Заседание № 159
О проекте федерального закона № 364444-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения основных направлений государственной аграрной политики, а также в части установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, блок "Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении", проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Доклад Владимира Ивановича Кашина. КАШИН В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! Законопроект подготовлен к третьему чтению, проведены все необходимые экспертизы. Он необходим и нашим, отечественным товаропроизводителям, и потребителям, и нашим перерабатывающим компаниям. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть, что этот законопроект вносит изменения в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока, это третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 55 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Федеральный закон принят. Коллеги, хотелось бы высказать слова благодарности Яровой Ирине Анатольевне за то, что она провела очень глубокую, системную работу, которая завершилась принятием данного закона. Работа была непростая, нужно сказать, что многие из вас помогали, были в неё вовлечены, и сегодня нам есть о чём говорить, есть конкретный итог. Мы приняли закон, который поможет нашим сельхозтоваропроизводителям сбывать свою продукцию, защитит их права. И здесь большой вклад внесла наша коллега, внесли вы, объединив усилия, невзирая на партийную принадлежность. И хочу сказать за это слова благодарности Владимиру Ивановичу Кашину, председателю комитета, его роль здесь, безусловно, неоспорима, и курирующему заместителю председателя Сергею Ивановичу Неверову, потому что он у нас отвечает за взаимодействие с комитетом. Это о хорошем, коллеги.
Заседание № 157
О проекте федерального закона № 364444-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения основных направлений государственной аграрной политики, а также в части установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока; принят в первом чтении 24 июля 2018 года с наименованием "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
24-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин, председатель Комитета по аграрным вопросам. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, комитет подготовил законопроект к рассмотрению во втором чтении, провёл все необходимые работы, включая предварительные слушания. В таблицу поправок № 1 включено 11 поправок. Просим вас утвердить таблицу поправок № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 33 мин. 43 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Микрофон на трибуне включите. КАШИН В. И. В таблице № 2 семь поправок, рекомендованных к отклонению. Также просим поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2, коллеги? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 23 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2 единогласно. Коллеги, ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 49 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно.
Заседание № 136
О проекте федерального закона № 364444-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части уточнения основных направлений государственной аграрной политики, а также в части установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 46-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока). Доклад Эрнеста Абдуловича Валеева. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Хотя закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности..." действует уже восемь лет и в него неоднократно вносили изменения, которые были направлены на снижение диктата торговых сетей сельхозпроизводителям, тем не менее проблемы оставались. В июле 2016 года мы внесли в этот закон кардинальные изменения, которыми запретили брать товары на реализацию, установили порядок перехода права собственности. Тогда же был запущен партийный проект "ЕДИНОЙ РОССИИ" "Честная цена" под руководством Ирины Анатольевны Яровой, в рамках которого производился мониторинг исполнения этого закона, и результаты мониторинга показали, что принятые меры пока ещё не позволили полностью устранить диктат торговых сетей. В ходе встречи с членами Совета законодателей 24 апреля 2017 года Президент Российской Федерации назвал уловкой, недобросовестной практикой требования представителей торговых сетей к производителям забирать продовольственный товар. Именно в связи с этим был разработан законопроект, который запрещает торговым сетям возвращать отечественным производителям непроданные продовольственные товары. Производитель продаёт торговой сети продукцию по договору купли-продажи, что означает передачу права собственности торговой сети и, соответственно, переход всех рисков по хранению, выкладке, утилизации товара на нового владельца - на торговую сеть. Это такой же процесс, как тот, когда заключает договор купли-продажи потребитель, который покупает продукты питания, но он не может возвратить несъеденные продукты обратно в торговую сеть! Торговая сеть возвращает всё нереализованное тоннами, мало того, ещё и возвращает отечественным производителям без оплаты то, что не смогла продать. То есть сейчас договор поставки носит фиктивный характер, торговые сети установили выгодный для себя комиссионный характер отношений, что противоречит основным положениям гражданского законодательства и, безусловно, противоречит законам рыночной экономики. Практика возврата нереализованных продуктов питания носит дискриминационный характер и наносит серьёзный ущерб экономической и санитарной безопасности отечественных предприятий. По самым скромным подсчётам, 20 процентов всех продовольственных товаров с истекшим сроком годности, то есть пятую часть всех нереализованных продовольственных поставок по стране, крупные торговые сети возвращают производителю. Существует также значительная проблема с возвратом нереализованной продукции с истекшим сроком годности. Если общий товарооборот в торговых сетях по продовольствию составляет 14 триллионов рублей ежегодно, то в среднем потери производителей составляют не менее 200 миллиардов рублей. В среднем по стране из-за возврата ежегодно уничтожается около 3 миллионов тонн зерна. Таким образом, отечественные производители теряют десятки, а то и сотни миллиардов рублей и вынуждены возвращать на свои производства товар, который хранился в неизвестных условиях. Это угроза безопасности, жизни и здоровью граждан. При этом дискриминируются исключительно отечественные производители, иностранным поставщикам никто ничего не возвращает. Конвенция Организации Объединённых Наций не допускает возврата товара, если он был надлежащего качества, и международная практика свидетельствует о недопустимости возврата некачественного товара после его поставки и покупки торговой сетью в рамках договора купли-продажи и, соответственно, перехода права собственности. Концепция нашего законопроекта поддержана Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство экономического развития, Федеральная антимонопольная служба, Росприроднадзор, Министерство юстиции, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации законопроект поддержали. Кроме того, законопроект разработан при участии и в тесном взаимодействии с союзом отечественных производителей пищевой продукции. В частности, законопроект поддержали такие организации, как "ОПОРА РОССИИ", Российский союз пекарей, Российский союз предприятий молочной отрасли, Национальный союз производителей овощей, Национальный союз мясопереработчиков, Российский птицеводческий союз, Национальный плодоовощной союз, республиканская производственно-научная ассоциация "Теплицы России", Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, а также Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров. Что касается внесения изменения в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", предлагается учесть в качестве одного из основных направлений деятельности по содействию производителям выход на рынки сельхозпродукции. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Владимира Ивановича Кашина. Пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! Комитет рассмотрел данную законодательную инициативу. Инициатива небольшая - изменения в виде одного предложения вносятся в две статьи двух базовых законов, - но она несёт в себе очень серьёзный смысл. Здесь назывались цифры: они абсолютно правильные, 3 миллиона тонн - потери только у хлебопёков. И мы, проводя предварительно соответствующие "круглые столы", выездные заседания комитета, на наших больших форумах, совещаясь с товаропроизводителями, а также с представителями торговли, обсуждали результаты апробации идей этого законопроекта. Достаточно сказать, что сейчас работает пилотный проект, и даже те, кто противостоит этому законопроекту, или законодательной инициативе, были удивлены результатами его реализации во Владимирской и ещё в двух областях: только на одном направлении одна группа Чешинского - хлебопродукты - дала более 5 миллиардов рублей экономии за год. В принципе вот те большие цифры, которые назывались, дорогого стоят, и товаропроизводители в лице не только переработчиков, но и производителей сырья для переработки должны от этого закона получить немалые доходы. Нам очень важно и дальше двигаться в этом направлении, и мы рассматриваем этот законопроект как очередной шаг. Для нас главное - добиться всё-таки решения большого, главного вопроса, связанного с тем, что торговые сети накручивают цены в разы, а сельхозпроизводители работают в убыток. Далеко ходить за примером не надо: в прошлом году зерно скупалось по 4-5 тысяч рублей за тонну, а цены на хлебобулочные изделия ни на копейку не снизились. Таким образом, мы только по трём культурам потеряли 120 миллиардов рублей доходов крестьян, большие убытки во многих коллективах. Только по пшенице, кукурузе и сахарной свёкле было изъято из-за этого диспаритета 120 миллиардов рублей! Мы еле-еле выбиваем 250 миллиардов, а здесь такие потери!.. Ещё раз хочу сказать, невозврат - это очередной шаг, который даст нам возможность более системно работать с сетями в интересах отечественного товаропроизводителя. Комитет единогласно проголосовал за данную инициативу. Мы получили отзывы из 77 регионов, и 75 регионов поддержали эту законодательную инициативу. А всё, что связано с замечаниями, предложениями ГПУ президента, всё, что связано с замечаниями, предложениями правительства, которые на сегодня у нас есть, мы, конечно, ко второму чтению учтём, будем работать и максимально дорабатывать в этом ключе, чтобы восстанавливать справедливость в отношении отечественных товаропроизводителей. Прошу поддержать данную законодательную инициативу. Это инициатива депутатов, более 40 депутатов являются соавторами этого законопроекта - прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Есть вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Законопроект действительно злободневный, и он касается не только проблем между сельхозпроизводителями и торговыми сетями - ко мне обращались и представители компаний по производству кондитерских изделий, и представители компаний по производству парфюмерии. Действительно, торговыми сетями не соблюдаются условия договоров, особенно когда возвращают нереализованную продукцию, и возникают вопросы: будет ли работающей эта статья; средства, которые получила торговая сеть, будут оставаться в торговой сети или возвращаться компаниям? Мы год назад приняли норму, которой был установлен запрет в части навязывания невыгодных условий договоров поставщикам, - на практике, как мне сказали, эта норма нерабочая. Мы поддерживаем внесение данного изменения, но спрашиваем: будет ли эта норма работающей? КАШИН В. И. Анатолий Николаевич, вы абсолютно правы. Если вы слушали, докладчик об этом как раз и сказал: принятые в законе № 381-ФЗ статьи, в которых говорится о запрете возврата, не работают, потому что есть, как говорится, небольшие ворота, в которые торговля заходит, используя свои мощности, возможности, придавливая товаропроизводителя, и это пока существует несмотря на запрет. Поэтому здесь и предлагается усиление, все эти лазейки, как говорится, прописываются таким образом, что это нарушение закона, за которое надо отвечать. Я вам продал, деньги получил, и это уже ваша проблема, вы торговля: заказали - всё! Вот на этом теперь ставится точка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Владимир Иванович, несмотря на то что эта светлая мысль пришла в голову сразу 40 депутатам, я всё-таки никак не могу понять, где собака зарыта. Вы в данном законопроекте предлагаете запретить вносить в договор пункт о возврате непроданной продукции. А что мешает тому же самому магазину уменьшить объём поставки? Я вообще не очень понимаю: неужели вы думаете, что магазины берут эти товары в таком объёме, чтобы они у них сгнили непроданными? Что мешает тому же производителю хлебобулочных изделий давать в магазин, например, не тонну хлеба в день, а полтонны, чтобы всё это было гарантированно продано? Зачем перевыполнять план, зная, что тебе потом всё равно вернут непроданный хлеб, зачерствевший? КАШИН В. И. Вы правильно говорите, и как раз данная законодательная инициатива, мысль, которая осенила многих депутатов, и имеет логику: сейчас торговые сети, имея возможность возвратить, берут не просчитывая, много, - авось продадим! - а с учётом этого закона они должны будут брать ровно столько, сколько необходимо. Это всех и дисциплинирует, и, как говорится, приведёт в соответствие, а дальше уже второй вопрос - вопрос доступа на рынок, пятое-десятое. В этом вопросе будет установлен порядок: взял - это уже твоя ответственность, организовывай работу так, чтобы взятую продукцию реализовали в указанный срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к Эрнесту Абдуловичу. Эрнест Абдулович, ну вот 200 миллиардов рублей - убытки, которые вынуждены нести товаропроизводители. Сейчас система изменится - каким образом торговые сети будут компенсировать эти 200 миллиардов? Либо уменьшая цену, по которой они закупают у товаропроизводителей, либо увеличивая цену для конечного потребителя. В части этих рисков законопроект даёт какой-нибудь ответ? И второй момент: нельзя ли всё-таки ограничить максимальную ценовую надбавку? Это было бы более эффективным способом борьбы с завышением цен в торговых сетях, с возможностью наживаться на товаропроизводителях. ВАЛЕЕВ Э. А. Такие нормативы в законе "Об основах государственного регулирования..." прописаны. Кроме того, когда мы вносили изменения в июне 2016 года, мы изменили и порядок оплаты, с тем чтобы уменьшить давление торговых сетей. Что касается в целом рисков, они остаются, и это в том числе отражено в замечаниях правительства: необходимо рассмотреть вопрос, связанный с тем, что торговые сети, чтобы обойти договор поставки, будут навязывать новые договоры - договоры обратного выкупа. В целом эти вопросы в какой-то мере уже урегулированы в законе, тем не менее утверждать, что проблем не осталось, я не стал бы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. КАШИН В. И. Я добавлю, отвечая на этот правильный вопрос, исходя из того что возвращаются большие объёмы товаров - 200 миллиардов рублей, 30 процентов мясомолочной продукции, 50 процентов хлебобулочных изделий. Вот вы, торговля, у меня берёте, но если вы берёте столько, сколько можете реализовать, то я буду думать, что мне делать со своей продукцией, чтобы её, как говорится, не выбрасывать через возврат, теряя всё и вся. Я знаю, что у меня взяли, например, тонну хлеба, а что касается второй тонны, я буду думать, как и где её продать, то есть уже выстраивается целая обоюдная система правильной и эффективной работы. И вторая часть. Конечно, мы обязаны смотреть, мониторить цены и на продукты питания, и на сырьё - это наша задача. И следующий шаг - надо, безусловно, заканчивать с двойной накруткой цен, с вот этими аппетитами. В советское время - и в других странах это так - труд хлебороба в розничной цене буханки хлеба оценивался на уровне 50 процентов, а сейчас у нас максимум 10 процентов - ну это же бардак! Кто-то эти 400 процентов кладёт себе в карман, и нам понятно кто. Надо выстраивать систему, убирать всяких трейдеров, всяких, так сказать, разночинцев, приспособленцев, просто оттягивающих всё и вся из дохода крестьян, которым потом не на что купить технику и так далее. Вот в таком ключе нужно работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Уважаемые коллеги, нам необходимо посоветоваться. С учётом того что правительство обратилось с просьбой найти возможность рассмотреть сегодня ещё 47-й и 54-й вопросы, это законопроекты первого чтения, как вы понимаете, заседание потребуется продлить. Александр Юрьевич, вы свой взор обратите на зал, пожалуйста. Вопрос 54 просит рассмотреть Совет Федерации, наши коллеги здесь присутствуют. Давайте обменяемся мнениями. Нет возражений, коллеги? Поработаем, учитывая, что весенняя сессия плавно перешла в летнюю, сегодня Владимир Владимирович Бортко уже предлагал новое название. Итак, количество желающих выступить не уменьшилось. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович? Понятно. Ну это саморегулирование, оно должно быть внутри фракций. Вот фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" пока не может прийти к такому решению. Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Уважаемые коллеги, так как законопроект очень важный, как я уже сказал, злободневный, по нему, естественно, есть предложения. Одно из них высказал депутат Иванов: сельхозпроизводитель по условиям договора поставляет продукцию, но не в полном объёме, чтобы эта продукция не подлежала возврату, - но за это торговые сети штрафуют поставщиков. Конечно, хотелось бы, чтобы ко второму чтению данное предложение нашло поддержку. У меня тоже есть три предложения, которые я хотел бы высказать, и хотелось бы, чтобы они были рассмотрены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Первое предложение. Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и существующих условиях такого договора путём размещения соответствующей информации на своём сайте в информационной сети Интернет. Второе предложение. Хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора о поставке продовольственных товаров и существующих условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров также путём размещения соответствующей информации на своём сайте в сети Интернет. И третье, последнее предложение. Цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора о поставке продовольственных товаров с учётом положений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 федерального закона о регулировании торговой деятельности. С принятием данных поправок закон о торговле будет приносить больше пользы сельхозпроизводителям, отечественным товаропроизводителям, а у монопольных торговых сетей будет меньше возможностей наживаться на наших товаропроизводителях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Онищенко Геннадий Григорьевич. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, меня заставило выступить то, что сегодня эта тема настолько актуальна. Безусловно, предложенная в данном законопроекте формула носит декларативный характер, прежде всего это касается группы скоропортящихся товаров. Объясню на примере хлеба. Если в советское время хлеб возвращали в переработку и производили более низкие сорта хлеба, то сейчас в связи с эпизоотологической и эпидемиологической ситуацией это просто запрещено. Здесь дело лишь в том, что должна быть взаимная ответственность, прежде всего ответственность сетевиков, которые главными хулиганами в этом плане являются, и ответственность тех, кто поставляет необходимый объём продукции, который вырабатывается для данного времени года, для данного дня недели и так далее. И здесь есть ещё одна, социальная тема. У нас есть сетевые магазины, которые специально делают пересортицу товаров, чтобы продать их в более низком ценовом сегменте уже заведомо просроченными, и социально сниженные группы населения потребляют эти товары - а это и молочка, и мясо, и тот же хлеб, и рыбная продукция. Поэтому ко второму чтению, наверное, нужно будет подумать, как перекрыть, закрыть вот этот сегмент возможного использования социально значимых товаров скоропортящейся группы. Вот на что я хотел бы обратить внимание при доработке данного законопроекта ко второму чтению. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, это архиважный законопроект, и, конечно, наша фракция поддержит его. Я считаю, что с бедностью мы должны не просто бороться - мы должны её победить, причём в ближайшие годы. Нищета десятков миллионов наших сограждан обусловлена не только малой пенсией или малой зарплатой - хотя, конечно, это важная составляющая, - но и колоссальными, высочайшими ценами в торговых сетях и на рынках. Вы посмотрите, что происходит, какое у нас ценообразование: себестоимость любой продукции завышается в разы, даже в десятки раз! Вот где причина бедности и нищеты! Конечно, никакой зарплаты и пенсии не хватит, если не обуздать аппетиты торговых сетей. Что нужно делать? Правительству с помощью налогов надо сделать невыгодным вот такое завышение цен - в разы, в десятки раз, - надо, чтобы на сверхнаценку был сверхналог, и тогда вот эти аппетиты будут урезониваться. Это первый момент. Второй момент. Конечно, я считаю, что возврат продукции, тем более выбрасывание хлеба, продуктов на свалку, а это сплошь и рядом происходит сегодня... Извините, пенсионеры и люди без достаточного дохода из бачков около магазинов вытаскивают просроченные продукты! Что существует в Европе, какая практика? За день, за два до истечения срока годности продукта эти самые продукты раздаются бесплатно. Вот такой социальной ответственности торгового бизнеса у нас почему-то нет. Правительство, давайте жёстче будем ставить эти вопросы! Каким способом решить проблему? Да вот таким: запретить утилизацию и выбрасывание хлеба и продуктов! Штрафы должны быть гораздо больше, чем стоимость этого продукта. Вот таким способом нужно побудить, мотивировать торговой бизнес раздавать продукты людям, особенно бедным и нищим, которых у нас огромное количество, к сожалению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, законопроект о запрете возврата торговыми сетями нереализованных продуктов питания обратно производителям - долгожданное решение для пищевой промышленности. Это торжество справедливости и закона, установление баланса и равенства между торговыми сетями и производителями продукции. Это запрет на понуждение и диктат ретейлеров отечественным производителям. Указанная законодательная инициатива внесена по итогам мониторинга "ЕДИНОЙ РОССИИ" в рамках проекта "Честная цена". Благодарим коллег из других фракций, поддержавших данную инициативу: только объединив усилия, мы сможем защитить крестьян и производителей продукции от произвола торговли. Я знаю не понаслышке, как производители на местах нуждаются в нашей поддержке, провела очень много встреч в Краснодарском крае, и все руководители предприятий просили принять именно такой закон. Речь идёт о выполнении поручения Президента России, который назвал практику возврата нереализованного товара производителям недобросовестной уловкой торговых сетей. До настоящего времени наши производители несли многомиллиардные убытки. Практику возврата торговые сети используют исключительно в отношении отечественных поставщиков, импортным производителям нереализованные продукты питания не возвращаются. Принятие закона будет стимулировать развитие отечественного производства и способствовать обеспечению продовольственного рынка качественными товарами. Уже поступило много предложений, они будут рассмотрены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Я хочу всех за это поблагодарить. Кроме того, хотела бы поблагодарить руководителя федеральной мониторинговой группы Ирину Анатольевну Яровую и всех членов мониторинговой группы "Честная цена" за организацию масштабной работы в защиту потребителей и региональных производителей. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и голосует за. Призываю коллег и из других фракций поддержать данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, полномочные представители президента, правительства? Нет. Заключительное слово докладчика. Эрнест Абдулович, есть желание? Нет. Содокладчик? Владимир Иванович Кашин, есть желание с заключительным словом выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока), вопрос 46 повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 56 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Поздравляю, коллеги!