Заседание № 179
10.09.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 364426-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о поощрении и взаимной защите капиталовложений".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1126 по 1511 из 6915
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Уважаемые коллеги, Совет Государственной Думы принял решение рассматривать законопроекты, указанные в пунктах 5, 6 и 7, с одним докладом и содокладом. Я озвучу эти пункты. Пункт 5 - о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Пункт 6 - о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Пункт 7 - о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Нигерии о взаимном поощрении и защите капиталовложений". Докладчик - официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра экономического развития Российской Федерации Андрей Александрович Слепнёв. Пожалуйста. СЛЕПНЁВ А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносятся законопроекты о ратификации российско-ливийского межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанного в Триполи 17 апреля 2008 года, российско-ангольского межправсоглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанного в ходе визита Президента России в Луанду 26 июня 2009 года, и российско-нигерийского межправсоглашения о взаимном поощрении и защите капвложений, которое было подписано в ходе визита Президента России в Абуджу 24 июня 2009 года. Все соглашения разработаны на основе типового соглашения по данной проблематике, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации, и в значительной степени воспроизводят его положения. Цель соглашений - создание необходимых правовых гарантий защиты российских инвесторов в указанных странах и соответствующих иностранных инвесторов. Они предусматривают распространение на капиталовложения инвесторов договаривающихся сторон используемых в мировой практике принципов недискриминации, предоставления режима наибольшего благоприятствования, национального режима с учётом изъятий в отношении отдельных секторов экономики. Предусматриваются также выплаты компенсаций в случае экспроприации, национализации капвложений и нанесения иного ущерба. Гарантируется осуществление беспрепятственного перевода доходов инвесторов с территории государства-реципиента после выполнения инвестором всех налоговых обязательств. Одним из наиболее важных положений является механизм разрешения инвестиционных споров, что позволяет обеспечить надлежащий уровень судебной защиты прав инвесторов, в том числе за счёт обращения в международный арбитраж. В случае российско-ангольского соглашения необходимо отметить, что оно распространяется на ряд российских инвестиционных проектов, которые уже существовали к моменту подписания соглашения. Необходимо отметить, что по политическим соображениям, а именно военные действия, ангольская сторона не допускает такого ретроактивного применения международных инвестиционных соглашений, однако для российских инвесторов было сделано исключение, вследствие чего инвесторам, указанным в протоколе к соглашению, будет предоставлен необходимый уровень защиты. Там достаточно серьёзные наши инвестиции. Необходимо отметить, что тексты соглашений по ряду своих положений содержат отступления от типового соглашения. Это обусловлено прежде всего необходимостью дополнительных правовых гарантий для российских инвесторов на рынке Анголы, Нигерии и Ливии и соответствует интересам Российской Федерации. Например, защита применяется с даты первой российской инвестиции, то есть в ретроактивном плане, а не как обычно, с момента подписания, а также делаются изъятия в отношении участия России в зонах свободной торговли, таможенном союзе, общем рынке, других интеграционных объединениях. Считаем, что вступление соглашений в силу будет расценено российскими инвесторами как появление важных правовых инструментов, гарантирующих соблюдение всех принципов цивилизованного обращения с иностранными инвесторами. Это должно позитивно сказаться на росте инвестиционной активности российских предприятий в Африке. Соглашения подлежат ратификации в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержат нормы, не предусмотренные российским законодательством. В частности, в законе "Об иностранных инвестициях..." не оговорено предоставление инвесторам и их капвложениям режима наибольшего благоприятствования, не предусмотрены условия, размеры и порядок выплаты компенсаций в случае принудительного изъятия капиталовложений. Реализация соглашений не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и не приведёт к негативным финансово-экономическим последствиям. Просьба поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Александрович. Содоклад Валерия Сергеевича Селезнёва, члена Комитета по международным делам. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, представитель правительства, докладчик Андрей Александрович, достаточно полно доложил вопрос, поэтому я не буду повторяться. Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел все три соглашения, проекты о ратификации соглашений между Россией и Ливией, Анголой и Нигерией соответственно, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Хотелось бы добавить, что ратифицируемые соглашения выгодны именно России. Российский бизнес в этих странах получит больше, чем африканские компании. Потенциал инвесторов Ливии, Анголы и Нигерии является, как вы понимаете, ограниченным, и соглашения позволят отечественным компаниям стать более конкурентоспособными в борьбе с транснациональными корпорациями, представляющими основные интересы США, Британии, Китая, Франции, Италии. Основное содержание соглашений можно отразить в двух тезисах - создание выгодных условий российским компаниям и предоставление им дополнительных гарантий от финансово-политических рисков. Соглашения позволят российским компаниям работать в Ливии, Анголе и Нигерии в национальном режиме, то есть пользоваться всеми льготами и преференциями, которые предоставлены местным компаниям. При предоставлении инвесторам других стран более льготного режима российские компании также имеют право пользоваться этими льготами. Соглашения устанавливают запрет на введение в отношении российских компаний и российских инвестиций дискриминационных мер. Предусмотрены серьёзные гарантии против произвола местных властей, а также против изъятия активов российских компаний. Примечателен сам механизм реализации гарантий, когда государство принимает на себя обязательство возместить компаниям нанесённый ущерб в кратчайшие сроки. Реализация соглашений не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета. Соглашения получили положительные отзывы от Комитета Совета Федерации по международным делам, Комитета Госдумы по бюджету и налогам и Правового управления Аппарата Госдумы. Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует ратифицировать данные соглашения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Одна рука. Ну, если одна, значит, запись не проводим. Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Андрею Александровичу, точнее, даже два. Ну вот Нигерия и Ангола. Скажите, насколько велики капиталовложения Нигерии и Анголы в Россию, коль мы их защищать будем, и в каких сферах? И второй вопрос. Наши капиталовложения в эти государства, имеются в виду именно частные капиталы... есть ли там государственные? Этим законом мы ограничиваем и защищаем только частные капиталы. Ну, начните с их капиталов в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Александрович. СЛЕПНЁВ А. А. Спасибо за вопрос. Конечно, в данном случае мы понимаем, что соглашение в первую очередь будет направлено на защиту российских капиталовложений в Африке. Что касается Анголы, вы знаете, страна достаточно богатая, там есть интересы у наших нефтяных компаний, связанные с добычей нефти, есть интересы "АЛРОСА", связанные с разработкой алмазных месторождений, ну и другие достаточно интересные проекты. Поскольку стабилизация в стране, в общем, уже наступила в значительной степени, это открывает большую перспективу для развития нашего сотрудничества. Что касается Нигерии, также есть ряд проектов Внешторгбанка в этой стране, связанных с разработкой природных ресурсов, и надеемся, что эти проекты будут также расширяться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Багдасаров Семён Аркадьевич. Других записавшихся нет, значит, у нас один выступает. Пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, я решил выступить по одной причине. Нигерия и Ангола - у нас часто спрашивают (тут сейчас вопрос раздался), каковы их инвестирования в Российскую Федерацию? Создаётся впечатление, что это очень важно, конечно, а если нет этих инвестирований, ну, а тогда зачем, собственно, такие соглашения? На самом деле все эти соглашения очень хорошие, они, по сути, означают наше возвращение в Африку, на континент, в который мы вложили в своё время огромное количество средств, на континент, где погибли многие наши товарищи. В гражданской войне в Анголе на стороне нынешнего ангольского руководства... Президент Анголы на сегодняшний день - душ Сантуш, он занимает это пост с 1979 года, это человек, который у нас учился. У власти находится та же партия, которую мы поддерживали и которая благодаря нашей помощи победила в гражданской войне, - это партия МПЛА (Партия труда). И мало, может быть, кто знает, но по потерям наших военнослужащих Ангола занимает третье место в войнах, которые были за рубежом после Второй мировой войны, после Афганистана и Таджикистана Ангола на третьем месте по числу погибших военнослужащих, в первую очередь по числу погибших офицеров, которые там воевали в качестве советников. Мы вложили туда огромные деньги, потеряли много людей, а что оказалось? За годы горбачевизма и во время Ельцина нас оттуда вытеснили, точнее, мы сами оттуда ушли и уступили место. Кому, как вы думаете? США, Китаю, ЮАР, то есть государствам, которые воевали против нынешнего руководства и поддерживали оппозицию, так называемую партию УНИТА. И сейчас в числе главных инвесторов государства стоят эти страны, которые активно эксплуатируют ресурсы этой страны. Там кроме нефти есть алмазы, работает наша "АЛРОСА", насколько я знаю. Речь идёт о больших месторождениях алмазов, в том числе таких алмазов, которых у нас нет в Якутии, это так называемые цветные алмазы, которые составляют от 15 до 25 процентов добываемых в Африке этих ресурсов. Там имеются уран и другие вещи. Поэтому такое соглашение создаёт благоприятную ситуацию для того, чтобы мы там... Наши вложения там сейчас пока небольшие: в 2003 году было 15 миллионов, сейчас - где-то под 250-300 миллионов. Нам надо, чтобы туда шли и государственные компании, и частные компании. Что создаёт Нигерия? Что у нас в Нигерии? У нас в Нигерии, кроме проектов ВТБ, насколько я понимаю, есть проекты "Русал" - там есть алюминиевый завод, там есть глинозём. Нам часто говорят: а не лучше ли эти инвестиции использовать в России? Вы знаете, как посмотреть. Кроме геополитики и политики существует и такая вещь: любое государство, те же Соединённые Штаты и тот же Китай, в первую очередь хочет эксплуатировать ресурсы других государств, а не свои. Это нормально, потому что полезные ископаемые, к сожалению, не восстанавливаются, а цена добычи в африканских странах значительно ниже, чем в некоторых наших регионах, в основном в Сибири и севернее, там, где вечная мерзлота. Ливия - сам бог нам велел туда возвращаться. Советский Союз в своё время очень активно работал в Ливии, потом мы оттуда, особенно во время санкций, ушли, сейчас восстанавливаются отношения. У нас есть с ними целый ряд соглашений по строительству железной дороги - 500 километров РЖД собирается там строить, целый ряд проектов нефтегазовой промышленности. Наконец, "Оборонэкспорт" заключил ряд выгодных контрактов, а общий пакет военных закупок может составить 2 миллиарда долларов, построили завод по производству автоматов Калашникова, поставили "Корнеты" и так далее, и так далее. В то же время, хочу сказать, мы очень скромно туда идём: вот три страны, и пока всё. А нам нужно более массированно идти. Я считаю, что одна из причин такого нежелания массированно идти - наша какая-то такая политика в последние годы: ну мы не те, мы не Советский Союз, мы не Соединённые Штаты, постепенно мы уступаем Африку. Слава богу, в Латинскую Америку снова начали возвращаться. На постсоветском пространстве у нас происходят какие-то странные вещи. Недавно - может, кто-то читал интервью в газете "Коммерсантъ" - помощник Госсекретаря США по Центральной и Южной Азии цинично, откровенно и нагло заявил: мы будем создавать центр по борьбе с наркотрафиком в Таджикистане, и мы будем защищать от наркотрафика Россию. То есть они уже сами... они точно признают, что садятся на пути наркотрафика. А те, кто был с нами в Соединённых Штатах, - вот Комитет по международным делам - видели, как помощник Президента США по России убеждал меня, что никогда они на наркотрафик не сядут. Сейчас они не только признаются, они откровенно говорят: "Мы садимся туда, и вы от нас будете зависеть, сколько у вас каждый год будет умирать людей!" А у нас нет заявления МИДа, ничего нет! Это циничное заявление, это плевок нам в лицо! И поэтому нам надо везде их теснить, и в том числе в Африке. Есть такие государства, к которым США официально относится плохо, вводит всякие санкции: Зимбабве, Судан. Зимбабве - богатейшее государство по природным ресурсам: второе-третье место по платине, алмазам, золоту. Мне много раз приходилось разговаривать с президентом Мугабе. Роберт Мугабе - это легендарная личность, опять же у нас учился, у них куда ни ткни - все они учились у нас, так? Я, например, несколько лет назад узнал от высшего военно-политического руководства страны, от командующего Вооружёнными Силами, что и в Зимбабве наши воевали в партизанских отрядах, и были погибшие, раненые. Ну Ангола... И мы всех их тоже бросили. А только почему? Санкции. Но мы эти санкции не поддерживаем, почему же мы туда не идём? Пример Китая: активнейшим образом влезают везде и всюду! 20 миллиардов долларов выделено на проникновение в Африку. Когда летишь в африканскую страну на самолёте, где 70 процентов пожилых китайцев, ощущение, что ты в Китае, а не в Африке. При этом многие африканские государства уже недовольны китайцами из-за их методов навязывания. И все спрашивают: "А почему Россия сюда не приходит? Вам не нужна платина, вам не нужен хром или ещё что-то? Ну как же так?" А мы вот как-то тут проявляем скромность. Тот же Судан - то же положение. Создаётся уникальная ситуация. Советский Союз в своё время поставил в Африку и другие государства огромное количество военной техники, эта техника пришла в негодность, её нужно модернизировать, нужны запчасти. Как вы думаете, кто занял нашу нишу? Китай, Румыния, Израиль. Ну почему мы не можем это делать? Да, у них нет живых денег, но у них есть месторождения, которые они готовы давать для эксплуатации, и так далее. Нам надо активно идти туда и сбросить с себя некий комплекс неполноценности - что мы уже не та огромная страна. Мы огромная, колоссальная страна, у нас много умных, решительных людей! И для того чтобы всё это двигалось, надо, чтобы наш МИД, другие организации вели более агрессивную политику. В этом зале сидят люди, которые подтвердят мои слова. У нас до недавнего времени послом в Зимбабве был человек, для которого важнее было играть в гольф с послами США и Франции, чем защищать наши интересы. Сейчас он департамент в МИДе возглавил. (Я говорю при замминистра, курирующем Африку, - он улыбается.) Это человек, который... ну никчёмный совершенно человек, таких людей нельзя пускать в Африку! Африка не должна быть отстойником, где отсиживались бы такие люди, туда надо активных, решительных людей, и действовать по примеру китайских посольств в этих странах - штаб по захвату месторождений, всё в пользу Китая. У нас должны быть такие послы, такие специалисты. И мы должны выдавливать американцев, китайцев и так далее. Наша политика должна базироваться на идеологии российского имперского национализма: мы лучше всех! Выталкивать всех отовсюду, а на постсоветском пространстве вообще их выгонять по полной программе! Я считаю, то явление, о котором я вам сказал... Надо принять все меры, чтобы они оттуда ушли, уж не говоря о том, что вообще их не должно быть на постсоветском пространстве. Это наше пространство. Это наша Ангола, я бы так сказал, наша Нигерия, наш Мозамбик, наша Зимбабве. Это мы там кровь проливали, там победили наши люди и те, которым мы помогали. А те, которым помогали Китай, Америка и прочие страны, проиграли эту войну. И эксплуатировать эти месторождения должен тот, кто выиграл войну. Мы воевали не просто так, надо хотя бы из уважения к своей Родине, к своим людям, которые там кровь проливали, проявлять агрессивность и входить туда. Надо проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Климов Андрей Аркадьевич. Пожалуйста. КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы сейчас рассматриваем с вами одновременно три документа. Все они связаны со странами Африки, и, естественно, разговор выходит за рамки содержания этих документов, этих договоров, и тех трёх стран, о которых идёт речь. Поэтому я, как представитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", хотел бы тоже остановиться буквально очень коротко на африканской теме. Несмотря на то что мы все с вами - а я так понимаю, что все фракции собираются голосовать за ратификацию этих важных документов, - здесь едины, мы не можем разделить некоторых оценок и нюансов, которые здесь публично были высказаны. Это, уважаемые коллеги, не "наша Ангола" - это Ангола ангольцев, это не "наша Нигерия" - это Нигерия нигерийцев. И вообще, африканцы, как и любые другие нормальные люди, очень болезненно реагируют на такого рода заявления, поэтому, если мы хотим реально оказать помощь континенту, мы должны это делать нормально, как цивилизованные люди. Что губит сегодня китайцев, американцев и представителей других стран вот с таким псевдоимперским мышлением? Они в Африке сегодня уже встречают отторжение. Сегодня африканцы приходят к нам и говорят: вы единственные, кто не мотивирует свои действия вот такого рода заявлениями. Зачем же нам этот плюс, это позитивное отличие от того, что делал Советский Союз, забывать? Сегодня мы без идеологии идём в Африку, и это очень важно, и африканцы это понимают. Я хотел бы напомнить, что немногим более года назад Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев с визитом посетил целый ряд африканских стран. Это был первый серьёзный сигнал. Далее. По инициативе фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" мы с вами вместе провели очень большую международную конференцию, по сути, это был первый парламентский форум африканских государств за пределами Африки. Никто в мире такого не сделал, а мы сделали, и сделали не просто так, мы это сделали в год пятидесятилетия независимости Африки. Это имело колоссальный успех, нам до сих пор приходят телеграммы с благодарностью от лидеров африканских стран, они об этом всегда упоминают на своих встречах. Когда американцы и французы попробовали повторить нечто подобное, у них не получилось. И ведь это ещё не вкладывая никаких капиталов. Поэтому то, что делает сегодня Министерство иностранных дел, то, что делают сегодня наши экономические ведомства, наш бизнес, - это правильно, это нужно поощрять, это надо поддерживать, в том числе и сегодняшнюю ратификацию. Но надо понимать, что не всё из того, что делалось, и особенно как делалось, мы должны нести с собой в будущее. Взять всё позитивное из тактики и стратегии Советского Союза - это, конечно, правильно, но не надо тащить вот этот идеологический багаж, он всем и там уже надоел. Поэтому друзья, коллеги, я уверен, мы все сегодня ратифицируем эти документы, но тема Африки - большая, серьёзная, и ею нельзя заниматься от случая к случаю. Приглашаю вас более серьёзно сосредоточиться на этой работе и в том числе не забывать о методах парламентской дипломатии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Багдасаров Семён Аркадьевич. Только если по ведению, у вас уже было десять минут. Пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Я хотел бы сказать, что у нас запись-то выступающих закончилась и мне непонятно, откуда взялся следующий выступающий. Если будет нарушаться таким образом Регламент, я оставляю за собой право также его нарушить и рассказать, что такое Африка, человеку, который имеет смутное представление об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, у вас было десять минут. Вы воспользовались из них девятью минутами. Поэтому вы, наверное, сказали всё, что знаете за эти девять минут. Уважаемые коллеги, мы обсудили 5, 6 и 7-й вопросы. Выносим их на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5280 по 5338 из 6915
Первый законопроект - из блока "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 33 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 17 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8% Результат: принято Принято. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Нигерии о взаимном поощрении и защите капиталовложений". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 00 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8% Результат: принято Принято.