Заседание № 175

09.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 364120-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения правовых оснований обработки персональных данных при проведении переписи населения, а также уточнения порядка заполнения переписных листов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5246 по 5311 из 10732
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переходим к пункту 37. О проекте федерального закона "О   
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Докладывает Александр Петрович Москалец.                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В целях           
упрощения порядка сбора данных при проведении переписи мы продолжаем            
поддерживать данный законопроект и поступившие ко второму чтению четыре         
поправки рекомендуем одобрить. С учётом этих поправок подготовлен текст         
законопроекта, к которому у Правового управления Аппарата Государственной       
Думы замечаний нет. Поэтому Комитет по конституционному законодательству и      
государственному строительству рекомендует утвердить таблицу поправок и         
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одна таблица, четыре поправки. Есть замечания?            
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок. Голосуйте.                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Голосуйте.   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Петрович.                                                 
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Спасибо, уважаемые коллеги, за поддержку нашей работы, и         
рекомендуем вам принять законопроект в третьем чтении. Все необходимые          
процедуры нами проведены. Правовое управление замечаний не имеет.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. В    
рамках "часа голосования" голосуем по данному законопроекту в третьем чтении.   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 168

09.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 364120-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения правовых оснований обработки персональных данных при проведении переписи населения, а также уточнения порядка заполнения переписных листов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5353 по 5860 из 6602
Блок "Государственное строительство и конституционные права граждан". Пункт     
21 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О        
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".      
Доклад депутата Государственной Думы Виктора Фридриховича Звагельского.         
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Фридрихович.                                                 
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на      
совершенствование правовых норм, регулирующих сбор персональных данных о        
национальной принадлежности при проведении Всероссийской переписи населения.    
                                                                                
В настоящее время обработка данных о национальной принадлежности, отнесённых    
к специальной категории персональных данных, возможна только с письменного      
согласия субъекта персональных данных. Однако в условиях ограниченности         
времени проведения Всероссийской переписи населения, которая является           
единственным источником информации о национальном составе населения             
Российской Федерации, получение письменного согласия на обработку таких         
данных повлечёт за собой значительное увеличение нагрузки на население и лиц,   
осуществляющих сбор сведений, и, кроме того, может привести к отказу многих     
граждан Российской Федерации от участия в переписи. Для решения упомянутых      
проблем предлагается предусмотреть в пункте 1 части 2 статьи 10 Федерального    
закона от 27 июля 2006 года "О персональных данных" возможность обработки       
персональных данных о национальной принадлежности без согласия субъекта         
персональных данных, если обработка необходима в связи с проведением            
Всероссийской переписи населения.                                               
                                                                                
Кроме того, предлагается признать утратившим силу подпункт "б" пункта 4         
Федерального закона от 28 ноября 2009 года "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О Всероссийской переписи населения", предусматривающий       
получение согласия опрашиваемого лица на обработку сведений о его               
национальной принадлежности путём заполнения соответствующего раздела бланка    
переписного листа непосредственно опрашиваемым лицом.                           
                                                                                
Принятие законопроекта позволит гарантировать соблюдение прав коренных          
малочисленных народов Российской Федерации, не владеющих письменным русским     
языком в силу низкого уровня грамотности, и лиц с ограниченными физическими     
возможностями, желающих указать свою национальную принадлежность, однако        
неспособных собственноручно заполнить переписной лист либо дать согласие        
исключительно в письменной форме на обработку персональных данных о своей       
национальной принадлежности. На основании изложенного просим поддержать         
данный проект федерального закона.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Фридрихович. Присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по конституционному законодательству и           
государственному строительству Владимира Николаевича Плигина.                   
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет           
поддерживает концепцию законопроекта. С учётом того что сведения о              
национальной принадлежности сообщаются лицом по его желанию, а данные,          
получаемые в ходе опроса, обезличиваются, установленный законом в действующей   
редакции уровень защиты конфиденциальности персональных данных представляется   
явно избыточным.                                                                
                                                                                
Следует остановиться на высказанном Комитетом Государственной Думы по делам     
национальностей замечании, касающемся неясности в вопросе о том, на основании   
каких данных будут заполняться переписные листы лицами, осуществляющими сбор    
сведений о населении. Комитет по конституционному законодательству и            
государственному строительству полагает, что в ходе подготовки законопроекта    
к рассмотрению во втором чтении у нас будет возможность обсудить и внести       
поправки, позволяющие обеспечить максимальную полноту учёта, свободу граждан    
определять свою национальную принадлежность. При этом одной из ключевых задач   
законодателя должно стать недопущение создания условий, способствующих          
возникновению конфликтных ситуаций в многонациональном обществе. Остальные      
замечания и предложения носят юридико-технический характер.                     
                                                                                
С учётом высказанных замечаний и предложений мы полагаем, что законопроект      
может быть доработан ко второму чтению, предлагаем Государственной Думе         
принять законопроект в первом чтении. Законопроект поддержан                    
комитетами-соисполнителями: Комитетом по экономической политике и               
предпринимательству и Комитетом по информационной политике, информационным      
технологиям и связи. Комитет по делам национальностей поддерживает статью 1     
законопроекта, но не поддерживает статью 2. В заключении Правового управления   
Аппарата Государственной Думы содержатся замечания юридико-технического         
характера. Поступил положительный отзыв - официальный отзыв Правительства       
Российской Федерации. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом          
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть четыре вопроса - от фракций КПРФ и    
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы.                                  
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, четырнадцать вопросов! (Шум в зале.)                        
                                                                                
Ставится на голосование предложение депутата Гайнуллиной - по одному вопросу    
от фракции. Кто за данное предложение? Прошу...                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Другое предложение!                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило первое, проголосуем за первое, потом за         
второе. Ставится на голосование предложение депутата Гайнуллиной - по одному    
вопросу от фракции. Кто за данное предложение? Прошу определиться               
голосованием. (Сильный шум в зале.)                                             
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.99,4%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,6%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
По ведению - Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста.                            
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги! (Шум в зале.) Да не кричите, пожалуйста!        
Тише, тише, тише. Коллеги, ну вот скажите, пожалуйста, а...                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста, говорите.         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Коллеги, ну нелогично получается: зачем тогда, спрашивается, вносить            
всяческие поправки, будоражить население, призывать депутатов посещать          
пленарные заседания, если Фарида Исмагиловна будет каждый раз предлагать по     
одному от фракции - по одному вопросу, по одному выступлению? А остальные       
чего должны здесь делать, спрашивается, а, коллеги? Где логика?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович, я прокомментирую, что от вашей фракции всего лишь один     
вопрос, вы его и зададите.                                                      
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич по ведению.                                       
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемая Надежда Васильевна, в соответствии с Регламентом, если вы дали        
возможность записаться, вы не имеете права лишать человека голоса. Вам надо     
было сразу принимать решение, как задавать вопросы.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минуточку! Читайте Регламент. Олег Викторович рядом,           
спросите, он разработчик.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Асееву для        
комментария.                                                                    
                                                                                
АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Абсолютно в рамках Регламента принято решение, и не надо путать, читайте        
Регламент сами.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я прошу, уважаемые депутаты от фракции КПРФ, определиться, кто задаст от вас    
вопрос. Рябов Николай Фёдорович, пожалуйста, ваш вопрос.                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Хорошо, спасибо, что уступили, благодарен.                          
                                                                                
Владимир Николаевич, из вашего выступления я понял, что норму, которая          
устанавливается законом, об обязательном, так скажем, внесении данных о своей   
национальности вы предлагаете всё-таки ко второму чтению изменить, внести       
норму о свободном волеизъявлении, то есть желаешь - можешь обозначить свою      
национальность, нет - значит, можешь не говорить. Я так понял ваше              
выступление или нет?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Николай Фёдорович, в соответствии с Конституцией никто не может    
быть принуждён к тому, чтобы определять свою национальность, то есть каждое     
лицо будет определять свою национальность так, как оно хотело бы определить.    
Может оказаться, что некоторые лица откажутся определять свою национальность.   
Существует примерный, подчёркиваю это слово, примерный перечень                 
национальностей, этносов, субэтносов Российской Федерации, очень примерный,     
для академических целей - это приблизительно одна тысяча восемьсот сорок        
тысяч. То есть соответственно после того, как лицо устно обозначает свою        
национальность, она будет таким образом внесена. Может быть достаточно          
сложное название, но тем не менее это выбор каждого лица, его внутреннее        
ощущение, к кому он себя относит, например, скажем, вепсы. Но тем не менее я    
бы хотел обратить внимание, что к этому надо относиться очень внимательно. И    
поэтому комитет считает, что этот вопрос, конечно, требует такого глубокого,    
спокойного продумывания каждым человеком.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
От фракции ЛДПР - депутат Лебедев Игорь Владимирович. Ваш вопрос.               
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, учитывая, что граждане принимают участие в       
переписи населения без предъявления каких-либо документов, соответственно,      
любой гражданин может назвать себя представителем любой национальности. И при   
этом по итогам переписи мы можем получить совершенно искажённую картину по      
национальному составу нашей страны. Может преобладать какая-то одна             
национальность, если, предположим, граждане договорятся, и все будут называть   
себя представителями именно этой национальности. Поэтому в связи с этим         
вопрос: не считаете ли вы, что необходимо каким-то образом поправить наше       
законодательство, чтобы всё-таки итоги переписи давали нам истинную картину     
не только по количественному составу, но и по национальному?                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Владимирович.                              
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                                
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Я бы хотел повторить норму Конституции, которая запрещает нам      
обязывать кого-то указывать свою национальность или определять свою             
национальность. Каждое лицо имеет свободное право. Это первый момент.           
                                                                                
Второе. При очень большой выборке - сто сорок два с половиной миллиона          
человек являются гражданами Российской Федерации, - на сегодняшний день при     
такой большой выборке какого-либо рода договорённости, предполагающие           
отнесение себя к той или иной национальности, невозможны.                       
                                                                                
Есть ещё один момент очень важный. Процессы, которые протекают в настоящее      
время, - вы это знаете не хуже меня - говорят о том, что лица очень точно       
пытаются себя идентифицировать, соотнести с каким-либо этносом, субэтносом и    
так далее, поэтому, я думаю, здесь искажений быть не может. Но тот вопрос,      
который вы задаёте, естественно, - я имею право оценивать - имеет право на      
существование, но, я полагаю, при большой выборке договорённости невозможны.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", депутат Ненашев Михаил Петрович, ваш вопрос.                   
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П. Спасибо, Надежда Васильевна.                                      
                                                                                
Владимир Николаевич, вот предлагаемым законопроектом исключается норма о том,   
что в случае отсутствия кого-либо из опрашиваемых лиц переписные листы          
заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, со слов членов   
домохозяйства. С учётом огромных размеров наших территорий не приведёт ли это   
к искажению полученных сведений? Человек может уехать в командировку,           
заболеть, но, если в том законе была норма, что члены семьи могут дать          
информацию, сейчас мы исключаем её. Не приведёт ли это к искажению, ещё раз     
говорю, полученных нами персональных данных?                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Петрович.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Михаил Петрович, мы действительно этот вопрос поднимали на         
заседании комитета. Нам были официально даны сведения о том, что, допустим,     
по прошлой переписи был дополнительно выявлен один миллион восемьсот тысяч      
человек. Эти данные приводились, поскольку мы посчитали больше, чем должно      
было быть по учёту (я цитирую стенограмму), но это за счёт нелегальной          
миграции: люди легально въезжали, а потом оставались с нарушением правил.       
Сейчас более чётко организована работа по регистрации населения в Федеральной   
миграционной службе. Я думаю, что искажения, конечно, возможны, их исключить    
нельзя, но тем не менее они не будут играть существенной роли при столь         
большой выборке и правильной организации работы.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Депутат Лекарева Вера Александровна, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ваш вопрос.         
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Надежда Васильевна.                                     
                                                                                
Уважаемый Владимир Николаевич, всё, что касается переписи населения, это        
очень серьёзно. И представляется, вообще, весьма сомнительным желание           
упрощения порядка сбора информации. Какие цели достигаются вот этим             
упрощением? Мы полагаем, что упрощение порядка сбора информации может           
привести к недостоверности информации, а самое главное, ещё и не гарантирует    
запрета доступа к информации недобросовестных людей. В последнее время нам      
средства массовой информации показывают, что, покупая, приобретая эту           
информацию какими-то непонятными путями, мошенники, например, ветеранов         
Великой Отечественной войны обманули на 200 миллионов рублей. Не появится ли    
возможность получения такой информации у новых горе-предпринимателей, которые   
организовывают "Рога и копыта" и наживают такие баснословные состояния?..       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Александровна.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Вера Александровна, на самом деле вы ставите более       
глубокий вопрос, чем тот, что решает данный законопроект. Этот вопрос в         
принципе касается методики проведения Всероссийской переписи населения. Как     
нам говорили специалисты, наиболее совершенная методика была в Российской       
Империи. В той методике, которую мы предлагаем в настоящее время, несомненно,   
есть искажения, они, может быть, требовали бы дополнительного научного          
изучения. Единственное, что в данной ситуации говорит о позитивном решении      
этого вопроса, - то, что информация о национальной принадлежности будет         
носить обезличенный характер, она обезличивается, поэтому применительно к       
ситуации шантажа конкретного человека - я понимаю, что в том числе и это вас    
беспокоит, - вряд ли будет возможно что-то сделать. Есть проблема, связанная    
с тем, чтобы те лица, которые будут не собственноручно вносить... это будут     
вносить переписчики - будут ли они злоупотреблять своими возможностями? Это,    
наверное, зависит от ответственности конкретных переписчиков, от их             
подготовки, от требовательности организаций к их работе.                        
                                                                                
Но ещё раз хотел бы сказать, что Российская Империя в ряде случаев была не      
настолько прямолинейна, но получала более качественные ответы.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Два    
- от КПРФ, один - от ЛДПР.                                                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Локоть, ваше выступление.                                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо.                                                           
                                                                                
Из-за нашей торопливости, вернее, не из-за нашей торопливости, а из-за          
торопливости большинства в этом зале, мне кажется, мы не озвучили важный        
аспект данного законопроекта, важный для организаторов, для тех, кто проводит   
эту перепись, и тех граждан, которые участвуют в этой переписи. Дело в том,     
что для удалённых территорий и особо труднодоступных территорий                 
предусмотрено, что перепись начинается с 1 апреля 2010 года. Если я не          
ошибаюсь, речь идёт о двадцати двух субъектах Российской Федерации, таких как   
Горный Алтай, Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия) и так далее. И в некоторых       
регионах, как я сказал, уже началась эта перепись, а мы сегодня нашим           
решением, вот этим законом вносим серьёзные изменения на ходу, что              
называется. Вопрос такой: а как быть тем, кто перепись уже прошёл? Как быть     
тем территориям, где уже все данные собрали, уже начали их сводить в отчёты?    
Вот это не прозвучало ни в одном, ни в другом докладе. На мой взгляд, это       
крайне важно. И я очень надеюсь, что при дальнейшем обсуждении законопроекта,   
а может быть, в заключительном слове это прозвучит, потому что актуальность     
этого вопроса очевидна.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич.                             
                                                                                
Депутат Решульский Сергей Николаевич, ваше выступление.                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Я бы также призвал всех более внимательно подойти к данному законопроекту. И    
дело не только в том, что перепись уже начата и по ряду регионов она набрала    
силу, идёт полным ходом, речь идёт именно о межнациональных отношениях,         
особенно острых в нынешний период.                                              
                                                                                
Нам докладчики толково и аргументированно объясняли, что при большой выборке    
в целом по России, может быть, никакой разницы мы не почувствуем - будет ли     
эта отметка о национальности, указание национальности, с письменного согласия   
субъекта персональных данных или без его согласия. Но ведь мы с вами            
прекрасно должны осознавать, что результаты Всероссийской переписи населения    
используются на областном, республиканском, краевом уровне, на уровне районов   
и городов тех или других республик, краёв и областей. Разве вы не знаете        
примеры, когда неожиданно перед теми или другими выборами, перед местными, я    
имею в виду, выборами, у нас вдруг в том или другом районе резко меняется       
национальный состав района? Если вы не знаете, я готов вам привести такие       
цифры, а если знаете, то тогда мы должны определиться в статье 1                
предлагаемого законопроекта, на основании каких достоверных данных эта запись   
будет делаться, если не с письменного согласия или даже несогласия субъекта     
персонального опроса, персональных данных. Я опасаюсь, что, оставив в такой     
редакции статью 1, мы создадим поле для, ну, не совсем порядочных действий,     
когда в угоду тем или другим национальным амбициозным намерениям умышленно      
будет искажаться национальный состав того или другого района или города. Я не   
зря вам сказал, что такие примеры есть. Особенно немало таких примеров -        
немало, подчёркиваю - по нашим национальным республикам и сложносоставным,      
скажем, краям Российской Федерации.                                             
                                                                                
Я хотел задать вопрос и докладчику, и содокладчику, я думаю, они озабочены      
этой проблемой: каким они видят механизм дальнейшего проведения переписи        
именно по этому сложному вопросу? На основании чьих данных мы будем писать      
тому или другому человеку ту или другую национальность? По данным ЗАГСа или     
по записям, я не знаю, в каких-то домовых книгах? Или это будет, может быть,    
указание руководителя того или другого района или области?                      
                                                                                
У нас даже на межгосударственных отношениях... Ближе мне, может быть,           
Азербайджан, возьмём посмотрим, как переписывали там национальности - тех же    
лезгин, людей других национальностей. Нас это возмущало, мы даже здесь, в       
зале, как-то об этом говорили. Но пример, который я привёл, он же не единичен   
для наших приграничных стран теперь. Такая же тенденция, я опасаюсь, с          
принятием неоткорректированной вот этой статьи 1 может возникнуть и уже         
возникает в пределах России.                                                    
                                                                                
Поэтому мне жаль, конечно, что ни докладчик, ни содокладчик не пояснили, как    
видят авторы и комитет механизм реализации вот этого сложного, довольно         
острого, да и опасного вопроса, который всё-таки, я полагаю, с принятием        
такой редакции этой статьи может возникать в пределах Российской Федерации. Я   
бы просил, если будет такая возможность, всё-таки дать пояснение сейчас или     
потом в рабочем порядке, на какие данные мы будем ориентироваться и какие       
данные будем принимать на веру, когда будем записывать без согласия             
опрашиваемого лица принадлежность его к той или другой национальности.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Депутат Иванов Сергей Владимирович, ваше выступление.                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Ну, многое уже было сказано по данному законопроекту. Я вот только хотел бы     
спросить: а есть ли у нас в зале хоть один депутат, который стесняется своей    
национальности? Или, может быть, у нас есть дискриминирующие законодательные    
акты, Конституция, которая говорит, что одна национальность выше другой и так   
далее? Нет этого ничего абсолютно. Поэтому вот сама постановка вопроса, что     
никто не может быть принуждён к указанию... Принуждён - ладно, может быть, и    
не может, а вот если я хочу, чтобы у меня стояла в документе национальность,    
то как мне реализовать данное право? Не знаю.                                   
                                                                                
То же самое вот с этой переписью. Я понимаю, коллеги, что сложности             
определённые возникают, но мне кажется, что данная норма возникла только для    
того, чтобы скорректировать тот национальный состав, который у нас был по       
итогам прошлой большой переписи, ну и на основании этого уже делать             
соответствующие выводы. Иначе я просто не вижу, для чего всё это. Да и          
вообще, сама процедура, когда приходит человек и, не записывая ни имени, ни     
фамилии, ни отчества, заполняет данные... Так он вообще может не ходить, по     
большому счёту. Там, конечно, есть определённые нюансы, но ведь никаких         
идентифицирующих данных о себе никто не оставляет. Вот подобный механизм, я     
не знаю, как он вообще работает. Для чего мы тратим довольно большие деньги,    
что мы хотим узнать? Думаю, потом мы это узнаем, но будет, наверное, уже        
поздно.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Выступления завершены. Полномочный представитель президента? Нет желания.       
Правительства? Также нет. Заключительное слово докладчика.                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон депутату Звагельскому Виктору Фридриховичу.      
                                                                                
ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо.                                                      
                                                                                
Ну, во-первых, вкратце отвечая на все вопросы тех, кто спрашивал... О какой     
погрешности мы вообще говорим? Есть математическое понятие того, что            
происходит. До этого огромное, ну, не будем говорить огромное, достаточно       
большое количество людей по тем или иным причинам не вписывали свою             
национальность в опросный лист. И для этого было достаточно много причин - от   
элементарной безграмотности до каких-то личных мотиваций. Возможно, в зале и    
нет стесняющихся своей национальности депутатов, но, к сожалению, такие         
ситуации в России сплошь и рядом. Поэтому гораздо большую погрешность           
составляло то, что очень много людей просто не вписывали свою национальность.   
И если за людей сейчас будут вписывать национальность, если мы об этом          
говорим, то погрешность в данном случае будет гораздо меньше.                   
                                                                                
Вопрос умышленного искажения общей отчётности, он также уже не стоит. Если мы   
говорим о том количестве людей, которые отказывались раньше свою                
национальность вписывать, то вы можете себе представить, какое сейчас           
количество людей будет, за которых впишут якобы другую национальность и тем     
самым умышленно исказят национальный баланс в том или ином регионе, в той или   
иной области. Ну, согласитесь, это из области фантастики.                       
                                                                                
Если говорить о том, что какие-то надо вводить дополнительные корректировки,    
- да, это возможно, но в целом данный законопроект направлен именно в первую    
очередь на снижение математической погрешности и, как следствие, на упрощение   
самой процедуры переписи и снижение сроков, потому что если сроки               
увеличиваются, то погрешность тоже увеличивается.                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плигин Владимир Николаевич, ваше заключительное слово.                          
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, Анатолий Евгеньевич Локоть задал вопрос, и в    
этой связи я хотел бы отметить, что, в частности, по результатам переписи,      
которая была на Ямале, и по результатам обобщения этой практики, а также        
отрицательной практики при выполнении требований предыдущей переписи,           
возникла необходимость подготовки данного законопроекта.                        
                                                                                
Я должен сказать, что я полностью разделяю и обеспокоенность Сергея             
Николаевича Решульского. Конечно, это потребует определённых коррективов и      
определённой организационной работы, причём внимательной организационной        
работы, со стороны всех государственных органов.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за данный             
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.