с возможностью дальнейшего    
обращения. Это представляется избыточным, поскольку касается уже не             
определения облигаций, а порядка их обращения. То, что входит в порядок         
обращения, обычно указывается в правилах обращения, это отдельный документ,     
решение о выпуске ценных бумаг, и там это всё описывается. Кроме того, авторы   
законопроекта полагают, что условия эмиссии и обращения государственных и       
муниципальных ценных бумаг, а также решение об эмиссии отдельного выпуска       
государственных и муниципальных ценных бумаг должны содержать указание на       
возможность или отсутствие возможности приобретения. Указанное требование при   
выпуске облигаций будет распространяться на Российскую Федерацию, субъекты      
Российской Федерации и муниципальные образования, однако в самом                
законопроекте при внесении изменений в статью 113 Бюджетного кодекса            
определены последствия только для субъектов Российской Федерации, а вот для     
муниципальных ценных бумаг эти последствия не оговорены. Поэтому имеется        
такое несогласование.                                                           
                                                                                
Кроме того, в статью 113 Бюджетного кодекса авторы предлагают внести            
положение, что субъекты могут выкупать свои облигации, но они не учитывают      
того, что вообще выпуск облигаций субъектами Российской Федерации, да и в       
целом Российской Федерацией, а также муниципалитетами предполагает              
финансирование дефицита бюджетов и, соответственно, погашение этих выпущенных   
бумаг идёт за счёт источников, привлечённых в бюджет для финансирования         
дефицита бюджета. То есть если вносить такую конструкцию, то надо прежде        
всего говорить об источниках бюджетных средств. Как отмечалось ранее, целью     
предлагаемых изменений является предоставление субъектам возможности            
приобретения облигаций с целью последующего обращения, то есть предлагалось     
внести в Бюджетный кодекс понятие о сделке РЕПО, это выкуп ценных бумаг с       
последующей обратной продажей того же количества и тому же эмитенту, у          
которого были выкуплены эти бумаги. Но такие сделки уже применяются,            
например, Центральным банком Российской Федерации, которому это и положено,     
так скажем, по его уставу и по закону "О Центральном банке...".                 
                                                                                
Кроме того, ещё одна новелла. Вот в ходе многих изменений этого законопроекта   
туда вкралось такое вот... Оказалось, из редакции статьи 236 Бюджетного         
кодекса - случайно, наверное, - исключены требования к кредитным                
организациям, на банковские депозиты которых могут размещаться бюджетные        
средства субъектов Российской Федерации. Дополнительно необходимо отметить,     
что отсутствие законодательно установленной, детально проработанной процедуры   
в вопросах приобретения публично-правовыми образованиями собственных ценных     
бумаг с возможностью дальнейшей продажи допускает вероятность манипулирования   
сделками. Это как раз то, о чём мы говорили в первой половине нашего            
заседания в части инсайдерской информации.                                      
                                                                                
На основании изложенного Комитет по финансовому рынку рекомендует отклонить     
рассматриваемый проект федерального закона. Кроме того, следует здесь           
отметить, что авторы, почти все авторы этой законодательной инициативы,         
отозвали свою инициативу, кроме одного автора законопроекта - Аушева. Он        
этого не может сделать, поскольку уже не является субъектом права               
законодательной инициативы, то есть депутатом Государственной Думы.             
                                                                                
Таким образом, учитывая изложенное, прошу отклонить указанный законопроект.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы, почему же нет? Есть.          
                                                                                
От фракции ЛДПР - Рохмистров. Пожалуйста.                                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Вот у меня вопрос такой.                                       
                                                                                
А есть ли вообще статистика, сколько субъектов или муниципалитетов у нас        
занимается таким хорошим в принципе делом, как привлечение денег населения      
под свои обязательства, имеются в виду облигации и так далее? Потому что        
связывание наличных денег в регионе сегодня, компенсация дефицита бюджета за    
счёт привлечения денег под государственные ценные бумаги - это хорошая          
инициатива. Есть ли статистика, сколько субъектов, муниципалитетов у нас        
занимаются эмитированием каких-либо ценных бумаг, в каком объёме? О каком       
объёме идёт речь в данном законопроекте?                                        
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо большое, Максим Станиславович, очень хороший вопрос.    
Статистика, безусловно, есть. Есть даже официальный сайт ФСФР, на котором       
указывается, какие субъекты Российской Федерации выпускали свои облигации.      
Это целый ряд, начиная от всем известных - Москвы, Московской области,          
Санкт-Петербурга - и заканчивая, наверное, малоизвестными, например             
Краснодарским краем или Ханты-Мансийском. Кстати, у них у всех рейтинги есть,   
и это дело, в общем-то, хорошее. И статистика там вся по ним есть, данные,      
какие объёмы были привлечены, какие средства были привлечены, насколько это     
актуально и так далее. Вся эта деятельность ведётся. Однако вопрос ещё почему   
интересный? В настоящих условиях этот законопроект, эта законодательная         
инициатива потеряла свою актуальность. Почему? Потому что здесь-то              
предлагалось, наоборот, за счёт профицита бюджета выкупать свои собственные     
бумаги, тем самым как бы получая большую доходность, в противовес, например,    
банковским депозитам, где можно было располагать эти профицитные средства.      
Сейчас, наоборот, бюджеты стали дефицитными и вот этот законопроект тут же      
перестал быть актуальным. То есть, наоборот, надо выпускать новые облигации,    
а не скупать старые.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше вопросов нет. Присаживайтесь.                                            
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Законопроект отозвали авторы, но мы будем     
обсуждать.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Рохмистров.                                                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Мы не поддерживаем этот законопроект, он действительно         
немножко устарел. Но такая проблема на сегодняшний день реально существует, и   
в кризисных условиях в рамках решения этой проблемы по обороту ценных бумаг и   
обязательств, наверное, надо работать, проводить какие-то курсы для             
муниципалитетов. Муниципалитеты сейчас имеют достаточно серьёзный дефицит       
своих бюджетов и очень сильно зависят от трансфертов, которые получают из       
областного бюджета, но они, к сожалению, распределяются зачастую по             
политическим мотивам. Вот сегодня Владимир Вольфович выступал, говорил, в       
частности, о Рязанской области. Иногда просто это доходит до издевательств,     
например, когда всем по 200, по 300 тысяч выделяют, а вот тому городскому       
поселению, где победил кандидат от ЛДПР, всего тысячу рублей. Но у этого        
городского поселения проблем не меньше, чем у других. Я лично ездил в это       
городское поселение, там даже бани нет. Понимаете? И сейчас там достаточно      
много острых проблем. Это удалённое от центра области городское поселение,      
муниципальный район, там очень серьёзные проблемы, в том числе с медицинским    
обследованием и так далее. Люди с удовольствием, может быть, покупали бы        
эмитированные муниципалитетом бумаги, зная, что они по ним и доход получат, и   
что за счёт этого бюджета, то есть привлечения их средств, появится и аппарат   
для флюорографии. Потому что на сегодняшний день они вынуждены ездить за 160    
километров, чтобы сделать флюорографию, а детей туда не повезёшь. А ведь этот   
аппарат является важнейшим средством для выявления очень серьёзных              
заболеваний на ранней стадии. Раннее обнаружение туберкулёза - это та           
проблема, которая существует у нас, о которой все говорят, но почему-то         
ничего не делается для её решения.                                              
                                                                                
И этой проблемой надо комитету, наверное, серьёзно заняться, может быть, ФСФР   
выпустить какие-то методические рекомендации для муниципалитетов и субъектов    
о том, как использовать данный механизм более широко, потому что в то же        
время это является и антиинфляционной мерой. В сегодняшней ситуации, когда у    
нас на уровне федерального правительства особо ничего не делается, кроме как    
ограничение денежной массы на рынке, связывание такими государственными         
обязательствами наличных денег, которые находятся на руках у населения,         
достаточно важно. Поэтому, может быть, удалось бы решить эту проблему через     
муниципалитеты, через субъекты, где доверие у населения к тем людям, которых    
они выбрали совсем недавно, всё-таки ещё осталось, в то время как на            
федеральном уровне доверие падает каждый день.                                  
                                                                                
Хотелось бы, чтобы комитет серьёзно поработал над этим вопросом и, может        
быть, как-то в рекомендательном порядке или в законопроекте его поднял именно   
в связи с тем, что сегодняшняя ситуация требует от нас внимательного            
отношения к такому инструменту, как государственные финансовые обязательства.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4798 по 4815 из 6544
Коллеги, никто больше не настаивает на участии в дискуссии? Нет. Тогда ставлю   
на голосование обсуждаемый законопроект в первом чтении. Комитет возражает.     
Практически все авторы его отозвали, один остался.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4%                                      
Проголосовало против           12 чел.2,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     14 чел.                                          
Не голосовало                 436 чел.96,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.