Заседание № 213
О проекте федерального закона № 364348-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части, касающейся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению запрета на розничную продажу алкогольной продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, у нас по 25-му вопросу для доклада приглашён представитель Законодательного Собрания Пензенской области, поэтому я предлагаю заслушать этот законопроект, это недолго. Нет возражений? По ведению - Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, законопроект, обозначенный под пунктом 20, рассмотрение которого уже переносилось по объективной причине, по моей просьбе, затрагивает интересы всех депутатов - может, найдём возможность сегодня его рассмотреть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, осталось семь минут до завершения... Давайте сделаем это в пятницу, Владимир Николаевич, ладно? Итак, 25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Докладывает Александр Иванович Ерёмкин, представитель Законодательного Собрания Пензенской области. Пожалуйста, Александр Иванович. ЕРЁМКИН А. И., представитель Законодательного Собрания Пензенской области. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законодательное Собрание Пензенской области выступило с инициативой внесения изменений в статью 16 закона о регулировании производства и оборота этилового спирта. Я хотел бы обозначить эти предложения и обосновать, почему они появились. Во многих субъектах Российской Федерации сложилась практика переводить жилые помещения на первых этажах многоквартирных домов в нежилые. Чаще всего в этих неприспособленных помещениях, находящихся непосредственно в жилых домах, создаются предприятия общественного питания, такие как закусочные, кафе, бары и рестораны. В этих заведениях, находящихся в шаговой доступности от жилых помещений, идёт активная продажа алкогольной продукции. В результате деятельности подобных предприятий в органы местного самоуправления, в органы государственной власти поступают многочисленные обращения граждан с жалобами на шум, на факты нарушения посетителями этих заведений общественного порядка в подъездах, возле домов и на прилегающих территориях, на детских площадках и в скверах. В целях защиты конституционных прав и интересов граждан, укрепления правопорядка, снижения масштабного злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизации населения Законодательное Собрание Пензенской области предлагает внести изменения в статью 16 федерального закона о регулировании производства и оборота этилового спирта. В частности, законопроект № 364348-6 даёт полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения в отношении времени, условий и места розничной продажи алкогольной продукции. Речь идёт о тех жилых помещениях, переведённых в нежилые, которые находятся не в новостройках - в новостройках первые этажи специально спроектированы, вся инфраструктура там рассчитана на использование соответствующими предприятиями, территория обустроена, - а в тех зданиях, которые были построены какое-то время назад без учёта того, что такая деятельность будет осуществляться на первых этажах, вот об этих старых зданиях идёт речь, там территория не приспособлена для того, чтобы на первых этажах были закусочные, рестораны и бары. Кроме того, предлагаемые изменения дадут субъектам рычаги для регулирования розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании услуг общественного питания в помещениях, переведённых из жилых помещений в нежилые и расположенных в многоквартирных домах. Об обоснованности такой позиции Законодательного Собрания Пензенской области говорит поддержка данной инициативы законодательными органами целого ряда субъектов Российской Федерации. Уважаемые коллеги, если мы примем такой закон, жители многих регионов скажут нам спасибо. Принятие закона не потребует признания утратившими силу действующих законов и дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета. Прошу вас поддержать предлагаемый законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Необходимость введения подобного запрета авторы мотивируют многочисленными обращениями граждан с жалобами на шум и на другие факты нарушения общественного порядка в таких заведениях. Следует отметить, что при размещении организаций общественного питания на нежилых этажах жилых зданий должны соблюдаться гигиенические нормы уровня шума - это определяется уже СанПиНом, и данные требования работают уже более двадцати лет. Дополнительные требования к соблюдению покоя граждан и тишины также могут быть установлены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Так, в Москве уже действует закон о соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время, выполнение которого обеспечивается посредством предоставления административных полномочий соответствующим органам. А запрет продажи алкогольной продукции в указанных местах не гарантирует отсутствия нарушений общественного порядка. Работа всех без исключения хозяйствующих субъектов во всех сферах деятельности должна осуществляться на законных основаниях и с обязательным соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований независимо от места их расположения и времени суток. Причиной беспокойства могут стать не только находящиеся в жилых домах организации общественного питания, но и какие-то другие источники шума, вплоть до соседей и прочего. Такие нарушения в подавляющем большинстве случаев - это нарушения общественного порядка, которые должны пресекаться правоохранительными органами. Я предлагаю представителю Законодательного Собрания Пензенской области ознакомиться с нашим законопроектом, который сейчас находится на обсуждении и которым предлагается ввести отдельное лицензирование, чтобы пресечь деятельность псевдопредприятий, которые под видом предприятий общественного питания как раз производят в первую очередь розлив и продажу алкогольной продукции, потому что сегодня запрет носит исключительно декларативный характер. Введя очень жёсткие ограничения и новые правила лицензирования для предприятий общественного питания, мы как раз избавимся от таких предприятий, находящихся в том числе на первых этажах жилых домов, которые продают алкоголь и именно поэтому являются, в общем-то, основным источником шума. То есть речь не о кафе и ресторанах, которые в большинстве своём достаточно законопослушные. С учётом изложенного комитет не поддерживает данный законопроект и предлагает его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Вопрос разработчику. Не кажется ли Александру Ивановичу и коллегам - может быть, поднимался в регионе этот вопрос, - что мы этим законопроектом фактически связываем два несвязанных понятия - питание и употребление спиртных напитков? Получается, что питание без употребления ликёроводочных изделий невозможно. Мы поддерживаем этот законопроект, но есть у нас такой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Иванович, отвечайте. ЕРЁМКИН А. И. Спасибо за вопрос, Михаил Владимирович. Ну, надо согласиться, что в этих предприятиях общественного питания одновременно и едят, и употребляют алкоголь, но в закусочной чаще всего всё-таки только употребляют алкогольную продукцию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос разработчикам законопроекта. Александр Иванович, понятно, что сейчас проголосуют против данного законопроекта, хотя мы говорили о том, что в этих разливочных, рюмочных, которые в жилых домах работают, кроме столов больше ничего и не бывает. А вы не рассматривали какие-то иные механизмы, чтобы с помощью других служб ограничить разрешительную часть, чтобы нарушений не допускать? Наверняка же коллеги предлагали какие-то варианты. Может быть, не запрещать такие точки, потому что тогда сразу получается ограничение для малого бизнеса, а какие-то другие меры принять, чтобы у себя в регионе не допустить подобные вещи в дальнейшем? ЕРЁМКИН А. И. Спасибо за вопрос. Конечно, меры в регионе принимаются, но наши полномочия распространяются только на ограничение времени. У нас эти ограничения - с 24 до 8 часов утра. А что касается соблюдения порядка и более ответственного отношения руководителей к своим посетителям, такая работа проводится, потому что жалоб очень много поступает от жителей, без внимания они не остаются, и депутаты, и правоохранительные органы, и дружинники, конечно, постоянно эту работу проводят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. Я хочу сказать, что целиком и полностью поддерживаю коллег из Пензенской области, и у меня вопрос к Виктору Фридриховичу в связи с этим. Я депутат от Оренбургской области, у нас в области и СанПиНы соблюдаются, и закон о тишине тоже принят, и он работает, но, к сожалению, эта проблема всё равно стоит очень остро, потому что ни первое, ни второе на практике не работают, вот на примере Пензы мы это видим, я думаю, что и в других регионах ситуация точно такая же. Почему тогда мы дополнительные инструменты не можем дать, для того чтобы навести в этой сфере порядок? Это же так логично! Ну, есть там определённые шероховатости - давайте примем в первом чтении, а во втором внесём изменения и эти шероховатости уберём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Максим Александрович, во-первых, я упомянул уже о том, что в Москве действует закон о соблюдении покоя граждан, который устанавливает собственные нормы по ограничению шума, которые, кстати, отличаются в лучшую сторону от того, что было принято в СанПиНах. В Москве это достаточно хорошо работает, но опять же это относится не только к предприятиям общественного питания, в которых продаётся алкогольная продукция. И ещё раз повторю, что нами внесён законопроект о том, что предприятиями общественного питания, которые могут продавать алкоголь, должны быть только крупные кафе и рестораны. Если мы говорим, что шум только из-за употребления алкоголя, а не от того, что там люди гуляют и веселятся на трезвую голову, то в этом случае мы всё отрегулируем; если мы говорим, что шум идёт от того, что там находится предприятие общественного питания, независимо от наличия там алкоголя, тогда надо принимать другой законопроект - о запрете предприятий общественного питания на первых этажах жилых домов, но это уже совсем другой предмет регулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. У меня вопрос тоже к Виктору Фридриховичу, как и у моего коллеги Щепинова, он был депутатом городской думы, я - областной. У нас тоже есть такая практика во фракции, к нам коллеги неоднократно приезжали из различных регионов, и в Рязанской области тоже этот вопрос поднимался. Неужели же вы думаете, что депутаты-одномандатники и депутаты, прошедшие по спискам от различных политических партий, не общаются с избирателями в своих регионах? Неужели же они не прорабатывали различные варианты и прокуратура не рассматривала эти инициативы? И они, естественно, приходят к нам с такими инициативами, потому что нет других вариантов. Неужели вы думаете, что они не такие профессионалы или не так сильно любят своих избирателей, как вы? Это первое. И ещё маленький вопрос: вы в пример приводите Москву, а вы знаете, что согласно её особому статусу у депутатов Московской городской Думы полномочия повыше, чем у депутатов региональных парламентов других субъектов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктору Фридриховичу Звагельскому микрофон включите, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Александр Николаевич, большое вам спасибо, я теперь буду знать, что статус московского депутата выше, и об этом обязательно скажу при встрече в правительстве Москвы, потому что пока я этого не почувствовал. А самое основное - мы говорим о том, что нормальному проживанию граждан мешает шум именно от того, что в их доме находится предприятие общественного питания, но в Москве, например, сейчас на первых этажах домов запрещено создавать спортивные комплексы, и именно из-за уровня шума, и никакого отношения к алкоголю это не имеет. Если основным источником шума считается именно предприятие общественного питания, давайте вносить закон, в котором будем рассматривать кафе и рестораны именно как источники шума, а к алкоголю это никакого отношения опять-таки не имеет. Гораздо больший шум и гораздо чаще нарушения общественного порядка не там, где кафе и рестораны, а там, где на первых этажах домов находятся магазины шаговой доступности, в которых продаётся алкоголь, и вот в связи с этим, наверное, стоит подумать об изменении законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я думаю, что эту инициативу необходимо поддержать, потому что мы, депутаты Государственной Думы, несём высокую ответственность перед избирателями и нашими коллегами из субъектов, ведь они непосредственно прорабатывают эти вопросы на местах, знают о них, и мы должны прислушиваться к их инициативам и их поддерживать. Я помню, что очень много своих предложений мы, депутаты региональных парламентов, направляли в Москву, когда принимался закон о запрете игорного бизнеса на территории Российской Федерации, потом были выделены отдельные зоны, но почему-то в Государственной Думе это видели по-другому, и очень долго эта проблема решалась. Что касается магазинов, находящихся на первых этажах, я, допустим, вижу, что крупные сетевики чувствуют себя в регионах очень комфортно. И если мы будем под этим предлогом пытаться виноватыми выставлять магазины, которые алкогольной продукцией торгуют... Я хочу напомнить, что у нас есть федеральное и региональное законодательство, запрещающее продажу спиртных напитков в определённое время. Что касается тех заведений, о которых говорил коллега из Пензенской области, ведь речь идёт о детях, живущих в этих домах, о людях, которые проходят мимо и наблюдают этот, скажем так, шабаш - граждан, находящихся в нетрезвом состоянии рядом с этими закусочными. У нас произошло серьёзное сокращение сотрудников правоохранительных органов, не на все жилые дома хватает участковых, и полиция не всегда успевает выезжать на звонки жителей. Именно поэтому, коллеги, я предлагаю принять этот законопроект в первом чтении. Если будут нужны какие-то доработки и изменения, это можно будет сделать. Хотел бы заострить особое внимание на этом, чтобы мы снова не создавали ситуацию, при которой выдаются какие-то лицензии, опять это связано с деньгами, с получением разрешений... Нужно подумать о том, чтобы в первую очередь не страдали жители, в данном случае жители страдают, а предприниматели - нет. Поверьте мне, эти заведения больше вреда приносят и духовного, нравственного, и физического, нежели прибыли для регионов! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект. Мы благодарим коллег из Законодательного Собрания Пензенской области за него, и могу сказать, что мы будем вносить подобные законопроекты до тех пор, пока нас не услышат: пока не услышит фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пока не услышит правительство. Коллеге Виктору Фридриховичу хочу сказать, что в первую очередь надо защитить наших граждан не от шума, а действительно от угрозы попасть под руку пьяному хулигану и от пагубного примера для молодёжи. Я считаю, что категорически должно быть запрещено размещение подобных заведений в жилых домах. Хотите этим заниматься - постройте себе магазины, распивочные в удалении, на расстоянии хотя бы нескольких сотен метров от жилых домов, потому что действительно и пожилые люди, и дети не должны подвергаться этой опасности во дворах, у парадных. А шум - это уже, знаете, второстепенное, во всяком случае, от него у нас нет смертельных исходов, другой же статистики, я думаю, просто не ведётся, если бы она была - она была бы ужасающей! Именно поэтому категорически выступаем против совмещения в таком виде ожидания какого-то экономического эффекта и пресловутой "заботы" о малом бизнесе - не так нужно малый бизнес поддерживать! - приоритетом должны являться в первую очередь граждане, а граждане уже давно требуют избавить их от такого соседства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 12 мин. 01 сек.) Проголосовало за 160 чел.35,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 160 чел. Не голосовало 290 чел.64,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.